Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Развитие Графических навыков»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БюДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА
«ДЕТСКИЙ САД №18 «ЖУРАВЛИК»
Принята на заседании методического совета «__»____20__г. Протокол №__ | Утверждаю: Заведующий ___________________ __________Г.Р.Муртазина Приказ №__ от «__»_______20__г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
«Развитие Графических навыков »
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 7 месяцев
Автор-составитель: Д.А.Гафурова,
педагог дополнительного образования
г.Нефтеюганск, 2020 г.
Пояснительная записка
Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев.
В.А. Сухомлинский
Наибольшие трудности в первом классе вызывает обучение письму. Одна из причин этого кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кисти рук к выполнению графических упражнений.
В период дошкольного детства дети приобретают графические навыки на занятиях рисованием, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий и бытовых операций. В своей практической работе увидела проблему: даже если ребенок много и увлеченно рисует, лепит, занимается конструктором, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может развиваться неправильно, и ребенок приходит в школу неготовым приступить к обучению письму. Поэтому для более эффективного овладения начальными навыками письма необходимо обучать его с помощью системы специальных игр и упражнений.
Нормативно-правовое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования в РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р, приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.10.2013г. №413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» (с изменениями на 30.11.2018); с Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2016 №1224 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования в ХМАО-Югре» (с изменениями от 20.08.2018 №1142).
Требования к квалификации педагога дополнительного образования
Образование высшее, стаж работы 21 год, высшая квалификационная категория.
Уровень программы
Содержание и материал программы соответствуют стартовому уровню, предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Развитие графических навыков» социально - педагогической направленности, создана для развития зрительного восприятия, внимания, зрительной памяти, способствует повышению уровня развитию мелкой моторики, формирования графических навыков и позволяет сформировать ряд базовых предпосылок для успешного овладения навыками письма, способствует формированию предпосылок учебной деятельности.
Актуальность программы обусловлена практической значимостью. В настоящее время недостаточный уровень сформированности графических навыков, создает ребенку, поступающему в школу, трудности в освоении навыков письма: небрежный неразборчивый почерк, описки, пропуски и «зеркальное» написание букв, быстрая утомляемость руки, слабая фиксация рабочей строки. Неподготовленность к письму, низкий уровень развития двигательных координации, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений приводят к развитию негативно-напряженного, тревожного состояния ребенка в школе.
Отмеченные трудности в овладении письмом требуют пристального внимания к организации подготовительной работы с детьми до школы с целью формирования двигательных предпосылок письма.
Новизна программы предполагает решение проблемы формирования первоначальных графических навыков у старших дошкольников с учетом специально - подобранных игр и упражнений, дополненных мною, с учетом психолого-педагогических и индивидуальных особенностей детей, способствуя непринужденному развитию мелкой моторики, формированию графических навыков.
Цель программы: формирование элементарных графических навыков письма.
Задачи программы
-подготовить руку ребенка к письму, развивать основы для формирования
каллиграфически правильного письма в школе;
-сформировать навыки зрительно - двигательной координации и ориентировки в микропространстве;
-укрепить мускулатуру пальцев рук;
-развить произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие, речь;
-воспитывать волевые качества ребенка и уважительное отношение к своему и чужому труду.
Адресат программы
Программа рассчитана на возрастные особенности старших дошкольников (6-7 лет), в том числе на особенности их зрительного восприятия, поэтому занятия проводятся в тетрадях с крупной клеткой. Клетка дает больше возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве.
При оценке графических умений следует помнить, что до пяти лет ребенку все еще трудно ограничивать длину линий, а учитывая то, что кинестетический контроль формируется только после 6 лет, то основной контроль, при выполнении дошкольником графических заданий принадлежит зрению. В тоже время глазомерные функции совершенствуются постепенно.
В 6–7 лет ребенка следует обучать следующим видам штриховки: прямые вертикальные штрихи (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити), полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши и т.д., крупными петельками.
Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Вначале они должны быть крупными, постепенно, от задания к заданию, уменьшаясь в размерах. При этом соответственно уменьшается амплитуда движений кисти руки.
Следует обращать внимание на правильность посадки за столом, правильность удержания пишущего предмета, расположение листа бумаги на столе. Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги, при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради.
Начинать нужно с выполнения простых заданий и постепенно увеличивать их сложность, увеличивая время занятия с 10 до 15 минут. После обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить с ребенком пальчиковую гимнастику.
Для того чтобы у ребенка появилось желание заниматься графическими упражнениями, нужно, чтобы он не переутомлялся и испытывал удовольствие от результата своих действий. Поэтому всякий, даже небольшой успех ребенка должен быть отмечен и одобрен взрослым.
Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный.
Для развития графического навыка и мелкой моторики рук следует использовать специальные игры и упражнения.
Условия реализации программы
Работа ведется с воспитанниками всей набранной группы- 6 мальчиков,7 девочек. Форма обучения очная.
Сроки реализации программы
Срок реализации программы 7 месяцев (49 часов).
Режим занятий
Занятия проходят 2 раза в неделю по 30 минут.
Форма занятий – групповая.
Планируемые результаты
К концу обучения предполагается развитие и совершенствование у детей:
-мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
-крупных движений и умения владеть своим телом;
-пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела, ориентация во времени);
-активной речи, словарного запаса; -мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
-навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности
Оценка уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится посредством входного, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.
Входной контроль определяет готовность обучающихся к обучению по конкретной программе и проводится в форме: игровых упражнений, наблюдений, тестирования.
Текущий контроль выявляет степень сформированности практических умений и навыков учащихся в выбранном ими виде деятельности. Текущий контроль осуществляется без фиксации результатов в форме: наблюдения, тестов, заданий.
Промежуточная аттестация качества определяет уровень усвоения обучающимися учебного материала по итогам отдельной части модуля/программы и проводится в форме: теста, задания, наблюдения, игровых упражнений..
Итоговая аттестация определяет уровень достижений обучающихся по завершению освоения дополнительной общеобразовательной программы с целью определения изменения уровня развития детей и проводиться по завершению всего объёма дополнительной общеобразовательной программы в форме: тестовых заданий, упражнений..
По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:
- высокий - программный материал усвоен обучающимися детьми полностью, воспитанник имеет высокие достижения;
- средний - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;
- ниже среднего - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.
Учебный план
N п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 | игровые упражнения, задания, наблюдения, тесты |
2 | Основная часть | 46 | 13 | 33 | |
3 | Итоговое занятие. | 1 | - | 1 | |
Итого часов: | 49 | 14 | 35 |
Календарный учебный график
N п/п | Число/ Месяц | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |||||||
I. Вводное занятие | ||||||||||||||
1.1 | 01.10 | - | групповая | 1 | Вводное занятие («Знакомство») | групповое помещение | наблюдения, опрос | |||||||
1.2 | 05.10 | - | групповая | 1 | Вводное занятие («Ориентация в пространстве») | групповое помещение | наблюдения, упражнения | |||||||
II. Основная часть | ||||||||||||||
2.1 | 07.10 | - | групповая | 1 | «Обведи по точкам» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.2 | 12.10 | - | групповая | 1 | «Ориентация на листе бумаги в клетку» | групповое помещение | Игра, задания | |||||||
2.3 | 14.10 | - | групповая | 1 | «Штриховка» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.4 | 19.10 | - | групповая | 1 | «Прямые линии» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.5 | 21.10 | - | групповая | 1 | «Штриховка» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.6 | 02.11 | - | групповая | 1 | «Уголки» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.7 | 09.11 | - | групповая | 1 | «Наклонные» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.8 | 11.11 | - | групповая | 1 | «Фигурные дорожки» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.9 | 16.11 | - | групповая | 1 | «Умный карандаш» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.10 | 18.11 | - | групповая | 1 | «Параллельные прямые линии» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.11 | 23.11 | - | групповая | 1 | «Штриховка» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.12 | 25.11 | - | групповая | 1 | «Чего не хватает» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.13 | 02.12 | - | групповая | 1 | «Найди и раскрась» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.14 | 07.12 | - | групповая | 1 | «Квадраты» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.15 | 10.12 | - | групповая | 1 | «Школьный ориентир» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.16 | 14.12 | - | групповая | 1 | «Графические узоры» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.17 | 16.12 | - | групповая | 1 | «Обведи и раскрась» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.18 | 21.12 | - | групповая | 1 | «Определи след» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.19 | 11.01 | - | групповая | 1 | «Дорисуй» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.20 | 13.01 | - | групповая | 1 | «Игрушка» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.21 | 18.01 | - | групповая | 1 | «Прямоугольник» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.22 | 20.01 | - | групповая | 1 | «Елочка» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.23 | 25.01 | - | групповая | 1 | «Внимательный художник» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.24 | 27.01 | - | групповая | 1 | «Домик» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.25 | 01.02 | - | групповая | 1 | «Дорисуй бусы» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.26 | 03.02 | - | групповая | 1 | «Влево –вправо» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.27 | 08.02 | - | групповая | 1 | «Дорисуй рисунок» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.28 | 10.02 | - | групповая | 1 | «Тренируем память» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.29 | 15.02 | - | групповая | 1 | «Рисование по точкам» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.30 | 17.02 | - | групповая | 1 | «Моя семья» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.31 | 22.02 | - | групповая | 1 | «Про ежиков» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.32 | 24.02 | - | групповая | 1 | «Слева, справа, впереди» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.33 | 01.03 | - | групповая | 1 | «Собачка» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.34 | 03.03 | - | групповая | 1 | «Продолжи узор» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.35 | 07.03 | - | групповая | 1 | «Цветы и бабочки» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.36 | 10.03 | - | групповая | 1 | «Небылицы» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.37 | 15.03 | - | групповая | 1 | «Найди отличия» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.38 | 17.03 | - | групповая | 1 | «Домик для улитки» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.39 | 22.03 | - | групповая | 1 | «Разноцветные мячики» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.40 | 05.04 | - | групповая | 1 | «Закономерность» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.41 | 07.04 | - | групповая | 1 | «Тренируем память» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.42 | 12.04 | - | групповая | 1 | : «Графический диктант-лодочка» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.43 | 14.04 | - | групповая | 1 | «Графический диктант-дом» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.44 | 19.04 | - | групповая | 1 | «Дорисуй вторую половину» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
III.Аттестация | ||||||||||||||
3.1 | 23.12 | - | групповая | 1 | Промежуточная аттестация | групповое помещение | практическое задание, приложение 1, 2 | |||||||
3.2 | 21.04 | - | групповая | 1 | Итоговая аттестация | групповое помещение | ||||||||
IV. Итоговое занятие | ||||||||||||||
4.1 | 26.04 | - | групповая | 1 | Итоговое занятие Квест- игра «Король- графики» | групповое помещение | Квест- игра «Король- графики» |
Содержание
Ребенок знакомится с тетрадью, ее разлиновкой, рабочей строкой; учится выполнять задание в ограниченном пространстве — клетке; закрепляет умение измерять условной меркой — клеткой; сравнивает объекты по вели чине и форме; чертит прямые линии разной длины и в разных направлениях, волнистые линии, дуги, круги, овалы; обводит контур изображения; рисует по клеткам; раскрашивает; запоминает теплые и холодные цвета. Он учится анализировать учебное задание, запоминать и представлять порядок его выполнения, сравнивает объекты, устанавливая их сходство или различия. Ребенок уточняет знания о простых геометрических фигурах, учится аналитическому восприятию предметов сложной формы и воссозданию их из элементов.
Предлагаемый материал представлен в форме постепенно усложняющихся занятий и носит, учитывая специфику дошкольного возраста, преимущественно игровой, занимательный характер. Занятия включают упражнения (графические и учебного типа), графические игры, направленные на развитие у детей произвольной регуляции движений руки по разным параметрам, формирование навыков создания предметных и линейных изображений различными способами (отрывным, неотрывным движением).
Содержание каждого занятия не ограничивается только решением задач по формированию навыков письма, оно также направлено на систематизацию представлений детей об окружающей действительности, развитие у них пространственной ориентировки, зрительной памяти, внимания, воображения.
Содержание графических упражнений разнообразно: штриховка, обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений в цвете, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам (точкам, палочкам) и без них с учетом принципов ритма, симметрии, написание графем (отдельных элементов буквенных знаков).
Параллельно на том же самом материале у детей развивается внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания (способность концентрироваться на нескольких воспринимаемых объектах), функции контроля как неотъемлемые компоненты графомоторной деятельности. Дети получают представление о рабочей строке, клеточке, линейке.
1.1.Тема: «Знакомство»
Теория: Беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме: правильной посадкой при работе с тетрадью, положением листа,кисти руки, пишущего инструмента. Прослушивание «Песенка друзей»
Слова: Вратарев А., Музыка: Быстряков В.- беседа по содержанию.
Практика: «Упражнение на знакомство «Мое имя».
1.2.Тема: «Ориентация в пространстве»
Теория: рассматривание тетради в крупную клетку, ее разлиновкой, определение правого, левого, верхнего, нижнего угла клетки.
Практика: Игра «Укажи, где звенит колокольчик!» Работа по шаблону (обведение и раскрашивание). Физическая минутка «Ладонь, ребро, кулак».
2.1.Тема: «Обведи по точкам»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: Работа на листе бумаги – обвести по точкам, раскрасить
2.2.Тема: «Ориентация на листе бумаги в клетку»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: Игра «Веселые клеточки». Рисуем по точкам. Самомассаж рук массажными мячиками «Мячик-ежик мы возьмем…»
2.3.Тема: «Штриховка»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: Упражнения на умение держать карандаш свободно, легко производить им движения в различных направлениях. Работа на листе бумаги – штриховка прямыми линиями. Физическая минутка «Ладонь, ребро, кулак».
2.4.Тема: «Прямые линии»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: Самомассаж ладони и пальцев руки (с предметами Задание в тетради: рисование прямых горизонтальных и вертикальных линий.
2.5.Тема: «Штриховка»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: Игра «Опиши предмет». Упражнения с применением массажера «Су-Джок». Работа по шаблону (обведение и штриховка прямыми линиями).
2.6.Тема: «Уголки»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: Рисование карандашом уголков по опорным точкам в тетради. Рисование предмета по точкам и раскрашивание. Самомассаж ладони и пальцев руки (с предметами)
2.7.Тема: «Наклонные»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: Штрихование: параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева - направо и справа налево. Рисование карандашом прямую наклонную линию сверху вниз в тетради.
2.8.Тема: «Фигурные дорожки»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: Провести фигурную дорожку, точно следовать всем изгибам и поворотам линии. Упр. «Обматываем шарики!» Самомассаж рук массажными мячиками «Мячик-ежик мы возьмем…»
2.9.Тема: «Умный карандаш»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: Д/И «Мяч по кругу…». Рисование по контурам. Соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.
2.10.Тема: «Параллельные прямые линии»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: Проведение параллельных прямых линий. Самомассаж ладони и пальцев руки (с предметами). Выполнение штриховок.
2.11.Тема: «Штриховка»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: Рисование по клеточкам. На бумаге в клеточку продолжить узор по заданному образцу. Самомассаж ладони и пальцев руки (с предметами) Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки)
2.12.Тема: «Чего не хватает»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: «Найди такую же картинку!». Упражнения с применением массажера «Су-Джок». Нарисуй недостающую фигуру, используя закономерность. Рисование по точкам.
2.13.Тема: «Найди и раскрась»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: Найти и раскрасить два одинаковых дерева. Игра «Повтори движение». Воспроизведение графических узоров по крупным клеточкам. Самомассаж рук массажными мячиками «Мячик-ежик мы возьмем…»
2.14.Тема: «Квадраты»
Теория: беседа сколько углов у квадрата
Практика: Нарисовать квадраты по образцу, пропуская одну клетки. Массаж ладоней шестигранным карандашом. Графический диктант.
2.15.Тема: «Школьный ориентир»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: «Школьный ориентир». Складываем из палочек рисунок по образцу. Дорисуй гирлянду для елки. Рисование предмета по точкам и раскрашивание. Упражнения с применением массажера «Су-Джок»
2.16.Тема: «Графические узоры»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: Воспроизведение графических узоров по крупным клеточкам.
2.17.Тема: «Обведи и раскрась»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: «Обведи и раскрась». Пальчиковая гимнастика. Рисование карандашом горизонтальных линий слева направо в тетради. Самомассаж ладони и пальцев руки (с предметами)
2.18.Тема: «Определи след»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: Игра «Определи след». Самомассаж рук массажными мячиками «Мячик-ежик мы возьмем…». Нарисуй недостающую фигуру, используя закономерность.
2.19.Тема: «Дорисуй»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: Дорисовать зубцы у расчесок по образцу. Складываем из палочек. Рисование карандашом овалов слева направо в тетради. Графический диктант.
2.20.Тема: «Игрушка»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: Внимательно рассмотреть нарисованные игрушки. Обведи по точкам, не отрывая карандаш от бумаги и расскажи об игрушке. Самомассаж ладони и пальцев руки (с предметами).
2.21.Тема: «Прямоугольник»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: Нарисовать прямоугольники по клеточкам, пропуская одну клетку. Обводка животных в тетради с последующей штриховкой. Упражнения с применением массажера «Су-Джок»
2.22.Тема: «Елочка»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: Самостоятельно рисовать уголки острием вверх (элемент елочки) в тетради. Графические упражнения - Обведи по точкам контур елки, не отрывая карандаш от бумаги. Самомассаж рук массажными мячиками «Мячик-ежик мы возьмем…».
2.23.Тема: «Внимательный художник»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: Игра «Экран». «Внимательный художник». Самомассаж рук массажными мячиками «Мячик-ежик мы возьмем…». Нарисовать узор, чередуя снеговиков и вертикальные палочки.
2.24.Тема: «Домик»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: Упражнения с применением массажера «Су-Джок». Сложи из палочек и шнурка. Воспроизведение графических узоров по крупным клеточкам. Рисование в тетрадях в клетку домиков со штриховкой.
2.25.Тема: «Дорисуй бусы»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: Собрать бусы на ниточку. Раскрасить их, чередуя цвета. Воспроизведение графических узоров по крупным клеточкам. (Фонарики в одной клетке). Пальчиковая гимнастика «Бусы».
2.26.Тема: «Влево-вправо»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: Внимательно рассмотреть образец, который расположен вверху слева. Дорисовать недостающие детали на остальных рисунках. Обвести и раскрасить тот домик, который расположен справа. Упражнения с применением массажера «Су-Джок».
2.27.Тема: «Дорисуй рисунок»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: Внимательно рассмотреть образец, который расположен вверху слева. Дорисовать недостающие детали на остальных рисунках. Игра «Найди предмет по описанию». Упражнения с применением массажера «Су-Джок». Графический диктант.
2.28.Тема: «Тренируем память»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: Внимательно рассмотреть рисунок слева, запомнить его. Накрыть листом бумаги увиденное и нарисовать такой же рисунок в рамке справа. На бумаге в клеточку продолжить узор по заданному образцу.
2.29.Тема: «Рисование по точкам»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: Рисуем по точкам. Самомассаж рук массажными мячиками «Мячик-ежик мы возьмем…». Графический диктант.
2.30.Тема: «Моя семья»
Теория: беседа о семье
Практика: «Моя семья». «Обведи и раскрась». Упражнения с применением массажера «Су-Джок». Воспроизведение графических узоров по крупным клеточкам.
2.31.Тема: «Про ежиков»
Теория: прослушивание песни «Жил в лесу колючий ежик » слова: Н. Зарецкой, музыка: И. Бодраченко-беседа по содержанию.
Практика: «Надеть» на ежиков колючие шубки (дорисовать). Рисуем по образцу.
2.32.Тема: «Слева, справа, впереди»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: Упражнение на двигательную активность: «Справа, слева, впереди в обруч точно попади». Рисуем по точкам. Самомассаж рук массажными мячиками «Мячик-ежик мы возьмем…» Графический диктант.
2.33.Тема: «Собачка»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: Игра «Экран». «Внимательный художник». Выкладывание фигур из счетных палочек: рыбка, цветок, собачка. Рисование по клеточкам «собачка» (по образцу).
2.34.Тема: «Продолжи узор»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме, прослушивание литературного произведения «Бабочка-красавица» С.Богдан- беседа.
Практика: Графический узор по крупным клеточкам. Рисуем по точкам. Упражнения с применением массажера «Су-Джок».
2.35.Тема: «Цветы и бабочки»
Теория: прослушивание музыкального произведения «Добрая милая мама» слова А. Бабкина, музыка К. Костина: беседа о любви к маме.
Практика: Заштриховать цветы разноцветными карандашами, регулируя силу нажима на него. Рисование бабочек в тетради в клетку. Самомассаж рук массажными мячиками «Мячик-ежик мы возьмем…» Графический диктант.
2.36.Тема: «Небылицы»
Теория: беседа – что такое небылица
Практика: Игра «Небылицы». Упражнение: «Что где находится». Физическая минутка. Рисуем по точкам. Воспроизведение графических узоров по крупным клеточкам Графический диктант.
2.37.Тема: «Найди отличия»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: Найти различия в картинках. Раскрасить картинки: одинаковые детали закрасить одним цветом, разные — двумя. Упражнения с применением массажера «Су-Джок»
2.38.Тема: «Домик для улитки»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: Нарисовать улитке ее «домик». Физическая минутка. Заштриховать листья, на которых сидят улитки; по мимике установить характер улиток и соответственно их раскрасить.
2.39.Тема: «Разноцветные мячики»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: «Разноцветные мячики». Рисуем по точкам. Воспроизведение графических узоров по крупным клеточкам. Пальчиковая гимнастика:
« Кормим птиц», «Воробьи», «Дрова». Графический диктант.
2.40.Тема: «Закономерность»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме.
Практика: Работа в тетради: найди закономерность и дорисуй узор до конца строки, рисование по клеткам предметов сложной формы. Упражнения с применением массажера «Су-Джок».
2.41.Тема: «Тренируем память»
Теория: загадки о животных.
Практика: Обводка животных в тетради с последующей штриховкой. Рисование зигзагов в тетради. Графический диктант. Самомассаж рук массажными мячиками «Мячик-ежик мы возьмем…»
2.42.Тема: «Графический диктант-лодочка»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: «Лодочка». Графический диктант. Нарисуй недостающую фигуру, используя закономерность. Пальчиковая игра «Лодочка».
2.43.Тема: «Графический диктант-дом»
Теория: беседа с детьми о соблюдении элементарных гигиенических правил при письме
Практика: «Дом». Графический диктант. Нарисуй недостающую фигуру, используя закономерность. Пальчиковая игра «Дом».
2.44.Тема: «Дорисуй вторую половину»
Теория: загадывание загадок о предметах.
Практика: Рисуем по клеточкам. Скопируй узор. Дорисуй вторую половину. Самомассаж рук массажными мячиками «Мячик-ежик мы возьмем…»
3.1Промежуточная аттестация
Практика: игровое упражнение « Воспроизведи»
3.2 Итоговая аттестация
Теория: рекомендации по заданию.
Практика: тестовое упражнение «Будь внимателен»
4.1 Итоговое занятие Квест - игра «Король - графики»
Практика: Квест - игра «Король - графики»
Методическое обеспечение
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти). Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений. Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.
Методы и средства: Беседа, объяснение, показ, отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика, самомассаж ладоней и пальцев руки, подвижные игры, пальчиковые игры с предметами, графические упражнения.
Материально-техническое оснащение: для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: тетради в крупную клетку- 13 штук, простой карандаш, фломастеры- 13 штук, маркеры-13 штук, гуашевые и акварельные краски, альбомы, таблицы, плакаты.
аудио- и видеозаписи, тексты художественных произведений- «Бабочка-красавица» С.Богдан, карты для квест- игры «Король –графики»., иллюстрации про животных, о растительном мире, о семье. музыкальные записи «Жил в лесу колючий ежик » слова: Н. Зарецкой, музыка: И. Бодраченко, « Песенка друзей» слова: Вратарев А., музыка: Быстряков В., «Добрая милая мама» слова А. Бабкина, музыка К. Костина.
Список литературы
Буцикина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников.// Логопед. – 2005. №3.- 84-94 с.
Холодова, О. За три месяца до школы – М.: Росткнига, 2010. – 80 с.
Беззубцева, Г. В., Андриевская, Т. Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму – М.: ГНОМ и Д, 2003. – 120 с.
Герасимова, А. С. Готовим руку к письму. Забавные узоры – СПб.: Астрель СОВА, 2009. – 64 с.
Голубина, Т. С. Чему научит клеточка – М.: МОЗАИКА – Синтез, 2004. – 64 с.
Носова, Е. А., Непомнящая, Р. Л. Логика и математика для дошкольников – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2002. – 95 с.
Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. – М.: ВАКО, 2005. -176 с.
Приложения
Приложение 1
Игра «Опиши предмет»
1. Дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет, дети внимательно его рассматривают и по сигналу (хлопок) передают соседу. Предмет убирается, дети должны его описать.
2. Увеличить количество предметов.
3. Выходит один ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их, затем отворачивается и дает описание предметов (можно предложить определенную схему описания, например: цвет, форма, материал, применение)
Игра «Найди предмет по описанию»
1. Детям дается возможность посмотреть вокруг себя и описать один из предметов, находящихся в комнате. Потом один из них описывает предмет, а другие отгадывают что это за предмет.
2. Отгадывания предмета по памяти, находящегося за пределами комнаты.
Игра «Экран»
1. На полу или на столе разложены предметы в определенном порядке. Все присутствующие дети «фотографируют» запоминают эти предметы. «Фотографирование» идет с короткой задержкой на счет 5. После этого все закрывают глаза или отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, например, меняет предметы местами, добавляет одни или убирает другие. По сигналу педагога (хлопок) дети открывают глаза. Тот, кто увидел изменения, поднимает руку, выходит и восстанавливает прежнее расположение предметов.
2. Один из детей запоминает все предметы, лежащие перед ним в определенном порядке, отворачивается и перечисляет предметы, которые он запомнил в том же порядке. Педагог может конкретизировать задание: спросить какого цвета тот или иной предмет, что лежит справа от того или иного предмета.
3. Так же (как пункт 2) проводится игра не предметами, а с детьми (порядок, в чем одет, кто сидит справа и т.д.)
Игра «Слепой»
Ребенку завязывают глаза и дают ему предмет: Он должен на ощупь определить, что это за предмет.
Игра «Слепой фотограф»
1. На столе педагога разложены несколько предметов. К столу подходит один ребенок. Ему предлагается «сфотографировать» взглядом вещи на столе. Потом он закрывает глаза или отворачивается. Педагог перемешивает все предметы. Задача ребенка с закрытыми глазами разложить их так, как они лежали вначале (можно использовать повязку)
2. Ребенок подходит к столу завязанными глазами и на ощупь запоминает предметы, которые лежат на столе или которые в определенном порядке ему давал педагог. Затем педагог перемешивает все предметы. Ребенок открывает глаза и называет предметы в том порядке, в каком они лежали вначале. Трогать руками их нельзя.
Приложение 2
Обследование состояния общей моторики рук
Для обследования состояния общей моторики можно предложить ряд тестов. Качество их выполнения говорит также и об уровне сформированности внимания, зрительной памяти, самоконтроля.
1. Предлагается повторить серию движений руками, сохраняя скорость. Повторение допускается до 3 раз. Примеры движений: 1 - обе руки вверх, 2 - правая рука вверх, левая - на пояс, 3 - обе руки вперед, 4 - обе руки вниз. 1 - левая рука в сторону 2 - обе руки на пояс, 3 - правая рука в сторону, левая - за спину, 4 - обе руки вниз.
Результат. «Удовлетворительно» - результат достигнут со 2-3 раза после дополнительного показа и повторения инструкции. Темп выполнения замедлен или ускорен.
2. Требуется повторить движения, отставая на одно.
Результат. «Удовлетворительно» - несовпадение ритма, отсутствие точности движений, проявляющееся в «доведении» рук. «Плохо» - неспособность самостоятельно исправить свои ошибки.
3. Повторять движения за исключением одного, «запретного» (например, руки на плечи).
Результат. «Удовлетворительно» - «запрет» нарушается, но ребенок самостоятельно исправляет ошибку. «Плохо» - ребенок ошибается даже при многократном повторении инструкции.
Для проверки произвольного торможения движений ребенку даются задания отдельно для каждой руки. Например: правая рука: 1 - вверх, 2 - в сторону, 3 - вниз; левая рука: 1 - вверх, 2,3 - вниз.
После двух-трехкратного повторения упражнения отдельно каждой рукой движения рук соединить.
Динамическую координацию рук можно проверить в следующем упражнении.
Правая рука: 1 - вперед в кулаке, 2 - кулак разжать, 3 - кулак сжать, 4 - руку опустить. Левая рука: 1 - в сторону, кулак разжат, 2 - сжать кулак, 3 - разжать кулак, 4 - руку опустить.
После двух-трехразового выполнения упражнения отдельно каждой рукой движения рук соединить.
Результат. «Удовлетворительно» - выполнение задания с напряжением, в измененном темпе. «Плохо» - выполнение двумя руками одних и тех же движений.
Для обследования мелкой моторики рук предлагаются упражнения:
1. «Пальчики здороваются» - попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.
2. «Играем на пианино» - держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его поверхности поочередно 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами. Выполняется правой, левой и обеими руками.
3. Руки положить ладонями на стол, левую руку сжать в кулак. Синхронно, без напряжения, менять положение рук.
4. Менять положение лежащих на столе рук: 1 - рука сжата в кулак, 2 - рука поставлена на ребро, 3 - ладонь лежит на столе.
5. Показательной является проба на пространственную координацию движений рук. Руки вытянуть вперед. Левую руку ладонью вверх сжать в кулак, правую руку приставить к ней ладонью. Менять положения рук. Сгибать руки в локтях нельзя.
Обследование пальчиковой и ручной моторики.
Сначала по подражанию, затем по словесной инструкции:
- показать 2-ой и 3-ий пальцы не правой, левой руках;
- показать 2-ой и 5-ый пальцы на правой, левой руках;
- сложить поочерёдно пальцы в кольцо, каждый палец касается большого: «Здравствуй, пальчик» на правой, левой руках;
- сложить все пальцы в кольцо на правой, левой руках.
0б – не выполняет самостоятельно, только с помощью. Слабо развит мышечный тонус.
1б – персеверативные повторения одного и того же движения, застревание на одной позе или движении.
2б – не резко выраженная замедленность движения.
3б – выполняет полностью.
Ниже среднего уровень – 1б.
Средний уровень – 2б.
Высокий уровень – 3б.
Тест на развитие графического навыка
Ребенку дают листок бумаги в клеточку, на котором предварительно взрослый (педагог или родитель) пишет с левой стороны последовательность однотипных графических элементов: два больших – два маленьких – два больших – два маленьких и предлагают продолжить этот «узор» до конца строчки. Оценка результатов теста проводится по 6 параметрам, по каждому из которых выставляется 1 или 0 баллов, затем баллы складываются.
Оценка результатов теста
1. Характер линий ровный, прямой, нажим ровный – 1, неровная, дрожащая, двойная, искривленная – 0.
2. Размер элементов соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0.
3. Форма элементов соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0.
4. Наклон соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0.
5. Отклонение от строчки незначительное: (не более З0) - 1, значительное – 0.
6. Последовательность элементов: правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов – 1, неверно воспроизведена последовательность элементов – 0.
Результат 6–5 баллов говорит о том, что графический навык у ребенка сформирован достаточно хорошо.
Результат 4–3 балла – у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений, необходимо подобрать упражнения для коррекции тех составляющих графического навыка, которые развиты слабо.
Результат 2–0 баллов – графический навык развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе.
Ниже среднего уровень развития графического навыка является причиной целого ряда трудностей в обучении письму:
1) низкий темп письма;
2) быстрая утомляемость при письме;
3) неровная, «дрожащая» линия;
4) «угловатое» письмо, трудности в написании овалов;
5) слишком сильный нажим;
6) трудности в воспроизведении формы графических элементов;
7) несоблюдение размера графических элементов;
8) несоблюдение наклона письма;
9) большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо;
10) нежелание выполнять письменные упражнения.
Обследование развития графических навыков.
Рисование по образцу «Домик».
Цель: выявления умения ориентироваться на листе бумаги, умение ориентироваться в своей работе на образец, копировать его.
Описание.
Предлагают ребёнку срисовать домик.
Задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, точно копировать его, что предполагает определённый уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсорной координации и тонкой моторики руки.
Инструкция.
«Посмотри на этот рисунок. На нём изображён домик. Попробуй рядом нарисовать такой же. Будь внимателен. По окончании работы необходимо проверить, всё ли нарисовано верно. Неточности в рисунке можно исправить. Приступай к работе.
Ниже среднего уровень – 0б – отсутствие основания домика, крыши, забора.
Средний уровень – 1б – отклонение прямых линий от заданного направления, разрыв между линиями.
Выше среднего – 2б – увеличение или уменьшение отдельных деталей, отсутствие незначительных деталей.
Высокий уровень – 3б – рисунок соответствует образцу.
Методика «Дорожки»
Перед ребенком кладется лист со стимульным материалом, на середину листа - карандаш. В игровой форме ребенку предлагается «проехать» по каждой из дорожек к домику поочередно. Инструкция: «Тебе нужно проехать по дорожке к домику на машинке. Как поедет твоя машинка, ты нарисуешь этим карандашом. Ехать надо аккуратно, так, чтобы машинка ехала только вперед, не останавливалась и не выезжала за края дорожки — иначе случится авария». В практических тетрадях фиксируется то, какой рукой ребенок держит карандаш, правильно ли он его держит, не меняет ли руку. В анализе также отмечается, насколько плавной является проведенная линия, ее сила.
По результатам проведения задания формируется вывод, в ходе которого сравниваются выявленные особенности мелкой моторики и фиксируется результат о выявлении ведущей руки
Графический диктант.
Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.
Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых - тренировочный.
1. Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами.
2. Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор.
3. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор.
4. Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово "налево" выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово «налево» опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор.
На самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.\
Анализ результатов.
Безошибочное воспроизведение узора - 4 балла. За 1-2 ошибки ставят 3 балла. За большее число ошибок - 2 балла. Если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков, то ставится 1 балл.
Если правильно воспроизведенных участков нет, то ставят 0 баллов. Указанным образом оцениваются три узора (один тренировочный). На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения:
10-12 баллов - высокий;
6-9 баллов - средний;
3-5 баллов – ниже среднего;
Методика для изучения и оценки моторной персеверации (т.е. шаблонного повторения движения)
Инструкция. Посмотри внимательно на этот узор и попробуй нарисовать такой же. Вот здесь (указать где).
Ребенок должен продолжить узор, изображенный на бланке. Поочередно предлагается 10 бланков. За каждое правильно выполненное задание - 1 балл. Максимально - 10.
Методика Керна – Йерасека
Все три задания методики направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания.
Методика состоит из трех заданий:
1. Срисовывание письменных букв.
2. Срисовывание группы точек.
3. Рисование мужской фигуры.
Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой.
Копирование фразы «Ей дан чай»
Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу «Ей дан чай», написанную письменными(!) буквами. Если ваш ребенок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов.
Инструкция. Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать где) напиши так же.
10 баллов - срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°.
8-9 баллов - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность не обязательна.
7-6 баллов - буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.
5-4 балла - на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма.
3-2 балла - каракули.
2) Срисовывание группы точек
Ребенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек - 2 мм.
Инструкция. Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь (показать где).
10-9 баллов - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем вдвое.
8-7 баллов - число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек.
6-5 баллов - рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается.
4-3 балла - контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Размеры образца и число точек не учитываются совсем.
1-2 балла - каракули.
3) Рисунок человека.
Инструкция: Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю). Никаких пояснений или указаний при этом не дается. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: Рисуй так, как ты умеешь. Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: Можно ли рисовать тетю? - необходимо объяснить, что рисовать надо дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.
При оценке рисунка человека учитывается:
- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.
10-9 баллов - есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией («синтетический», когда руки и ноги как бы «вытекают» из туловища.
8-7 баллов - по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Рисунок выполнен не «синтетическим способом». Нарисована отдельно голова и туловище. К ним «прилеплены» руки и ноги.
6-5 баллов - есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4-3 балла - примитивный рисунок головы с конечностями, изображен на одной линии. По принципу «палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек».
1-2 балла - отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули.
, Состояние моторного развития детей __________________группы №_____на________________год
№ | Фамилия, Имя ребёнка | мелкая моторика | графические действия | графич диктанты | ||||||||||||||||||||||
точность | темп | объём | переклю чаемость | синхрон ность | характер линий, нажим | размер элементов | форма элементов | последов элементов | наклон | отклоне ние от строчки | ||||||||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |||
1. | ||||||||||||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||||||||||||
5. | ||||||||||||||||||||||||||
6. | ||||||||||||||||||||||||||
7. | ||||||||||||||||||||||||||
8. | ||||||||||||||||||||||||||
9. | ||||||||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||||||||||||
15 | ||||||||||||||||||||||||||
16 | ||||||||||||||||||||||||||
17 | ||||||||||||||||||||||||||
18 | ||||||||||||||||||||||||||
19 | ||||||||||||||||||||||||||
20 | ||||||||||||||||||||||||||
21 | ||||||||||||||||||||||||||
22 |
Оценка развития уровня общей и мелкой моторики детей на занятиях и в повседневной жизни
Ниже среднего уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Навык в начальной стадии или не сформирован. Помощь со стороны взрослого не дает положительных результатов. Наличие некоординированных движений, моторная неловкость, нарушение темпа, переключаемости движений, зависимость моторики от эмоциональных переживаний. Ребенок не может выполнять движения в соответствии с произносимым текстом, даже после неоднократного показа взрослого. | Навык находится в развитии, требуется значительная помощь со стороны взрослого. Движения становятся более координированными, более точными, уменьшается количество синкинезий, значительно уменьшается зависимость моторики от эмоциональных переживаний Ребенок может выполнять 1-2 движения после показа и при словесном сопровождении взрослого, может (хотя и кратковременно) концентрировать внимание на части тела, выполняющей то или иное движение. | Ребенок самостоятельно способен реализовывать свое умение. Пользуется своими знаниями, навык устойчиво развивается. Полностью сформирована статическая и динамическая координация движений: движения четкие, уверенные, Могут выполнять синхронно движения правой и левой рукой. Вполне сформированы мелкие движения кисти и пальцев рук. Без труда выполняют движения в сочетании с речью |
Пояснительная записка
Педагогическое обоснование (подводка к актуальности). Описание проблемы, которую помогает решать программа.
Нормативно-правовое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования в РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р, приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.10.2013г. №413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» (с изменениями на 30.11.2018); с Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2016 №1224 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования в ХМАО-Югре» (с изменениями от 20.08.2018 №1142).
Требования к квалификации педагога дополнительного образования
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, секции, студии без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.
Уровень программы
Указать один из уровней, которому соответствуют содержание и материал программы:
1. «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
2. «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
3. «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.
Направленность программы (социально-педагогическая, художественная, техническая, физкультурно-спортивная, естественнонаучная, туристско-краеведческая).
Актуальность программы - это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа.
Актуальность может базироваться:
на анализе социальных проблем;
на анализе педагогического опыта;
на анализе детского или родительского запроса на дополнительные образовательные услуги;
на социальном заказе муниципального образования и т.д.
Новизна программы
Необходимо кратко пояснить, что нового педагог внес в свою программу в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала и др. Описание новизны возможно через обоснование изменения количества часов на изучение программы (разделов, тем); обоснование дополнения содержания программы в сравнении с имеющимся и т.д.
Далее, используя отражающие степень новизны слова «впервые», «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено» и т.п., кратко поясняется, что существенного автор внес при разработке программы в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала.
Цель программы
Цель – это идеальный конечный результат деятельности.
Цель программы должна быть связана с ее названием, темой спецификой, отражать ее основную направленность.
Цель выражается простыми словами в форме отглагольного существительного одним предложением, в котором легко прослеживаются цель обучения, воспитания или развития.
Пример: «Цель программы - развитие творческих способностей обучающихся путем освоения технологии бисероплетения.
Задачи программы
Задачи - способы поэтапного достижения цели в обучении, воспитании, развитии учащихся:
- предметные (обучающие) задачи отвечают на вопрос: что узнает, чему научится, какие представления получит, чем овладеет, в чем разберется учащийся, освоив программу;
- метапредметные (развивающие) задачи связаны с развитием творческих способностей и возможностей учащихся, а также внимания, памяти, мышления, воображения и т. д.;
- личностные (воспитательные) задачи отвечают на вопрос: какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у учащихся.
Формулировка задач начинается с глагола.
Пример
1. Предметные (познакомить, обучить, научить сформировать и т.д.).
2. Метапредметные (развивать, формировать, способствовать, содействовать и т.д.).
3. Личностные (воспитывать, формировать, содействовать, создавать условия и т.д.).
Адресат программы
Необходимо указать возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы (от ... до ... лет).
Далее дается краткая характеристика особенностей возраста детей, которые должны учитываться при реализации программы, чтобы она была результативной.
Может быть обоснована целесообразность разновозрастного состава группы с указанием особенностей работы с каждым из возрастов (или возрастных групп).
Условия реализации программы
- условия набора обучающихся в группы;
- условия формирования групп;
- состав группы;
- форма обучения (очная, заочная, очно-заочная…);
- формы организации деятельности на занятии (лекция, семинар, лабораторная работа, практикум, экскурсия, олимпиада, конференция, мастерская, лаборатория, конкурс, фестиваль, отчетный концерт и т.д.);
- кадровое обеспечение и др.
Сроки реализации программы
Указывается продолжительность образовательного процесса.
Например, срок реализации программы 4 месяца (68 часа).
Режим занятий
Указывается количество занятий в неделю, продолжительность занятия.
Например, занятия походят 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10-минутным перерывом.
Формы занятий
Необходимо указать одну из форм, количество учащихся в группе (минимальное и максимальное).
Как правило, выделяют следующие группы форм организации обучения:
групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты вытекают из задач
Необходимо перечислить прогнозируемые знания, умения и навыки.
- личностные включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами:
мотивационно-ценностной (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации, уровень притязаний, самооценка);
когнитивной (знания о себе как участнике деятельности, о собственных возможностях и перспективах развития в рамках этой предметной сферы, рефлексия деятельности);
операциональной (умения, связанные с поведением в обществе и отношениями с другими людьми);
эмоционально-волевой (эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).
- предметные содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование; могут включать:
теоретические знания по программе;
практические умения, предусмотренные программой,
- метапредметные означают усвоенные учащимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Учебный план
N п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 | Зачет, экзамен, анкетирование, тестирование, опрос, концертное выступление, турнир… |
2 | ………………. | ||||
3 | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 | |
Итого часов: | 72 | 18 | 54 |
Календарный учебный график
N п/п | Число/ Месяц | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
I.Вводное занятие | |||||||
1.1 | 01.09 | - | групповая | 2 | Вводное занятие. | Уч. кабинет | Опрос |
II…………………………………. | |||||||
2.1 | 03.09 | - | групповая | 2 | ……… | Уч. кабинет | Тестирование |
2.1 | 06.09 | - | групповая | 2 | ……… | Уч. кабинет | Игра |
III.Аттестация | |||||||
3.1 | 25.12 | - | групповая | 2 | Промежуточная аттестация | Уч. кабинет | Практическое задание |
3.2 | 27.05 | - | групповая | 2 | Итоговая аттестация | Актовый зал | Концертное выступление |
IV. Итоговое занятие | |||||||
4.1 | 31.05 | - | групповая | 2 | Итоговое занятие | Уч. кабинет | Зачет |
Содержание
Содержание дополнительной образовательной общеразвивающей программы раскрывается через краткое описание тем разделов (теория и практика). Соотношение теоретических часов к практическим – 1 к 3.
Содержание разделов и тем излагается в последовательности, строго соответствующей структуре учебного плана и календарного учебного графика.
Название каждой темы программы должно начинаться со слова «Тема» с указанием порядкового номера.
Пример
Из программы детского объединения речевой сценической культуры «Говорю»
1.Раздел «Дикция»
1.3. Тема «Чистоговорки в движении».
Теория: понятие «чистоговорка»; беседа о способах выполнения чистоговорок.
Практика: упражнения «Оса», «Кукушонок», «Поп» и др. по формированию чистой и внятной речи в условиях пространства.
Методическое обеспечение
В данном разделе необходимо описать, для чего (с какой целью) педагог применяет (использует) в процессе обучения:
педагогические методики и технологии;
современные педагогические и информационные технологии;
методы и приемы;
дидактический материал;
техническое обеспечение программы.
Педагогические методики и технологии
Технология личностно-ориентированного обучения - максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Технология индивидуального обучения (адаптивная) – технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Технология проектного обучения предполагает работу индивидуальную, групповую над проектом и его защита.
Здоровьесберегающие технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (обучающихся, педагогов и др.).
Информационно-коммуникативные технологии - целенаправленная организованная совокупность информационных процессов с использованием средств вычислительной техники, обеспечивающих высокую скорость обработки данных, быстрый поиск информации, рассредоточение данных, доступ к источникам информации независимо от места их расположения.
Методы и приемы
Краткое описание методов обучения, используемых в программе.
Методы обучения могут быть:
по способу организации занятия: словесный, наглядный, практический, игровой, метод проблемного изложения, методы стимулирования творческой активности и т.д.;
по уровню деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские и т.д.
Дидактическое обеспечение
наглядно-дидактические пособия;
карточки-задания и другой раздаточный материал, необходимый для выполнения практических работ и проведения практических занятий;
перечень видео и аудиопродукции (компакт-дисков, видеокасет, аудиокасет).
Техническое обеспечение
Перечисляются технические средства обучения, состоящие на балансе. Указывается необходимое оснащение, без которого реализация программы невозможна.
Например: Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, гелиевая ручка, фломастер, маркер, гуашевые и акварельные краски, аудио- и видеозаписи, тексты художественных произведений, документы, карты, иллюстрации, музыкальные записи, инвентарь, литературные произведения, специальные тетради, альбомы, таблицы, плакаты, видеофильмы и др. (При этом записи, тексты, документы, карты и т.п. нужно перечислить по наименованиям и количеству).
Список литературы
Список литературы для педагога, для обучающихся. Дается в строго алфавитном порядке. Алфавит соблюдается до трех букв.
Количество авторов источника влияет на порядок его расположения в списке. Рассмотрим пример оформления списка литературы по ГОСТу 2018 с одним, несколькими авторами и с коллективом авторов, а также разные типы источников.
- источник с одним автором (расположение в алфавитном порядке, ориентируемся на фамилию):
Лунгу, Т. П. Социальная психология: учебник / Т. П. Лунгу. – СПб.: Питер, 2015. – 511 с.
- источник с несколькими авторами (не более 3-х; первый автор указывается перед названием):
Павлова, Э. Ю. История психологии / Э. Ю. Павлова, А. С. Гордеев, Ю. С. Шмыгин. – М.: Наука, 2014. – 136 с.
- многотомное издание:
Ананьев, А.Г. Экономика. Т.3. Макроэкономика [Текст] /А.Г. Ананьев. — М.: Академия, 2013. – 654 с.
- учебное пособие с коллективом авторов или под редакцией:
Михеев, Л. С. Современная психология: учебник / Л. С. Михеев [и др.] – М.: Академия, 2013. – 235 с.
Психология толпы: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Е. Б. Носов. – М.: Наука, 2015. – 315 с.
- журнальная статья:
Веденеев, А. С. Психология конфликта / А. С. Веденеев // Вопросы психологии. – 2015. – №3. – С. 24-28.
- электронный источник:
Анохин, Л. И. Психология подростка [Электронный ресурс], -http://www…..htm.
Приложения (если есть)
Педагог, по желанию, представляет здесь все, что сочтет нужным, например:
подробные конспекты занятий;
разработки игр, дидактических упражнений;
сценарии различных мероприятий, проводимых в объединении;
различные рисунки, схемы;
описание необходимых на занятиях физкультминуток и других
здоровьсберегающих технологий;
описание правил технической безопасности (нормативы зачетов,
справочные таблицы, тесты и т. д.);
мониторинг;
описание индивидуальных образовательных маршрутов;
формы аттестации учащихся…
Пример: «Приложения» к программе «Бусинка к бусинке»
История возникновения бисера
Материалы и инструменты
«Сказка про бисер» (Понятие "бисер", его формы и размеры)
Технологические карты первого года обучения
Технологические карты второго года обучения
Азы цветоведения. Теплые и холодные цвета
Советы и правила в организации рабочей деятельности
Способы организации учебного процесса с использованием
здоровьесберегающих технологий (упражнения для
кистей рук, гимнастика для глаз, динамические упражнения,
игры на внимание)
ОШИБКИ ОФОРМЛЕНИЯ
1.Несоблюдение официально-делового стиля, недостатки изложения.
2.Нарушение структуры программы.
3.Неправильное оформление списка литературы.
ОШИБКИ СОДЕРЖАНИЯ
Несоответствие цели и результатов.
Несоответствие описанных форм и методов работы возрасту обучающихся.
Отсутствие, неполнота или формальное описание раздела «Методическое обеспечение»:
используемые педагогические методики и технологии (нет ссылок на авторов технологий, методик и др.);
современные педагогические и информационные технологии;
методы и приемы;
дидактический материал;
техническое обеспечение.
Неправильная расчасовка «Учебного плана».
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ:
текст набирается в редакторе Word for Windows; формат *.doc;
шрифт Times New Roman, кегль 14;
межстрочный интервал – 1,5;
переносы не ставятся;
выравнивание по ширине;
поля: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху и снизу – 2 см, абзац – 1,5 см;
центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word;
листы формата А4;
книжный вариант;
текст печатается на одной стороне страницы;
таблицы вставляются непосредственно в текст.
ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ:
Образовательная организация: __________________________
Название программы: ____________________________
Разработчик программы: ________________________________
2. ЭКСПЕРТИЗА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Наименование экспертного показателя | Представленность в программе | |||||
да | частично | нет | |||||
1. | ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ | ||||||
Наименование ОП | |||||||
Гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа) | |||||||
Возраст детей, на которых рассчитана программа | |||||||
Сроки реализации программы | |||||||
ФИО, должность разработчика | |||||||
Город и год разработки программы | |||||||
2. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | ||||||
2.1. | Направленность и уровень программы | ||||||
Программа соответствует заявленной направленности ДОД | |||||||
Обосновано отнесение программы к заявленному уровню | |||||||
2.2. | Актуальность программы | ||||||
Обоснована актуальность программы | |||||||
Программа соответствует действующим нормативным правовым актам и государственным программным документам | |||||||
В программе представлены современные идеи и актуальные направления: развития науки, техники, культуры, экономики, социальной сферы и т.д., развития системы дополнительного образования детей | |||||||
Предусмотрено использование программы в других образовательных сферах | |||||||
2.3. | Отличительные особенности программы | ||||||
Изложены основные идеи, на которых базируется программа, обосновано ее своеобразие; принципы отбора содержания, ключевые понятия и т.д. | |||||||
Указано, чем отличается программа от существующих в данном направлении | |||||||
2.4. | Адресат программы | ||||||
Указан пол и возраст детей | |||||||
Указана степень сформированности интересов и мотивов к данной предметной области | |||||||
Представлены необходимые специальные особенности детей, необходимые для освоения программы (при необходимости) | |||||||
Объем и сроки реализации программы | |||||||
Заявлена продолжительность образовательного процесса, выделены этапы | |||||||
Запланированный срок реализации программы реален для достижения результатов | |||||||
2.5. | Цель и задачи программы | ||||||
Сформулированы цель, задачи программы, они согласованы с содержанием и результатами программы | |||||||
2.6. | Условия реализации программы | ||||||
Описаны условия набора в коллектив | |||||||
Обоснованы принципы формирования групп, количество обучающихся | |||||||
Представлены особенности организации образовательного процесса | |||||||
Обоснован выбор форм и технологий проведения занятий | |||||||
Представлены формы организации деятельности учащихся на занятиях | |||||||
Представлено материально-техническое оснащение | |||||||
Указано кадровое обеспечение программы | |||||||
2.7. | Планируемые результаты освоения программы | ||||||
Представлены личностные результаты | |||||||
Представлены предметные результаты | |||||||
Представлены метапредметные результаты | |||||||
3. | УЧЕБНЫЙ ПЛАН | ||||||
УП отражает содержание, раскрывает последовательность изучения тем | |||||||
УП составлен в соответствии с заявленными сроками и этапами на весь период обучения, оформлен в таблице | |||||||
УП отражает количество часов по каждой теме с распределением на теоретические и практические занятия | |||||||
4. | КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК | ||||||
Календарный учебный график представлены в соответствии с требованиями | |||||||
Содержание программы соответствует: | |||||||
поставленным целям, задачам, указанному уровню и направленности | |||||||
современному уровню развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы и др. | |||||||
Содержание программы направлено на создание условий для личностного развития обучающегося; его позитивную социализацию, профессиональное самоопределение, творческую самореализацию и т.д. | |||||||
6. | ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ | ||||||
Дана характеристика входного контроля | |||||||
Дана характеристика текущего контроля | |||||||
Дана характеристика промежуточного контроля | |||||||
Дана характеристика итогового контроля | |||||||
7. | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | ||||||
Список литературы актуален | |||||||
Список литературы составлен для разных категорий участников образовательного процесса | |||||||
Оформление списка литературы соответствует современным требованиям к оформлению библиографических ссылок | |||||||
8. | СТИЛЬ И КУЛЬТУРА ОФОРМЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ | ||||||
Стилистика изложения программы: официально-деловой стиль документа | |||||||
Современность и обоснованность использования педагогической терминологии | |||||||
Оптимальность объема программы | |||||||
Четкая структура и логика изложения | |||||||
ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ | да | нет | |||||
Программа рекомендована к реализации в системе дополнительного образования детей | |||||||
Программа рекомендована к доработке | |||||||
Программа отклонена |