Развитие абстрактного логического мышления дошкольников
В образовательной программе дошкольного учреждения для детей 7 года жизни, в разделе познавательное развитие стоит задача: развитие символической функции мышления и общих познавательных способностей детей.
Мышление – высшая ступень познания – процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.
В возрасте до 3 лет у ребенка формируется – наглядно действенное мышление.
До 6 лет - образное мышление.
С 6 - 7 лет начинают формироваться словесно-логическое и абстрактно-логическое мышления.
Развивая словесно-логическое мышление, ребенок сможет совершать любые логические действия такие как: анализ, обобщение, выделение главного при построении выводов.
Упражнения на развитие словесно-логического мышления. Эти упражнения формируют у детей умения систематизировать слова по определенному признаку, выделять родовые и видовые понятия, развивают функции обобщения и способность к абстракции. Чем выше уровень обобщения, тем лучше развита способность к абстрагированию – умозаключению.
Развивая абстрактно-логическое мышление ребенок овладевает абстрактными понятиями, отражающими сущность предметов и выражающиеся в словах или других знаках.
Цель работы с карточками: развитие абстрактно-логического мышления у дошкольников.
Задачи:
- Развивать способность выявлять общее и различное, обобщать.
- Сформировать умение классифицировать предметы по разным признакам (внешним и функциональным).
Мышление можно развивать разными способами, но сегодня я вам покажу упражнение с Монтессори карточками. Для расширения словарного запаса, с детьми 3 – х лет я начинаю работу с сопоставления фигурок и картинок, ввожу простые понятия. Далее идут классификации с обобщающим понятиям: например: животные (дикие, домашние), (наземные, подземные, водные), (степей, лесов, тундры, Африки, Азии, Европы). Функционирование: кто как двигается, кто как кричит. Потребности: кто что ест, кто где живет; размножение; развитие. Этот материал, можно сказать, открывает для ребенка возможность работы с любыми картинками и последующие упражнения со всевозможными карточками. Например: «Четвертый лишний», «Разложи по памяти», «Какой звук спрятался». В дальнейшем можно смешать два или несколько наборов, а потом дать детям задание собрать их по темам. Затем провожу обобщающее занятие, где дети более подробно рассказывают о домашних животных, птицах, транспорте и т.д. Контрольные карты дают ребенку, во-первых, возможность самоконтроля, а во вторых, позволяют выстраивать обобщения.
Для успешной реализации поставленных задач, я готовлю специальный материал по расширению словарного запаса согласно теме недели, чётко его систематизирую, группирую карточки для последующего объединения в обобщающее понятие.
И придерживаюсь технологии трехступенчатого урока.
Это выражение «трехступенчатый урок» пришло ко мне из монтессори-метода. Об этом поподробнее.
Это урок, который состоит из трех ступеней. Он применяется для того, чтобы дать ребенку новые понятия, пополнить его словарный запас.
Давайте рассмотрим урок, из чего он состоит.
1 ступень – это ступень знания.
Здесь ребенку даются новые знания, понятия. Связать слово с объектом «Это…»
2 ступень – это уровень опыта.
Здесь ребенок практически учится. Через опыт усваивает знания, полученные на 1 ступени.
Выполняя задания, ребенок активно действует с ними. На этом уровне у него появляется пассивное знание. Он знает, но не говорит. Закрепляется слово в пассивном словаре «Дай мне…»
3 ступень – проверка переданных знаний, их усвоения.
На этой ступени новые термины и понятия переходят из пассивного словаря в активный. «Что это?»
Вывод:
Данные карточки можно сделать своими руками и очень широко использовать на занятиях не только познавательного цикла, но и на занятиях по развитию речи.