Урок для педагогов «Развитие эмпатии у педагогов»

2
0
Материал опубликован 23 March 2016

«Развитие эмпатии у педагогов»

Выполнила:

педагог – психолог МАОУ СОШ № 67 г. Тюмени

В.В. Цветикова

Тема: «Развитие эмпатии»

Цель: способствовать развитию эмпатии.

Задачи:

  • Расширение способов взаимопонимая.
  • Развитие умения распознавать эмоции.
  • Формирование навыков быстрого реагирования на эмоциональное состояние партнера при вступлении в контакты.

Упражнение №1. «Тайны имени»

Ведущий: Давайте познакомимся.

Рассказать значение своего имени или историю, почему так назвали, или что-то связанное с именем. (7)

Как вы думаете, что такое эмпатия и важно ли вам как педагогам развивать в себе это качество, ответ аргументируйте?

Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, педагоги, психологи, психотерапевты и проч.).

Как вы думаете, какими качествами и умениями обладает человек способный к эмпатии (умение сочувствовать, сопереживать, дружелюбие)

Упражнение № 2 «Поделись со мной»

Цель упражнения: эмпатийная диагностика личностных качеств; расширение репертуара способов взаимопонимания.

Участникам тренинга предлагается записать на карточке 10 качеств, которые присутствуют у человека обладающего эмпатией.
Затем каждый участник должен решить, какое качество присутствует у кого-либо из группы в большей степени, чем у него и подходит к этому человеку с фразой: "Пожалуйста, поделись со мной, например, твоим умением сочувствовать". Тот участник, к которому обратились с просьбой, отмечает у себя на карточке это качество. Таким образом, нужно обойти всю группу, попросив у каждого какое-либо качество (или несколько). На карточке каждого участника будут отметки о том, какие качества были у него востребованы другими, и какие качества он запрашивал сам.
На упражнение отводится - 20 минут.

После выполнения задания участники садятся в круг для обсуждения.

Обсуждение результатов может происходить как по количественному, так и по качественному составу признаков. (7)

Упражнение №3 . «Передача чувства» по кругу.

Все члены группы очень плотно друг к другу садятся на стульях в круг. Все закрывают глаза. Задача в том, чтобы передать по кругу какое-нибудь чувство без слов, только используя прикос­новения к рядом сидящему члену группы, в соответствии с переда­ваемым чувством. Тренер назначает того, кто делает это первым. После этого участник может открыть глаза, а член группы, воспри­нявший переданное чувство, должен передать его следующему чле­ну группы. При этом совсем не обязательно в точности повторять движения предыдущего члена группы, главное — передать то же самое чувство, состояние, при этом можно использовать другие движения, прикосновения. После того как чувство передано по кругу, оно возвращается тому, кто его отправил. К этому моменту все сидят с открытыми глазами. Каждого, начиная с первого участника, спрашивают, ка­кое чувство получил, какое отправил. В результате находят того или тех людей, из-за которых произошло искажение. (1)

Упражнение №3 «Любящий взгляд».

Цель: развитие эмпатии.

Один из участников выходит за дверь. Его задача — опреде­лить, кто из группы будет смотреть на него «любящим» взгля­дом. Ведущий в его отсутствие выбирает для этой цели двух-трех человек. Затем выбирается другой отгадывающий. Коли­чество смотрящих «любящим» взглядом увеличивается. (2)

Упражнение №4 «Атомы и молекулы»

Ход игры:

Ведущий объясняет: атом – это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. Игру можно усложнить: атомы должны двигаться с закрытыми глазами. Игра проводится для того, чтобы разделить участников на пары. Участники группы разбиваются на пары. (7)

 Упражнение №5 «Зеркало»

Цель: развитие умения распознавать эмоции выраженные пантомимикой.

Инструкция: «Один из участников пары будет „зеркалом”, а второй –"обезьяной”. "Обезьяна”, оказавшись перед «зеркалом», ведет себя достаточно свободно: ее мимика, пантомимика, жестикуляция очень разнообразны. "Зеркало” повторяет как можно точнее все движения, выражения лица "обезьяны”». Через три - четыре минуты тренер предлагает партнерам поменяться ролями. После завершения упражнения можно задать группе такие вопросы: «Какие трудности у вас возникали в процессе выполнения упражнения?», «Насколько точно вам удавалось распознавать чувства и эмоции вашего партнера и воспроизводить их?» (3)

Упражнение №7 "Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ"

Назначение:

- формирование умения давать обратную связь;

- выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям.

Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 3-4 мин. в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен или подтвердить правильность предположений, или опровергнуть их. Работа может происходить как в парах, так и в общем круге.

 Цель: развитие умения по движениям, позе, мимике определять чувства другого человека.

Участники группы садятся полукругом. Перед ними в центре стоит стул.

Инструкция: «Сейчас на этот стул по очереди будут садиться некоторые из нас и "говорить” по воображаемому телефону. При этом они не будут произносить ни одного слова вслух. (Предварительно тренер договаривается с 3-4 участниками группы. Одного из них тренер просит «поговорить» по телефону с ребенком, другого - с начальником, третьего - с другом или с любимым человеком и т.д.) Наша задача - постараться понять, с кем и о чем идет разговор». Каждый разговор длится около минуты. После этого тренер просит наблюдавших высказать предположения, с кем и о чем говорили. На следующем этапе обсуждения тренер может задать вопрос: «На какие признаки вы ориентировались, определяя, с кем разговаривала (к примеру) Таня?». С этим вопросом лучше обратиться к тем участникам группы, которые дали правильные ответы на первом этапе обсуждения. Во время обсуждения, как правило, обнаруживается, что основным ориентиром для определения того, с кем «разговаривает» человек, были его состояния, идентифицируемые с помощью наблюдения за невербальными, прежде всего, мимическими проявлениями.

Упражнение №8. Карусель

Цель упражнения: - формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; - развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
Примеры ситуаций:

1. Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...

2. Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...

3. Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.

4. После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече...

Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

После проведения упражнений проводится заключительная рефлексия.

Упражнение «Аплодисменты по кругу».

Цель: переживание чувства радости, сплочение группы, создание атмосферы принятия.

Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

 

Литература:

1. Г.Х. Бакирова (1. Бакирова Г. X.. Тренинг управления персоналом. — СПб.: Речь — 400 с). Тренинг управления персоналом. — СПб.: Речь — 400 с, 2006

2. Е.В. Слепкова. Развитие эмоциональной компетентности средствами пси­хологического тренинга. // Актуальные проблемы кризисной психоло­гии: Сборник научных трудов. Минск, 1999.

3. М.А. Манойлова. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов. Псков: ПГПИ, 2004. — 60 с.

4. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие.  -3-е изд. - М.: Психотерапия, 2006. - 256 с. - (Советы психолога учителю).

5. Ф. Бурнард. «Тренинг навыков консультирования»
6. http://moimstudentam.ucoz.ru/
7. http://www.trepsy.net/world/?stat=6060
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.