Занятие на тему «Учебное домино по информатике» (1 курсы СПО)
ГБПОУ «СПК» Москомспорта г. Москва
Преподаватель информатики и ИКТ, математики: Макеева Елена Сергеевна
Методическая разработка «Учебное домино по информатике»
по внеклассному мероприятию для студентов 1 курса
Цель работы: даны 28 костей домино (смотреть таблицы 1-4), на каждой из которых записаны половины слов, связанных с информатикой и компьютерами. Необходимо расположить кости в одну линию так, чтобы на смежных частях костей получились указанные слова.
ПРИМЕЧАНИЕ: Можно также предложить студентам объяснить, как они понимают термины, образованные половинами слов на смежных частях костей.
Таблица 1
овщик |
гипер |
|
айзер |
орфог |
|
нкция |
микро |
|
оллер |
арифм |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||||||
мация |
перед |
лента |
разре |
нение |
дигит |
итель |
кодир |
|||||||
5 |
6 |
7 |
8 |
|||||||||||
ровка |
массо |
рафия |
накоп |
ометр |
сохра |
енная |
перфо |
|||||||
9 |
10 |
11 |
12 |
|||||||||||
рение |
клави |
ляция |
сорти |
шение |
транз |
титул |
контр |
|||||||
13 |
14 |
15 |
16 |
|||||||||||
жение |
инфор |
вание |
инстр |
текст |
перфо |
истор |
дизъю |
|||||||
17 |
18 |
19 |
20 |
|||||||||||
ление |
перем |
схема |
прило |
атчик |
расши |
карта |
конъю |
|||||||
21 |
22 |
23 |
24 |
|||||||||||
вость |
колон |
атура |
транс |
укция |
управ |
нкция |
преры |
|||||||
25 |
26 |
27 |
28 |
Ответ. Кости должны быть выложены в следующей последовательности (указаны номера костей, приведенные под ними): 11-7-2-10-8-1-19-6-15-20-28-18-27-21-12-24-3-22-17-5-23-13-26-14-9-25-16-4.
ПРИМЕЧАНИЕ: Указанная последовательность является «кольцевой», т.е. можно начать с любого номера (при этом после кости с номером 4 должна следовать кость с номером 11).
Термины, образованные половинами слов на смежных частях костей:
Арифмометр – механическое вычислительное устройство
Гипертекст – документ, содержащий связи с другими документами
Дигитайзер – устройство ввода информации в персональном компьютере
Дизъюнкция – логическая операция
Инструкция – указание, приказ, команда
Информация – отображение предметного мира в форме знаков, сигналов, чертежей, звуков, текстов и др.
Клавиатура – стандартное устройство ввода информации в персональном компьютере
Кодировщик – устройство для кодирования информации
Колонтитул – текст, повторяющийся на каждой странице документа в его верхней или нижней части
Контроллер – электронное устройство, управляющее работой других устройств
Конъюнкция – логическая операция
Массовость – одно из свойств алгоритма
Микросхема – несколько электронных устройств, размещенных на одной пластине (как правило кремневой) небольших размеров
Накопитель – средство, устройство для хранения информации
Орфография – правила написания слов
Передатчик – аппарат для передачи сообщений, сигналов и др.
Переменная – величина в программе, принимающая различные значения
Перфокарта – носитель информации в компьютерах первых поколений
Перфолента – носитель информации в компьютерах второго поколения
Прерывание – особый момент в работе процессора
Приложение – программа, работающая под управлением операционной системы MS Windows
Разрешение – одна из характеристик работы монитора
Расширение – часть имени файла
Сортировка – процесс повторного размещения элементов в некотором порядке
Сохранение – операция, производимая над файлом
Транзистор – электронный прибор на полупроводниковом кристалле – элемент микросхемы
Трансляция – процесс перевода программы с языка программирования на язык «понятный» процессору компьютера
Управление – процесс регулирования деятельности, хода, движения и др.
ВАРИАНТ 2
Таблица 2
рвал |
карт |
|
мент |
пара |
|
байт |
доку |
|
герц |
шифр |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||||||
тель |
опер |
тайп |
диск |
ктор |
стан |
чина |
кило |
|||||||
5 |
6 |
7 |
8 |
|||||||||||
овод |
алго |
дарт |
сумм |
исса |
опер |
чник |
иера |
|||||||
9 |
10 |
11 |
12 |
|||||||||||
атор |
отла |
атор |
исто |
ритм |
теле |
рхия |
крис |
|||||||
13 |
14 |
15 |
16 |
|||||||||||
дчик |
прот |
граф |
аргу |
талл |
мант |
метр |
вели |
|||||||
17 |
18 |
19 |
20 |
|||||||||||
атор |
гига |
окол |
разм |
мент |
инте |
герц |
носи |
|||||||
21 |
22 |
23 |
24 |
|||||||||||
ация |
приё |
ридж |
мега |
мник |
теле |
етка |
реда |
|||||||
25 |
26 |
27 |
28 |
Ответ. Кости должны быть выложены в следующей последовательности (указаны номера костей, приведенные под ними): 6-9-15-18-2-20-8-3-23-1-26-24-5-13-17-22-28-7-10-21-4-14-12-16-19-11-25-27.
ПРИМЕЧАНИЕ: Указанная последовательность является «кольцевой», т.е. можно начать с любого номера (при этом после кости с номером 27 должна следовать кость с номером 6).
Термины, образованные половинами слов на смежных частях костей:
Алгоритм – совокупность четко определенных правил для решения задачи за конечное число шагов
Аргумент – параметр процедуры или функции
Величина – объект программы, обеспечивающий хранение информации
Гигагерц – единица измерения тактовой частоты работы компьютера
Дисковод – устройство для установки гибкого диска, записи и считывания с него информации
Документ – результат работы пользователя с текстовым редактором
Иерархия – расположение объектов некоторой классификации в порядке от высшего к низшему
Интервал – совокупность всех чисел, заключенных между двумя заданными числами
Источник – объект, передающий информацию
Картридж – емкость, в которой находится порошок для лазерного принтера
Килобайт – единица измерения количества информации
Кристалл – жаргонные или разговорное название процессора
Мантисса – часть представления числа в экспоненциальной форме записи
Мегагерц – единица измерения тактовой частоты работы компьютера
Носитель – средство, устройство для хранения информации
Оператор – элементарная единица программы
Операция – действие над данными
Отладчик – русский аналог слова debugger
Параметр – аргумент или результат процедуры
Приемник – объект, получающий информацию
Протокол – совокупность правил, регламентирующих формат и процедуры обмена информацией между двумя или несколькими устройствами или процессами
Разметка – синоним слова форматирование (диска)
Редактор – тип программ (текстовый или графический редактор)
Стандарт – нормативный документ, устанавливающий требования к продукции или процессу
Сумматор – устройство, вычисляющее сумму
Телеграф – вид связи
Телетайп – вид связи
Шифратор – устройство для кодирования информации
ВАРИАНТ 3
Таблица 3
вер |
мас |
|
ряд |
ска |
|
пка |
вер |
|
пус |
дев |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||||||
оль |
Бей |
нер |
Евк |
бел |
кур |
ока |
пар |
|||||||
5 |
6 |
7 |
8 |
|||||||||||
сор |
лог |
ика |
зап |
лог |
мод |
лог |
про |
|||||||
9 |
10 |
11 |
12 |
|||||||||||
рос |
кор |
ись |
кно |
ель |
фор |
сив |
ист |
|||||||
13 |
14 |
15 |
16 |
|||||||||||
ять |
кур |
сик |
сер |
ель |
раз |
сив |
зап |
|||||||
17 |
18 |
19 |
20 |
|||||||||||
ять |
Про |
сия |
мак |
мат |
пан |
лид |
пам |
|||||||
21 |
22 |
23 |
24 |
|||||||||||
рос |
инд |
тор |
диа |
екс |
стр |
ина |
сек |
|||||||
25 |
26 |
27 |
28 |
Ответ. Кости должны быть выложены в следующей последовательности (указаны номера костей, приведенные под ними): 5-18-1-16-28-26-11-15-23-19-2-6-24-21-12-7-9-10-13-4-17-20-14-3-22-25-27-8.
ПРИМЕЧАНИЕ: Указанная последовательность является «кольцевой», т.е. можно начать с любого номера (при этом после кости с номером 8 должна следовать кость с номером 5),
Термины, образованные половинами слов на смежных частях костей:
Бейсик – язык программирования
Сервер – компьютер в сети, предоставляющий свои услуги другим компьютерам
Массив – совокупность значений одного типа, имеющих общее имя
Истина – значение переменной величины или константы логического типа
Сектор – участок дорожки магнитного диска
Диалог – форма взаимодействия пользователя с компьютером
Модель – объект, позволяющий исследовать опытным путем свойства более сложных объектов и явлений
Формат – совокупность правил записи изображения в графическом редакторе
Панель – часть экрана при работе программ Windows Commander, Norton Commander, FAR Manager.
Разряд – позиция в записи числа
Сканер – устройство для ввода информации в персональный компьютер
Евклид – древнегреческий математик, автор алгоритма нахождения наибольшего общего делителя двух целых чисел
Память – место хранения (постоянной или временной) информации в компьютере
Пролог – язык программирования
Пробел – название клавиши, символа
Курсор – указатель места на экране
Логика – наука о законах и формах мышления
Запрос – обращение к базе данных с целью поиска информации
Корпус – оболочка системного блока настольного персонального компьютера
Девять – цифра десятичной системы счисления
Курсив – шрифт наклонного начертания
Запись – комбинированный тип данных или строка в таблице базы данных
Кнопка – элемент манипулятора «мышь»
Версия – поколение программного продукта
Макрос – последовательность заданных пользователем команд, хранящаяся в форме программы на языке Visual Basic for Applications – VBA
Индекс – порядковый номер элемента массива
Строка – часть таблицы
Пароль – секретное слово
ВАРИАНТ 4
Таблица 4
кл |
ок |
|
за |
ме |
|
ть |
ци |
|
йл |
бу |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||||||
эш |
за |
йм |
со |
ль |
по |
ак |
иг |
|||||||
5 |
6 |
7 |
8 |
|||||||||||
ре |
цв |
но |
пя |
ть |
вв |
ль |
сл |
|||||||
9 |
10 |
11 |
12 |
|||||||||||
ык |
од |
на |
пл |
ню |
фа |
юс |
дю |
|||||||
13 |
14 |
15 |
16 |
|||||||||||
ак |
ба |
ет |
ди |
рт |
аб |
од |
св |
|||||||
17 |
18 |
19 |
20 |
|||||||||||
ть |
ба |
ин |
ст |
жь |
ти |
ра |
па |
|||||||
21 |
22 |
23 |
24 |
|||||||||||
йт |
ши |
ск |
но |
фт |
яз |
ек |
ло |
|||||||
25 |
26 |
27 |
28 |
Ответ. Кости должны быть выложены в следующей последовательности (указаны номера, приведенные под ними): 2-15-4-7-19-8-24-11-20-3-1-10-21-25-14-16-6-27-13-22-28-23-9-18-26-12-5-17.
ПРИМЕЧАНИЕ: Указанная последовательность является «кольцевой» т.е. можно начать с любого номера (при этом после кости с номером 17 должна следовать кость с номером 2).
Термины, образованные половинами слов на смежных частях костей:
Абак – вычислительное устройство у древних греков и римлян, похожее на счеты
База (данных) – упорядоченная совокупность сведений об объектах, обладающих одинаковым набором свойств
Байт – единица измерения количества информации
Буль (Джордж Буль) – основоположник математической логики
Ввод – операция переработки информации в компьютере
Диск – разновидность носителя информации
Дюйм – единица измерения диаметра дискет
Знак – символ в формуле
Игра – популярный вид компьютерных программ
Ложь – значение переменной величины или константы логического типа (русский вариант)
Меню – изображаемый на экране список вариантов, из которых пользователь выбирает необходимый вариант
Ноль – цифра двоичной (десятичной и других) систем счисления
Один – цифра двоичной (десятичной и других) систем счисления
Окно – часть экрана, занимаемая приложением или документом Windows
Плюс – знак арифметической операции
Порт – точка подключения внешних устройств к внутренней шине микропроцессора
Путь – перечисление всех папок (каталогов), в которые вложен данный файл
Пять – цифра десятичной системы счисления
Сеть – несколько соединенных между собой компьютеров
Слэш – название символа «/»
Софт – жаргонное название программных средств персонального компьютера
Стек – структура данных, в которых применен принцип «первым пришел, последним вышел»
Тире – знак препинания
Файл – поименованная совокупность данных на носителе
Цвет – характеристика точки или символа при выводе на экран
Цикл – программная конструкция, обеспечивающая повторение одних и тех же операций
Шина – группа линий электрических соединений, обеспечивающих передачу данных и управляющих сигналов между компонентами компьютера
Язык – естественная или искусственная знаковая система для общения и передачи информации