Методические рекомендации «Развитие двигательно-координационных способностей обучающихся младших классов через применение упражнений на скоростной (координационной) лестнице»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа № 7 г. Амурска
Амурского муниципального района Хабаровского края
Методическая разработка
Развитие двигательно-координационных способностей обучающихся младших классов через применение упражнений на скоростной (координационной) лестнице.
Составила: Овчинникова И.Д.,
учитель физической культуры
г. Амурск
2020 год
Аннотация
В современных условия наблюдается тенденция снижения двигательной активности младших школьников, что влияет на здоровье, умственную работоспособность и усвоение учебных программ негативно, поэтому необходимо увеличивать объём деятельности, который требует от учащегося проявления быстроты реакции, находчивости, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений.
В данной методической разработке представлена работа со скоростными (координационными) лестницами, сделанными своими руками и комплексы упражнений, которые направлены на улучшение скоростных данных, тренировку ускорений, быстроты, баланс тела в движении, развитие чувства ритма и координации движений, отработку техники основных двигательных действий. Также работа с координационными лестницами помогает разнообразить занятия, улучшить концентрацию внимания, повысить мотивацию школьников, повысить моторную плотность занятий.
Сборник предназначен для учителей физической культуры, инструкторов по физической культуре в ДОУ, родителей.
Введение.
Скоростная (координационная) лестница - это один из самых распространенных и эффективных тренажеров для тренировок спортсменов во многих видах спорта. Лестница является снаряжением, нацеленным на активные спортивные упражнения. Упражнения на лестнице тренируют, как большие и быстрые мышцы, так и близко лежащие к костному аппарату, которые образуют каркас опорно-двигательного аппарата. Каркасные мышцы труднее всего тренировать, т.к. они глубокие, и ограниченное количество видов упражнений способно их задействовать.
Упражнения на скоростной (координационной) лестнице заставляют неврологическую систему человека посылать дополнительную информацию в его мускулы с огромной скоростью, включая в работу все больше и больше моторных клеток. Это помогает человеку быть быстрее и подвижнее.
Скоростная (координационная лестница) предназначена для развития ловкости, скоростных качеств, тренировку ускорений, баланса тела в движении, развивает чувства ритма и координации движений, позволяет отрабатывать технику основных двигательных действий.
Использование скоростной (координационной) лестницы в урочной и внеурочной деятельности позволяет разнообразить занятия, повысить мотивацию обучающихся, улучшить концентрацию внимания, увеличить моторную плотность занятий, помогает обучающимся развивать двигательно - координационные способности.
Использовать лестницу можно, как для разминки, так и для основной деятельности. Упражнения могут выполняться в групповой и индивидуальной работе, на « станции» круговой тренировки, в эстафетах, играх, при прохождении полосы препятствий и т.д. (приложение 3)
Этот тренажёр очень легкий, компактный, не требует большой площади. Простота, оперативность сборки, мобильность, позволяют заниматься на уроках, тренировках, подвижных переменах, на улице во время прогулки, а так же можно включать в образовательную среду.
Цель методической разработки – описать последовательность работы по использованию скоростной (координационной) лестницы в развитии двигательно-координационных способностей у обучающихся начальных классов.
1.1 Характеристика двигательно – координационных способностей
Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи.
Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы.
Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.
Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.
Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).
Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно: 1) способности человека к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.); 5) смелости и решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.
Координационные способности имеют выраженные возрастные особенности.
Так, дети 4-6 лет обладают низким уровнем развития координации. Двигательные навыки формируются на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий – низкая.
В младшем школьном возрасте двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.
1.2 Виды скоростной (координационной) лестницы.
Существует два вида лестниц: традиционная и плоская.
Традиционная лестница оснащена перекладинами, которые прикреплены как ребра жесткости к стропе через 37- 40 см. друг от друга. Перекладины имеют плоский низ и закругленный верх, или полностью круглая перекладина.
Плоская лестница оснащена плоскими перекладинами. Расстояние между перекладинами можно регулировать от 37-50 см. Также лестницы бывают сдвоенные, облегченные, с соединительными крепежами для наращивания длины или составления крест-накрест.
1.3.Изготовление скоростной (координационной) лестницы.
Предлагаем несколько вариантов лестниц, сделанных своими руками. Расстояние между перекладинами -50 см.
Стропа - веревка, перекладины нарезаны из туристического коврика. Стропа и перекладины соединены стэплером. |
Стропа - веревка, перекладины - плоские полосы из ПХВ. |
Самая простая лестница из обручей d - 50 см., связанных между собой. |
Стропа - веревка, перекладины - трубки ПХВ(водопроводные трубы) |
Из прямой линии дети раскладывают лестницу. |
1.4. Методика использования координационной лестницы.
Тренажер располагается на горизонтальной поверхности и раскладывается во всю длину. Учащийся получает карточку-задание (в одном варианте со схематично нарисованным упражнением, в другом – с описанием упражнения) и изучив её, выполняет упражнения: ходьба в медленном темпе, ходьба с ускорением, прыжки, бег, бег с ускорением.
Например:
1 вариант (приложение 1)
2 вариант (приложение 2)
1. И.п. – стоя лицом к лестнице. Прыжки на двух ногах, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы. 2. То же на правой ноге. 3. То же на левой ноге.
|
1. И.п. – стоя лицом к лестнице. Бег лицом вперед, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы. 2. То же с высоким подниманием бедра. 3. То же с захлестыванием голени назад. |
1. И.п. – стоя правым боком к лестнице. Прыжки на двух ногах правым боком, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы. 2. То же на правой ноге. 3. То же на левой ноге. |
1. И.п. – стоя лицом к лестнице. Бег лицом вперед, каждый раз наступая в ячейки лестницы, указанные учителем. 2. То же с высоким подниманием бедра. |
Направление движения (вперёд-назад, вправо-влево)
- ходьба переступающим шагом;
- ходьба приставными шагами;
- ходьба из стороны в сторону;
- ходьба спиной вперёд.
Прыжки:
- прыжки на двух ногах по схеме;
- прыжки на одной ноге по схеме;
- комбинированные прыжки;
- прыжки с поворотами.
Бег:
- прямое пробегание;
- боковое пробегание.
Обучая детей упражнениям на скоростной (координационной) лестнице, необходимо соблюдать основной педагогический принцип обучения «от простого к сложному», сначала упражнение выполняем медленно и правильно, затем быстро и правильно, т.е. начинаем с медленных и контролируемых движений, постепенно переходим к быстрым и взрывным, наращивая координационную сложность.
Вся тренировка разбивается на подходы и разы (повторы): 2-4 раза прохождения считаются за 1 подход. На боковые упражнения необходимо сделать 4 повтора (по 2 раза на каждую сторону - влево и вправо).
Линейные упражнения (выполняются по прямой лицом вперед или назад) могут повторяться только 2 раза, т.к. в них задействовано все тело целиком.
1.5. Программа тренировок.
Программа тренировок начинается с упражнений в ходьбе. Разучив базовые движения, отрабатывайте их в прыжках и беге.
При выполнении упражнений обращайте внимание на работу рук. Руки нужно тренировать одновременно с ногами. Скорость должна быть одинаковой.
Совершенствование и усложнение техники выполнения упражнений с использованием скоростной лестницы.
1. Изменение направления движений.
2. Чередование ведущих ног.
3. Быстрое движение одной ногой.
4. Дополнительное включение скручиваний и поворотов.
5. Использование «остановок»
6. Выполнять упражнения, со спортинвентарем в руках (гантели, мяч, гимнастическая палка, и т.д.)
Правила при выполнении упражнений на координационной лестнице:
1. Перед выполнением упражнений обязательно сделать разминку.
2.Выполнять комплекс упражнений 2-3 раза в неделю.
3. Между подходами делать перерыв 30-60 секунд.
4. При каждом повторении менять атакующую ногу (т.е. ту, которая первая входит в ячейку).
5. Делать упражнения не на прямых ногах, а на согнутых.
1.6. Упражнения для работы на скоростной (координационной) лестнице
Комплекс упражнений в ходьбе
1. И.п. – стоя лицом к лестнице. Ходьба лицом вперед, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
2. Тоже с высоким подниманием бедра.
3. И.п. – стоя спиной к лестнице. Ходьба спиной вперед, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
4. И.п. – стоя правым боком к лестнице. Ходьба приставными шагами правым боком, каждый раз наступая в ячейки лестницы правой и левой ногой.
5. То же левым боком.
6. И.п. – стоя правым боком к лестнице. Ходьба приставными шагами правым боком с высоким подниманием бедра, каждый раз наступая в ячейки лестницы правой и левой ногой.
7. То же левым боком.
8. И.п. – стоя правым боком к лестнице. Ходьба приставными шагами правым боком, наступая в ячейки лестницы через одну.
9. То же левым боком.
10.И.п. – стоя правым боком к лестнице. Ходьба скрестными шагами правым боком, поочередно наступая в ячейки лестницы правой и левой ногой.
11. То же левым боком.
Комплекс упражнений в беге
1. И.п. – стоя лицом к лестнице. Бег лицом вперед, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
2. И.п. – стоя лицом к лестнице. Бег лицом вперед с высоким подниманием бедра, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
3. И.п. – стоя лицом к лестнице. Бег лицом вперед с захлестыванием голени назад, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
4. И.п. – стоя лицом к лестнице. Бег лицом вперед, наступая в ячейки лестницы через одну.
5. И.п. – стоя лицом к лестнице. Бег лицом вперед с высоким подниманием бедра, наступая в ячейки лестницы через одну.
6. И.п. – стоя лицом к лестнице. Бег лицом вперед с захлестыванием голени назад, наступая в ячейки лестницы через одну.
7. И.п. – стоя лицом к лестнице. Бег лицом вперед, каждый раз наступая в ячейки лестницы, указанные учителем.
8. То же с высоким подниманием бедра.
9. То же с захлестыванием голени назад.
10. И.п. – стоя спиной к лестнице. Бег спиной вперед, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
11. И.п. – стоя правым боком к лестнице. Бег скрестными шагами правым боком, поочередно наступая в ячейки лестницы правой и левой ногой.
11. То же левым боком.
И.п. – стоя правым боком к лестнице, лицом к первой ячейке. Передвижение правым боком, каждый раз наступая в ячейки поочередно правой и левой ногой.
То же левым боком.
Комплекс упражнений прыжками
1. И.п. – стоя лицом к лестнице. Прыжки на двух ногах, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
2. И.п. – стоя лицом к лестнице. Прыжки на правой ноге, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
3. И.п. – стоя лицом к лестнице. Прыжки на левой ноге, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
4. И.п. – стоя лицом к лестнице. Прыжки на двух ногах, наступая в ячейки лестницы через одну.
5. И.п. – стоя лицом к лестнице. Прыжки на правой ноге, наступая в ячейки лестницы через одну.
6. И.п. – стоя лицом к лестнице. Прыжки на левой ноге, наступая в ячейки лестницы через одну.
7. И.п. – стоя правым боком к лестнице. Прыжки на двух ногах правым боком, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
8. И.п. – стоя правым боком к лестнице. Прыжки на правой ноге правым боком, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
9. И.п. – стоя левым боком к лестнице. Прыжки на левой ноге правым боком, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
10. И.п. – стоя левым боком к лестнице. Прыжки на двух ногах левым боком, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
11. И.п. – стоя левым боком к лестнице. Прыжки на правой ноге левым боком, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы. То же на левой ноге.
12. И.п. – стоя спиной к лестнице. Прыжки на двух ногах спиной вперед, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
13. И.п. – стоя спиной к лестнице. Прыжки на правой ноге спиной вперед, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
14. И.п. – стоя спиной к лестнице. Прыжки на левой ноге спиной вперед, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
15. И.п. – стоя лицом к лестнице. Прыжки на двух ногах, выполняя прыжок ноги вместе в первую ячейку лестницы, Затем прыжок ноги врозь, поставив ноги снаружи второй ячейки лестницы, потом снова прыжок ноги вместе внутрь третьей ячейки и т.д.
16. То же спиной по направлению движения.
17. И.п. – стоя справа от первой ячейки лестницы. Толчком двух ног прыгнуть внутрь первой ячейки лестницы, следующим прыжком приземлиться слева от первой ячейки, затем прыгнуть внутрь второй ячейки, потом приземлиться справа от нее и т.д.
18. То же спиной по направлению движения.
19. И.п. – стоя правым боком к лестнице, лицом к первой ячейке. Прыжки правым боком, каждый раз наступая в ячейки поочередно правой и левой ногой.
20. То же левым боком.
Заключение.
Скоростная (координационная) лестница является эффективным тренажером для развития двигательно-координационных способностей. Систематические тренировки и правильно подобранные упражнения помогут развить координацию движений, быстроту, ловкость, баланс тела в движении, чувства ритма и т.д.
Список литературы:
1. Лях способности: диагностика и развитие. - М. ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.
2. Школа мгновенной реакции, ловких движений, быстрых ног и сильных рук. Физическое развитие детей 4-11 лет/Алан Пирсон, Дэвид Хокинс; пер. с англ.Л.И.Заремской. – М.: АСТ:Астрель. 2011. – 320 с., илл.
3. Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы: учебное пособие. – М.: советский спорт, 2005. – 272 с. ISNB 5-85009-935-2
4. Развитие ловкости и координации движений. Методические рекомендации и упражнения. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: nsportal. rumikmasport. ru›treneru-fizpodgotovka…na…lestnitsah…
5. Упражнения с координационной лестницей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: victoryway. ru›collections/agility-ladders .
6. Координационная лестница - Medved: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ›…99-koordinatsionnaya-lestnitsa.
Кочергина Елена Владимировна
Овчинникова Ирина Дмитриевна