Памятка по развитию навыков мышления обучающихся

13
0
Материал опубликован 11 February 2018 в группе

Опыт показывает, что формирования универсального навыка «понимание» эффективно использование разнообразных заданий с учетом видов умственной деятельности.

1.Аналитико-синтетическая деятельность.

свести исходную задачу к системе элементарных;

разбить информацию на смысловые части;

определить то, что нужно знать, чтобы…;

выделить часть информации с заданными свойствами;

вычленить детали из целого;

сравнить способы решения задач;

назвать всевозможные свойства, стороны, признаки, способы…;

прокомментировать процесс решения задачи;

обосновать последовательность шагов (алгоритм) при решении задачи;

найти всевозможные объекты, обладающие заданными свойствами;

найти все свойства заданного объекта;

найти все теоретические положения, которые могут быть использованы при решении задачи;

создать из деталей целое, из предложений – текст, из элементарных задач – сложную;

установить максимальное число ролей, функций заданного объекта;

включить одни и те же объекты в разные системы связей;

2.Деятельность по обобщению и абстрагированию.

по заданным конкретным объектам сформулировать обобщающее понятие, записать его в общем виде;

выразить качественные отношения общей формулой;

отнести объекты к определенному классу;

изобразить объекты и их свойства с помощью специальных символов;

установить общие признаки объектов, явлений;

3.Деятельность по сравнению и установлению аналогии.

установить сходство, различие объектов или их признаков, свойств, функций;

установить общие признаки свойств;

назвать всевозможные основания для сравнения объектов, явлений;

сравнить объекты или явления по определенным основаниям.

установить возможность сравнения объектов по явно или неявно выраженным признакам;

по заданному объекту, свойству, отношению, решению: выбрать аналогичное из данных; продолжить по аналогии; составить по аналогии; установить аналоги и т.п.;

описать аналог (модель) объекта или явления с сохраненными существенными (заданными) свойствами.

4.Деятельность генерализации.

отобрать объекты, соответствующие определенному признаку, свойству;

установить, составляют ли данные объекты данное понятие;

отнести заданные объекты к одному понятию (категории);

назвать существенные (несущественные) признаки (свойства, функции) объекта или явления;

рассортировать предлагаемые объекты или явления по заданной системе критериев;

отобрать лишнее (несущественное) и объяснить выбор;

установить закономерность построения выводов, объектов или явлений;

продолжить ряд (объектов или явлений);

заполнить или восстановить элементы, недостающие в ряду, в описании или в обосновании объекта или явления;

выделить главную мысль, ключевые слова (мысли, идеи) в информации;

составить опорный конспект, опорный план;

сформулировать вопросы по предоставленной информации;

выбрать часть информации, содержащей ответ на заданный вопрос.

5.Деятельность по установлению причинно-следственных связей.

установить истинность (ложность) простого высказывания;

установить истинность (ложность) сложного высказывания на основе законов булевой алгебры;

из посылки сделать заключение (если …, то …);

провести последовательность умозаключений от заданного суждения к заданному результату;

расположить данные высказывания в логической последовательности;

вычленить частные случаи из общих положений;

выдвинуть и обосновать гипотезу;

теоретически предсказать конечный результат рассуждений, преобразований;

сделать вывод на основе индуктивных рассуждений;

провести обобщение и ограничение понятий;

для данных объектов назвать обобщения и ограничения;

самостоятельно составить лестницу понятий, восходя от самых простых понятий к более сложным;

составить схему системы понятий;

установить, верно ли произведено ограничение, обобщение;

поставить каждое из понятий во всевозможные отношения с другими понятиями и охарактеризовать эти отношения;

объяснить, доказать, аргументировать действия, выводы.


 

ПОНЯТИЕ «ПОНИМАНИЕ»

специфический продукт интеллектуального развития,, формирующийся в ходе освоение различных видов мыслительной деятельности и приводящий к формированию у индивида способностей к продуцированию новых форм представления сущности информации;

особенность психического развития личности, характеризующаяся осознанным и опосредованным восприятием личностью объектов и явлений реальности;

высшая ступень познания, достигаемая в ходе использования индивидом различных видов умственной деятельности при решении актуальных познавательных или нравственных проблем.


 


 


 


 

ШКАЛА ОБУЧЕННОСТИ

(по В.П. Симонову)


 

eduardlaw@yandex.ru


 

Красный Сулин

2017

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3

ПАМЯТКА

ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Материалы методической работы учителя математики, победителя конкурса лучших учителей РФ в рамках ПНПО, лауреата премии Губернатора РО, Почетного работника общего образования РФ

Чернышева Эдуарда Николаевича

Красный Сулин

2017

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации