Доклад «Степ-аэробика как средство развития координационных способностей у детей с ОВЗ»
Пояснительная записка к презентации
СТЕП – АЭРОБИКА , КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Сальникова О.С.
МБДОУ №109
Слайд 2. Дошкольное детство – это период интенсивного роста и развития организма, повышенной чувствительности к влияниям социальной среды, в том числе к профилактическим и оздоровительным мероприятиям. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, формируются моторные умения и навыки, развиваются двигательные способности
Цель: развитие физических качеств, сохранение и укрепление здоровья в рамках коррекционно-развивающей деятельности средствами степ – аэробики.
Слайд 3. Задачи:
Формирование правильной осанки, развитие координации а так же мышечной системы через упражнения на степ – платформах;
Развитие двигательных способностей детей и физических качеств
Вызвать интерес детей к занятиям физической культурой, с помощью технологии - степ-аэробика.
Слайд 4. Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения – одна из актуальных задач современных дошкольных образовательных организаций. В связи с этим мы считаем нашу проблему актуальной «Степ – аэробика, как средство развития координационных способностей у детей с ОВЗ», которая способствует сохранению и укреплению здоровья, формированию у занимающихся потребности в систематических занятиям физических упражнений
Слайд 5. Координация — умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Движения туловища, головы, рук и ног производятся в трех плоскостях по отношению к телу: лицевой, боковой, горизонтальной.
Слайд 6. В нашем детском саду в этом учебном году было 3 комбинированные группы детей с ОВЗ (58 человек с речевой патологией). Эти дети обучаются по адаптированной программе. С нового учебного года будет 5 комбинированных групп.
Обучение по физическому развитию мы проводим блоками:
1 блок - это фитболы.
2 блок - это упражнение с предметами (скакалки, гантели, ленты пр.)
3 блок – это степ-аэробика.
4 блок - это «школа мяча»
Каждый блок, заканчивается итоговым мероприятием: выступления на праздниках, как аэробика развлечения, спортивные турниры и др.
Слайд 7. Степ-аэробика – это комплекс танцевальных упражнений, выполняемых на специальной платформе под танцевальную музыку. Особенности степ - аэробики заключаются в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения. Умелое и выразительное выполнение движений под музыку приносит ребенку удовлетворение, радость.
Степ-аэробика - один из самых простых и эффективных стилей и направлений аэробики. В переводе с английского языка «степ» означает «шаг».
Степ-аэробика– это ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ - платформе, высота, которой меняется в зависимости от уровня сложности упражнений.
Слайд 8. Использование степ – платформ – это новое направление оздоровительной работы.
Степ - платформа является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач.
Степ-аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие, укрепляет мышечную систему, улучшает гибкость, пластику, восстанавливает тонус тела, нормализует деятельность сердечно - сосудистой системы, помогает выработать хорошую осанку, красивые, выразительные и точные движения, способствует гармоничному развитию.
Степ-платформы в дошкольных образовательных учреждениях, можно использовать на физкультурных занятиях и других оздоровительных мероприятиях. Большой популярностью пользуются занятия степ - аэробикой
Существуют методы обучения техники базовых шагов, степ - аэробики и определены нормы нагрузок, направленные на развитие физических качеств детей с разным уровнем физического развития. До начала наших занятий, с детьми проводиться беседа, по техники безопасности.
По началу мы изучаем базовые шаги, потом усложняя их, мы собираем все шаги в один танец. Дети двигаются под музыку. В группах с ОВЗ, мы большое внимание уделяем оздоровительной работе, а именно развитию координации. Для развития координационных способностей используется широкий круг методических приемов, направленных на коррекцию и совершенствование согласованности движений отдельных звеньев тела, дифференциации усилий, пространства и времени, расслабления, равновесия, мелкой моторики, ритмичности движений и др.
Слайд 9. Координация Движения рук и ног по отношению друг к другу в пространстве могут быть:
• одноименными - движения совпадают по направлению (например, направо отводится правая рука и нога);
• разноименными — выполняются в разных направлениях.
Движения, выполняемые руками или ногами, могут быть:
• однонаправленными (например, обе руки подняты вверх);
• разнонаправленными (например, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону).
Движения ног и рук могут быть:
• одновременными (например, лежа на спине, поднимать и опускать обе ноги);
• поочередными (например, стоя, руки на поясе, сначала выставляется на носок одна нога, затем другая);
• последовательными — движения рук или ног следуют одно за другим с отставанием на половину амплитуды (например, стоя, вращательные движения прямых рук: в то время как правая находится наверху, левая—внизу, она как бы догоняют друг друга).
Легче всего согласовывать движения, если они одновременные и однонаправленные; более трудны детям поочередные движения. Для развития координации в упражнениях для рук и ног следует учитывать нарастание сложности. Кроме того, нужно давать упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, или ноги, или туловище, а затем постепенно вводить упражнения, объединяющие движения рук, ног и туловища. Вначале дается сочетание из двух звеньев (например, поднять руки и подняться на носки, затем из трех и более звеньев (например, из исходного положения стоя, руки вверх наклонить туловище, отводя руки в стороны и выставляя вперед ногу) и, наконец, полезны такие упражнения, в которых происходит смена направлений движения частей тела (например, правая рука в сторону - вверх, в сторону - вниз; то же выполняет левая рука; или; правая — в сторону, левая — в сторону, правая — вверх, левая—вверх и т. п.).
Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа — необходимые условия для развития координации. Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, она является необходимым компонентом любого двигательного действия.
Данный вид физкультурно-оздоровительной деятельности реализуется в нашем детском саду мною в течение трех лет. Мы развиваем это направление, и сейчас у нас имеется опыт в организации и методическом обеспечении таких занятий с детьми с ОВЗ.
Занятия в группах комбинированной направленности проводятся в оздоровительно-тренирующем характере, продолжительностью 25 - 30 мин в первой половине дня. На занятиях изучаются и отрабатываются базовые шаги, танцевальные связки с наклонами и приседаниями. Обучение новым элементам занимает 4–5 занятий. В конце занятия активность постепенно снижается. Выполняются упражнения на подвижность в различных суставах и стретчинг для растягивания и эластичность мышц.
Степ-платформа используется разнообразно:
В качестве оборудования для формирования основных видов движений: бег, ходьба, прыжки, ползания.
• для подвижных игр;
• для проведения эстафет;
•для выполнения ритмических композиций, танцевальных движений; для индивидуальной и самостоятельной двигательной активности.
Особенности организации занятий с детьми ОВЗ на степ-платформах
Восприятие у детей с ОВЗ отличается неустойчивостью и неорганизованностью. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, используя возможности степ-аэробики, детей с ОВЗ постепенно приучаем целенаправленно слушать и смотреть, развиваем у них двигательную наблюдательность.
Память у таких детей имеет преимущественно наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако дети с ОВЗ не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Податливость и известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется педагог, создают благоприятные предпосылки для формирования личности на занятиях степа-эробикой. Основы поведения детей с ОВЗ закладываются именно во время таких занятий, а роль в процессе социализации личности огромна.
Методические рекомендации.
Во время занятий степ-аэробикой необходимо постоянно напоминать детям об их осанке, правильном дыхании, поддерживать их положительные эмоции. Для занятий степ-аэробикой необходимо рекомендовать родителям приобрести для детей чешки, которые крепко держатся на ноге ребенка. Обязательным условием считается правильный выбор носков из хлопчатобумажной ткани, они помогают связкам избегать микротравм, поддерживают необходимую температуру тела. Занятия проводятся в спортивном зале.
Основные виды занятий степ-аэробикой – индивидуальная и подгрупповая танцевальная деятельность
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми.
- игровой;
- демонстрационный (метод показа);
- метод элементарного творческого взаимодействия;
- объяснительно-иллюстративный (наглядный, с использованием элементарных схем);
- метод наблюдения и подражания;
- метод упражнений;
- метод внутреннего слушания.
Занятия степ-аэробикой с детьми с ОВЗ представляют собой не просто комплекс движений, помогающих исправлению осанки, постановке правильного дыхания, формированию движения и умения чувствовать ритм, но в первую очередь направлены на компенсацию ограничений в здоровье через элементарную творческую составляющую. Ритмичные танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию ребенка с ОВЗ и его самоощущения как индивидуальности. Степ-аэробика способствует более успешной адаптации детей с ОВЗ в среде сверстников.
Для детей с нарушениями речевого развития очень значимой является эмоциональная окраска ритмических упражнений (их сюжетность, яркость образов), возможность совместных общих сильных переживаний. Они начинают активно общаться с партнерами, переживают радостное волнение, часто помогают и поправляют друг друга в отдельных движениях.
Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети с ОВЗ развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх.
Физическое развитие – одна из важных задач, решению которой способствуют музыкально-ритмические занятия на степ-платформах. У детей формируется правильная осанка, совершенствуются движения, их координация. Двигательная активность необходима для развития здорового организма: усиливается обмен веществ, улучшается деятельность нервной и сердечно-сосудистой систем, развивается сила мышц, подвижность суставов, а также умение преодолевать трудности, закалять волю. Доказано, что движение, организованное музыкой, усиливает свои оздоровительные возможности. Поэтому обучение детей ритмичным двигательным упражнениям под музыку, несложным композициям, развитие двигательных способностей детей является одним из основных направлений работы на занятиях степ-аэробики.
Для развития координационных способностей используется широкий круг методических приемов, направленных на коррекцию и совершенствование согласованности движений отдельных звеньев тела, дифференциации усилий, пространства и времени, расслабления, равновесия, мелкой моторики, ритмичности движений
Виды упражнений на степ-платформах для детей ОВЗ
Комплексы упражнений степ-аэробики, направленные на развитие координации движений и формирование пространственных и временных ориентировок, силовых дифференцировок:
Пространственные ориентировки – вправо, влево, вперед, назад, скрестно, одновременно, попеременно, поочередно в движениях туловища и конечностей (у детей ОВЗ лучше получается выполнение раздельных движений и одновременных)
Временные – различаются по темпу (быстро, медленно), по ритму, продолжительности удерживания позы и др. Темп и ритм возможно задавать счетом или музыкальной композицией.
Силовые – прыжки на степ, со степа, через степ
Продумывая содержание занятий степ-аэробикой для детей с разными физическими возможностями мы учитываем их морфофункциональные особенности, уровень физической подготовленности и развития, соблюдаем основные физиологические принципы:
Рациональный подбор упражнений для детей, имеющих различную этиологию отклонений в развитии
Равномерное распределение нагрузки на детский организм
Постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузки
Упражнения для степ-аэробики подбираем преимущественно циклического характера (в основном это ходьба), вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям с различными физическими ограничениями.
Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной, основной и заключительной частей.
Степ-аэробика может проводиться:
- в виде полных занятий оздоровительно-тренировочного характера для детей, имеющих минимальные физические ограничения длительностью не более 25-30 минут;
- как часть занятия (не более 10-15 мин);
- в форме утренней гимнастики, что усиливает ее эмоциональный и оздоровительный эффект на детский организм;
- в виде показательных выступлений на детских праздниках;
- в форме степ-развлечений.
Большое значение имеет подбор музыки к упражнениям. Она служит одновременно мотивирующим фактором, направляет ход тренировки и диктует скорость движений.
Работа на степ-платформах с детьми, имеющими ограничения в здоровье, развивает чувства ритма, координационные способности, физические качества, музыкальные способности.
Заключение
Упражнения на степ-платформах, совмещенные с элементами аэробики дают возможность координировать, сочетать работу всех групп мышц, вырабатывать необходимую точность движений, ритмичность, ловкость, умение правильно распределять силы. Музыкальное сопровождение позволяет целенаправленно развивать умение детей с ОВЗ совмещать свои движения с музыкой. Нагрузка регулируется характером упражнений, изменением исходных положений, темпа, длительности и интенсивности выполнения. Зрительное восприятие создает образ движения в его динамике, выразительности, пространственных отношениях. Упражнения на степах создают зрительную направленность в развитии пространственных ориентировок, способствуют лучшей координации движений отдельных частей тела. Мышечные ощущения сигнализируют о положении тела, напряжении мышц, происходит сложный процесс согласования в работе отдельных групп мышц, корректировки выполняемого движения в соответствии с заданными образами.
Применение разнообразных форм, средств, методов физического воспитания дают единую целевую направленность – это адаптивное физическое воспитание старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Предполагается дальнейшее использование данной педагогической технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, так как велико значение музыкально-ритмического воспитания для коррекции имеющихся у этих детей недостатков эмоционально-волевой сферы, физического развития, развития эстетического восприятия, обогащения представлений, формирование чувства ритма, развития движений и пр.
Литература
Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду /научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» № 4. 2009.
Степ-аэробика / журнал «Здоровье – спорт» №2. 2010.
Чудо-платформа / журнал «Обруч» № 6. 2008.
Ж.Е.Фирилева, Е.Г.Сайкина «Танцивально-игровая гимнастика Са-Фи-Данс»2007 г
Сопронюк Мария Александровна
Этника27