12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Писарева Светлана14
0

Развитие дивергентного и конвергентного мышления младших школьников

Тема:      Развитие дивергентного и конвергентного  мышления  младших школьников






                                                                                 



                                                                                  Писарева Светлана Лаврентьевна

                                                                                  учитель начальных классов

                                                                                      I квалификационной категории

                                                                                       МБОУ «СОШ №19» г. Абакан.


                                                                    2019 год



Дивергентным в психологии называют альтернативное мышление, отступающее от логики. Дивергентная задача- это задача, имеющая много правильных ответов. Именно этот вид мышления квалифицируется как творческий. Он связан с воображением, и служит средством порождения большого количества разнообразных оригинальных идей. Под задачами дивергентного типа понимаются задания по любой предметной направленности. Заметим, что с такими задачами, когда условие одно, а правильных ответов много, чаще всего и сталкивается человек в практической деятельности: «Кем быть? За кого голосовать? Какого выбрать друга?»

 У детей необходимо развивать оба вида мышления. Сталкиваясь с проблемой даже на бытовом уровне, человек с дивергентным мышлением исходит из принципиального допущения, что вариантов решений может быть несколько. Для человека с конвергентным мышлением любая задача будет конвергентной. Недаром для таких людей на дверях магазина иногда пишут объявления: «Не удается открыть? Попробуй потянуть на себя». Одни из самых известных задач на творческое, нестандартное, гибкое мышление придуманы советским физиком, Нобелевским лауреатом Л. Ландау, который, по легенде, отбирал себе в аспиранты тех, кто решал их.   Задача № 1.   О, Д, Т, Ч, П, Ш.  ( Продолжить последовательность.)

Задача № 2.  Любовь, Дыхание, Рим, Власть, Колонна, Чувство, Небо. ( Продолжить последовательность.)

Задачи Ландау предполагают один правильный ответ, хотя при этом они требуют и гибкости, и оригинальности мышления. Задачи Ландау дают нам замечательную возможность поговорить о

том, что считать единственным ответом. Сам Ландау ожидал таких ответов:

на первую задачу – последовательность:

 Один, Два, Три, Четыре, Пять, Шесть, Семь, Восемь и т.д.

 Однако вряд ли гениальный физик стал бы возражать против какого либо другого ответа, который, конечно же, возможен.

Например, можно найти книгу, в которой первое слово на первой странице начинается с «О», первое слово на второй странице начинается с «Д» и т.д. Таким образом, эта задача – дивергентная.

То же самое можно сказать и про задачу № 2.

В ней приведена последовательность устойчивых словосочетаний, в состав которых входят начальные порядковые числительные: первая любовь, второе дыхание, третий Рим, четвертая власть, пятая колонна, шестое чувство, седьмое небо.

Однако продолжить эту последовательность можно по разному: восьмое чудо света, девятый вал или девять месяцев, десять заповедей или десять негритят…

В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важные исследовательские навыки, а также такие важные характеристики креативности,  как: оригинальность гибкость, беглость (продуктивность) мышления и др. Все они необходимы для исследователя.

Задание  «Рассказ на заданную тему»  Например «Зима».

Ученик выходит к доске и объявляет тему игры.  Каждый из играющих называет один предмет, связанный с этой темой, например: снег, лёд, мороз, метель, лыжи, коньки, санки, горка, каток, снеговик и др. Ученик записывает все слова на доске, а затем составляет из них короткий рассказ.

   Пример рассказов: «Вот и пришла зима! Выпал снег. Ударил сильный мороз. Реки сковало льдом. Но мы не боимся ни мороза, ни метели. Каждый день катаемся с горки на санках и на лыжах, ходим на каток кататься на коньках. Вчера мы лепили снеговиков».

Задание «Поиск причин событий».(Необходимо установить причины возникновения ситуаций.)

( -Компьютер работал круглые сутки. -Утром на улице звучала музыка.)

Задание  «Подберите слова». Подберите прилагательные и существительные, отвечающие ощущениям тепла и холода («весны и зимы», «утра и вечера» и др.).

Примеры ответов: тепло – лето, солнце, яркий, ласковый, живой; холод – айсберг, утро, расставание, полярный.

Задание  «Сочиняем сказку».

На карточках нарисованы сказочные персонажи и написаны их имена. Карточек должно быть много. Женские персонажи: Алёнушка, царевна Несмеяна, Баба-Яга, Золушка, Спящая красавица, Мальвина, Русалочка, Шапокляк, Лиса-Патрикеевна и др. Мужские персонажи: Иван-царевич, Буратино, Бармалей, Пьеро, Незнайка, Кощей Бессмертный, Царь и др.

   вариант игры. Группа разбивается на подгруппы по пять человек. Карточки перемешиваются, и каждая подгруппа наугад вытягивает пять карточек. Их задача – через 15-20 минут рассказать сказку, в которой действовали бы доставшиеся им персонажи.

Задание:Восстановление (реконструкция) объекта исследования т.е. структуры жизни и деятельности человека того момента прошлого, к которому относится данный исторический источник. Задачей этого исследования является – выделить как можно больше элементов (деталей), их признаков и связей между элементами данного предмета исследования; обычно этот этап исследования называется анализом. На этом этапе основным инструментом, которым пользуется ребенок, являются вопросы: «Что?», «Какой?», «Сколько?», «Где?», «Как?» и т.п., которые служат для выявления и максимально подробного описания того, что для ребенка является фактами (фактической стороной дела).

 Детям предлагается мысленный эксперимент – восстановить картину совсем недавнего прошлого, например, один день, неделю (или даже меньше) назад. Учитель предлагает детям рассказать, что происходило у них в классе, школе в этот конкретный день. Достаточно быстро выясняется, что в рассказах  «очевидцев» – учащихся класса – достаточно много расхождений: не только в оценках происходившего, но и в том, что происходило (вплоть до того, что было на обед). Вывод, который делается из данного мысленного эксперимента: даже рассказ очевидца не воссоздает объективной, полноценной картины. Чтобы ее воссоздать, нужны разные источники, которые нужно исследовать, сравнивать, сопоставлять. Таким образом, для того чтобы ученик мог самостоятельно осуществлять исследовательскую деятельность, он должен уметь:– описывать предмет исследования, выделяя в нем как можно больше деталей;

– видеть несоответствия (элементов между собой, элементов и реалий жизненного опыта ученика или его знаний) и задавать вопросы, фиксирующие это несоответствие;

– давать свои интерпретации, выдвигать гипотезы, объясняющие эти несоответствия;

Далее я  попытаюсь  изложить методы, приемы и способы обучения осуществлять исследовательскую деятельность, Предметом исследования являлись изображения (фотографии, картины). Задача: во-первых, научить детей различать  факты и их интерпретации, во-вторых, научить описывать предмет исследования, ничего в нем не упуская.

Ребенок в 4 классе не может «удержать» такие сложные для него категории, как «факт» и «интерпретация», «гипотеза», поэтому был придуман следующий методический ход:

сначала вместо данных категорий детям вводились категории «видимое» («очевидное») и «невидимое» (то, что мы непосредственно не видим, но о чем можем догадаться).

В качестве тренировочных заданий предполагались  следующие: детям выдавалась репродукция картины и распечатанный «ответ неизвестного ученика», который описывал эту картину.  В этом ответе детям нужно было подчеркнуть разными цветами: в каких предложениях описывается «видимое», в каких – «невидимое».

           1. Мальчик стоит с грустным лицом.

2. Мальчик получил плохую оценку в школе, и поэтому он очень расстроен.

3. Из портфеля мальчика торчат коньки, потому что он был на катке.

4. Маленький мальчик сидит на велосипеде. Возможно, что ему совсем недавно его подарили.

5. На подоконнике стоит цветочный горшок.

6. Собака очень любит мальчика с портфелем.

7. Женщина, которая сидит у стола, – мама мальчиков. Она очень огорчена тем, что ее старший сын получил плохую оценку.

8. На женщине, которая сидит у стола, надет фартук. Наверное, она только что готовила обед.

9. Мальчик, который стоит на переднем плане, очень неаккуратный, так как у него портфель потрепанный, перевязан веревкой, а не застегнут на замок.

10. Девочка на заднем плане – старшая сестра мальчика с портфелем. Она смотрит на него с осуждением, потому что сама она хорошо учится, старается не огорчать маму.

11. Мальчик с портфелем не гладит собаку, а просто обреченно стоит, ожидая «приговора», а внутри его мучает совесть.

12. Это довольно бедная семья.

 После таких упражнений дети стали лучше формулировать свои гипотезы, более четко связывая их с деталями изображения, которое они описывали, и значительно лучше различать факты и их интерпретации (гипотезы, мнения). Задача – дать детям первый опыт исследования исторического источника. На этом этапе детям предлагается выступить в роли историка и исследовать как исторический источник фотографию начала прошлого века

Исследование такого  вида  исторического источника, как фотография,  выбран не случайно: мы на уроках литературы уже имели опыт описания картин. Для облегчения задачи была подобрана тематика фотографии –  дети и учебное заведение, которая  была близка ученикам. Учащиеся работали в малых группах (по 3-4 человека). Задание группам звучало так: перед вами предмет, который, безусловно, является историческим источником. Попытайтесь понять, что на нем изображено, а затем скажите все, что можете, о том времени, к которому этот источник относится. Задача: во-первых, научить детей различать  факты и их интерпретации, во-вторых, научить описывать предмет исследования, ничего в нем не упуская.

Задача– научиться на основании «видимого» восстанавливать «невидимое», то есть выдвигать свои гипотезы и интерпретации. Чтобы появилась гипотеза, должен появиться вопрос. Спонтанно у детей таких вопросов возникало, как правило, немного.  Поэтому нами была введена специальная форма вопроса: «Почему .., а не..?» («Зачем .., а не ..?). Чтобы помочь им увидеть такие несоответствия, сначала предлагала свои вопросы типа:- почему священник в центре, а не с краю? -Почему атрибуты математики на переднем плане, а не на заднем? -Почему среди учеников только мальчики, а девочек нет? (Вопросы относятся все к той же фотографии.) После чего детям была предложена следующая техника:

К каждому выделенному элементу («видимому»)  задай вопросы, типа: «Почему это так, а не иначе?» А затем попробуй ответить  на этот вопрос. Например: -«Почему предметы – символы математики – находятся на переднем плане, а не сзади и не с краю? Потому что,  математика, скорее всего,  считалась самым важным предметом».

Затем предлагалась техника «преврати ответ в вопрос». Ребенку предлагалось свой ответ (свою гипотезу) превратить в вопрос, а затем ответить на него. Например:- «Почему математика считалась самым важным предметом? Потому что в этой школе, скорее всего, готовили инженеров, а не юристов или историков». Вот некоторые из результатов исследования детей:– это либо военное училище, либо школа;– они изучали анатомию;– в окне можно увидеть доску;– в правом углу – карта;– школа была как-то связана с церковью, т.к. есть батюшка;– это школа, потому что здесь есть карта мира, линейка, учителя и что-то вроде камеры;– время года – осень, потому что деревья уже не цветут и дети не тепло одеты.  Раз это осень, то это начало учебного года. – раз фотография черно-белая, можно предположить, что еще нет цветных фотоаппаратов.

После того как дети достаточно потренировались в задавании подобных вопросов, им было предложено отрефлексировать способ их работы. Задание детям давалось в такой форме: «Представьте, что к вам подошел ученик 3 класса и спросил, что значит «исследовать исторический источник». Ваша задача – объяснить ему, что вы делали». В итоге была составлена инструкция «Как исследовать исторический источник»

           Можно использовать конвергентные задания для развития элементов дивергентного мышления ребенка. Существует необходимость педагогического воздействия на развитие дивергентного мышления ребенка младшего школьного возраста. А поскольку этот возраст, как доказано психологами, является ключевым для развития мышления, недоработки в этой области практически невосполнимы в дальнейшем. 

Литература

1.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: ИЦ «Академия», 2002г.
2.Дорфман Л.Я. Дивергентное мышление и дивергентная индивидуальность: Ресурсы креативности // Ежегодник РПО. — М., 2002. Т. 8. Вып. 1. С. 3.
3.Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб: изд-во РХГИ, 1999г.
4.Яковлев В.Я. Философские принципы креативности / Вестник Московского Университета. 2005г. (статья, электронный вариант).

5.http://works.tarefer.ru/70/100780/index.html 6.http://www.bestreferat.ru/referat-like-54080.html

7.Разумникова, О. М. Функциональная организация коры головного мозга при дивергентном и конвергентном мышлении : Роль фактора пола и личностных характеристик : диссертация на соискание ученой степени доктора биологических наук. — Новосибирск, 2003. — 312 c.

8.Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления - М.: Прогресс, 1965.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.