12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дернина Юлия Владимировна107

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ЛЫСЬВЕНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"














СТРУКТУРА ПРОГРАММИРОВАНИЯ С РАЗВЕТВЛЕНИЕМ

Методическая разработка учебного занятия

по дисциплине ОУД.10 Информатика

для студентов I курса специальностей технологического профиля

























2019

ПОЯСНТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данное учебное занятие разработано для студентов I курса специальностей технологического профиля ОУД.10 Информатика.

Тема урока: "СТРУКТУРА ПРОГРАММИРОВАНИЯ С РАЗВЕТВЛЕНИЕМ"

Целью проведения данного занятия является отработка навыков записи команды ветвления путём интеграции знаний и умений, полученных при изучении других предметов и решения задач с практическим содержанием

ПЛАН УРОКА


Предмет информатика

Тема занятия СТРУКТУРА ПРОГРАММИРОВАНИЯ С РАЗВЕТВЛЕНИЕМ

Вид занятия (тип) комбинированный урок

Метод проблемно – поисковый метод при решении задач по информатике

Цель занятия

Учебная: отработка навыков записи команды ветвления путём интеграции знаний и умений, полученных при изучении других предметов и решения задач с практическим содержанием.

Развивающая: активизация мыслительной деятельности путём установления единых общих правил использования команды ветвления в различных областях человеческой деятельности.

Воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, бережного отношения к средствам обучения.

Межпредметные связи:

Обеспечивающие: математика

Обеспечиваемые: программирование, информационные технологии, операционные системы

Обеспечение занятия

А. Наглядные пособия опорный конспект

Б. Раздаточный материал: рабочая тетрадь

В. Технические средства обучения: персональный компьютер, проектор

Г. Учебные места (для практ. занят. лаб.раб.)

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Активизация прежних знаний

3. Переход к изложению нового материала

4. Сообщение нового материала

5. Тест

5. Подведение итогов

6. Домашнее задание

Литература

Кувшинов Д.Р., Основы программирования, Учебное пособие для СПО, 2019

Кудрец Д Основы программирования на языке Pascal, 2018



№ элемента

Элементы занятия, учебные вопросы, формы, методы обучения

Добавления, изменения, замечания

1

2

3



1



















































2



































































3














4
























































































































































































































































































































































5














6




Организационный момент

- Приветствие

Тема сегодняшнего занятия Разветвлённая структура”.

- На предыдущих уроках вы учились строить алгоритмы линейной структуры. А как вы думаете, почему нам нужно учиться строить алгоритмы?

- Большинство задач, которые ставит перед нами жизнь, требуют умения ориентироваться, применять имеющиеся знания, умения и навыки на практике и выбрать единственно верный путь к их разрешению. То есть умение выбирать

Цель: приобрести и отработать знания, полученные в результате изучения темы: «Разветвлённая структура»

- При решении задач с практическим содержанием. Вы попытаетесь доказать, что нет такой области человеческой деятельности, где бы для решения поставленной задачи, человек не стоял перед выбором.

- Эпиграфом к уроку могут служить слова великого философа Песталоцци.

«Приведи в своем сознании все по существу взаимосвязанные между собой предметы, в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе».

И.Г. Песталоцци

Вы должны проследить взаимосвязь тех знаний, которые вы получили на уроках физики, математики, биологии с теми знаниями, которые получаете на уроках информатики, и какая связь между знаниями, полученными в повседневной жизни.

Итак, работать мы сегодня будем по рабочей тетради, в которой есть:

- опорный конспект (в нём прописаны зарезервированные слова для составления программ, запись условия, так же прописан «путь» для того чтобы открыть среду программирования)

- задачник (в нём предложены задания основные и дополнительные)

- страница другого цвета с названием «Программист» (для того чтобы подвести результаты в конце занятия)

Назван он так не случайно. Только человека достигшего больших результатов в программировании можно назвать программистом.

Активизация прежних знаний

Прежде чем перейти к нашей новой теме, необходимо вспомнить основные понятия, изученные на прошлых занятиях

Вопрос:

С помощью чего можно достичь поставленных целей? (план)

С помощью чего можно испечь торт? (рецепт)

А для чего нам нужна инструкция? (для того чтобы совершить действия в определённом порядке)


План, рецепт, инструкция – всё это является алгоритмами

Итак, что такое алгоритм?


Алгоритм- описание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.


Вопрос:

Кто же является исполнителем алгоритмов?

Ну, во-первых, исполнитель алгоритмов это…


Исполнитель алгоритмов - объект, определяющий элементарные действия, из которых формируется алгоритм.


Следовательно, исполнители это кто? (Ответ: человек и компьютер, говоря о программировании)


Вопрос:

Говоря об алгоритмах можно выявить то, что алгоритмы бывают разных видов


Виды алгоритмов:

1. Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке);

2. Циклический алгоритм (описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено задание);

3. Разветвляющий алгоритм (алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий)


Приведите примеры алгоритмов!!!


- Итак, мы вспомнили, что такое алгоритм и что такое исполнитель алгоритмов, вспомнили виды алгоритмов, но говорим мы о реализации алгоритмов в программировании. Здесь для представления алгоритмов мы не можем воспользоваться рецептом или инструкцией, поэтому необходимо ввести следующее понятие


Блок-схема - графическое изображение управляющей структуры, программы или алгоритма решения задачи в виде условных графических обозначений.


Вопрос: в каждой решаемой задаче есть определённый набор данных, в каком виде данные могут быть представлены в программе? (переменная)


Что такое переменная?


Переменная – это программный объект (число, слово, часть слова, символы) имеющий имя и значение, которое может быть получено и изменено программой.



Переход к изложению нового материала


В жизни часто приходится принимать решения в зависимости от сложившейся ситуации. Если сдали сессию хорошо, то вы радуетесь и можете хорошо отдохнуть на каникулах, если плохо, надо выучить материал и сдать долги. Встречаются и более сложные ситуации, когда в зависимости от того, выполняется или не выполняется то или иное условие, делается определённый выбор.


Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность действий, называется ветвлением.


Сообщение нового материала


Итак, рассмотрим три основных понятия:


Разветвленные алгоритмы в своем составе содержат блок условия и различные конструкции ветвления.


Ветвление - это структура, обеспечивающая выбор между альтернативами.


Альтернатива - предназначена для описания различных процессов обработки информации, выбор которых зависит от значений входных данных.

Рассмотрим запись условия:

If <логическое выражение> then writeln<оператор>;

If <логическое выражение> then writeln <оператор 1> Else <оператор 2>;



Существует несколько структур ветвления:

Полное ветвление (или просто ветвление)

Неполное ветвление

Многоальтернативное ветвление



Полное ветвление (представленное графическим способом):


Объяснение блок-схемы…

t1575281621aa.gif












Я предлагаю следующую задачу для решения


задача: Вычислить корни квадратного уравнения t1575281621ab.gif с заданными коэффициентами t1575281621ac.gif предполагается, что t1575281621ad.gif и что дискриминант уравнения неотрицателен


Решение:

Скажите, что необходимо вычислить?

Ответ: корни квадратного уравнения


Скажите формулы для нахождения корней уравнения:

t1575281621ae.gift1575281621af.gif


Проблема: дискриминант это то же выражение, а по условию дискриминант не должен быть отрицателен (как правильно сделать запись?), и для того чтобы компьютер «понял» и вычислил корни уравнения правильно, что необходимо сделать


Есть два варианта действий:


1 способ: расписать подкоренное выражение

2 способ: ввести дискриминант как дополнительную переменную, и перед условием присвоить переменной d выражение дискриминанта t1575281621ag.gif и в условии записать, что d<>0


Предлагаю: решить данную задачу вторым способом, т.е. ввести дискриминант как дополнительную переменную. В тетради нарисуйте блок-схему


Учащиеся в тетради рисуют блок – схему, а затем сравнивают составленную ими схему с блок - схемой на проекторе. Одному из учащихся предлагаю сделать анализ блок – схемы. Тот у кого блок схема нарисована правильно на цветном листе «ПРОГРАМИСТ» поставьте 1 балл.

А теперь в соответствии с блок – схемой составьте – программу.

Путь прописан в тетради






Неполное ветвление (представленное графическим способом):

Объяснение блок-схемы…

t1575281621ah.gif













Я предлагаю следующую задачу для решения


задача: Найти наибольшее число из двух заданных чисел. На доске записываю пару чисел: 567, 741.


Вопрос: Скажите, какое здесь максимальное число?


Ответ: 741


“Каким образом вы определили, что данное число максимальное?”.


Мы сравнили числа друг с другом.


А как на уроке математики вы бы сравнили натуральные трехзначные числа?


Ответ: Посмотрели разряд числа – если единицы разрядов сотен равны, то сравниваем единицы разрядов десятков, если они равны, сравниваем разряд единиц и больше то число, у которого разряд сотен больше.


Вывод: Итак, максимальное число: 741


Проблема: “А как компьютер будет сравнивать эти числа?”


Необходимо ввести переменные

Обозначим одно число буквой А, второе число буквой B


Учащиеся в тетради рисуют блок – схему, а затем сравнивают составленную ими схему с блок - схемой на проекторе. Одному из учащихся предлагаю сделать анализ блок – схемы.

Оцените результат


Проблема: А может ли измениться исходное значение переменной А в процессе работы программы?


Ответ: Да.


Вопрос: А как? Ответ обоснуйте.


А теперь в соответствии с блок – схемой составьте – программу.


Программа

Program MAX1;

Var A, B, max: real;

begin

writeln (‘Введите число A’);

readln (A);

writeln (‘Введите число A’);

readln (A);

if (A>B) then writeln(‘Максимальное значение=’,max);

else

end.










Многоальтернативное ветвление

Объяснение блок-схемы…


t1575281621ai.png



Я предлагаю следующую задачу для решения


задача: Треугольник задан координатами вершин t1575281621aj.gif

Найти: Периметр треугольника

Площадь треугольника


Решение: Скажите, какие здесь используются формулы?

t1575281621ak.gif


Проблема: Каким образом мы должны указать в программе, что треугольник существует?


Ответ: написать условие, что все стороны не равны «0»


Проблема: как в программе указать несколько условий?


Ответ: так как условий в программе несколько, но они равнозначно важны, то их можно указать через зарезервированное слово AND (и)


Учащиеся в тетради рисуют блок – схему, а затем сравнивают составленную ими схему с блок - схемой на проекторе. Одному из учащихся предлагаю сделать анализ блок – схемы. А теперь в соответствии с блок – схемой составьте – программу.


Дополнительные задания


Тест: ответ нельзя исправлять это будет считаться ошибкой

1. Алгоритм - это

правила выполнения определенных действий;

ориентированный граф, указывающий порядок выполнения некоторого набора команд;

описание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов;

набор команд для компьютера;

протокол вычислительной сети.

2. Алгоритм называется линейным, если

он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий;

ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий;

его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий;

он представим в табличной форме;

он включает в себя вспомогательный алгоритм.

3. Алгоритм называется циклическим, если

он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий;

ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий;

его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий;

он представим в табличной форме;

он включает в себя вспомогательный алгоритм.

4. Алгоритм включает в себя ветвление, если

он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий;

ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий;

его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий;

он представим в табличной форме;

он включает в себя вспомогательный алгоритм.

5. Свойством алгоритма является:

результативность;

цикличность;

возможность изменения последовательности выполнения команд;

возможность выполнения алгоритма в обратном порядке;

простота записи на языках программирования.

6. Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения, называется

дискретность;

детерминированность;

конечность;

массовость;

результативность.

7. Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке, называется

дискретность;

детерминированность;

конечность;

массовость;

результативность.

8. Свойство алгоритма, заключающиеся в отсутствие ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значениях, называется

дискретность;

детерминированность;

конечность;

массовость;

результативность.

9. Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными, называется

дискретность;

детерминированность;

конечность;

массовость;

результативность.

10. Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае, называется

дискретность;

детерминированность;

конечность;

массовость;

результативность.

11. Выберите верное представление арифметического выражения t1575281621al.png на алгоритмическом языке:

x + 3y / 5xy

x + 3*y / 5*x*y

(x + 3y) / 5xy

(x + 3*y) / (5*x*y)

x + 3*y / (5*x*y)

12. Алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру языке программирования, называется

исполнителем алгоритмов;

программой;

листингом;

текстовкой;

протоколом алгоритма.

КЛЮЧ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

3

3

1

2

1

3

1

5

4

2

4

2



Давайте подведём итоги занятия


Скажите, какую междисциплинарную связь мы сегодня наблюдали, с какими предметами? (биология, математика), скажу, что мы не затронули сегодня физику, но обязательно по решаем задачи и напишем программы.


Итак, в начале урока вам был представлен эпиграф, давайте вернёмся к нему, что значат эти слова?


Подсчитываем баллы и сдаём тетради

Что вам не понятно из пройденного материала?

Что запомнилось?


Домашнее задание:

Написать программу, которая анализирует данные о возрасте и относит человека к одной из четырёх групп: дошкольник, ученик, работник, пенсионер.








Слайд 1











Слайд 2








Слайд 3















Лист 1




Лист 2


Лист 3













Слайд









Слайд

(по гиперссылке)








Слайд

(по гиперссылке)









Слайд

(по гиперссылке)

















Слайд

(по гиперссылке)









Слайд

(по гиперссылке)















Слайд





Слайд











Слайд













Слайд





















Слайд










Слайд






















Слайд

В тетради рисуют

Блок-схему


Тот, кто будет в числе первых трёх человек кто быстрее справится с заданием ставит себе + 1 балл





Слайд






















Слайд



























Слайд

Рисуют

Блок-схему








Тот, кто будет в числе первых трёх человек, кто быстрее справится с заданием ставит себе + 1 балл

























Слайд

















Слайд






Слайд


















Слайд

Тот, кто будет в числе первых трёх человек кто быстрее справится с заданием ставит себе + 1 балл














































































































Слайд

Тот кто правильно выполнил задание пишет себе +баллы









Сайд20

(по гиперссылке)

















13



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.