«Повышение образовательного потенциала среды детского сада». Вебинар для воспитателей (Фрагмент стенограммы №3)
Представляем вашему вниманию фрагмент стенограммы с бесплатного вебинара «Повышение образовательного потенциала среды детского сада: предметы-помощники для педагога». Вебинар для педагогов дошкольного образования, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, психологов, тьюторов был организован Учебным центром «Урок». Мероприятие провела Елена Дмитриевна Файзуллаева, кандидат психологических наук, доцент, Член Экспертного совета при Уполномоченном по правам ребёнка по Томской области.
В ходе бесплатного вебинара на нескольких примерах были рассмотрены варианты использования предметов в педагогической практике в работе с детьми раннего и дошкольного возраста.
Внимание! Повышение образовательного потенциала среды детского сада: предметы-помощники для педагога и дополнительные материалы к мероприятию (презентация) доступны для бесплатного просмотра на нашем сайте.
...Другая характеристика – экологичность, которая связана с удовлетворением всех потребностей ребёнка: в любви и принятии, в активности физической и психической, во взаимодействии и общении, в самореализации и самопрезентации. Экологичность – это безопасность физическая и психологическая, это то, что соответствует возрастным возможностям ребёнка, это учёт его ограничений, потому что в группе могут быть дети с разными вариантами развития. Все эти характеристики делают наши предложения и наши действия как раз максимально образовательными и педагогичными. Обращаемся к следующему слайду.
Мы говорим о том, что все предметы, которые присутствуют в групповой комнате, они не должны быть избыточными, и здесь я ввожу некий критерий как психологическая оправданность и педагогическая целесообразность. То есть каждый предмет несёт образовательную функцию и способствуют повышению образовательного потенциала среды (детский сад, детская площадка). При этом нужно понимать, что не все объекты и предметы активные и стимулируют развитие ребёнка, мотивируют его на действия. Конечно, эту идею привносят взрослые. Поэтому мы и говорим, что педагог, в первую очередь, должен быть осознанным педагогом и он должен для себя определять разные типы задач, которые он решает.
Также у ребятишек разный опыт, они пришли из разных социо-культурных сред, и мы должны понимать, что, решая одну ключевую задачу (например, организуя образовательную деятельность), я могу обратить внимание на то, что некоторым детям актуальна задача на удовлетворение неких эмоциональных потребностей (например, потребность в любви и признании). Ребёнок в этот момент может быть не сосредоточен на моём предложении педагогическом, а я ему предлагаю какое-то новое знание или новый опыт даю, знакомлю с новым предметом, техникой или рисованием. А он в этот момент хотел бы получить от меня эмоциональный поток и тёплое общение. Поэтому педагогу важно актуализировать это. Это означает, что каждый ребёнок, который присутствует в поле моего взаимодействия, он уникален, и мне важно понять, какую задачу для какого ребёнка я сейчас одновременно решаю. Я называю это феноменом «святого духа», то есть одновременно со всеми. Средства-помощники нам как раз и нужны, чтобы работать со всеми одновременно и с каждым отдельно. Когда мы решаем задачи разных типов, мы ещё и выполняем ряд функций (мотивирование, организация, контроль, оценка), поэтому для решения разных задач необходимо использовать некие предметы, которые помогают осуществлять позитивную социализацию ребёнка. К примеру, я педагог, мотивирую детей или ребёнка на некую занимательную деятельность.
Я могу показать какой-то интересный предмет, могу жестами, интонацией привлекать внимание своих слушателей и включать их в некую деятельность. С другой стороны, я как педагог очень заинтересована в развитии внутренней мотивации ребёнка. Хотелось бы, чтобы ребёнок сам подходил с запросом, проявлял инициативу. Что касается организации, то я организую процесс, при этом готовлю все средства для этого процесса, условия,. И у нас есть дети – дежурные или помощники воспитателя, которые могут расставлять мебель, раскладывать предметы, карандаши, бумагу.
По функции контроля: после того, как я организовала процесс, я хожу и наблюдаю за поведением детей, за выполнением действий, оцениваю их успешность и при этом контролирую процесс, говорю, кому нужно побыстрее выполнять, кому аккуратнее, здесь прошу посмотреть на меня и т.д. Ну и, соответственно, если делают работу качественно, я хвалю ребёнка. То есть я говорю о том, что все эти функции принадлежат педагогу, и не все педагоги осознают тот момент, что эти функции постепенно нужно распределять между мной, педагогом и соучастником образовательного процесса – ребёнком. И постепенно отдавать ему эту функцию, и, тем самым, выращивая у него такие качества, как самостоятельность, самоопределение, самомотивирование, самоорганизацию, самоконтроль, самооценку. Это самые важные качества для жизни любого человека. Начальное образование как раз направлено на развитие у детей этих видов самостоятельности, получение полезного опыта. Тем самым прогнозируется школьная успешность...
Это был фрагмент выступления с Повышение образовательного потенциала среды детского сада: предметы-помощники для педагога. Запись вебинара и дополнительные материалы к мероприятию доступны для бесплатного просмотра.