Развитие графических навыков выразительности
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №4» городского округа Сызрань
Методическая разработка к дополнительной предпрофессиональной образовательной программе
в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество», предметная область: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
предмет: Рисунок.
Тема: «Развитие графических навыков выразительности».
Автор:
Преподаватель МБУ ДО ДШИ №4
Сергеева Людмила Анатольевна
Сызрань, 2019 г.
Содержание
Введение
Основная часть.
Заключение.
Список литературы
Приложения.
Введение.
Аннотация.
Предмет «Рисунок» - основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе художественного образования рисунок является основополагающим учебным предметом. В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок», «Живопись» и «Пленэр» дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мира обучающимися.
Учебный предмет «Рисунок» - это определенная система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Программа по рисунку включает целый ряд теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения.
Методическая разработка по теме «Развитие графических навыков выразительности» Раздел 1 «Технические приемы в освоении учебного рисунка» программы «Рисунок», направлена на то, что бы познакомит учеников с возможностями этого предмета с понятиями «выразительность линии», «тон», «тоновая растяжка», «сила тона».
В разработке подробно раскроются способы знакомства учеников с характером линии, ее фактурой. В ней, есть ряд упражнений. способствующих развитию графических навыков ученика (ученик овладевает линией, развивает свою руку, решая ряд задач при выполнении разработанных упражнений). Задания составлены от простого к сложному, ученик не просто развивает свои способности, но и фантазию, любознательность, чёткость и аккуратность.
Освоение сложных понятий «штрих», «тон» благодаря разработке и пособию, облегчат встречу молодого художника со сложным миром «Рисунка».
Разработка и пособие с упражнениями, будут полезны и найдут своё применение у преподавателей спец. дисциплин в школах искусств и художественных школах, изо. студиях, кружках изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Данная тема в искусстве и тем более преподавательской деятельности является очень актуальной, ведь графические способы выразительности это не только возможности создать задуманный образ, но и важный аспект формирования у юного художника гармоничного восприятия тона, характера и фактуры предметов.
Основная часть.
Данная методическая разработка направлена на знакомство учеников 4 (1) классов с графическими средствами выразительности. Юные художники учатся владеть линией, получая плавные, чёткие, ровные линии, которым они могут придавать разный характер и выражать ими фактуры разных поверхностей.
В календарно-тематическом планировании в данной программе, этой теме уделяется 12 ученических часов, аудиторного времени и 5 ученических часов на самостоятельную работу во внеаудиторное время. Ученический час продолжительностью в 40 минут. Недельная нагрузка учеников по предмету «Рисунок» -2 урока.
Для раскрытия задач по теме программы предлагается разбить учебную нагрузку на ряд упражнений: «Характер линии», «Движение линии (композиция)», «Упражнение Фантазия», «Фактура линией», «Тональные растяжки, упражнение Цветок», «Упражнение из геометрических фигур «Образ»».
№ | Наименование раздела, темы Раздел 1. Технические приемы в освоении учебного рисунка Тема 2.1.Графические изобразительные средства | Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия |
1. | Упражнение «Характер линии» | Урок | 2 | | 2 |
2. | Урок | 2 | | 2 | |
3. | Упражнение «Фантазия» | Урок | 2 | | 2 |
4. | Упражнение «Фактура линией» | Урок | 4 | 2 | 2 |
5. | Тональные растяжки, упражнение Цветок» | Урок | 4 | 2 | 2 |
6. | «Упражнение из геометрических фигур «Образ»» | Урок | 3 | 1 | 2 |
Ученикам предлагается выполнить эти упражнения, они построены по мере усложнения задач.
Цель уроков по данной теме: Знакомство с графическими средствами выразительности, через выполнение упражнений. Выполнение графической композиции с применением полученных знаний «Зимний пейзаж».
Задачи:
Образовательные
- Познакомить учеников с понятием «Тон, штрих, выразительность линии, фактура», историей развития темы, показать работы учеников из фонда школы.
- Познакомит учеников с графическими значимыми работами великих мастеров-художников прошлого.
- Развивающие
- Развить навыки владения техникой графического карандаша, тональной растяжки, штриха.
- Развить фантазию и воображение при создании эскизов к упражнениям и итоговому заданию «Зимний пейзаж».
- Развить мыслительную и аналитическую деятельность в подборе штриха и создании фактуры снега, коры деревьев, кроны.
Воспитательные
-Воспитать личную ответственность за аккуратность и качество выполненной работы.
- Воспитать умение работать в коллективе.
- Воспитать чувство уважения и любви к изобразительному искусству как к предмету и к шедеврам мирового искусства
План работы по теме:
1. Выполнение упражнений (12 ч.)
2. Выполнение композиции «Зимний пейзаж» (4 ч.)
При реализации данной темы используются, как традиционные методы обучения, беседа, лекция, демонстрация, иллюстрация, так и современные: ассоциативные беседы, анализ, диалог, коллективное обсуждение, психологический индивидуальный подход.
Методические рекомендации по теме.
Прежде чем начинать работать над выполнением упражнений, необходимо рассказать ученикам, как нужно держать карандаш правильно, как необходимо точить карандаши ( деревянную часть, грифель). Объяснить технику безопасности и методы владения канцелярским ножом). Необходимо доступно и понятно донести до учеников, что любое упражнение необходимо выполнять непременно острым карандашом, что они есть разные по мягкости и им необходимо брать «средние» (ТМ, HB) карандаши, и объяснить что только при тональном разборе тёмных или светлых предметов (а так же при создании необходимого тонального образа), есть необходимость использовать остальные мягкин и твёрдые карандаши.
1. Упражнение «Характер линии»
В Этом упражнении вы обсуждаете с учениками характер линии. Спрашиваете а какой характер у человека бывает? Ученики называют вам разные черты характера и негативные и позитивные (если возникают трудности то необходимо подсказать ученикам, выразив примером характерные определённому характеру чувства). Далее говорите что у линий тоже есть характер и предлагаете представить какие линии какой характер могут выражать, конечно демонстрируете им своё видение той или иной характеристики в линии. Затем ученики приступают к выполнению упражнения (им предлагается разделить формат листа на условные части, подписать в каждой части характер и заполнить её линией соответствующего характера). На данном этапе необходимо следить что бы ученики выполняли задание самостоятельно, не срисовывая у других учеников, что бы старались заполнить весь промежуток выделенный под характер части. Необходимо следить за аккуратностью линии.
2.Упражнение «Движение линии (композиция)»
При выполнении этого упражнения необходимо поговорить с учениками о том, что линия может передавать движение, особенно если её облечь в какую либо форму. Линия может образовывать композиционные движения, (листочки, капельки, дуги, завитки, круги), заданная форма заполняет пространство выделенного формата. Необходимо следить за тем, что бы в работах учеников предложенные формы были разной величины, соединялись одна с другой, образовывали непрерывное движение.
3.Упражнение «Фантазия».
Это упражнение направлено на развитие фантазии ученика и на развитие навыков владения линией. На листе формата А4 разделяется условно на какие либо кусочки (листочки, части, квадратики, дуги), каждый кусочек весь необходимо заполнить придуманным, отличным от предыдущего кусочка, линиями (штрихами). Учителю необходимо следить за тем что бы штрихи не повторялись, выполнялись аккуратно и пространство кусочка заполнялось штрихом полностью.
4.Упражнение «Фактура линией»
Это упражнение знакомит учеников с понятием «Фактура» (поверхность предметов). Учитель рассказывает ученикам что у каждого предмета есть своя поверхность, фактура и карандаш может передавать эту фактуру, тоном, штрихом, линией. Предлагается выполнить упражнение на передачу поверхности песка, воды, шерсти, коры деревьев, а также разные штрихи для передачи кроны (листвы) деревьев.
5 .Тональные растяжки, упражнение Цветок»
Ученикам необходимо рассказать, как правильно проводить линии штриха (каждая лини начинается отдельно от другой, линии расположены близко друг к другу, они ровные с одинаковы нажимом на карандаш), вертикально заполнить пространство выделенного кусочка и горизонтально тоже. Провести заполнение одним тоном (слоем). Далее необходимо продемонстрировать заполнение штрихом кусочка листа в наслоении нескольких слоёв тона, показать как выполнить растяжку. Ученики выполняют подобные тональные растяжки. Так же ученики пробуют единым штрихом заполнить кусочек листа по диагонали и по дуге. Далее ученики рисуют крупный цветок с крупными листочками и подписывают сколько слоёв тона будут по форме наносить штрихом. Учителю необходимо следить за аккуратностью заливки штрихом, наслоением тона и нажимом учеников на карандаш (здесь выявляются индивидуальные особенности ребёнка по работе с карандашом (сила нажима)).
6.«Упражнение из геометрических фигур «Образ»»
Ученикам необходимо придумать композицию из геометрических фигу. На формате А3 они должны придумать и собрать образ, который им так же необходимо сделать тонально (штрихом). Здесь преподавателю важно следить за композицией в листе, за аккуратностью тонального решения, за силуэтностью передачи образов тоном.
Композиция «Зимний пейзаж» выполняется на формате А3, на тонированном черной тушью листе. В альбоме ученикам необходимо выполнить поисковые эскизы, затем они линейно переносят с эскиза на итоговый формат.
На тонированном листе они работают капиллярными и гелиевыми ручками (белый, серебристый, золотистый, бронзовый цвета).
В этой работе ученики закрепляют знания работы с штрихом, фактурой, линией, вырабатывают навыки самостоятельного подбора штриха для выявления фактуры снега, кары деревьев, кроны.
По завершении работы над темой программы следует проанализировать выполнение итогового задания и закрепить приобретенные теоретические знания (штрих, фактура, линия, тональная растяжка). Ученики любого возраста очень любят общение и готовы анализировать свои и чужие работы, выявляя ошибки и демонстрируя своё положительно отношение к другим ученика, а так же знания по предмету. И этим стремлением всегда должен пользоваться преподаватель, умело лавируя в характеристиках учеников и выявляя психологические проблемы класса.
Используемое оборудование: Парты стулья, мольберты, планшеты, иллюстративный материал, листы бумаги А3 А4, карандаши, тушь, кисти белка №8, стаканчик, гелиевые, капиллярные ручки.
3.Заключение.
«Графические средства выразительности» - это одина из первых и важных тем по программе «Рисунок», которые помогают ученику развить навыки владения карандашом, тоном, тональными растяжками, фактурой. Каждый юный и зрелый художник должен знать и уметь графические средства (приёмы, методы) для создания своих неповторимых образов. Для этого необходимо развивать свои творческие умения и профессионализм.
Данная методическая разработка и подробные методические рекомендации по теме призваны решить проблемы педагогов при реализации педагогической деятельности, научить их разрешать психологические проблемы внутри коллектива учеников, и направлять их фантазию в творческое позитивное русло.
Список литературы
Приложения.