12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ксения Данилова77
Меня зовут Ксения Дмитриевна Данилова. Мой педагогический стаж небольшой, всего 5 лет, но за это время я набралась много опыта работы. Я имею высшее педагогическое образование по направлению "Специальное (дефектологическое) образование, профиль: логопед
Россия, Нижегородская обл., Богородск

Прежде, чем я начну свое сообщение, предлагаю вам провести разминку и выполнить упражнение «Нас с вами что-то объединяет». ( Бросаю мяч одному из участников со словами: «Я думаю, что нас с вами объединяет…». Дальше он называет какое-то качество или особенность (пол, цвет глаз и т.д.) Тот, кто получает мяч, говорит: «Я согласен», если он согласен, или: «Я подумаю», если не согласен, продолжает выполнять упражнение дальше, бросая мяч кому-то другому.)

В процессе проведенного упражнения мы с вами разговаривали, т.е. вели диалог. Таким образом, можно сделать вывод, диалог – это в первую очередь общение, разговор, беседа, когда беседуют два или несколько партнеров на какую-либо тему. Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому.

Диалог — это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог предполагает личностные, партнерские отношения между собеседниками. Развитие диалога — это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них — ребенок.

Диалогическая речь не только более высокая форма речевого развития, но и исторически первая. Она выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь.

В последнее время наметилась тенденция ухудшения речевого общения между людьми и в частности между детьми. Дети уклоняются, а некоторые и совсем не умеют вести диалог, договариваться между собой. Поэтому овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого развития.

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

1. Собственно речевые умения:

вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

-поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; переспрашивать; излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;

2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики, жестов.

Методы и приёмы развития диалогической речи дошкольников
1. Основным методом формирования диалогической речи в повседневной жизни и на занятиях является разговор педагога с детьми (неподготовленный диалог). Этот метод разговора является общедоступной формой речевого общения педагога с детьми в повседневной жизни.

Потребность разговаривать с другими людьми, делится с ними своими мыслями, чувствами и переживаниями присуща любому человеку. Ребёнку же она присуща ещё в большей мере, и это желание необходимо поддерживать и развивать. Для разговоров с детьми педагог использует все моменты жизни детского сада.

Педагог разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных, лучше подходят утренние и вечерние часы. Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, который подходит к педагогу с каким - либо вопросом или сообщением, но не надо ждать этого. Педагогу необходимо самому стать инициатором интересных разговоров.

В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, «развертывая», распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной формы. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит потом в свои взаимоотношения со сверстниками. Важно с самого начала расположить к себе ребенка, заинтересовать его. В распоряжении педагога должны иметься предметы, которые заинтересуют малыша и вызовут у него первые реплики (Дай мне. У меня тоже есть. А кто это? и т. д.). Это могут быть привлекательные игрушки. Педагог должен заранее наметить наиболее близкие и доступные темы разговоров, которые ребенок этого возраста может сразу поддержать (Кто тебе купил эту книжку? Какие у тебя есть игрушки? и др.).

Своеобразный диалог получается, если взрослый начинает предложение, а ребенок его завершает. Этот прием широко используется и при описании предметов и игрушек, и при составлении рассказов по картине, по игрушке, по набору игрушек, по потешке в группах младшего и среднего возраста. Нужно отметить большое значение коллективных разговоров в младшей и средней группах. Они помогают сблизить детей, формируют их поведение. Воспитатель спрашивает, например, куда сегодня дети ходили, что нового на участке или в уголке природы. В такой разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых детей путем обращения к ним подсказывающим вопросом, поощрением.

Приемы, которые можно использовать в рамках неподготовленного диалога:

Диалогическому общению со сверстником служит также прием совместного составления детьми рассказа: один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин.

Для формирования диалогической речи используется приём словесных поручений. Можно дать ребёнку поручение – попросить у помощника воспитателя тряпочку, передать что-либо родителям и т. д. Педагог просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребёнка, как он с ним справился.

Замечательным приемом, создающим почву для диалога детей, является совместное рисование, совместная аппликация, конструирование, художественный труд. У дошкольников формируются умения слушать и понимать собеседника, ясно выражать свои мысли в слове, учатся умению вести разговор.

2.Основным видом формирования диалогической речи является беседа.

Беседа - организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу.

В беседе педагог:

1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в детском саду;

2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;

3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;

4) учит просто и понятно излагать свои мысли.

Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали.

В ходе беседы вопросы педагога, которые являются основным методическим приемом, помогают раскрыть содержание намеченной темы и, направляя мысль детей, учат их правильно отвечать. Педагог должен продумать содержание и формулировку своих вопросов, чтобы они были понятны всем детям. При проведении беседы педагог должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными ее участниками. Для этого необходимо соблюдать следующие правила: ставить вопрос всей группе, затем вызывать одного ребенка для ответа. Недопустимо спрашивать одних и тех же детей (наиболее бойких). Чтобы беседа была более интересна детям, необходимо использовать наглядный материал: картину, игрушку, модель, предмет в натуре. Наглядный материал вызывает у детей большой интерес и речевую активность. Их высказывания в этом случае непосредственно опираются на ощущения и восприятия.

Такая форма разговора соответствует детским интересам и служит прекрасным средством активизации диалогической речи детей.

3. Одним из методов формирования диалогической речи является чтение литературных произведений. Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

На примере литературных произведений детям старшего возраста уже можно объяснить как это хорошо, уметь разговаривать, вести диалог и поддерживать беседу. Это можно сделать, прочитав рассказ Н. Носова « Телефон». Все вы помните, о чем этот рассказ.

-Объясните, почему у мальчиков не получился разговор? (Они не знали, о чем говорить.)

Так же, здесь, хочется отметить прием «Прогнозирование с помощью открытых вопросов». Когда педагог читает детям какое-либо произведение с паузами, остановками и задает вопросы:

Как вы думаете, что произойдёт дальше? (в зависимости от сюжета)

4. Эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. С помощью сюжетно-ролевой игры дети учатся правильно общаться, правильно вести себя, так как в сюжетно-ролевой игре могут быть различные жизненные ситуации.

Сюжетно-ролевая игра отвечает потребности детей воплотить в жизнь собственные замыслы, выразить свои переживания. В процессе игры они переходят от реализации хорошо усвоенных сюжетов к самостоятельному построению новых.

Особенно важными для развития диалогической речи имеет деятельность кооперативного типа, прежде всего творческая сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения

Дидактические игры закрепляют, усвоенные детьми, речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное.

«ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОК»

«Почта»

«Все ли мы увидели?»

«Подарок»

«Давайте познакомимся»

Для развития диалогической речи полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси- гуси», «Обыкновенные жмурки», «Коршун», «Краски» и другие). В них закрепляются умения адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно. «Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем», «Садовник» и др. Установка на ответ, необходимость внимательно слушать речь партнера и готовность вовремя быстро ответить ему. Вспомним игру «Садовник». После слов «Все цветы мне надоели, кроме…» партнер должен откликнуться до окончания счета «раз, два, три».

Используя подвижные игры, мы способствуем налаживанию диалогического общения детей со сверстниками.

Игры-инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляют в себе сюжет. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.

Опыт участия в организованных театрализованных играх помогает детям действовать согласованно и получать радость от общения друг с другом.

Игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги), педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога.

Таким образом мы видим, что на развитие диалогической речи неоспоримо важную роль играют игры, игровые упражнения, которые можно включать не только в непосредственно-образовательную и в совместную деятельность педагога с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям.

ВЫВОД

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка дошкольника и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

Многие специалисты считают: умению вести диалог нужно учить. В развитых формах диалог—не просто бытовой ситуативный разговор; это богатая мыслями произвольная контекстная речь, вид логического взаимодействия, содержательное общение.

Большое влияние на развитие речи детей оказывает педагог. В связи с этим его собственная речь должна быть правильной, выразительной и доступной для восприятия детей.

Спасибо за внимание!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.