Развитие классного коллектива на ступени основного общего образования
Значимость воспитательной роли классного коллектива неоднократно подчёркивалась в советской педагогике в работах таких корифеев, как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В современных условиях вынужденной межличностной разобщённости и активного использования личных гаджетов коллективизм, к сожалению, часто уступает место индивидуализму, поэтому развитие классного коллектива является одной из приоритетных задач классного руководителя.
Настоящая статья раскрывает основные положения программы развития классного коллектива на ступени основного общего образования (5 – 9 классы), составленной с учётом опыта классного руководства в 1997 – 2019 годах и реализуемой сейчас.
Ведущая воспитательная идея программы: наибольшее влияние на ребёнка оказывает внешняя среда, поэтому главная цель деятельности классного руководителя (ожидаемый результат) – развитие интеллектуальных и творческих способностей, личностных качеств каждого обучающегося через создание благоприятного микроклимата классного коллектива, организацию внеклассной работы, сотрудничества с родителями и учителями-предметниками, включение классного коллектива в социально значимую и творческую деятельность школы.
Деятельность классного руководителя строится по трём направлениям:
работа с классным коллективом;
работа с разными категориями обучающихся;
работа с родителями.
Работа с классным коллективом направлена прежде всего на формирование и развитие актива класса и чувства коллективизма, духовно-нравственных ориентиров, способных стать основой для жизненного самоопределения, организацию социально значимой и творческой деятельности обучающихся.
Для каждого класса определены приоритетные направления с учётом возрастных психолого-физиологических особенностей обучающихся.
Таблица 1
Приоритетные направления работы с классным коллективом в 5 – 9 классах
Класс
Возрастные психологические особенности
Приоритетные направления
5
Пластичность нервной системы, её способность к изменению под влиянием внешних воздействий;
недостаточность развития волевых качеств.
Изучение индивидуальных особенностей развития обучающихся, их интересов, семей, изучение особенностей и психологического климата в классе, закладывание ценностно-нравственных основ.
6
Сплочение классного коллектива, формирование ответственности обучающихся за свои поступки и поступки одноклассников.
7
Интенсивное и неравномерное физическое развитие;
стремление к самоутверждению;
избирательность по отношению к указаниям взрослых;
стремление к общению.
Развитие классного самоуправления, формирование учебных потребностей класса, профилактика вредных привычек.
8
Развитие самостоятельности обучающихся во внеклассной работе, предупреждение правонарушений и преступлений.
Работа с разными категориями обучающихся предполагает повышение уровня обученности и качества обучения отдельных учеников и класса в целом, гуманизацию отношений между обучающимися и учителями, помощь и поддержку детям из социально неблагополучных семей и обучающимся, попавшим в трудные жизненные ситуации.
Для каждой категории обучающихся составлен примерный план работы, которой реализуется при наличии данной категории обучающихся в классе.
Таблица 2
Примерный план работы с разными категориями обучающихся
Категория обучающихся
Обучающиеся, имеющие низкую учебную мотивацию
Обучающиеся, имеющие высокую учебную мотивацию
Дети из социально неблагополучных семей и обучающиеся, попавшие в трудные жизненные ситуации
Содержание деятельности
Выявление обучающихся, имеющих низкую учебную мотивацию, и определение их проблем на основе педагогического наблюдения, диагностики на определение ЗАР и ЗБР, бесед с психологом и учителями-предметниками;
подготовка рекомендаций учителям-предметникам по организации индивидуального подхода к обучающимся;
обеспечение обучающихся алгоритмом выполнения разных видов работ;
контроль учебных результатов, учёт личных достижений обучающихся;
своевременное информирование родителей о низкой успеваемости, скоплении неудовлетворительных отметок;
индивидуальные беседы с обучающимися и родителями (при необходимости – привлечение родительского комитета и проведение малого педсовета).
Выявление обучающихся, имеющих высокую учебную мотивацию, на основе педагогического наблюдения, диагностики на определение ЗАР и ЗБР, бесед с психологом и учителями-предметниками;
подготовка рекомендаций учителям-предметникам по организации индивидуального подхода к обучающимся;
развитие учебной и социально-общественной активности;
анализ учебных результатов на основе мониторинга четвертных и годовых отметок, участия и результативности в олимпиадах и конкурсах;
поощрение обучающихся и родителей за достигнутые результаты.
Выявление социально неблагополучных семей и обучающихся, попавших в трудные жизненные ситуации, на основе первичного анкетирования, бесед с учителем начальных классов, социальным педагогом, психологом;
постановка на внутришкольный учёт;
знакомство с членами семьи (законными представителями), обследование жилищных условий;
индивидуальные беседы с обучающимися, наблюдение за поведением и психологическим состоянием, контроль за посещаемостью уроков и учебными результатами;
вовлечение обучающихся в разнообразные формы внеурочной деятельности (учреждения дополнительного образования, школьные кружки и секции, внеклассные мероприятия);
профилактические беседы с родителями (законными представителями);
привлечение специалистов (социального педагога, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, участкового уполномоченного и т. п.).
Ожидаемый результат
Успешное освоение системы базовых предметных знаний; формирование и совершенствование регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.
Высокие результаты обучения, социальная активность, самореализация.
Социальная защищённость обучающихся, их успешная социализация и самоопределение.
Основные задачи работы с родителями:
осуществлять взаимодействие семьи и школы с целью организации совместных действий для решения возникающих проблем;
привлекать родительский комитет к сотрудничеству с педагогическим коллективом школы по разрешению проблем обучения и воспитания;
организовывать индивидуальные и коллективные встречи-консультации с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом;
развивать ответственность за воспитание детей, укреплять семейные связи.
По мере развития самостоятельности и взросления обучающихся активное участие родителей в воспитательной работе с классом и организации досуга детей постепенно уменьшается, хотя традиционными на протяжении всего периода обучения остаются совместные мероприятия детей и родителей (родительские собрания, походы, поездки в театр, классные вечера и др.).
Программа развития классного коллектива тесно связана с Программой воспитания на 2021 – 2025 годы, принятой решением Педагогического совета МБОУ многопрофильный лицей г. Кирово-Чепецка Кировской области (протокол № 1 от 27.08.2021, приказ № 170 от 31.08.2021), и реализуется в соответствии с модулем «Классное руководство», но предлагает свои тематические направления воспитательной работы:
«Врата учёности»;
«Школа гражданского общества»;
«Возвращение к истокам»;
«Лидер здоровья»;
«Диалог индивидуальностей»;
«Школа правопорядка».
Таблица 3
Тематические направления воспитательной работы
Направление
Содержание деятельности
Основные формы работы
«Врата учёности»
Создание условий для развития интеллектуальных способностей обучающихся, их учебных потребностей, профессионального самоопределения.
Участие в предметных неделях и конкурсах различного уровня.
Классные часы по итогам четверти, года.
Поощрение за учебные достижения.
Профориентационные беседы.
Встречи с представителями разных профессий.
Экскурсии на предприятия города.
«Школа гражданского общества»
Развитие ученического самоуправления, включение обучающихся в социально значимую деятельность, патриотическое и правовое воспитание школьников.
Формирование актива класса.
Участие в акциях разной направленности.
Классные часы и беседы патриотической и правовой направленности (Уроки мужества, «Наша школа», «Мой город», «С чего начинается Родина?», «Символы РФ» и др.).
Встречи с участниками и свидетелями Великой Отечественной войны.
Викторины, экскурсии, поездки.
«Возвращение к истокам»
Осуществление преемственности поколений, разрешение проблем между родителями и детьми, сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой и воспитанной личности.
Конкурсы сочинений, стихотворений и рисунков к Дню матери, к Дню защитника Отечества (для пап).
Совместные мероприятия родителей с детьми (походы, поездки, праздники, вечера, конкурсы).
Совместные родительские собрания.
Анкетирование.
Родительский лекторий.
Индивидуальные и коллективные встречи с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом.
Заседания родительского комитета.
Награждение родителей за активное участие в жизни класса.
«Лидер здоровья»
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, стремления к здоровому образу жизни.
Походы.
Подготовка к осеннему и зимнему турслётам.
Классные часы и беседы профилактической направленности.
Встречи с врачами-специалистами.
Спортивные викторины.
«Диалог индивидуальностей»
Создание условий для развития творческих способностей личности каждого учащегося.
Конкурсы сочинений, стихотворений, рисунков, выставка творческих работ.
Тематические вечера с конкурсными программами (к Дню Святого Валентина, к Дню защитника Отечества, к 8 Марта и др.).
Подготовка номеров для общешкольных праздников (к Дню учителя, к 8 Марта, к Празднику чести лицея и др.).
Подготовка и участие в общешкольных внеклассных мероприятиях (КВН, «Осенний бал», Новый год и др.).
Поездки в театр и обсуждение спектаклей.
«Школа правопорядка»
Профилактика правонарушений и преступлений, ДТП и ПБ.
Беседы о правилах поведения учащихся.
Занятия по ПДД и ПБ, конкурсы и викторины.
Индивидуальные и коллективные беседы с инспекторами ГИБДД, участковым уполномоченным, специалистами КДН и ЗП.
Значительную роль в работе с классным коллективом и родителями играет сетевое сообщество, которое позволяет обмениваться актуальной информацией, оперативно информировать лицеистов и родителей о предстоящих мероприятиях и конкурсах, получать обратную связь, то есть даёт возможность продолжить процесс воспитания и за пределами школы.
Эффективность реализации программы оценивается на основе двух групп критериев: результативности и деятельности.
Таблица 4
Критерии оценки эффективности реализации программы развития классного коллектива
Критерии оценки результативности
Критерии оценки деятельности
Постоянный состав класса;
сформированность классного коллектива и уровень развития классного самоуправления;
включение классного коллектива в социально значимую и творческую деятельность школы;
успеваемость класса;
занятость обучающихся вне школы (охват дополнительным образованием);
уровень общей культуры обучающихся, дружба и общение вне школы;
отсутствие обучающихся, имеющих вредные привычки;
отсутствие правонарушений и преступлений;
участие родителей в воспитательной работе с классом;
удовлетворённость родителей и обучающихся психолого-педагогическим климатом классного коллектива.
Организация воспитательной работы с классом, разнообразие форм работы;
регулярное планирование и анализ работы;
ведение документации;
контроль за успеваемостью и посещаемостью учебных занятий;
изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
регулирование межличностных отношений между обучающимися;
координация деятельности учителей-предметников, взаимодействие с психологом, социальным педагогом;
организация взаимодействия школы с семьёй.
Современный воспитательный процесс любого образовательного учреждения направлен на приобщение обучающихся к традиционным российским духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а также решение проблем вхождения детей в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Моделью общества для школьника является классный коллектив, который может объединить детей общей целью, едиными духовно-нравственными установками и совместной деятельностью, поэтому необходимо целенаправленно развивать классный коллектив на каждой ступени обучения.
Информационные ресурсы
Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.