12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Свирепина Лина Владимировна16

Организация работы в ДОУ в летний период

Лето – это маленькая жизнь! Именно в этот период года дети получают максимум впечатлений, удовольствия и радости от общения со сверстниками и новых открытий. Вместе с тем, чем больше времени проводят дошкольники на улице, тем больше внимания взрослые должны уделять организации деятельности детей в летний период. Грамотное решение этих вопросов позволит избежать неприятностей и обеспечить эмоционально насыщенную жизнь всем участникам образовательного процесса. 
Лето – особый период в жизни каждого ребенка. От окружающих его взрослых зависит то, как он проведет это время с пользой для здоровья, развития эмоциональных и познавательных процессов. 
Так, в преддверии 
летнего периода в  дошкольном образовательном учреждении  проводятся соответствующие подготовительные мероприятия, а именно: 

корректируется режим жизни детей с учетом теплого времени года

разрабатываются совместно с медицинским персоналом системы закаливания, учитывающие состояние здоровья детей и условия, созданные в каждой возрастной группе;

составляются рекомендации для родителей о том, как организовать досуг ребенка в летнее время, какие прочитать книги, какие провести наблюдения в природе, а также проинформировать родителей, дети которых в летние месяцы остаются в детском саду, об изменениях в системе работы ДОУ.
Задачи дошкольного учреждения в летний период.

Создание условий для организации эффективного оздоровления дошкольников,

Обеспечение условий для закрепления и совершенствования культурно-гигиенических навыков детей, воспитания трудолюбия.

Активизация экологического воспитания детей, интереса к животным и растениям. Формирование экологически направленного мышления в процессе наблюдения за природой.

Оптимальное пребывание детей на свежем воздухе, обеспечение их двигательной активности.

В чем же заключается специфика планирования
образовательного процесса с дошкольниками в летний период

Согласно СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях",  утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 (в ред. 20.12.2010), в дни каникул и в летний период больше внимания следует уделять спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, экскурсиям
Планируя работу с детьми в летний период, необхо­димо помнить о включении в план физкультурных и музыкальных развлечений (2 раза в неделю); дней здоровья (1 раз в квартал); спортивных праздников (1 раз в месяц); работы по правилам дорожного движения (1 раз в неделю) и основам безопасности (1 раз в неделю); прогулок по маршруту (простейший туризм), экскурсий, пешеходных прогулок (1-2 раза в неделю, в старшей группе - до 3 раз в неделю).
При планировании работы с дошкольниками необходимо предусматривать максимальное пребывание детей на воздухе, соответствующую продолжительность сна и других видов отдыха, достаточную двигательную активность в течение дня, обогащение детей новыми знаниями и формирование у них новых умений и навыков. Нужно шире использовать разнообразные формы двигательной деятельности - подвижные игры, элементы спортивных игр и т.д. В период каникул приоритетными видами детской деятельности являются физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая.

Календарное планирование летом имеет свои особенности. Как мы уже сказали у нас отсутствуют занятия, а больше подвижных игр, развлечений, тематических дней.

Каждая возрастная группа имеет свое календарное планирование, которое составляется на основе циклограммы организованной образовательной деятельности в летний оздоровительный период и перспективного планирования. Каждый воспитатель самостоятельно составляет план воспитательно-образовательной работы на летний период, исходя из плана летней оздоровительной работы всего детского сада и рекомендаций старшего воспитателя. В соответствии с возрастом детей воспитатели оформляют картотеки утренней гимнастики и проведения прогулок, где подробно расписаны наблюдения в природе, подвижные, пальчиковые и спортивные игры, трудовые поручения.

Также в каждой возрастной группе есть так называемая папка «В помощь воспитателю», в которой содержатся все необходимые методические рекомендации для организации работы с детьми в летний период.

В планах воспитателей в течение дня должны быть предусмотрены все виды детской деятельности: двигательная, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, игровая

Кроме того, воспитатели должны четко знать и следовать  инструкциям по охране жизни и здоровья детей в детском саду и на детских площадках. Так, перед тем как вывести воспитанников на прогулку, мы, воспитатели обязаны тщательно осмотреть участок на наличие опасных предметов, ядовитых грибов. Участок должен быть хорошо просматриваем, достаточно затенен, безопасен, оснащен малыми игровыми формами, песочницей (с политым и взрыхленным песком, набором лопаток, формочек на каждого ребенка), емкостью для воды (небольшим надувным бассейном, тазиком, ванночкой и т. д.), тентом от солнца и дождя. Воспитателю необходимо следить за соблюдением питьевого режима, одеждой детей в соответствии с погодой. 

Физкультурно-оздоровительная работа

Лето – самое благоприятное время для укрепления здоровья и развития детей. Работа ДОУ в летний период должна быть организована так, чтобы дети провели его с радостью и удовольствием и получили заряд бодрости даже в условиях города. Здесь большое значение имеет разнообразие используемых форм оздоровления детей.

Оздоровительная работа в летний период имеет свою специфику:

Организация питания детей по летнему 10-дневному меню, с ежедневным включением витаминных напитков, фруктов, свежих овощей;

Проведение закаливающих и профилактических мероприятий (обширное обливание водой, гигиеническое полоскание рта после приема пищи, сон при открытых окнах, солнечные и воздушные ванны, босохождение;

Максимальное пребывание детей на свежем воздухе (утренний прием, гимнастика, спортивные досуги, праздники, развлечения, прогулки);

Создание условий для повышения двигательной активности детей на свежем воздухе путем расширения ассортимента выносным оборудованием. В качестве основных средств воспитания и развития движений у дошкольников летом используются: подвижная игра, игровые упражнения, игры-забавы, физкультурные упражнения, спортивные игры, "школа мяча", "школа скакалки", игры-эстафеты, спортивные праздники и развлечения

Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми по развитию основных видов движений на прогулке;

Организация бесед с детьми оздоровительной направленности («Болезни грязных рук», «Закаляйся, если хочешь быть здоров», «Овощи и фрукты – полезные продукты»).


В летний период увеличивается продолжительность прогулок. Для достижения оздоровительного эффекта режимом дня предусматривается максимально возможное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующее возрасту продолжительности сна и других видов отдыха.  С учетом данных требований при планировании  работы с воспитанниками в летний период педагогам следует принимать во внимание основные положения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Так, в соответствии с данным документом необходимо создать условия для организации самостоятельной деятельности воспитанников и совместной деятельности взрослых и детей в группе, а также на участке детского сада. 
Лето – благоприятный период для реализации программных задач по ОБЖ и формированию у воспитанников культурно-гигиенических навыков. Так, для работы с детьми младшего возраста можно использовать дидактические игры, песенки, потешки, стихотворения, рассказы, сказки, картинки соответствующего содержания. Кроме того, в младших группах необходимо иметь игровые гигиенические наборы (расческу, полотенце, мыло, салфетку, зубную щетку, пасту, носовой платок, стаканчик) для закрепления навыков их использования. 
Детям старшего возраста можно давать разнообразную информацию о личной гигиене, способах оказания первой помощи при чрезвычайных  обстоятельствах:

"Как беречь здоровье летом?";

"Как предупредить простуду?";

"Как оказать первую помощь себе и детям (при ушибе, ссадине, укусах осы, пчелы, кровотечении из носа)?";

"Зачем надо каждый день много гулять и заниматься физкультурой?";

"Как надо вести себя у воды, в лесу?" и т. д.
Можно провести беседы с рассматриванием картинок "В мире опасных предметов и проборов", "Служба 01"; прочитать книжки по данной тематике (С.Я. Маршак "Кошкин дом", "Рассказ о неизвестном герое", Г.М. Цыферов "Жил на свете слоненок"); закрепить правила дорожного движения. На участке рекомендуется оформить уголок, посвященный правилам дорожного движения, со светофором, велосипедами, самокатами и т. д. 

Тематические площадки
В летнее время на улице с детьми можно организовывать продуктивную образовательную деятельность (рисование, аппликация, оригами, изонить, бумагопластика, макраме, составление витражей и т. д.). Для этого на участке должны быть созданы соответствующие условия (устойчивые столы, стулья, выносные мольберты). 
Можно практиковать выполнение коллективных работ с использованием различных техник рисования, а также проведение конкурсов рисунка на асфальте, детского дизайна, поделок из бросового материала.

Мы организуем продуктивную образовательную деятельность в форме организации тематических площадок

О деятельности тематических площадок

Руководителями площадок являются педагоги ДОУ. Тематические площадки распределяются по определенным направлениям, содержащим конкретные цели. Разрабатывается перспективный план каждой площадки, где указывается название мероприятия, цели и задачи, формы работы, методы и приемы, список оборудования, ответственные. Обозначается график работы. Проводятся консультации для педагогов (индивидуальные, подгрупповые, групповые), по вопросам, касающихся тематике тематических площадок.

Каждая площадка работает в первой половине дня 1 раз в неделю. Здесь дети не только закрепляют умения и навыки, полученные в течение учебного года, но и учатся применять их в новых условиях.

Каждая творческая площадка представляет собой специально организованное пространство. Это веранда или затененное место на территории детского сада, оборудованное столами, стульями, необходимыми инструментами и материалами.

Каждую творческую площадку украшает оригинальная вывеска, детские рисунки, поделки, коллажи и фотографии.

В летний период в нашем ДОУ функционируют следующие тематические площадки:

«Теремок» (театрализованная деятельность). Это оборудованная под сцену веранда или же театральная ширма с обязательным выносным материалом: костюмами, набором кукол и др. Здесь дети принимают участие в играх-драматизациях, в подготовке и разыгрывании кукольных спектаклей, разнообразных сказок и инсцени­ровок, в разыгрывании маленьких сценок с помощью мимики, пантомимики и т.д.

«Цветные ладошки» . Дети под руководством взрослого рисуют, выполняют аппликации, изготавливают коллажи и т.д. При этом используют инновационные изобразительные технологии: пальцевая живопись, рисование на мокрой бумаге, рисование на асфальте цветными мелками, кляксография, рисование солью, мыльными пузырями, разбрызгиванием, рисование через копировальную бумагу, монотипия и др.

«Очумелые ручки». Содержание работы с детьми: творческое конструирование из всевозможных материалов (бумаги, бросового, природного и т.д.); создание игрушек, сувени­ров-подарков, эле­ментов декораций, костюма и реквизита для праздников и раз­влечений, выполнение общих ра­бот (панно, фризы, коллажи).

«Страна Тестопландия» - В работе с дошкольниками используются такие фор­мы организации художественно-творческой деятельности, как: создание детьми индивиду­альных и коллективных работ в лепке. На коллективных занятиях дети изготавливают художественные панно, макеты, рельефные картины и т.д.

Спортивная площадка «Неболейка» функционирует на стационарной спортивной площадке, которая есть в каждом детском саду.

Все спортивные мероприятия проходят в игровой форме, в виде развлечений, с обязательным присутствием гостей- персонажей из знакомых сказок.

Дети с большим удовольствием посещают все тематические площадки и уносят с собой интересные поделки, сделанные своими руками.

Наблюдения и труд в природе
Знакомство с окружающей действительностью, наблюдения за природой летом, организация совместной деятельности взрослых и детей создают  благоприятные условия для развития коммуникативных качеств у дошкольников. Воспитателям следует включать в работу с детьми ситуативные разговоры, беседы; повторение песенок, потешек,  скороговорок, организовывать литературный досуг, викторины, показы кукольного театра. Особое внимание должно  быть уделено чтению художественной литературы, рассказыванию сказок, организации игр-драматизаций. Особое внимание в летний период должно быть уделено познавательно-исследовательской деятельности: наблюдениям на прогулке за явлениями живой и неживой природы (состоянием почвы, 
температурой воздуха, осадками), построению взаимосвязи, взаимозависимости предметов и явлений природы, экспериментированию (с водой и песком), коллекционированию, моделированию, решению проблемных ситуаций. Можно организовать и провести развлечения "Прекрасное и удивительное вокруг нас", "Праздник воды и песка" и др.

На все эти виды деятельности желательно иметь выносные картотеки, для использования на прогулках.

У каждого летнего месяца есть свои характерные особенности, и воспитателю важно знать последовательность наступления тех или иных явлений, чтобы организовать интересные наблюдения с детьми. Зная эти особенности, мы учим детей замечать изменения в природе из месяца в месяц.

Прогулка в летний период проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий. При небольшом дожде ее можно организовать на веранде, под навесом, в любом другом, защищенном от резкого ветра и осадков месте. В этом случае с детьми проводят беседы, читают им сказки, организуют спокойные игры, для которых не требуется большого пространства. Иногда при плохой погоде длительность прогулки можно сократить, но полностью отменять ее не следует.

Рекомендуется организовывать с детьми пешеходные прогулки за пределы участка. Появляется возможность использовать природные факторы для развития у детей движений, совершенствования физических качеств – ловкости, быстроты, выносливости, ориентировки в пространстве, координации движений. С младшими детьми прогулки за пределы участка целесообразно проводить примерно 1 -2 раза в неделю в первую половину дня на небольшие расстояния; со старшими детьми – 2 – 3 – раза в неделю.

Во время прогулок, воспитатель следит за тем, чтобы дети не собирали незнакомые растения, ягоды, так как среди них могут быть ядовитые. Он рассказывает ребятам об окружающей природе, знакомит их с растениями, распространенными в данной местности. А для этого нужно, чтобы он сам хорошо знал природу своего края: растения, грибы, ягоды.

Готовясь к прогулке, воспитатель продумывает меры, предупреждающие травматизм. А это, прежде всего, зависит от организованности детей, дисциплины, а также от выбора маршрута. Необходимо позаботиться также и о небольшой походной аптечке с набором дезинфицирующих и перевязочных средств, уметь оказать первую помощь при травмах и несчастных случаях. Перед выходом следует тщательно проверить готовность детей к прогулке – их самочувствие, соответствие одежды и обуви, не забыть о питьевом режиме.

Воспитатель, организуя наблюдения на прогулке, знакомит детей с неживой природой, растениями, животными, трудом взрослых в природе, с сезонными изменениями в природе.

Проводя наблюдения, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания об окружающем, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически.

Известно, что труд оказывает разностороннее положительное влияние на развитие ребенка, воспитывает волевые качества, чувство коллективизма, совершенствует знания ребенка об окружающей жизни. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.

Необходимо закреплять навыки самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста, организовывать трудовых поручения, дежурства. Старших детей можно привлекать к уборке групповой комнаты, участка, труду на цветнике и огороде, помощи младшим воспитанникам, хозяйственно-бытовому труду, организации развлечения "День добрых дел". В ходе данной работы с детьми закрепляются знания о профессиях, разучиваются пословицы и поговорки о труде. 

Труд детей на прогулке организуют в форме индивидуальных поручений и как коллективный.

Трудовая деятельность подразделяется:

1.   Природоведческий  труд

-          уход за грядками на огороде ( рыхление, полив, прополка, подкормка, прореживание);

-          уход за цветами на цветнике;

-          уборка урожая на огороде;

-          заготовка лекарственных трав;

-          сбор опавших листьев, веточек для гербария с разных деревьев и кустарников;

-          сбор шишек для оформления коллекций.

2.   Хозяйственно – бытовой труд

-          мытьё трудового инвентаря;

-          подметание веранд, дорожек.

3.   Природоохранный труд

-          изготовление природоохранных знаков и установка их на экологической тропе;

-          осмотр овощных культур ( нет ли вредителей) и обработка их настоем из трав, луковой и чесночной шелухи;

-          уборка мусора на экологической тропе.

4.   Ручной труд

-          изготовление поделок из природного материала

-          аппликация из природного материала;

-          составление букетов.

Так же во время прогулки возможна организация элементарных опытов (например, опыты с песком и глиной и т.п.).

На прогулке большое место занимают игры. Это могут быть дидактические игры, творческие, подвижные, малоподвижные, спортивные игры.

Словесные игры («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно – не нужно» и др.) не требуют никакого оборудования.

Одним из примеров творческих игр на прогулке могут быть строительные игры с природным материалом: песком, глиной, мелкими камушками, шишками и т.д. в них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Этими играми надо руководить. Для эффективности проведения таких игр необходимо иметь наборы формочек для игр с песком, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов, деревьев, шишки, веточки, печатки, карандаши для создания «картин» на песке и т.д.

Планируя прогулку, воспитатель включает 2 – 3 подвижные игры с бегом, прыжками, игры-эстафеты, соответствующие возрасту. Организация различных физических упражнений и подвижных игр на воздухе оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей, помогает укреплению воли, развитию смелости, самостоятельности. Вместе с тем создаются наиболее благоприятные условия для проявления товарищеских чувств, взаимопомощи.

На самостоятельную деятельность у дошкольников остается сравнительно мало времени. В этом отношении прогулка особенно важна и необходима, поскольку детям предоставляется возможность проявить свои творческие способности, поиграть в любимые игры, используя оборудование участка, игрушки и пособия, которых нет в группе, побегать.

В летний период времени можно проводить прогулки и экскурсии в природу. Это могут быть путешествия в лес, к водоему, ручью, на луг и т.д. Во время таких прогулок дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Это помогает формированию у ребят первичных мировоззренческих представлений о взаимосвязях, существующих в природе, материалистического миропонимания.

Экскурсии в лес, в поле, на берег реки привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. На экскурсии у детей развивается наблюдательность, интерес к изучению природы. Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности.

Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.

Подводя итоги нашей сегодняшней встречи, еще раз хочется сказать, что летний отдых в детском саду будет проведен детьми интересно и с пользой, если весь коллектив ДОУ, родители подойдут к его организации творчески, ответственно, если будут учтены интересы и пожелания детей.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.