Развитие выразительности речи и техники чтения
Тема: Развитие выразительности речи и техники чтения школьника как фактор совершенствования личности ребенка в начальной школе.
Каждый успешный человек, несомненно, должен обладать красноречием и уметь ясно выражать собственные мысли. Основные навыки владения речью закладываются в детстве, поэтому так важно уделять особое внимание развитию устной и письменной речи детей в младшем школьном возрасте. Именно в этот период закладываются навыки не только грамотного письма, но и грамотной речи.
Актуальность и перспективность.
В начальной школе уроки развития связной речи являются наиболее трудными по подготовке и проведению, так как словарный запас школьников семилетнего возраста невелик, большая часть учащихся приходит в школу с большими речевыми проблемами. Работа по развитию коммуникативных, регулятивных и предметных универсальных учебных действий, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), начинается с первого дня пребывания в школе и должна вестись на каждом уроке русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства. Общеизвестно, что связная устная речь имеет огромное значение так же, как и письменная речь (письменная речь наиболее трудна, построение каждой фразы является предметом специального обдумывания). Поэтому не случайно основной задачей по развитию связной речи состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Условием успешности является формирование ключевых компетентностей, одна из которых – коммуникативная.
Концептуальность ( своеобразие и новизна опыта)
Новизна моего опыта заключена в развитии интеллектуального потенциала ребенка через уроки чтения. Если ребѐнок овладеет техникой чтения, устной и письменной речью, если он полюбит уроки чтения, то он хорошо будет усваивать программный материал на всех этапах обучения, сможет овладеть грамотным письмом, научиться правильно решать задачи Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников. А в стандарте начального общего образования сказано, что к концу 4-го класса учащиеся должны овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, хранения информации в словарях, уметь представить материал в табличном виде.
Изменилось наше общество, изменилась структура свободного времени детей: всѐ более заметное место в нѐм занимают сегодня аудиовизуальные средства информации. Телевидение, компьютеризация не способствуют мотивации чтения художественной литературы. Поступая в первый класс, дети отличаются разноуровневой подготовкой к школе: одни читают по слогам, другие – бегло, а третьи – не читают совсем. Поэтому, беседуя с родителями я интересуюсь наличием детской библиотеки в доме. Удивляет то, что детских книг во многих семьях достаточно, но родители читают их с детьми редко.
Поэтому, у меня возникла потребность попытаться привить своим ученикам интерес к чтению вообще, а затем – к чтению определѐнной литературы. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование индивидуальных, групповых и коллективных форм работы, направленных на формирование навыков осознанного, выразительного, правильного чтения у младших школьников, использование разных типов урока отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.
Ведущая идея моей педагогической деятельности заключается в создании условий для всестороннего развития речи младших школьников во всех формах: внутренней (устной и письменной), внешней, - и во всех функциях: общения, сообщения, воздействия на основе словарно- лексического материала на уроках и во внеурочной деятельности.
Оптимальность и эффективность средств
Развитие устной и письменной речи детей стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий.
Из всего многообразия современных педагогических технологий предпочтение отдаю: - технологии проблемно-диалогического обучения- актуальность использования обусловлена тем, что в современных условиях обостряются противоречия: учащиеся имеют прочные знания, но применить их не могут - дети общительны, а речь развита плохо. Данная технология помогает мне сделать так, чтобы дети не сидели, сложа руки, не были пассивным слушателями, а сами включались в работу. Развивались бы очень важные качества: умение слушать других и высказывать своѐ мнение, версию, формулирование темы урока, проговаривание алгоритма действий, терпимость и уважение к чужому мнению, стремление к поиску решений.
личностно - ориентированному обучению - так как в основе этого метода обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого ребенка.
Считаю, что образование – не только обучение, но и особая индивидуальная деятельность ученика. Личностно- ориентированное обучение предполагает совершенствование работы по предмету и должно быть обеспечено при условии гуманистической личностно - ориентированной направленности.
дифференцированному обучению - для меня учебная деятельность немыслима без индивидуально - дифференцированного подхода к осуществлению еѐ задач, без учѐта тех самых неповторимых особенностей каждого ребѐнка, которые, в конечном счѐте, определяют его личность. Используя данный метод работы и для более плодотворной индивидуальной работы с детьми мной ведѐтся разработка необходимых дидактических материалов для обеспечения индивидуальной работы учащихся по русскому языку и чтению. - индивидуальной работе - своей задачей считаю не только дать детям определѐнную сумму знаний, умений и навыков, но и сформировать у них высокую познавательную активность, самостоятельность мышления, настойчивость, умение классифицировать и обобщать, умение управлять своим поведением. Использование вышеуказанных технологий на уроках способствует: развитию индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, максимально выявить, инициировать, использовать индивидуальный опыт ученика, помочь ему познать себя, самоопределится и самореализоваться.
проектному обучению - в образовании метод проектов применяю на этапе творческого применения материала на уроках мир вокруг, истории, риторики, когда учащиеся подготовлены в рамках определѐнной тематики к использованию в его прямой функции – формирования и формулирования мыслей. В этом случае уроки превращаются в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учѐтом особенностей культуры страны. - практическому обучению – в моей педагогической деятельности данная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания. Учащиеся расширяют свой кругозор дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаѐтся возможность прямого контакта.
Навык чтения характеризуется не только выразительностью, но и такими качествами, как сознательность, беглость, правильность. Для формирования правильности чтения обеспечиваю на уроках предварительное чтение многосложных слов, постановку ударения в этих словах и неправильно произносимых словах, предварительное произношение слов, в которых возможна орфографическая ошибка.
Для формирования беглости чтения обеспечиваю многократное обращение к тексту с использованием различных видов работ: – чтение текста про себя, комментирование его; – чтение текста про себя, разделение его на логически связанные части; – чтение жужжащее; – чтение хором; – чтение в темпе скороговорки; – ―прыжки‖ (чтение через слово) – круговое чтение (небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз)
Для формирования выразительности использую такие упражнения: – артикуляция:
гласные и согласные звуки, слоги различных видов; – чтение труднопроизносимых слов; – выделение голосом то одного, то другого слова в предложении; – чтение одного предложения с разной интонацией; – чтение по ролям.
Для формирования осознанности чтения использую группы упражнений, связанные с развитием речи (точные объяснения прочитанного, значения слов подбор синонимов, антонимов), вопросы и задания, направленные на обобщение полученных знаний, на обучение различным видам пересказа.
Вместе с библиотекарем школы проводим семейные олимпиады с целью формирования у учащихся умения самостоятельно пользоваться различной литературой.
Чтобы организовать учебную деятельность учащихся, направленную на развитие познавательного интереса к чтению, я пользуюсь следующими формами организации учебной деятельности:
Урок- путешествие;
Урок-викторина;
Урок- проект;
Урок-зачѐт;
Урок-тестирование;
Литературные олимпиады
Одним из главных звеньев в обучении детей беглому и выразительному чтению, привитию детям любви к книге являются уроки внеклассного чтения. Цель этих уроков – руководство самостоятельным чтением учащихся разнообразной и доступной по содержанию литературы.
Большое место отвожу работе с родителями. Практикую на родительских собраниях анкетирование. Родители отвечают на такие вопросы: Где ребѐнок берѐт книги?
Какую книгу читает он сейчас? Как вы помогаете ребѐнку полюбить книгу?
Даю рекомендации родителям, как помочь ребѐнку научиться плавному слоговому чтению, как привить интерес к книге:
читайте вслух маленькими порциями по 5 минут 3 раза в день; читайте с ребѐнком в темпе скороговорки; читайте перед сном.
С первых уроков я знакомлю детей с требованиями к урокам обучения грамоте, урокам чтения. Проверяя технику чтения, обязательно выясняю понимание прочитанного, умение излагать мысли о прочитанном. Итоговую проверку обычно провожу в конце учебной четверти, учебного года.
Анализируя результаты, достигнутые мною, а также, учитывая позитивные данные о том, что мои выпускники подтверждают высокий уровень знаний по всем предметам при дальнейшем обучении в среднем звене, полагаю, мне удаѐтся достаточно эффективно формировать навыки осознанного, выразительного правильного чтения; учащиеся самостоятельно умеют работать в группе, участвуют в районных конкурсах и творческих проектах учащихся
Результативность опыта. (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых)
Уже не один год я работаю над проблемой «Развитие речи младших школьников в процессе обучения ». Последовательная и целенаправленная работа по проблеме способствует повышению мотивации к обучению, росту эффективности учебно-воспитательного процесса, повышению качества знаний. Проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Переходя на среднюю ступень обучения, мои ученики подтверждают высокий уровень знаний, полученный в начальном звене.
Положительная динамика отмечается при проведении мониторинга техники чтения. Мониторинг совершенствования техники чтения.
Класс | Колич-во уч- ся | Норма чтения | По норме | Выше нормы | Ниже нормы |
1 класс 2016-2017 уч.год | 20 уч | 40-45 слов | 18 чел. 90% | - | 2 чел. 10% |
2 класс 2017-2018 уч.год | 22 уч | 55-60 слов | 11 чел. 50% | 10 чел. 45,4 % | 1 чел. 4,54% |
3 класс 2018-2019 уч.год | 24 уч | 75-80 слов | 10 чел. 41,6% | 12 чел. 50 % | 2 чел. 8,33% |
4 класс 2019-2020 уч.год | 26 уч | 95 и более слов | 15 чел. 57,7% | 10 чел. 41,6% | - |
Ежегодно учащиеся класса принимают активное участие в школьных, муниципальных, всероссийских и творческих конкурсах, в конкурсах чтецов, где занимают призовые места и являются победителями.
Результаты на различных конкурсах чтецов.
Год | Название конкурса | уровень | Участники | Результаты |
2016 | «Акимовские чтения» конкурс стихов ко Дню Победы | муниц | 10 уч-ся | Гран При |
2017 | «Акимовские чтения» конкурс стихов ко Дню Победы | муниц | 10 уч-ся | |
2018 | «Акимовские чтения» конкурс стихов ко Дню Победы | муниц | 10 уч-ся | Гран При |
2019 | «Акимовские чтения» конкурс стихов ко Дню Победы | муниц | 10 уч-ся | 1 место |
2014 | Николаевские чтения | школьн | Саввинов Марат | Сертификат |
2014 | Николаевские чтения | школьн | Николаева Валя | Сертификат |
2014 | Николаевские чтения | школьн | Николаева Айаана | 2 место |
2015 | Николаевские чтения | школьн | Слепцова Анжелика | 2 место |
2019 | Выступление агитбригады на праздновании юбилея района (День района) | муниц | коллектив 4 класса | Сертификат |
2020 | Выступление агитбригады на торжественном открытии Дома культуры имени А.С.Иванова | муниц | коллектив 4 класса | |
2020 | Конкурс чтецов «Этот ден Победы», посвященный 75й годовщине победы в ВОВ | муниц | Алексеева Виолетта Слепцова Анжелика | 3 место 2 место |
2020 | Конкурс чтецов «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен!», посвященный Дню неизвестного солдата | муниц | Алексеева Виолетта Слепцова Анжелика Попова Дайаана | Отправлено 1 лекабря |
Алексеева Антонина Васильевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Оленекская средняя общеобразовательная школа
имени Х.М.Николаева»
декабрь, 2020 – 2021 уч год
с. Оленек, Оленекский район,
Республика Саха (Якутия)