Урок «Гимнастические упражнения, ориентированные на развитие координационных способностей и укрепление нервной системы»
Гимнастические упражнения, ориентированные на развитие координационных способностей и укрепление нервной системы.
11 класс девушки.
Содержание:
Аннотация.
План-конспект урока по физической культуре.
Ход урока.
Самоанализ, структура урока.
Инструктивная карта.
Определение индивидуального тренировочного пульса.
Список литературы.
Методические рекомендации.
Приложение. Технологическая карта урока.
Аннотация.
Спортивная аэробика считается одним из оздоровительных видов гимнастики. Этот вид спорта позволяет сделать занятия физической культурой более привлекательными и интересными. Музыкальное сопровождение оказывает положительное влияние на психическое и эмоциональное состояние детей. Комплексы аэробной гимнастики содержать упражнения, которые помогают решать задачи каждой части спортивно-оздоровительного занятия:
- вводная часть или разминка – это упражнения, способствующие разогреванию мышц и суставов, формированию правильной осанки, улучшению работы органов дыхания;
- основная часть – это упражнения, направленные на комплексное развитие двигательных качеств необходимых аэробисту, тренировку опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной систем;
- заключительная часть – это упражнения релаксационного характера, которые позволяют организму восстановиться после физических нагрузок.
При спортивной подготовке детей я использую разнообразные направления и виды аэробики:
- танцевальная аэробика, на занятиях разучиваются элементы танцев различных стилей, обогащают двигательный опыт и повышают культуру движений. Танцевальная аэробика привлекательна, эмоциональна и высокоэффективна для развития координационных способностей;
- степ-аэробика позволяет комплексно развивать у занимающихся двигательные качества, благоприятно воздействует на опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую систему, дыхательную и нервную системы;
- тай-бо – это аэробика с элементами таэквондо и бокса, даёт работу всем мышцам, улучшает реакцию и способствует минимизации детского стресса;
- силовая аэробика позволяет не только тренировать основные системы организма, но и акцентировать нагрузку на отстающих в развитии отдельных группах мышц, исправить дефекты телосложения, нормализовать вес;
- уроки с элементами йоги и пилатеса помогают развивать силу и гибкость мышц, связок и суставов. Это различные динамические и статические позы, дыхательные упражнения, упражнения на стретчинг и расслабление. Они очень эффективны для снятия стрессового воздействия на позвоночник.
На занятиях спортивной аэробики дети учатся культуре движений, чувству ритма, развивают слух, приобретают пластичность, умение неординарно мыслить и относиться к занятиям творчески. Спортивная аэробика – это зрелищный вид спорта, что позволяет широко использовать его при проведении праздников и мероприятий.
Занятия спортивной аэробикой – это один из мощнейших способов борьбы с гиподинамией, так как ребята на занятиях активно двигаются.
Тема:
Гимнастические упражнения, ориентированные на развитие координационных способностей и укрепление нервной системы.
Цель: продолжить формирование мнения о гимнастических упражнениях, ориентированных на развитие координационных способностей и укрепление нервной системы, как универсальном средстве общей профессионально-прикладной физической подготовке.
Задачи:
Вооружить учащихся знаниями и умениями, необходимыми для повышения уровня координационных способностей на материале раздела «Гимнастика с основами акробатики».
Развивать способность координировать гимнастические упражнения в различных сочетаниях.
Содействовать формированию социальной активности учащихся (повышение уровня самостоятельности, активности, коммуникативных умений и навыков) и развитию психических процессов (развитие продуктивного мышления).
Дата проведения : 20 ноября 2014 г.
Место проведения: спортивный зал.
Продолжительность урока: 45 мин.
Инвентарь и оборудование:
Гимнастические маты 6 шт.
Гимнастическая палка 2 шт.
Секундомер 3 шт.
Стол 3 шт.
Музыкальный центр 1 шт.
Проектор 1 шт.
Экран 1 шт.
Коврик 1 шт.
Шипованный коврик 1 шт.
Ход урока:
Вводная часть – построение; строевые упражнения (повороты на месте); ходьба на носках- руки в стороны; на пятках- руки на пояс; ходьба пружинным шагом; ходьба с высоким подниманием бедра, руки на пояс; то же, но с поворотом вправо (влево)-руки в стороны; ходьба приставными шагами пр.(лев.) боком с полуприседом; медленный бег; бег приставными шагами пр.(лев.) боком, руки-вниз, в стороны; бег прыжками вправо (влево); ходьба с выполнением упр-ий на восстановление дыхания; перестроение на разминку.
-И.п. лежа на спине - оттягивание носков стоп с одновременным приподниманием и опусканием их наружного края;
-сгибание ног в коленях, упор стопами в пол, разведение пяток в стороны и возврат в исходное положение;
-в этом положении - поочередное приподнимание пяток от опоры;
-круговые движения стоп в одну и другую сторону; усложнение - те же движения стопы, но в положении согнутой в колене ноги на колене другой ноги;
-И.п. сидя на коврике- ноги согнуты в коленях, стопы параллельны, приподнимание пяток вместе и попеременно;
-тыльное сгибание стоп вместе и попеременно;
-захват пальцами стопы предметов (палочка, платочек);
-сидя на коврике «по-турецки», подогнуть пальцы стоп, наклоняя туловище вперед, встать с опорой на тыльно-наружную поверхность стоп.
-И.п. стоя на шипованном коврике:
-массаж стопы,
-приподнимание на носки вместе и попеременно,
-приподнимание пальцев стоп с опорой на пятки вместе и попеременно,
-перекат с пяток на носки и обратно,
-приседания и полуприседания на носках,
-ходьба на месте, без отрыва пальцев стоп, поочередное приподнимание пяток,
-на носках,
-на наружных краях стоп.
Основная часть:
Выполнение акробатической комбинации (домашнее задание). Выполнение упражнений: - перекаты вперед и назад в группировке и с опорой руками; - кувырки вперед и назад; - перекат назад из упора присев в стойку на лопатках, перекат вперед в упор присев; -кувырок назад в полушпагат; - «мост». Организует выполнение акробатической комбинации, составленной дома (домашнее задание). Оказание помощи, обеспечение страховки. Выполнение новой акробатической комбинации. Марш Шаг с касанием Открытый шаг Захлест голени Подъем колена Выпады Приставные шаги Исходное положение - основная стойка, руки на поясе. Сделать два шага вправо со сгибанием колена. Сделать два шага влево, вернуться в исходное положение. Движения из стороны в сторону Подвижная игра: “Борьба за палку” Подготовка. Соревнующиеся встают лицом друг к другу и берутся руками за деревянную гимнастическую палку, удерживая её горизонтально прямым хватом. Руки на ширине плеч, правая рука у каждого с внешней стороны. Содержание игры. После сигнала игроки начинают крутить палку, стремясь заставить соперника отпустить один из её концов. Можно использовать также две эстафетные палочки. Игроки держат их вертикально, каждый берётся за палочку правой рукой, сверху. По сигналу игроки выкручивают палочки, стараясь отнять их у соперника. Кто первый отпустит палочку, тот проигрывает. Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Руки держать на ширине плеч. 3. Во время выкручивания палки руки в локтях сгибать нельзя. Восстановительные дыхательные упражнения (жужалки, насос). Самооздоровление (Обучение приемам самооздоровления в положении сидя «по - турецки», звучит музыка) Массаж ушной раковины- -загибать ушную раковину к голове, затем отпустить (общее укрепление здоровья); -тянуть мочки ушей двумя пальцами (закаливание горла); -поворачивать козелок вправо-влево (укрепление носоглотки). Упражнения для глаз – - выполнять круговые движения глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам (6-8 раз); -крепко зажмурить глаза (3-5 сек.), а затем открыть их (3-5 сек.,6-8 раз) – способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз. 11. Релаксация (пальминг) Сидя «по- турецки», руки расслаблены на коленях, глаза прикрыты (мысленное представление приятного) Рефлексия (мимика лица)
4. Самоанализ урока |
Вид урока: урок по гимнастике.
Тип урока в зависимости от решаемых задач: комбинированный.
Средствами решения образовательной задачи являются:
выполнение домашнего задания (информационный компонент);
тестирование уровня индивидуального развития координационных способностей;
знания об имеющихся уровнях развития проявления комплексных координационных способностей;
Средствами решения воспитательной задачи являются:
самостоятельное проведение комплекса акробатических упражнений;
выполнение домашнего задания (составление акробатической комбинации;
выполнение самостоятельного оценивания физиологической готовности учащихся по ЧСС;
оценивание и взаимооценивание деятельности на каждом этапе работы;
решение проблемы.
Средствами решения оздоровительной задачи являются:
выполнение комплекса акробатических упражнений;
выполнение акробатической комбинации.
Содержание урока подчинено достижению следующих результатов:
- расширение двигательного опыта учащихся для успешного овладения трудовыми навыками;
выполнение программных требований;
обеспечение двигательного режима (моторная плотность урока – 78%);
установление логической связи между изучением раздела «Гимнастика с основами акробатики», развитием координационных способностей и общей профессионально-прикладной физической подготовкой.
Структура урока:
Организационный момент: мотивация деятельности учащихся достигнута путем четкой логической связи темы, цели и задач урока, содержанием проблемы, доступностью и оригинальностью формулировки, озадачивания названия темы в конце урока, результатами предшествующего тестирования.
Средства: словесный метод (диалог).
Результат: восприятие и осознание учебных задач.
Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока: средний уровень физической нагрузки согласно ИТП достигнут с помощью выполнения физических упражнений в форме ритмической гимнастики. Данное средство считаю наиболее целесообразным в зависимости от пола, возраста. Музыкальное сопровождение способствовало повышению эмоционального фона урока. Содержание комплекса актуализирует ЗУН учащихся для работы в основной части урока.
Результат: подсчет ЧСС.
Самостоятельная работа: определение индивидуального уровня развития координационных способностей достигнуто с помощью выполнения самостоятельных заданий. Метод оценивания: сравнения своего результата с нормативным возрастным показателем и метод рейтинга.
Результат: определение индивидуального уровня развития комплексного проявления координационных способностей в соответствии с нормативным возрастным показателем
Выполнение акробатической комбинации: достигнуто с помощью выполнения подготовительных упражнений и домашнего задания.
Результат: выполнение комбинации.
Решение проблемы: найти свой вариант решения проблемы помогли опора на предшествующий опыт и выполнение заданий на всех этапах урока.
Подведение итогов урока: анализ деятельности производился с помощью оценивания каждого этапа урока и выставления отметки за урок.
Результат: решение проблемы.
Домашнее задание является логическим продолжением урока: переход от общего к частному, от видения проблем к их решению.
5.Инструктивная карта
Определение индивидуального тренировочного пульса
Цель: научиться правильно выбирать нагрузку для своего организма и контролировать ее.
Измерить свой пульс в состоянии покоя за 1 мин.: наложить пальцы рук на запястье, шею или висок и подсчитать количество ударов за 15 сек., полученную цифру умножить на 4.
Определить свой индивидуальный тренировочный пульс (ИТП) по формуле Кервонена: ИТП = (220 – ваш возраст в годах – число ударов своего пульса за минуту в покое) х 0, 6 + число ударов своего пульса в покое. Например, мне – 40 лет и пульс в покое равен 66 уд./мин. Делаю подсчеты: ИТП = (220 – 40 – 66) х 0, 6 + 66 = 134. Мой ИТП равен 134 ударам в минуту. Сохранять точно эту величину пульса во время занятий трудно, поэтому следует ориентироваться на верхнюю и нижнюю границы тренировочного пульса.
Определить верхнюю границу: к величине ИТП + число 12 ( 134 + 12 = 146 уд./мин.) Это верхний предел. Допускать дальнейшее повышение частоты сердечных сокращений не рекомендуется.
Определить нижнюю границу: от величины ИТП – число 12 ( 134 – 12 = 122 уд./мин.). Это нижний предел. Занятия при более низком пульсе будут неэффективны.
Частота сердечных сокращений во время моих занятий должна ограничиваться диапазоном от 122 до 146 уд./мин.
Обозначьте свой диапазон частоты сердечных сокращений. Пользуйтесь им во время занятий физическими упражнениями.
6. Методические рекомендации.
№п/п |
Часть урока |
Методические организационные указания. |
1 |
Подготовительная часть |
Построение в колонну по одному и в шеренгу; приставные шаги. Строевые команды «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно», «Шагом марш!», «На месте!», «Стой!» |
2 |
Основная часть |
Соблюдать правила техники безопасности при выполнении акробатических упражнений. «Мост!» Первое из правил которых следует выполнять лежа, руки при этом необходимо поднять вверх, колени не сгибать и стараться прогнуться. При выполнении упражнения не должно быть резких движений и нужно постараться зафиксироваться в таком положении на 1 мин Следующее упражнение необходимо выполнять для тренировки ножных мышц. Для этого нужно встать на раздвинутые колени, руки поднять вверх и постепенно наклоняться назад, пальцами при этом следует коснуться пола. 3-е упражнение нужно выполнять, лежа на животе. Руки должны находиться на уровне бедер, ноги – согнуты в коленях, головой необходимо до них дотянуться. Это отличная растяжка для позвоночника, особенно такая процедура полезна тем людям, у которых сидячая работа. После выполнения всех этих упражнений можно попробовать встать на мостик, только из положения лежа. Для этого нужно лечь на спину, сделать упор на руки и ноги и начать подтягиваться к плечам, от пола поднимая спину. Уверенно зафиксировавшись в таком положении, нужно начать выпрямлять конечности. Теперь мостик готов! Затем нужно плавно повторить упражнение в обратном направлении, ложась постепенно на пол |
3 |
Заключительная часть |
Восстановительные дыхательные упражнения. Массаж ушной раковины- -загибать ушную раковину к голове, затем отпустить (общее укрепление здоровья); -тянуть мочки ушей двумя пальцами (закаливание горла); -поворачивать козелок вправо-влево (укрепление носоглотки). Упражнения для глаз – - выполнять круговые движения глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам (6-8 раз); -крепко зажмурить глаза (3-5 сек.), а затем открыть их (3-5 сек.,6-8 раз) – способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз. Релаксация (пальминг) Сидя «по- турецки», руки расслаблены на коленях, глаза прикрыты (мысленное представление приятного) Рефлексия (мимика лица). Построение. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Выход из зала. |
7.Литература.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, требованиями к результатам освоения основной общеобразовательной программы среднего общего образования, примерной программой начального общего образования, авторской программой В.И. Лях «Физическая культура 1 – 11 классы» - М.: Просвещение 2014, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Лях В.И. Физическая культура . 1 – 11 классы. Учеб. для средн. шк. – М.: Просвещение, 2014.
http://www.openclass.ru/node/245404
festival.1september.ru›articles/625042/pril6.pdf
openclass.ru›Открытый класс›309846
uproviaz.ru›download/mo_nach_tip_urok.pdf
http://ladyspecial.ru/pohudenie/sposobyi-poxudeniya/uprazhneniya-i-nagruzki/kak-vstat-na-mostik-spetsialnye-uprazhneniya-i-bazovye-pravila © LadySpecial.ru
8.Приложение.