Семинар-практикум для педагогов «Удивительный песок»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №180» общеразвивающего вида
(МБДОУ «Детский сад №180) (г. Барнаул)
Семина - практику для педагогами ДОУ
Тема: «Удивительный песок»
Остробородова И.Н.,
педагог-психолог
Барнаул, 2019
Семинар – практикум для педагогов
Тема: «Удивительный песок».
Ритуал начало семинара – практикума.
Сказкотерапия «Репка».
Цель: создание положительного эмоционального фона в коллективе, укрепление эмоционального контакта между педагога, снижение психоэмоционального и мышечного напряжения, развитие воображения.
Педагоги делятся на две группы:
1 группа: сказка «Репка», жанр – ужасов.
2 группа: сказка «Репка», жанр – комедия.
Теоретическая часть.
«Песочная терапия в детском саду».
Принцип терапии песком был предложен Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Игра с песком как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром М. Ловенфельд.
Немного о песке: Структура песка состоит из мельчайших крупинок – символически отражает автономность человека, воплощает Жизнь во Вселенной. Песок пропускает воду, а также поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка.
Швейцарский детский психотерапевт Дорой Кальфф, основную идею песочной терапии сформулировала так:
«Игра с песком представляет возможность ребенку избавиться от психологических травм с помощью фантазий и ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями».
В первую очередь, песочная терапия для детей – это прекрасная возможность самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
В дошкольных учреждениях активно стало использоваться песочная терапия. Обучиться ей не сложно любому педагогу, а удовольствия и пользы от такого занятия у детей будет масса.
О песочнице: песочница для песочной терапии может быть деревянной или пластиковой. Главное, чтобы у нее были довольно высокие бортики (чтобы песок не высыпался) и дно, окрашенное в голубой цвет. Оно будет символизировать небо или воду, что облегчает процесс игры и создания своей собственной картины. Изготовить такой ящик можно самостоятельно, а можно заказать в специализированном магазине. Перед тем, как насыпать его в песочницу, песок следует промыть и просеять, а затем прокалить в духовке. Так он станет безопасным для детских игр.
Обязательны и игрушки для песочной терапии. Важно, чтобы они были разнообразными и позволили ребенку задействовать в своих играх разные аспекты жизни.
Это должны быть фигурки людей (желательно разного возраста, разной национальности, профессии, категории), причем как реальных, так и воображаемых.
Фигурки животных – домашних, диких, мимических. Некие символические предметы вроде зеркал, яиц, бабочек. Игрушечные здания и мебель: домики, церкви, башни, замки. Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки, фасоль. Машинки, самолеты, поезда, лодки.
Растительность: деревья, веточки, цветы, кусты. Разные вещи: пуговицы, перья, монетки. Эти разные мелочи хорошо используются в детских фантазиях.
Поговорим о структуре занятий:
На первом занятии знакомят ребенка с песочницей, с правилами поведения. Взрослый должен объяснить, что: «Здесь можно все – строить из песка, копать и сыпать песок, наливать воду. Здесь нельзя только одно – бросать песок на пол. Посмотри! Это не просто песок, это пустыня. А ты волшебник и можешь превратить эту пустыню в волшебную страну, в которой тебе будет хорошо!» Дав инструкцию, взрослый может занять позицию активного зрителя – отвечать на вопросы ребенка, сопереживать с ним развитие сюжета. Важно не направлять действия малыша, а дать полную свободу его фантазии.
Если ребенок застенчив, тревожен, не доверяет взрослому лучше всего сесть в стороне и наблюдать за ним незаметно. Это дает ребенку состояние покоя, уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой. Когда игра закончена, попросите ребенка рассказать или показать, что у него получилось. Если он отказывается, не следует настаивать. Можно просто сказать, что вам понравилась песочная картинка.
Для каких случаев используется метод игровой песочной терапии?
Добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сферы и речевых функций, не всегда удается уменьшить невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при эмоциональных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности личности могут существенно ограничивать возможности социальной адаптации ребенка как в детском саду и школе, так и во взрослой жизни. Для таких случаев используется метод игровой песочной терапии.
Уже на первом занятии с песком
можно узнать очень многое о ребенке:
Состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставит одну деталь на другую и т.п.).
Уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т.п.).
Уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы).
Умение обобщать по темам игрушки.
Личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, навыки в общении со взрослыми, общее эмоциональное состояние).
Уровень развития речи.
Уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета).
Эмоциональное развитие (как выражает свои эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость).
Стиль семейных отношений (диалоги между героями).
Уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера.
Устойчивость и распределение внимания, работоспособность.
Воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).
В целом у нас с вами уважаемые педагоги получается диагностика.
Песочная терапия она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое. Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.
Прекрасно помогает песочная терапии в логопедии. Дети, у которых есть какие-то проблемы с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Так, обожают малыши лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно – кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности.
Уже подросшие дети могут учиться составлять рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Это учит их связной речи, навыками пересказа, причем это им действительно интересно.
Отсюда можно сказать, что с помощью игр с песком осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка.
Чем еще хороша песочная терапия? Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет место и разочарования, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир.
Песок обладает замечательным свойством «Заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Использование песочницы дает комплексный образовательно – терапевтический эффект.
Вот какой удивительный песок!
Какие можно использовать игры и упражнения
в работе с песком?
«Чувствительные ладошки»
Цель: Знакомство детей со свойствами песка, что можно делать на песке. Развитие тактильной чувствительности.
Положите ладошки на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
Сделайте тоже самое, повернув ладошки другой стороной.
Расскажите о своих ощущениях.
Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: Развитие мелкой моторики, снятие психофизического напряжения.
«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» - ребенок расслабленными, напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом, - «жучки здороваются»)
«Археология»
Цель: Развитие мышления, мелкой моторики, развивать фантазию детей.
Закопайте игрушку )ребенок не знает какую). В ходе раскопок, по открывающим частям ребенок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2-3 предмета. Пусть ребенок раскопает один из них и расскажет о том, что он раскопал.
«Дорожки из песка»
Цель: Развитие мелкой моторики, снятие психофизического напряжения.
Покажите ребенку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).
И конечно же различные сюжетные игры придумывают сами дети.
Эти простые упражнения имеют огромное значения для психики ребенка. Они стабилизируют его эмоциональное состояние, развивая познавательные процессы.
Пескография. Работа воспитателей с песком.
«Красоты в стеклянных баночках»
Творческая работа педагогов. Звучит спокойная музыка.
Материал: цветной песок, прозрачные баночки, бумага, салфетки, одноразовые ложки.
Ритуал окончания семинара – практикума.
«Свеча»
А сейчас я зажгу свечку, и все мы будем передавать ее друг другу при этом сказать одним словом о своем ощущении сейчас.
Наша с вами встреча подошла к концу. Я вас всех благодарю. Мне было очень приятно с вами работать.
Кияйкина Наталья Федоровна