12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шиляева Елена Геннадьевна5030
«Жить – это не значит дышать, это значит действовать». Жан-Жак Руссо
Россия, Кировская обл., Кирово-Чепецк

Шиляева Елена Геннадьевна,

МБОУ многопрофильный лицей

города Кирово-Чепецка Кировской области


Развитие классного коллектива на ступени основного общего образования


Значимость воспитательной роли классного коллектива неоднократно подчёркивалась в советской педагогике в работах таких корифеев, как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В современных условиях вынужденной межличностной разобщённости и активного использования личных гаджетов коллективизм, к сожалению, часто уступает место индивидуализму, поэтому развитие классного коллектива является одной из приоритетных задач классного руководителя.

Настоящая статья раскрывает основные положения программы развития классного коллектива на ступени основного общего образования (5 – 9 классы), составленной с учётом опыта классного руководства в 1997 – 2019 годах и реализуемой сейчас.

Ведущая воспитательная идея программы: наибольшее влияние на ребёнка оказывает внешняя среда, поэтому главная цель деятельности классного руководителя (ожидаемый результат) – развитие интеллектуальных и творческих способностей, личностных качеств каждого обучающегося через создание благоприятного микроклимата классного коллектива, организацию внеклассной работы, сотрудничества с родителями и учителями-предметниками, включение классного коллектива в социально значимую и творческую деятельность школы.

Деятельность классного руководителя строится по трём направлениям:

  1. работа с классным коллективом;
  2. работа с разными категориями обучающихся;
  3. работа с родителями.

Работа с классным коллективом направлена прежде всего на формирование и развитие актива класса и чувства коллективизма, духовно-нравственных ориентиров, способных стать основой для жизненного самоопределения, организацию социально значимой и творческой деятельности обучающихся.

Для каждого класса определены приоритетные направления с учётом возрастных психолого-физиологических особенностей обучающихся.

Таблица 1

Приоритетные направления работы с классным коллективом в 5 – 9 классах

Класс

Возрастные психологические особенности

Приоритетные направления

5

Пластичность нервной системы, её способность к изменению под влиянием внешних воздействий;

недостаточность развития волевых качеств.

Изучение индивидуальных особенностей развития обучающихся, их интересов, семей, изучение особенностей и психологического климата в классе, закладывание ценностно-нравственных основ.

6

Сплочение классного коллектива, формирование ответственности обучающихся за свои поступки и поступки одноклассников.

7

Интенсивное и неравномерное физическое развитие;

стремление к самоутверждению;

избирательность по отношению к указаниям взрослых;

стремление к общению.

Развитие классного самоуправления, формирование учебных потребностей класса, профилактика вредных привычек.

8

Развитие самостоятельности обучающихся во внеклассной работе, предупреждение правонарушений и преступлений.

9

Предпрофильная подготовка обучающихся, профориентационная работа.

Работа с разными категориями обучающихся предполагает повышение уровня обученности и качества обучения отдельных учеников и класса в целом, гуманизацию отношений между обучающимися и учителями, помощь и поддержку детям из социально неблагополучных семей и обучающимся, попавшим в трудные жизненные ситуации.

Для каждой категории обучающихся составлен примерный план работы, которой реализуется при наличии данной категории обучающихся в классе.

Таблица 2

Примерный план работы с разными категориями обучающихся

Категория обучающихся

Обучающиеся, имеющие низкую учебную мотивацию

Обучающиеся, имеющие высокую учебную мотивацию

Дети из социально неблагополучных семей и обучающиеся, попавшие в трудные жизненные ситуации

Содержание деятельности

Выявление обучающихся, имеющих низкую учебную мотивацию, и определение их проблем на основе педагогического наблюдения, диагностики на определение ЗАР и ЗБР, бесед с психологом и учителями-предметниками;

подготовка рекомендаций учителям-предметникам по организации индивидуального подхода к обучающимся;

обеспечение обучающихся алгоритмом выполнения разных видов работ;

контроль учебных результатов, учёт личных достижений обучающихся;

своевременное информирование родителей о низкой успеваемости, скоплении неудовлетворительных отметок;

индивидуальные беседы с обучающимися и родителями (при необходимости – привлечение родительского комитета и проведение малого педсовета).

Выявление обучающихся, имеющих высокую учебную мотивацию, на основе педагогического наблюдения, диагностики на определение ЗАР и ЗБР, бесед с психологом и учителями-предметниками;

подготовка рекомендаций учителям-предметникам по организации индивидуального подхода к обучающимся;

развитие учебной и социально-общественной активности;

анализ учебных результатов на основе мониторинга четвертных и годовых отметок, участия и результативности в олимпиадах и конкурсах;

поощрение обучающихся и родителей за достигнутые результаты.

Выявление социально неблагополучных семей и обучающихся, попавших в трудные жизненные ситуации, на основе первичного анкетирования, бесед с учителем начальных классов, социальным педагогом, психологом;

постановка на внутришкольный учёт;

знакомство с членами семьи (законными представителями), обследование жилищных условий;

индивидуальные беседы с обучающимися, наблюдение за поведением и психологическим состоянием, контроль за посещаемостью уроков и учебными результатами;

вовлечение обучающихся в разнообразные формы внеурочной деятельности (учреждения дополнительного образования, школьные кружки и секции, внеклассные мероприятия);

профилактические беседы с родителями (законными представителями);

привлечение специалистов (социального педагога, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, участкового уполномоченного и т. п.).

Ожидаемый результат

Успешное освоение системы базовых предметных знаний; формирование и совершенствование регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.

Высокие результаты обучения, социальная активность, самореализация.

Социальная защищённость обучающихся, их успешная социализация и самоопределение.

Основные задачи работы с родителями:

  • осуществлять взаимодействие семьи и школы с целью организации совместных действий для решения возникающих проблем;
  • привлекать родительский комитет к сотрудничеству с педагогическим коллективом школы по разрешению проблем обучения и воспитания;
  • организовывать индивидуальные и коллективные встречи-консультации с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом;
  • развивать ответственность за воспитание детей, укреплять семейные связи.

По мере развития самостоятельности и взросления обучающихся активное участие родителей в воспитательной работе с классом и организации досуга детей постепенно уменьшается, хотя традиционными на протяжении всего периода обучения остаются совместные мероприятия детей и родителей (родительские собрания, походы, поездки в театр, классные вечера и др.).

Программа развития классного коллектива тесно связана с Программой воспитания на 2021 – 2025 годы, принятой решением Педагогического совета МБОУ многопрофильный лицей г. Кирово-Чепецка Кировской области (протокол № 1 от 27.08.2021, приказ № 170 от 31.08.2021), и реализуется в соответствии с модулем «Классное руководство», но предлагает свои тематические направления воспитательной работы:

  • «Врата учёности»;
  • «Школа гражданского общества»;
  • «Возвращение к истокам»;
  • «Лидер здоровья»;
  • «Диалог индивидуальностей»;
  • «Школа правопорядка».

Таблица 3

Тематические направления воспитательной работы

Направление

Содержание деятельности

Основные формы работы

«Врата учёности»

Создание условий для развития интеллектуальных способностей обучающихся, их учебных потребностей, профессионального самоопределения.

Участие в предметных неделях и конкурсах различного уровня.

Классные часы по итогам четверти, года.

Поощрение за учебные достижения.

Профориентационные беседы.

Встречи с представителями разных профессий.

Экскурсии на предприятия города.

«Школа гражданского общества»

Развитие ученического самоуправления, включение обучающихся в социально значимую деятельность, патриотическое и правовое воспитание школьников.

Формирование актива класса.

Участие в акциях разной направленности.

Классные часы и беседы патриотической и правовой направленности (Уроки мужества, «Наша школа», «Мой город», «С чего начинается Родина?», «Символы РФ» и др.).

Встречи с участниками и свидетелями Великой Отечественной войны.

Викторины, экскурсии, поездки.

«Возвращение к истокам»

Осуществление преемственности поколений, разрешение проблем между родителями и детьми, сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой и воспитанной личности.


Конкурсы сочинений, стихотворений и рисунков к Дню матери, к Дню защитника Отечества (для пап).

Совместные мероприятия родителей с детьми (походы, поездки, праздники, вечера, конкурсы).

Совместные родительские собрания.

Анкетирование.

Родительский лекторий.

Индивидуальные и коллективные встречи с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом.

Заседания родительского комитета.

Награждение родителей за активное участие в жизни класса.

«Лидер здоровья»

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, стремления к здоровому образу жизни.

Походы.

Подготовка к осеннему и зимнему турслётам.

Классные часы и беседы профилактической направленности.

Встречи с врачами-специалистами.

Спортивные викторины.

«Диалог индивидуальностей»

Создание условий для развития творческих способностей личности каждого учащегося.

Конкурсы сочинений, стихотворений, рисунков, выставка творческих работ.

Тематические вечера с конкурсными программами (к Дню Святого Валентина, к Дню защитника Отечества, к 8 Марта и др.).

Подготовка номеров для общешкольных праздников (к Дню учителя, к 8 Марта, к Празднику чести лицея и др.).

Подготовка и участие в общешкольных внеклассных мероприятиях (КВН, «Осенний бал», Новый год и др.).

Поездки в театр и обсуждение спектаклей.

«Школа правопорядка»

Профилактика правонарушений и преступлений, ДТП и ПБ.

Беседы о правилах поведения учащихся.

Занятия по ПДД и ПБ, конкурсы и викторины.

Индивидуальные и коллективные беседы с инспекторами ГИБДД, участковым уполномоченным, специалистами КДН и ЗП.

Значительную роль в работе с классным коллективом и родителями играет сетевое сообщество, которое позволяет обмениваться актуальной информацией, оперативно информировать лицеистов и родителей о предстоящих мероприятиях и конкурсах, получать обратную связь, то есть даёт возможность продолжить процесс воспитания и за пределами школы.

Эффективность реализации программы оценивается на основе двух групп критериев: результативности и деятельности.

Таблица 4

Критерии оценки эффективности реализации программы развития классного коллектива

Критерии оценки результативности

Критерии оценки деятельности

Постоянный состав класса;

сформированность классного коллектива и уровень развития классного самоуправления;

включение классного коллектива в социально значимую и творческую деятельность школы;

успеваемость класса;

занятость обучающихся вне школы (охват дополнительным образованием);

уровень общей культуры обучающихся, дружба и общение вне школы;

отсутствие обучающихся, имеющих вредные привычки;

отсутствие правонарушений и преступлений;

участие родителей в воспитательной работе с классом;

удовлетворённость родителей и обучающихся психолого-педагогическим климатом классного коллектива.

Организация воспитательной работы с классом, разнообразие форм работы;

регулярное планирование и анализ работы;

ведение документации;

контроль за успеваемостью и посещаемостью учебных занятий;

изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

регулирование межличностных отношений между обучающимися;

координация деятельности учителей-предметников, взаимодействие с психологом, социальным педагогом;

организация взаимодействия школы с семьёй.

Современный воспитательный процесс любого образовательного учреждения направлен на приобщение обучающихся к традиционным российским духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а также решение проблем вхождения детей в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Моделью общества для школьника является классный коллектив, который может объединить детей общей целью, едиными духовно-нравственными установками и совместной деятельностью, поэтому необходимо целенаправленно развивать классный коллектив на каждой ступени обучения.


Информационные ресурсы

  1. Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  2. Программа воспитания МБОУ многопрофильный лицей г. Кирово-Чепецка Кировской области на 2021 – 2025 годы [Электронный ресурс]. URL: http://school-12.ucoz.ru/Dokumenti/dokumenty/programma_vospitanija_podpis.pdf (дата обращения: 21.06.2022).


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.