Опыт показывает, что формирования универсального навыка «понимание» эффективно использование разнообразных заданий с учетом видов умственной деятельности.
1.Аналитико-синтетическая деятельность.
свести исходную задачу к системе элементарных;
разбить информацию на смысловые части;
определить то, что нужно знать, чтобы…;
выделить часть информации с заданными свойствами;
вычленить детали из целого;
сравнить способы решения задач;
назвать всевозможные свойства, стороны, признаки, способы…;
прокомментировать процесс решения задачи;
обосновать последовательность шагов (алгоритм) при решении задачи;
найти всевозможные объекты, обладающие заданными свойствами;
найти все свойства заданного объекта;
найти все теоретические положения, которые могут быть использованы при решении задачи;
создать из деталей целое, из предложений – текст, из элементарных задач – сложную;
установить максимальное число ролей, функций заданного объекта;
включить одни и те же объекты в разные системы связей;
2.Деятельность по обобщению и абстрагированию.
по заданным конкретным объектам сформулировать обобщающее понятие, записать его в общем виде;
выразить качественные отношения общей формулой;
отнести объекты к определенному классу;
изобразить объекты и их свойства с помощью специальных символов;
установить общие признаки объектов, явлений;
3.Деятельность по сравнению и установлению аналогии.
установить сходство, различие объектов или их признаков, свойств, функций;
установить общие признаки свойств;
назвать всевозможные основания для сравнения объектов, явлений;
сравнить объекты или явления по определенным основаниям.
установить возможность сравнения объектов по явно или неявно выраженным признакам;
по заданному объекту, свойству, отношению, решению: выбрать аналогичное из данных; продолжить по аналогии; составить по аналогии; установить аналоги и т.п.;
описать аналог (модель) объекта или явления с сохраненными существенными (заданными) свойствами.
4.Деятельность генерализации.
отобрать объекты, соответствующие определенному признаку, свойству;
установить, составляют ли данные объекты данное понятие;
отнести заданные объекты к одному понятию (категории);
назвать существенные (несущественные) признаки (свойства, функции) объекта или явления;
рассортировать предлагаемые объекты или явления по заданной системе критериев;
отобрать лишнее (несущественное) и объяснить выбор;
установить закономерность построения выводов, объектов или явлений;
продолжить ряд (объектов или явлений);
заполнить или восстановить элементы, недостающие в ряду, в описании или в обосновании объекта или явления;
выделить главную мысль, ключевые слова (мысли, идеи) в информации;
составить опорный конспект, опорный план;
сформулировать вопросы по предоставленной информации;
выбрать часть информации, содержащей ответ на заданный вопрос.
5.Деятельность по установлению причинно-следственных связей.
установить истинность (ложность) простого высказывания;
установить истинность (ложность) сложного высказывания на основе законов булевой алгебры;
из посылки сделать заключение (если …, то …);
провести последовательность умозаключений от заданного суждения к заданному результату;
расположить данные высказывания в логической последовательности;
вычленить частные случаи из общих положений;
выдвинуть и обосновать гипотезу;
теоретически предсказать конечный результат рассуждений, преобразований;
сделать вывод на основе индуктивных рассуждений;
провести обобщение и ограничение понятий;
для данных объектов назвать обобщения и ограничения;
самостоятельно составить лестницу понятий, восходя от самых простых понятий к более сложным;
составить схему системы понятий;
установить, верно ли произведено ограничение, обобщение;
поставить каждое из понятий во всевозможные отношения с другими понятиями и охарактеризовать эти отношения;
объяснить, доказать, аргументировать действия, выводы.
ПОНЯТИЕ «ПОНИМАНИЕ»
специфический продукт интеллектуального развития,, формирующийся в ходе освоение различных видов мыслительной деятельности и приводящий к формированию у индивида способностей к продуцированию новых форм представления сущности информации;
особенность психического развития личности, характеризующаяся осознанным и опосредованным восприятием личностью объектов и явлений реальности;
высшая ступень познания, достигаемая в ходе использования индивидом различных видов умственной деятельности при решении актуальных познавательных или нравственных проблем.
ШКАЛА ОБУЧЕННОСТИ
(по В.П. Симонову)
Красный Сулин
2017
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3
ПАМЯТКА
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Материалы методической работы учителя математики, победителя конкурса лучших учителей РФ в рамках ПНПО, лауреата премии Губернатора РО, Почетного работника общего образования РФ
Чернышева Эдуарда Николаевича
Красный Сулин
2017