Развитие классного коллектива на ступени основного общего образования

Шиляева Елена Геннадьевна,
МБОУ многопрофильный лицей
города Кирово-Чепецка Кировской области
Развитие классного коллектива на ступени основного общего образования
Значимость воспитательной роли классного коллектива неоднократно подчёркивалась в советской педагогике в работах таких корифеев, как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В современных условиях вынужденной межличностной разобщённости и активного использования личных гаджетов коллективизм, к сожалению, часто уступает место индивидуализму, поэтому развитие классного коллектива является одной из приоритетных задач классного руководителя.
Настоящая статья раскрывает основные положения программы развития классного коллектива на ступени основного общего образования (5 – 9 классы), составленной с учётом опыта классного руководства в 1997 – 2019 годах и реализуемой сейчас.
Ведущая воспитательная идея программы: наибольшее влияние на ребёнка оказывает внешняя среда, поэтому главная цель деятельности классного руководителя (ожидаемый результат) – развитие интеллектуальных и творческих способностей, личностных качеств каждого обучающегося через создание благоприятного микроклимата классного коллектива, организацию внеклассной работы, сотрудничества с родителями и учителями-предметниками, включение классного коллектива в социально значимую и творческую деятельность школы.
Деятельность классного руководителя строится по трём направлениям:
- работа с классным коллективом;
- работа с разными категориями обучающихся;
- работа с родителями.
Работа с классным коллективом направлена прежде всего на формирование и развитие актива класса и чувства коллективизма, духовно-нравственных ориентиров, способных стать основой для жизненного самоопределения, организацию социально значимой и творческой деятельности обучающихся.
Для каждого класса определены приоритетные направления с учётом возрастных психолого-физиологических особенностей обучающихся.
Таблица 1
Приоритетные направления работы с классным коллективом в 5 – 9 классах
Класс | Возрастные психологические особенности | Приоритетные направления |
5 | Пластичность нервной системы, её способность к изменению под влиянием внешних воздействий; недостаточность развития волевых качеств. | Изучение индивидуальных особенностей развития обучающихся, их интересов, семей, изучение особенностей и психологического климата в классе, закладывание ценностно-нравственных основ. |
6 | Сплочение классного коллектива, формирование ответственности обучающихся за свои поступки и поступки одноклассников. | |
7 | Интенсивное и неравномерное физическое развитие; стремление к самоутверждению; избирательность по отношению к указаниям взрослых; стремление к общению. | Развитие классного самоуправления, формирование учебных потребностей класса, профилактика вредных привычек. |
8 | Развитие самостоятельности обучающихся во внеклассной работе, предупреждение правонарушений и преступлений. | |
9 | Предпрофильная подготовка обучающихся, профориентационная работа. |
Работа с разными категориями обучающихся предполагает повышение уровня обученности и качества обучения отдельных учеников и класса в целом, гуманизацию отношений между обучающимися и учителями, помощь и поддержку детям из социально неблагополучных семей и обучающимся, попавшим в трудные жизненные ситуации.
Для каждой категории обучающихся составлен примерный план работы, которой реализуется при наличии данной категории обучающихся в классе.
Таблица 2
Примерный план работы с разными категориями обучающихся
Категория обучающихся | Обучающиеся, имеющие низкую учебную мотивацию | Обучающиеся, имеющие высокую учебную мотивацию | Дети из социально неблагополучных семей и обучающиеся, попавшие в трудные жизненные ситуации |
Содержание деятельности | Выявление обучающихся, имеющих низкую учебную мотивацию, и определение их проблем на основе педагогического наблюдения, диагностики на определение ЗАР и ЗБР, бесед с психологом и учителями-предметниками; подготовка рекомендаций учителям-предметникам по организации индивидуального подхода к обучающимся; обеспечение обучающихся алгоритмом выполнения разных видов работ; контроль учебных результатов, учёт личных достижений обучающихся; своевременное информирование родителей о низкой успеваемости, скоплении неудовлетворительных отметок; индивидуальные беседы с обучающимися и родителями (при необходимости – привлечение родительского комитета и проведение малого педсовета). | Выявление обучающихся, имеющих высокую учебную мотивацию, на основе педагогического наблюдения, диагностики на определение ЗАР и ЗБР, бесед с психологом и учителями-предметниками; подготовка рекомендаций учителям-предметникам по организации индивидуального подхода к обучающимся; развитие учебной и социально-общественной активности; анализ учебных результатов на основе мониторинга четвертных и годовых отметок, участия и результативности в олимпиадах и конкурсах; поощрение обучающихся и родителей за достигнутые результаты. | Выявление социально неблагополучных семей и обучающихся, попавших в трудные жизненные ситуации, на основе первичного анкетирования, бесед с учителем начальных классов, социальным педагогом, психологом; постановка на внутришкольный учёт; знакомство с членами семьи (законными представителями), обследование жилищных условий; индивидуальные беседы с обучающимися, наблюдение за поведением и психологическим состоянием, контроль за посещаемостью уроков и учебными результатами; вовлечение обучающихся в разнообразные формы внеурочной деятельности (учреждения дополнительного образования, школьные кружки и секции, внеклассные мероприятия); профилактические беседы с родителями (законными представителями); привлечение специалистов (социального педагога, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, участкового уполномоченного и т. п.). |
Ожидаемый результат | Успешное освоение системы базовых предметных знаний; формирование и совершенствование регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД. | Высокие результаты обучения, социальная активность, самореализация. | Социальная защищённость обучающихся, их успешная социализация и самоопределение. |
Основные задачи работы с родителями:
- осуществлять взаимодействие семьи и школы с целью организации совместных действий для решения возникающих проблем;
- привлекать родительский комитет к сотрудничеству с педагогическим коллективом школы по разрешению проблем обучения и воспитания;
- организовывать индивидуальные и коллективные встречи-консультации с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом;
- развивать ответственность за воспитание детей, укреплять семейные связи.
По мере развития самостоятельности и взросления обучающихся активное участие родителей в воспитательной работе с классом и организации досуга детей постепенно уменьшается, хотя традиционными на протяжении всего периода обучения остаются совместные мероприятия детей и родителей (родительские собрания, походы, поездки в театр, классные вечера и др.).
Программа развития классного коллектива тесно связана с Программой воспитания на 2021 – 2025 годы, принятой решением Педагогического совета МБОУ многопрофильный лицей г. Кирово-Чепецка Кировской области (протокол № 1 от 27.08.2021, приказ № 170 от 31.08.2021), и реализуется в соответствии с модулем «Классное руководство», но предлагает свои тематические направления воспитательной работы:
- «Врата учёности»;
- «Школа гражданского общества»;
- «Возвращение к истокам»;
- «Лидер здоровья»;
- «Диалог индивидуальностей»;
- «Школа правопорядка».
Таблица 3
Тематические направления воспитательной работы
Направление | Содержание деятельности | Основные формы работы |
«Врата учёности» | Создание условий для развития интеллектуальных способностей обучающихся, их учебных потребностей, профессионального самоопределения. | Участие в предметных неделях и конкурсах различного уровня. Классные часы по итогам четверти, года. Поощрение за учебные достижения. Профориентационные беседы. Встречи с представителями разных профессий. Экскурсии на предприятия города. |
«Школа гражданского общества» | Развитие ученического самоуправления, включение обучающихся в социально значимую деятельность, патриотическое и правовое воспитание школьников. | Формирование актива класса. Участие в акциях разной направленности. Классные часы и беседы патриотической и правовой направленности (Уроки мужества, «Наша школа», «Мой город», «С чего начинается Родина?», «Символы РФ» и др.). Встречи с участниками и свидетелями Великой Отечественной войны. Викторины, экскурсии, поездки. |
«Возвращение к истокам» | Осуществление преемственности поколений, разрешение проблем между родителями и детьми, сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой и воспитанной личности. | Конкурсы сочинений, стихотворений и рисунков к Дню матери, к Дню защитника Отечества (для пап). Совместные мероприятия родителей с детьми (походы, поездки, праздники, вечера, конкурсы). Совместные родительские собрания. Анкетирование. Родительский лекторий. Индивидуальные и коллективные встречи с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом. Заседания родительского комитета. Награждение родителей за активное участие в жизни класса. |
«Лидер здоровья» | Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, стремления к здоровому образу жизни. | Походы. Подготовка к осеннему и зимнему турслётам. Классные часы и беседы профилактической направленности. Встречи с врачами-специалистами. Спортивные викторины. |
«Диалог индивидуальностей» | Создание условий для развития творческих способностей личности каждого учащегося. | Конкурсы сочинений, стихотворений, рисунков, выставка творческих работ. Тематические вечера с конкурсными программами (к Дню Святого Валентина, к Дню защитника Отечества, к 8 Марта и др.). Подготовка номеров для общешкольных праздников (к Дню учителя, к 8 Марта, к Празднику чести лицея и др.). Подготовка и участие в общешкольных внеклассных мероприятиях (КВН, «Осенний бал», Новый год и др.). Поездки в театр и обсуждение спектаклей. |
«Школа правопорядка» | Профилактика правонарушений и преступлений, ДТП и ПБ. | Беседы о правилах поведения учащихся. Занятия по ПДД и ПБ, конкурсы и викторины. Индивидуальные и коллективные беседы с инспекторами ГИБДД, участковым уполномоченным, специалистами КДН и ЗП. |
Значительную роль в работе с классным коллективом и родителями играет сетевое сообщество, которое позволяет обмениваться актуальной информацией, оперативно информировать лицеистов и родителей о предстоящих мероприятиях и конкурсах, получать обратную связь, то есть даёт возможность продолжить процесс воспитания и за пределами школы.
Эффективность реализации программы оценивается на основе двух групп критериев: результативности и деятельности.
Таблица 4
Критерии оценки эффективности реализации программы развития классного коллектива
Критерии оценки результативности | Критерии оценки деятельности |
Постоянный состав класса; сформированность классного коллектива и уровень развития классного самоуправления; включение классного коллектива в социально значимую и творческую деятельность школы; успеваемость класса; занятость обучающихся вне школы (охват дополнительным образованием); уровень общей культуры обучающихся, дружба и общение вне школы; отсутствие обучающихся, имеющих вредные привычки; отсутствие правонарушений и преступлений; участие родителей в воспитательной работе с классом; удовлетворённость родителей и обучающихся психолого-педагогическим климатом классного коллектива. | Организация воспитательной работы с классом, разнообразие форм работы; регулярное планирование и анализ работы; ведение документации; контроль за успеваемостью и посещаемостью учебных занятий; изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; регулирование межличностных отношений между обучающимися; координация деятельности учителей-предметников, взаимодействие с психологом, социальным педагогом; организация взаимодействия школы с семьёй. |
Современный воспитательный процесс любого образовательного учреждения направлен на приобщение обучающихся к традиционным российским духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а также решение проблем вхождения детей в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Моделью общества для школьника является классный коллектив, который может объединить детей общей целью, едиными духовно-нравственными установками и совместной деятельностью, поэтому необходимо целенаправленно развивать классный коллектив на каждой ступени обучения.
Информационные ресурсы
- Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
- Программа воспитания МБОУ многопрофильный лицей г. Кирово-Чепецка Кировской области на 2021 – 2025 годы [Электронный ресурс]. URL: http://school-12.ucoz.ru/Dokumenti/dokumenty/programma_vospitanija_podpis.pdf (дата обращения: 21.06.2022).