Учебное занятие по дисциплине «Информатика» на тему «Структура программирования с разветвлением»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЛЫСЬВЕНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
СТРУКТУРА ПРОГРАММИРОВАНИЯ С РАЗВЕТВЛЕНИЕМ
Методическая разработка учебного занятия
по дисциплине ОУД.10 Информатика
для студентов I курса специальностей технологического профиля
2019
ПОЯСНТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данное учебное занятие разработано для студентов I курса специальностей технологического профиля ОУД.10 Информатика.
Тема урока: "СТРУКТУРА ПРОГРАММИРОВАНИЯ С РАЗВЕТВЛЕНИЕМ"
Целью проведения данного занятия является отработка навыков записи команды ветвления путём интеграции знаний и умений, полученных при изучении других предметов и решения задач с практическим содержанием
ПЛАН УРОКА
Предмет информатика
Тема занятия СТРУКТУРА ПРОГРАММИРОВАНИЯ С РАЗВЕТВЛЕНИЕМ
Вид занятия (тип) комбинированный урок
Метод проблемно – поисковый метод при решении задач по информатике
Цель занятия
Учебная: отработка навыков записи команды ветвления путём интеграции знаний и умений, полученных при изучении других предметов и решения задач с практическим содержанием.
Развивающая: активизация мыслительной деятельности путём установления единых общих правил использования команды ветвления в различных областях человеческой деятельности.
Воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, бережного отношения к средствам обучения.
Межпредметные связи:
Обеспечивающие: математика
Обеспечиваемые: программирование, информационные технологии, операционные системы
Обеспечение занятия
А. Наглядные пособия опорный конспект
Б. Раздаточный материал: рабочая тетрадь
В. Технические средства обучения: персональный компьютер, проектор
Г. Учебные места (для практ. занят. лаб.раб.)
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Активизация прежних знаний
3. Переход к изложению нового материала
4. Сообщение нового материала
5. Тест
5. Подведение итогов
6. Домашнее задание
Литература
Кувшинов Д.Р., Основы программирования, Учебное пособие для СПО, 2019
Кудрец Д Основы программирования на языке Pascal, 2018
№ элемента | Элементы занятия, учебные вопросы, формы, методы обучения | Добавления, изменения, замечания | ||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||
1 2 3 4 5 6 | Организационный момент - Приветствие Тема сегодняшнего занятия “ Разветвлённая структура”. - На предыдущих уроках вы учились строить алгоритмы линейной структуры. А как вы думаете, почему нам нужно учиться строить алгоритмы? - Большинство задач, которые ставит перед нами жизнь, требуют умения ориентироваться, применять имеющиеся знания, умения и навыки на практике и выбрать единственно верный путь к их разрешению. То есть умение выбирать Цель: приобрести и отработать знания, полученные в результате изучения темы: «Разветвлённая структура» - При решении задач с практическим содержанием. Вы попытаетесь доказать, что нет такой области человеческой деятельности, где бы для решения поставленной задачи, человек не стоял перед выбором. - Эпиграфом к уроку могут служить слова великого философа Песталоцци. «Приведи в своем сознании все по существу взаимосвязанные между собой предметы, в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе». И.Г. Песталоцци Вы должны проследить взаимосвязь тех знаний, которые вы получили на уроках физики, математики, биологии с теми знаниями, которые получаете на уроках информатики, и какая связь между знаниями, полученными в повседневной жизни. Итак, работать мы сегодня будем по рабочей тетради, в которой есть: - опорный конспект (в нём прописаны зарезервированные слова для составления программ, запись условия, так же прописан «путь» для того чтобы открыть среду программирования) - задачник (в нём предложены задания основные и дополнительные) - страница другого цвета с названием «Программист» (для того чтобы подвести результаты в конце занятия) Назван он так не случайно. Только человека достигшего больших результатов в программировании можно назвать программистом. Активизация прежних знаний Прежде чем перейти к нашей новой теме, необходимо вспомнить основные понятия, изученные на прошлых занятиях Вопрос: С помощью чего можно достичь поставленных целей? (план) С помощью чего можно испечь торт? (рецепт) А для чего нам нужна инструкция? (для того чтобы совершить действия в определённом порядке) План, рецепт, инструкция – всё это является алгоритмами Итак, что такое алгоритм? Алгоритм- описание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов. Вопрос: Кто же является исполнителем алгоритмов? Ну, во-первых, исполнитель алгоритмов это… Исполнитель алгоритмов - объект, определяющий элементарные действия, из которых формируется алгоритм. Следовательно, исполнители это кто? (Ответ: человек и компьютер, говоря о программировании) Вопрос: Говоря об алгоритмах можно выявить то, что алгоритмы бывают разных видов Виды алгоритмов: 1. Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке); 2. Циклический алгоритм (описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено задание); 3. Разветвляющий алгоритм (алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий) Приведите примеры алгоритмов!!! - Итак, мы вспомнили, что такое алгоритм и что такое исполнитель алгоритмов, вспомнили виды алгоритмов, но говорим мы о реализации алгоритмов в программировании. Здесь для представления алгоритмов мы не можем воспользоваться рецептом или инструкцией, поэтому необходимо ввести следующее понятие Блок-схема - графическое изображение управляющей структуры, программы или алгоритма решения задачи в виде условных графических обозначений. Вопрос: в каждой решаемой задаче есть определённый набор данных, в каком виде данные могут быть представлены в программе? (переменная) Что такое переменная? Переменная – это программный объект (число, слово, часть слова, символы) имеющий имя и значение, которое может быть получено и изменено программой. Переход к изложению нового материала В жизни часто приходится принимать решения в зависимости от сложившейся ситуации. Если сдали сессию хорошо, то вы радуетесь и можете хорошо отдохнуть на каникулах, если плохо, надо выучить материал и сдать долги. Встречаются и более сложные ситуации, когда в зависимости от того, выполняется или не выполняется то или иное условие, делается определённый выбор. Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность действий, называется ветвлением. Сообщение нового материала Итак, рассмотрим три основных понятия: Разветвленные алгоритмы в своем составе содержат блок условия и различные конструкции ветвления. Ветвление - это структура, обеспечивающая выбор между альтернативами. Альтернатива - предназначена для описания различных процессов обработки информации, выбор которых зависит от значений входных данных. Рассмотрим запись условия: If <логическое выражение> then writeln<оператор>; If <логическое выражение> then writeln <оператор 1> Else <оператор 2>; Существует несколько структур ветвления: Полное ветвление (или просто ветвление) Неполное ветвление Многоальтернативное ветвление Полное ветвление (представленное графическим способом): Объяснение блок-схемы… Я предлагаю следующую задачу для решения задача: Вычислить корни квадратного уравнения с заданными коэффициентами предполагается, что и что дискриминант уравнения неотрицателен Решение: Скажите, что необходимо вычислить? Ответ: корни квадратного уравнения Скажите формулы для нахождения корней уравнения: Проблема: дискриминант это то же выражение, а по условию дискриминант не должен быть отрицателен (как правильно сделать запись?), и для того чтобы компьютер «понял» и вычислил корни уравнения правильно, что необходимо сделать Есть два варианта действий: 1 способ: расписать подкоренное выражение 2 способ: ввести дискриминант как дополнительную переменную, и перед условием присвоить переменной d выражение дискриминанта и в условии записать, что d<>0 Предлагаю: решить данную задачу вторым способом, т.е. ввести дискриминант как дополнительную переменную. В тетради нарисуйте блок-схему Учащиеся в тетради рисуют блок – схему, а затем сравнивают составленную ими схему с блок - схемой на проекторе. Одному из учащихся предлагаю сделать анализ блок – схемы. Тот у кого блок схема нарисована правильно на цветном листе «ПРОГРАМИСТ» поставьте 1 балл. А теперь в соответствии с блок – схемой составьте – программу. Путь прописан в тетради Неполное ветвление (представленное графическим способом): Объяснение блок-схемы… Я предлагаю следующую задачу для решения задача: Найти наибольшее число из двух заданных чисел. На доске записываю пару чисел: 567, 741. Вопрос: Скажите, какое здесь максимальное число? Ответ: 741 “Каким образом вы определили, что данное число максимальное?”. Мы сравнили числа друг с другом. А как на уроке математики вы бы сравнили натуральные трехзначные числа? Ответ: Посмотрели разряд числа – если единицы разрядов сотен равны, то сравниваем единицы разрядов десятков, если они равны, сравниваем разряд единиц и больше то число, у которого разряд сотен больше. Вывод: Итак, максимальное число: 741 Проблема: “А как компьютер будет сравнивать эти числа?” Необходимо ввести переменные Обозначим одно число буквой А, второе число буквой B Учащиеся в тетради рисуют блок – схему, а затем сравнивают составленную ими схему с блок - схемой на проекторе. Одному из учащихся предлагаю сделать анализ блок – схемы. Оцените результат Проблема: А может ли измениться исходное значение переменной А в процессе работы программы? Ответ: Да. Вопрос: А как? Ответ обоснуйте. А теперь в соответствии с блок – схемой составьте – программу. Программа Program MAX1; Var A, B, max: real; begin writeln (‘Введите число A’); readln (A); writeln (‘Введите число A’); readln (A); if (A>B) then writeln(‘Максимальное значение=’,max); else end. Многоальтернативное ветвление Объяснение блок-схемы… Я предлагаю следующую задачу для решения задача: Треугольник задан координатами вершин Найти: Периметр треугольника Площадь треугольника Решение: Скажите, какие здесь используются формулы? Проблема: Каким образом мы должны указать в программе, что треугольник существует? Ответ: написать условие, что все стороны не равны «0» Проблема: как в программе указать несколько условий? Ответ: так как условий в программе несколько, но они равнозначно важны, то их можно указать через зарезервированное слово AND (и) Учащиеся в тетради рисуют блок – схему, а затем сравнивают составленную ими схему с блок - схемой на проекторе. Одному из учащихся предлагаю сделать анализ блок – схемы. А теперь в соответствии с блок – схемой составьте – программу. Дополнительные задания Тест: ответ нельзя исправлять это будет считаться ошибкой 1. Алгоритм - это правила выполнения определенных действий; ориентированный граф, указывающий порядок выполнения некоторого набора команд; описание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов; набор команд для компьютера; протокол вычислительной сети. 2. Алгоритм называется линейным, если он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий; ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий; его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий; он представим в табличной форме; он включает в себя вспомогательный алгоритм. 3. Алгоритм называется циклическим, если он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий; ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий; его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий; он представим в табличной форме; он включает в себя вспомогательный алгоритм. 4. Алгоритм включает в себя ветвление, если он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий; ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий; его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий; он представим в табличной форме; он включает в себя вспомогательный алгоритм. 5. Свойством алгоритма является: результативность; цикличность; возможность изменения последовательности выполнения команд; возможность выполнения алгоритма в обратном порядке; простота записи на языках программирования. 6. Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения, называется дискретность; детерминированность; конечность; массовость; результативность. 7. Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке, называется дискретность; детерминированность; конечность; массовость; результативность. 8. Свойство алгоритма, заключающиеся в отсутствие ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значениях, называется дискретность; детерминированность; конечность; массовость; результативность. 9. Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными, называется дискретность; детерминированность; конечность; массовость; результативность. 10. Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае, называется дискретность; детерминированность; конечность; массовость; результативность. 11. Выберите верное представление арифметического выражения на алгоритмическом языке: x + 3y / 5xy x + 3*y / 5*x*y (x + 3y) / 5xy (x + 3*y) / (5*x*y) x + 3*y / (5*x*y) 12. Алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру языке программирования, называется исполнителем алгоритмов; программой; листингом; текстовкой; протоколом алгоритма. КЛЮЧ
Давайте подведём итоги занятия Скажите, какую междисциплинарную связь мы сегодня наблюдали, с какими предметами? (биология, математика), скажу, что мы не затронули сегодня физику, но обязательно по решаем задачи и напишем программы. Итак, в начале урока вам был представлен эпиграф, давайте вернёмся к нему, что значат эти слова? Подсчитываем баллы и сдаём тетради Что вам не понятно из пройденного материала? Что запомнилось? Домашнее задание: Написать программу, которая анализирует данные о возрасте и относит человека к одной из четырёх групп: дошкольник, ученик, работник, пенсионер. | Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Лист 1 Лист 2 Лист 3 Слайд Слайд (по гиперссылке) Слайд (по гиперссылке) Слайд (по гиперссылке) Слайд (по гиперссылке) Слайд (по гиперссылке) Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд В тетради рисуют Блок-схему Тот, кто будет в числе первых трёх человек кто быстрее справится с заданием ставит себе + 1 балл Слайд Слайд Слайд Рисуют Блок-схему Тот, кто будет в числе первых трёх человек, кто быстрее справится с заданием ставит себе + 1 балл Слайд Слайд Слайд Слайд Тот, кто будет в числе первых трёх человек кто быстрее справится с заданием ставит себе + 1 балл Слайд Тот кто правильно выполнил задание пишет себе +баллы Сайд20 (по гиперссылке) |
13