Вебинар для педагогов «Повышение образовательного потенциала среды детского сада». Фрагмент стенограммы №1
Представляем вашему вниманию фрагмент стенограммы с бесплатного вебинара «Повышение образовательного потенциала среды детского сада: предметы-помощники для педагога». Вебинар для педагогов дошкольного образования, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, психологов, тьюторов был организован Учебным центром «Урок». Мероприятие провела Елена Дмитриевна Файзуллаева, кандидат психологических наук, доцент, Член Экспертного совета при Уполномоченном по правам ребёнка по Томской области.
В ходе бесплатного вебинара на нескольких примерах были рассмотрены варианты использования предметов в педагогической практике в работе с детьми раннего и дошкольного возраста.
Внимание! Повышение образовательного потенциала среды детского сада: предметы-помощники для педагога и дополнительные материалы к мероприятию (презентация) доступны для бесплатного просмотра на нашем сайте.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Очень рада вас видеть. Если можно так сказать, я вас мысленно представляю, как своих добрых собеседников, и сегодня мы продолжим разговор о том, как делать нашу работу радостной и для нас, и для наших воспитанников, и сегодня мы будем рассматривать такую небольшую, но очень важную тему, как сделать нашу работу более оптимальной. Здесь речь пойдёт о том, как мы будем использовать разные предметы, объекты, которые есть в нашей среде и делать их нашими волшебными средствами.
Я постараюсь связать этот вебинар с предыдущим, который был связан с удовлетворением базовых потребностей ребёнка. Общим номиналом у нас будет понятие «образовательная среда», и сейчас вы видите на сайте описание того, как мы видим это понятие. Мы её представляем, как систему с элементами: субъекты, которые находятся в этой среде, кто её организует, кто ею пользуется и трансформирует, развивает, – то есть люди; также есть физический компонент – это предметно-пространственная среда, то есть тематические уголки, центры активности детей под разные виды деятельности; коммуникации и связи между субъектами и объектами, способствующие становлению открытости или закрытости ребёнка в мир культуры, в мир людей, природы, открытости к самому себе.
Сегодня наша задача – обсудить, каков же потенциал этой среды. Иногда он бывает объединённым, потому что мы порой сворачиваем некоторые задачи, которые можно было бы порешать. И не каждый педагог осознаёт, какого типа задачи есть в практике дошкольного образования. Мы обратимся к понятиям «образовательная задача» («педагогическая задача»). Данный материал предназначен для педагогов широкого профиля. Предлагаю вам рассмотреть некие типы образовательных задач, которые вывела я. С одной стороны, это будут интеллектуальные задачи, а с другой – социально-коммуникативные.
Л.С. Выгодский строго разделял психические образования на «аффект» и «интеллект». Интеллект – это то, что связано с задачами на развитие ВПФ (высших психических функций, то есть восприятие, внимание, память, воображение, речь и др.). Данные психические процессы мы развиваем на каждой ступени образования, и это связано с интеллектуализацией.
Также к типу интеллектуальных задач относятся задачи на развитие умственной деятельности. Например, когда ребёнок посещает ясельную группу, получает от нас игру «Пирамидка», мы ему уже предлагаем задачу на сериацию. Мы можем с ребёнком сложить по возрастанию или по убыванию или возрастанию эти колечки, и, тем самым, даём ему идею на выполнение действия сериации. Когда мы показываем ребёнку «кружок» и просим найти такую же фигурку, то это уже другое действие – идентификация. Когда мы берём одну фигуру и накладываем на другую, то это уже сравнение, а когда просим разложить на разные группы, то это классификация. Все эти типы задач, естественно, встречаются в нашей практике.
Другая интеллектуальная задача – творческая, которая направлена на создание разных образов, на развитие разных идей в тексте, на создание разных продуктов по собственному замыслу. Эти задачи доступны уже деткам более взрослым, начиная с 4-5 лет. Со среднего дошкольного возраста дети уже могут придумывать. Если педагог использует задания по типу «Я начинаю – ты продолжаешь» или в вашей среде появляется некий уголок творчества, где вы начинаете что-то строить из конструктора или пластилина, используя разные побочные средства и оставляете недостроенным, ничего не говоря об этом детям и делая словно открытое предложение к творчеству, оставляете в группе, о рано или поздно один из ваших воспитанников подойдёт и станет что-то достраивать.
Ещё один тип образовательных задач – социально-коммуникативные, то есть на взаимодействие, на умение договариваться, когда нужно кому-то уступить, попросить о помощи или самому её оказать. Другие важные задачи связаны с развитием различных форм самостоятельности (самоорганизация, самоопределение, самоконтроль, саморегуляция и т.д.). Эти задачи крайне важны, потому что развитие подобных качеств способствуют успешной социализации в настоящем и будущем. Кроме того, развитие данных задач поможет ребёнку стать менее зависимым от мнения окружающих, потому что, когда ребёнок устойчив в своём мнении, у него есть аргументы, и это даёт ему возможность чувствовать себя суверенным, автономным человеком и уменьшает невротизацию личности...
Это был фрагмент выступления с Повышение образовательного потенциала среды детского сада: предметы-помощники для педагога. Запись вебинара и дополнительные материалы к мероприятию доступны для бесплатного просмотра.
Продолжение стенограммы: