Программа развития классного коллектива «Росток»

3
0
Материал опубликован 3 February 2017 в группе

Программа развития    классного коллектива                                                                   

      Автор программы:

  учитель начальных классов

 МОУ  СОШ№ 4 7

  р.п.Сенной

 Вольского района Саратовской обл    

 Ивахно Ольга Вячеславовна

 

Данная программа рассчитана на обучающихся 1-4 классов  

 МОУ  СОШ №47 р.п.Сенной

и направлена на самораскрытие ребёнка как личность

   Срок реализации:  2016 - 2020 гг.

р.п.Сенной

 

                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа развития классного коллектива «Росток» разработана на 2016-2020 годы  и направлена на самораскрытие ребёнка как личность.

       Сегодня все говорят о гуманизации и демократизации школы, которые должны привести к новому качеству воспитания. Что стоит за словами — новое качество воспитания? За этими словами стоит иной подход к содержанию воспитания. Возникает вопрос: «А каким должно быть «новое» воспитание, от чего он зависит?»  Ответ простой - от психофизических качеств, присущих каждому возрасту.

Воспитание – это процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.

   Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, так и в школе. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут  любят.

   Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое Я. Основная задача классного руководителя – быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении.

   Моя задача как классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.

       Период младшего школьного возраста является наиболее благоприятным для воспитания, для развития способностей детей, для закладки основ духовного, физического и нравственного здоровья. Младшие школьники очень любят творить, исследовать. В процессе творческой деятельности можно формировать в ребенке все нравственные и духовные ценности, прививать культурные навыки, всесторонне развивать личность ребенка.     Мне, как педагогу и классному руководителю, хотелось бы видеть своих питомцев духовно богатыми, уважающими традиции своего народа, любящими свою Родину, родителей, семью, культурными. Все это воспитывается и приобретается не за один год и только соответствующей воспитательной  среде, которая создается в союзе с родителями и учителями.

     Начальная школа - подходящий период, когда еще впереди целых четыре года работы, чтобы создать воспитывающую среду и заложить фундамент будущего.

      Дети начинают лучше всего договариваться между собой примерно в семь лет. И если мы упустим момент, не станем это свойство ребенка на своих уроках сохранять и поддерживать, то потом, позже, детям будет гораздо сложнее договориться друг с другом, а нам, взрослым, сформировать у них это умение договариваться. Мы должны на своих уроках давать детям возможность нормальной жизни. Чтобы они могли двигаться договариваться, предполагать и располагать, и по-своему понимать. Чтобы сохранить каждого ребенка как человека говорящего (другим людям слушающего (других людей), действующего (вместе с другими). Чтобы он развивался вместе с коллективом, развивая и сам коллектив.

     Ведь, как известно, всякое развитие проходит через свои этапы. Так и в развитии ученического коллектива можно выделить пять основных этапов:

1) «песчаная россыпь», 2) «мягкая глина», 3) «мерцающий маяк», 4) «алый парус»5) «горящий факел»

      Главная идея воспитания состоит в формировании человека самосовершенствующегося, обладающего чувством собственного достоинства, ценностного отношения к собственной жизни, способностью к самопознанию, самоопределению, самореализации, саморегуляции и объективной самооценке. А это представляется возможным только через творческое саморазвитие личности.

      Актуальность и новизна данной  программы в том, что она ориентирует на коллективное сотворчество, ставит учащихся перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнера, выражать свое понимание, т.е. программа направлена на формирование и развитие социальных компетенций.

       Программа  «Росток» включает в себя четыре этапа обучения и       воспитания младших школьников с 1 по 4 класс. В основе ее лежит система   коллективного творческого дела.

     Участники программы: учащиеся 1-4 классов, классный руководитель, педагоги, работающие в классе, родители учащихся. 

Права участников:

 -выбирать дело себе по душе         

 -участвовать в выборе, проведении и обсуждении КТД;

  -высказывать свое мнение, смело отстаивать свои позиции;

  -самостоятельно выбирать полянку развития для КТД;

  -использовать КТД для воплощения своих идей;

  -обращаться за помощью к взрослым, если в этом есть необходимость.

   Обязанности участников:

  -прилежно учиться, познавать окружающий мир;

  -воспитывать в себе трудолюбие, честность, ответственность;

  -уважать старших, учителей, родителей, с почтением относиться к  пожилым;                                                             

  -помогать младшим, передавать им свои знания;

 -любить и уважать традиции коллектива, школы, страны, в которой ты  живешь

 

Цель программы:  формирование личности младшего школьника через создание  и развитие классного коллектива.

1-й год реализации программы (1-й класс):

  Основная цель: формирование качеств личности

Задачи:

  - обеспечить успешную адаптацию учащихся на первом этапе образования;

 - обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся к активной коллективной деятельности через проведение конкурсов, игр;

 - создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;

  - нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;

   - формировать у детей способности стремиться к здоровому образу жизни;

 - использовать разнообразные формы организации работы с детьми;

 -  привлечь родителей к реализации данной программы. 

2-й год реализации программы (2 класс):

Основная цель: обучению коллективной деятельности:

 Задачи:

- создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;

  - воспитывать коммуникативную культуру школьника – умение работать в паре, минигруппе, коллективе;

  - нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное      старание и труд;

 - формировать у детей способности стремиться к здоровому образу   

     жизни; 

  - использовать разнообразные формы организации работы с детьми.  

3-й год реализации программы (3-й класс): 

Основная цель: формирование культуры личности:

 Задачи:

- совершенствовать познавательную активность учащихся;

 - нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;

- воспитывать у учащихся потребность к расширению своего культурного кругозора; 

 - создавать условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса;

 - формировать оргдеятельностные умения учащихся;

 - использовать разнообразные формы организации работы с детьми.  

 4-й год реализации программы (4 класс): 

Основная цель: формирование самосознания:

Задачи:

- обеспечивать устойчивую потребность у учащихся к совершенствованию способностей;

- поддерживать увлеченность учащихся различными видами внеурочной деятельности;

- обеспечивать формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие класса в общешкольных мероприятиях.

Принципы построения воспитательной работы

 Принцип открытости: классный руководитель планирует жизнь в классе совместно с ученическим коллективом.

 Принцип привлекательности: классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.

 Принцип деятельности: желание учащихся участвовать во всех мероприятиях, проводимых в классе и в школе.

 Принцип свободы участия: представление возможности выбора заданий с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей.

Принцип обратной связи: совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.

Принцип сотворчества: в этом принципе объединяются два понятия: сотрудничество и творчество.

Принцип успешности: и взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет его отношение к окружающим людям, окружающему миру.

Ожидаемые результаты:

Результатом реализации программы является личность воспитанника, обладающая:

-комплексом знаний, умений, навыков в общении, познании себя

-потребностью в общении и саморазвитии

-способностью к творческому самовыражению и самоанализу

- развитым эмоционально-эстетическим отношением к народным традициям и культурным ценностям

     -создание единого коллектива родителей, неравнодушных к жизни коллектива учащихся,

     активно участвующих в учебном и воспитательном процессах.

По окончании реализации программы, обучающиеся должны:

     - иметь понятия основных человеческих ценностей (честность, доброта, ответственность,

      трудолюбие, отзывчивость, взаимоуважение);

- иметь устойчивую гражданскую позицию, положительное отношение к сверстникам,

 родителям, обществу, малой родине и т.д.;

- овладеть первичными навыками самоуправления и здорового образа жизни;

  быть мотивированы на дальнейшее развитие (саморазвитие) своих индивидуальных  

  способностей (творческих, интеллектуальных и др.).

    Мы хотим видеть своих воспитанников:

 здоровыми,

 интеллектуально образованными,

 современно воспитанными,

 уважающими нормы законов и знающими свои права,

 уважающими традиции и обычаи своего народа;

 патриотами своей Родины.

 

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

 

1. «Растим в себе человека» (изучение личности)

2. «Я - росток и мир вокруг» (учимся жить вместе)

3. «Расти умным!»  (интеллект)

4. «Росток силён корнями, а человек - делами!»

(коллективные творческие дела - КТД)

5. «Крепкий росток - здоровое дерево»  (здоровый образ жизни - ЗОЖ)

6. «Семья – мой исток, я - новый росток» (Семья)

 

1 раздел: «Растим в себе человека»  ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Цель: оказание помощи учащимся в познании себя как личности, обучение учащихся пониманию межличностных отношений, передача им знаний, умений и навыков социального общения людей.

Задачи:

- составить  социально-психологические  портреты учащихся,  а на их основе социально-психологическую картину ученического коллектива;

- формировать у учащихся культуру межличностных отношений;

- создать   условия    для    проявления    личностных    качеств    каждого учащегося;

- формировать  у  учащихся  культуру   общения   в   системе   «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»

Формы работы (1 класс)

1) изучение готовности будущих первоклассников к обучению в школе;

2) отслеживание динамики адаптации первоклассников к школьному обучению;

3) социометрическое исследование взаимоотношений в коллективе;

4) диагностика   интеллектуального   потенциала   учащихся,   изучение учебной мотивации;

5) диагностика нравственной воспитанности школьников;

6) консультации,    индивидуальные    беседы    с    учащимися    и    их родителями;

7)изучение классного коллектива  Приложение №1. (Методика изучения уровня  развития  детского  коллектива  «Какой у нас коллектив?» - методика Лутошкина)

8)моделирование  индивидуальных  программ  развития.  Приложение №2. (Индивидуальная программа ученика)

9)изучение уровня  воспитанности   Приложение №3.

Формы работы  (2- 4 классы)

1) диагностика психического развития учащихся;

2) социометрическое исследование взаимоотношений в коллективе;

3) диагностика изучение учебной мотивации Приложение №4.

4) диагностика нравственной воспитанности учащихся;

5)консультации,    индивидуальные    беседы    с    учащимися    и    их родителями;

Совместная программа психолога и классного руководителя Приложение  №5

 

САМОУПРАВЛЕНИЕ

       Успешное развитие ученического коллектива невозможно без самоуправления, которое обеспечивает выработку таких личностных качеств и умений, как самостоятельность, ответственность, терпимость, активность, общительность, целеустремленность, умение управлять, анализировать.

       Целью деятельности классного руководителя в этом направлении является становление воспитательной системы через формирование единого ученического коллектива.

Задачи:

- приобщить личность к общечеловеческим ценностям и социальным нормам через участие в общественной жизни класса и школы;

- создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через преставление широкого выбора направлений и видов деятельности;

- развивать творчество, инициативу, формировать активную жизненную позицию учащихся;

- довести до сознания учащихся, что общий успех, общая радость зависят от личного участия каждого.

 

 

                       Порядок работы Центров активности

        Организует и направляет работу Центров активности староста (мэр города) класса. Староста выбирается большинством голосов из числа представленных кандидатур. Учащийся может стать старостой класса по собственному желанию либо, по предложению учащихся. Выборы старосты проводятся в год один раз.

В начале каждой недели, на утреннем сборе, учащиеся выбирают центр, в котором они хотели бы «поработать». При выборе центров применяется процедура жеребьевки, которая проводится с использованием жетонов разных цветов, соответствующих центрам: красный- центр творчества; жёлтый - центр порядка; голубой - центр познания; зелёный - центр здоровья.

      В Центрах учащиеся учатся выполнять обязанности ответственно, вырабатывают в себе привычку активно участвовать в выполнении общественного поручения. Классный руководитель стимулирует участие ребят в выполнении поручений, поощряет инициативу и самостоятельность.

 

                       Схема функционирования системы самоуправления в классе.

В течение всей недели учащиеся проводят работу, соответствующую функциям в Центрах. А в конце недели проходит презентация Центров, на которой учащиеся отчитываются о проделанной работе и выставляют себе оценку по следующей системе: «У меня получилось!» –зелёный , «Всё хорошо, но…»- жёлтый , «Надо постараться»- красный.

Деятельность ребят анализируется и фиксируется в экране учета деятельности «Наши дела». По результатам анализа методом голосования выбирается Звезда недели. Звездой может стать учащийся, наиболее активно участвующий в жизни класса в течение недели.

По результатам месяца выбирается Звезда месяца, по результатам четверти - Звезда четверти, Звезда года.

Центры активности

 

                               

Центры

познания

здоровья

порядка

творчества

- помощь в учебе

отстающим одноклассникам;

- проверка готовности    к    уроку учебных

принадлежностей;

-проверка   выполнения учащимися    домашних

заданий.

- ведение экрана

чистоты;

- подготовка устных журналов и газет, сбор интересной информации;

-  разучивание  и

проведение     ут­ренней гимнасти­ки,   физкультминуток, игр.

-   дежурство   по

классу,      школе,

столовой;

- изучение отношения    ребят    к выполнению своих обязанностей.

-организация

сюрпризных   мо-

ментов;

- оказание помощи классному руководителю в ор-

ганизации    классных    мероприятий;

-оформление

страниц  альбома из жизни класса.

 

                     2 раздел: «Я - росток и мир вокруг» УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ

Цель: 1) формирование у детей вечных нравственных норм: доброты, любви к близким, терпимости к окружающим, осознание самосовершенствования

Задачи: 1) воспитание нравственных ценностей: гуманности, сознательной дисциплины и культуры поведения;

2) утверждение в душах детей уважения к человеку как высшей ценности бытия;

3) воспитание доброжелательного отношения к людям, дисциплинированности и культурного поведения;

4) выработка у учащихся активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу,

единства слова и дела;

5) ориентирование в системе нравственных ценностей на положительные примеры.

»: «Я - нравлюсь», «Я - способен», «Я - защищен»

 

 

 

План- график реализации (1-4 класс)

 

№п\п

КТД

Содержание

Сроки

реализации

1 класс

1 раздел: Общечеловеческие ценности

1.

Добро.

Знание и содержание понятия. Добродетель. Милосердие. Добрый ли ты?

сентябрь

2.

Совесть.

Правдивость. Справедливость. Честность. Правдивый ли ты?

октябрь

3.

Любовь к близким

Любовь к матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре.

ноябрь

4.

Любовь к  друзьям и близким знакомым, к слабым, ко всем, кто в нас нуждается, ко всему живому.

декабрь

5.

Любовь к природе (живой и неживой) как умение понимать, беречь и заботиться о природе. Кого и что ты любишь?

январь

6.

Дружба и товарищество

 Законы дружбы. Верность и самоотверженность в дружбе, бережное отношение к тем, кого мы«приручили». Твои друзья. Отношения мальчиков и девочек между собой.

 

февраль

7.

Трудолюбие.

Посильный труд для себя и близких. Твоё отношение к труду.

март

8.

«Золотое правило» нравственности.

Отражение нравственности в поведении человека в поступках, делах, деятельности..

апрель

9.

Подражание

Примеры для подражания

май

2 класс

1.

Я - культурный человек

Культура общения, культура внешности, культура быта, культура учебного труда.

сентябрь

2.

Человек среди людей.

Формы приветствия. Формы обращения к разным людям.

октябрь

3.

Знакомства

Формы знакомства и представления.

ноябрь

2 раздел: Культура общения

4.

Азбука беседы.

Способность выражать свои мысли. Способность слушать. Спор, но не ссора. Поведение во время разговора.

декабрь

5.

Вежливая речь речь.

«Ты» и «Вы». Интонации вежливой речи. Извинение и отказ (несогласие).

январь

6.

«У меня зазвонил телефон».

Этикет разговора по телефону.

 

февраль

7.

 

Человек среди своих и чужих.

Поведение дома и в школе, на улице, в транспорте, в магазине.

март

8.

Поведение в театре, в кино, на концерте, в музее, в библиотеке.

апрель

9.

Поведение в гостях. Как приглашать в гости.

май

 

 

 

3 класс

3 раздел:  Культура внешности.

1.

 

Режим дня.

Твоё время и как его беречь. Точность – вежливость королей. Режим дня как средство воспитания воли и характера.

сентябрь

2.

Смотрим в зеркало

 

Внешний облик. Секреты красоты. Чистота и красота. Здоровье и красота. Гигиена - союзница красоты и здоровья. Взгляд на себя со стороны.

октябрь

3.

Одежда.

Немного истории о нашей одежде. Виды и назначения одежды. Уход за одеждой

ноябрь

4.

Осанка и походка

Поза. Жесты и жестикуляция.

декабрь

5.

Причёска

Здоровые волосы - красивые волосы. Уход за волосами. Головной убор.

январь

6.

Обувь.

Уход за ногами. Красивая и удобная обувь.

февраль

4 раздел: Культура быта

7.

Наш дом.

От пещеры до квартиры. Дом. Мой дом - моя крепость.

март

8.

Уют и красота в доме.

Вещи - друзья и помощники. Чистота, порядок, каждой вещи - своё место.

апрель

9.

Твой уголок в доме.

Твоё рабочее место - предмет твоей особой заботы. Твои домашние обязанности.

май

4 класс

5 раздел: Культура учебного труда

1.

Азбука  учебного

труда.

 

Главный труд ученика- учёба

сентябрь

2.

Точность

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня

октябрь

3.

Повторенье - мать ученья

Сделал дело - гуляй смело.

ноябрь

4.

Оптимальное чтение.

Кто много читает, тот много знгает

декабрь

5..

Правила: пять

 «надо»; пять

«хорошо»;

«этого делать

нельзя»

 

январь

6 раздел: Обобщающая тема: На сцене нашего «Я»

6.

Какие мы все разные

Наши разные роли – наши разные лица.

февраль

7.

Неизменное в поведении

Воспитанность  в любых ситуациях: вежливость, внимательность, чуткость, тактичность, доброта, честность, бережное отношение ко всему, что его окружает.

 

март

8.

«Я - концепция»

Оформление портфолио ученика: «Я - примерный ученик», «Я- культурный человек», «Я и природа», «Я и мир вокруг», «Я и здоровье», «Я и моя семья»

апрель

9.

май

 

Формы работы на уроках:

-   уроки этики

-   уроки-дискуссии;

-   сюжетно-ролевые игры и психотехнические игры;

-   круговые беседы;

-   работа в группах и парах;

- решение проблемных ситуаций;

- уроки - презентации

 

3 раздел: Расти умным!  ИНТЕЛЛЕКТ

Цель: оказание помощи ученикам в развитии способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи:

          определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;

          создать   условия   для   продвижения   учащихся   в   интеллектуальном развитии;

          формировать   интеллектуальную   культуру   учащихся,   развивать   их кругозор и любознательность.

Формы работы:

 - классные    конкурсы    по    развитию    внимания,    памяти, читательских умений;

- интеллектуальные игры, марафоны, бои;

-школы интеллектуального развития;

- работа в группах;

- занятия   в   кружках, в секциях 

- научно-практическая конференция;

- дни творческих проектов;

- школьные и районные предметные олимпиады.

Кружки:

 1) кружок  «Учимся с увлечением» на 2016-2017 г.г. (1 класс)

Приложение №6

 2)  кружок «Информатика в играх и задачах» на  2016- 2018 г.г. (2 класс)

Приложение №7

 3)кружок  «Занимательная математика» на 2019-2020 г.г. (3-4 классы)

Приложение №8

 

4 раздел: «Росток силён корнями, а человек - делами!»

(коллективные творческие дела - КТД)

Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеурочной деятельности.

Задачи:

 - создание условий для равного проявления учащимися класса индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;

 - использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;

 - развитие способностей адекватно оценивать свои достижения и достижения других, радоваться своим успехам и огорчаться в случае неудач других;

 - использование досуговой деятельности как средства развития эстетических умений учащихся и становления эстетических понятий.

Формы работы

- Уроки- праздники, утренники;

- беседы с учащимися;

- гимнастика до занятий;

- прогулки, игры;

- экскурсии, походы в лес;

- викторины;

- Неделя семьи, Дни семьи;

- Классные часы;

- родительские собрания с приглашением медработника;

- спортивные мероприятия в классе и в школе;

- выпуск газет и бюллетеней

- игры- путешествия;

- КВН ы;

Общешкольные КТД

№п\п

КТД

Класс

Сроки

реализации

1.

Праздник «Звени, звонок, весёлый»

1-4

1 сентября

2.

Праздник Золотой Осени

1-4

октябрь

3.

Осенние старты

1-4

октябрь

4.

День пожилых людей. Конкурс ученических презентаций «Уроки жизни моего деда»

1-4

октябрь

5.

День Учителя. День самоуправления

1-4

октябрь

6.

Школьные предметные олимпиады

2-4

ноябрь

7.

День Семьи

1-4

ноябрь

8.

День Матери. Конкурс ученических презентаций «Моя мама- лучше всех»

1-4

ноябрь

9.

«Школа- дом Знаний»

1-4

ноябрь

10.

Школьный Фестиваль Искусств

 «В гостях у сказки»

1-4

декабрь

11.

«Новый год шагает по планете»

1-4

декабрь

12.

День творческого проекта

1-4

декабрь

13.

Школьная научно- практическая конференция

2-4

январь

14.

День Защитника Отечества. А, ну-ка, мальчики»

1-4

февраль

15.

Военизированная игра «Зарничка» для мальчиков

1-4

февраль

16.

День Семьи.  «Папа, мама и я – спортивная семья»

1-4

март

17.

Семейный праздник. Концертная программа.

1-4

март

18.

«Мини мисс школы»

конкурс

1-4

март

19.

Соревнование «Весёлые старты» для девочек

1-4

март

20.

Эстафеты на лыжах

2-4

март

21.

Праздник «За Честь школы»

Конкурс «Ученик года»

1-4

апрель

22.

День Чувашского языка. Конкурс

« Чаваш пики года»

1-4

апрель

23.

Концерт общеэстетического отделения

1-4

апрель

24.

Экологический субботник

1-4

апрель

25.

День Победы

1-4

май

26.

Турслёт

1-4

май

27.

Праздник Последнего звонка.

1-4

май

28.

Праздник «Прощай, начальная школа»

4

май

 

5  раздел: «Крепкий росток - здоровое дерево»   Здоровый образ жизни

Цель: использование здоровьесберегающих технологий для демонстрации

учащимся   значимости   физического   и   психического   здоровья   человека;

воспитание понимания важности здоровья для самореализации личности.

Задачи:  1) овладение навыками общей физической культуры;

2) развитие двигательной активности;

3) ранняя профилактика различных заболеваний, отказ от вредных привычек, правильное рациональное питание;

4) ознакомление с правилами социальной безопасности;

5) обучение простейшим приёмам самозащиты.

Формы работы и план- график реализации

№ п\п

Темы занятий

Сроки реализации            

1.

Уроки здоровья (практической гигиены)

ежемесячно

2.

Физкультминутки на уроках

ежеурочно

3.

Гимнастика до занятий

ежедневно

4.

Прогулки, игры на свежем воздухе

ежедневно

5.

Беседы с учащимися о ЗОЖ

еженедельно

6.

Экскурсии, походы в лес

в четверть один раз

7.

Подвижные перемены

ежедневно

8.

Дни здоровья

в четверть один раз

9.

Занятия по ЛФК

ежемесячно

10.

Родительские собрания с приглашением медработника;

в четверть один раз

11.

Спортивные мероприятия в классе и в школе;

ежемесячно

12.

Выпуск газет и бюллетеней на спортивную тематику

в четверть один раз

13.

Игры- путешествия в страну Здоровья

в четверть один раз

14.

Уроки- соревнования

в четверть один раз

15.

Конкурсы, КВНы, утренники, классные часы

в четверть один раз

Уроки здоровья (1 класс)

№ п\п

Темы занятий

Сроки реализации            

1.

Дружи с водой.

сентябрь

2.

Забота о глазах

октябрь

3.

Уход за ушами.

ноябрь

4.

Уход за зубами

декабрь

5.

Уход за руками и ногами

январь

6.

Забота о коже.

февраль

7.

Как следует питаться. Здоровая пища.

март

8.

Как закаляться. Обтирание и обливание.

апрель

9.

Как правильно вести на воде

май

Уроки здоровья (2 класс)

№ п\п

Темы занятий

Сроки реализации            

1.

Что нужно знать о лекарствах. Домашняя аптека.

сентябрь

2.

Как избежать отравлений

октябрь

3.

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

ноябрь

4.

Огонь- друг, огонь и враг.

декабрь

5.

Чем опасен электрический ток?

январь

6.

Первая помощь при отравлении.

февраль

7.

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении.

март

8.

Первая помощь при травмах.

апрель

9.

Почему мы болеем? Как беречься от     болезней?

май

Уроки здоровья (3 класс)

№ п\п

Темы занятий

Сроки реализации             

1.

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов? Травма.

сентябрь

2.

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос

октябрь

3.

Вредные привычки.

ноябрь

4.

Осанка - стройная спина.

декабрь

5.

Сон- лучшее лекарство.

январь

6.

Какие врачи нас лечат?

февраль

7.

Как помочь сохранить себе здоровье?

март

8.

Урок- соревнование.

апрель

9.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

май

Уроки здоровья (4 класс)

№ п\п

Темы занятий

Сроки реализации            

1.

Что такое здоровье? Как помочь сохранить себе здоровье?

сентябрь

2.

Что мы знаем о курении?

октябрь

3.

Умей сказать «нет», как сказать «нет»?

ноябрь

4.

Злой волшебник алкоголь.

декабрь

5.

Чистота- залог здоровья.

январь

6.

Урок- КВН «Наше здоровье»

февраль

7.

Первая помощь при отравлении

март

8.

Утренник: «Я здоровье берегу - сам себе я помогу»

апрель

9.

Урок – соревнование

май

Занятия  по Правилам дорожного движения

1  класс

№ п\п

Темы занятий

Сроки реализации            

                    1 раздел: «Азбука города- с чем мы встречаемся на улице»

1.

Мы идём в школу

сентябрь

2.

Наша улица. Город, посёлок, деревня, где мы живём

октябрь

3.

Движение пешеходов по улицам и дорогам

ноябрь

4.

Общие правила перехода улиц и дорог

декабрь

5.

Сигналы регулировщика

январь

6.

Дорожные знаки

февраль

7.

Где можно играть?

март

8.

Мы - пассажиры

апрель

9.

Обобщающее занятие. Настольные игры по ПДД

май

                                                        2  класс

№ п\п

Темы занятий

Сроки реализации            

                                         2 раздел: «Азбука города»

1.

«А знаешь ли ты, что колесо может и умеет?»

сентябрь

2.

«А знаешь ли ты, из чего сделана машина?»

октябрь

3.

«А знаешь ли ты, что было бы, если бы машинам не нужен был бензин?»

ноябрь

4.

«А знаешь ли ты, какой бывает транспорт?»

декабрь

5.

«А знаешь ли ты, что такое Автозавод?»

январь

6.

«А знаешь ли ты, что такое правостороннее движение?»

февраль

7.

«А знаешь ли ты, что тротуар- дорога пешеходов?»

март

8.

«А знаешь ли ты, что такое цвет- сигнал?»

апрель

9.

Обобщающее занятие. Настольные игры по ПДД

май

                                                        3  класс

№ п\п

Темы занятий

Сроки реализации            

                                         3 раздел: «Школа пешехода приглашает в Автоград»

1.

Основные правила поведения учащихся на улице, дороге.

сентябрь

2.

Элементы улиц и дорог

октябрь

3.

Движение пешеходов по улицам и дорогам

ноябрь

4.

Правила перехода улиц и дорог

декабрь

5.

Регулирование дорожного движения

январь

6.

Дорожные знаки

февраль

7.

Обязанности пассажиров

март

8.

Презентация « Мы изучаем правила дорожного движения

апрель

9.

Итоговое занятие. Игры и соревнования по ПДД

май

4 класс

№ п\п

Темы занятий

Сроки реализации            

                                         4 раздел: «Правила дорожного движения»

1.

Экскурсия по поселку. Презентация «Светофор»

сентябрь

2.

Виды транспортных средств

октябрь

3.

Тормозной путь транспортных средств

ноябрь

4.

Обязанности пассажиров, водителей, пешеходов

декабрь

5.

Организация движения, технические средства регулирования движения

январь

6.

Светофорное регулирование

февраль

7.

Дорожные знаки

март

8.

Железная дорога

апрель

9.

Итоговое  и практическое занятие занятие. Игры и соревнования по ПДД

май

 

 

 

 

 

 

6 раздел: «Семья – мой исток, я - новый росток»

Семья. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Цель: максимальное сближение интересов родителей и классного руководителя по творческому саморазвитию и самореализации личности учащихся и создание единого воспитательного пространства.

Задачи:

-  систематически и разносторонне знакомить родителей, как с основами теоретических знаний, так и с практической работой с учениками;

- привлекать родителей к активному участию к налаживанию интересной содержательной жизни детей в школе и дома;

-  оказать психолого-педагогическую помощь семье в воспитании и обучении учащегося;

- формировать активную педагогическую позицию родителей, привлекать их к активному включению в учебный процесс, во внеурочную деятельность;

- обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания.

Формы работы:

   Родительский лекторий, встречи с родителями, консультации

   Психолого- педагогическое просвещение

   Творческие тематические конференции

   Презентации семей, опыта родительского воспитания

   Диспуты, вечера вопросов и ответов

   День общественной экспертизы

   День открытых дверей

   Туристические походы

   Конкурсы, соревнования

   Экскурсии

   Выпуск газет

   Выставка работ детского и родительского творчества

   Дежурство родителей

   Помощь в ремонте и оформлении кабинетов

   Благоустройство и озеленение класса, школьной территории

 

Работа с родителями

№ п\п

Тематика

    Сроки

реализации

1.

Помощь родителей в подготовке класса к новому  учебному    году.      

июнь, август

2.

Посещение родительских собраний

ежемесячно

3.

Заседание родительского комитета.

в четверть 1 раз

4.

 новогоднее представление

декабрь

5.

Участие родителей в утеплении окон

октябрь

6.

Участие родителей в турслёте.  

май

7.

Участие родителей в проведении классных часов, праздников, спортивных мероприятий

ежемесячно

8.

Экскурсии

в четверть 1 раз

9.

Выпуск газет

в четверть 1 раз

10

Выставка работ

апрель

11.

Дежурство родителей

по графику

12.

День открытых дверей

 четверть 1 раз

13.

Презентации семей, опыта родительского воспитания

в год 1 раз

 

 

 

ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1-Й КЛАСС

№ п\п

Тематика

    Сроки

реализации

                     Содержания

1.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ

ВОЗРАСТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

сентябрь

Характеристика физиологических особенностей младшего школьника.

Развитие потребностей и форм общения с приходом ребенка в школу. Интересы, особенности развития воли и характера первоклассника. Чтобы   воспитывать   и  обучать,   надо   знать   индивидуальные   особенности  ребенка.   (Заполнение социального паспорта семьи.)

2.

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ УЧИТЬСЯ

октябрь

Психология   обучения   младшего   школьника.   Особенность познавательных процессов младшего школьника. Особенности памяти и внимания (психолог). Содержание школьного образования в начальных классах. Индивидуальные трудности в усвоении учебного материала.

3.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ И ДОМА

декабрь

Естественный ритм жизни школьника и основы правильного режима. Режим дня первоклассника (чередование различных видов труда и отдыха). Приучение детей к самостоятельному выполнению режима дня.

Роль подвижных игр на свежем воздухе в укреплении здоровья детей.

Каждому занятию - определенный час. Памятка для детей и родителей «Делу - время, а потехе - час».

4.

ИГРА И ТРУД В ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

 

март

Игра и труд как виды деятельности младшего школьника. Педагогические требования к детскому труду в школе и дома. Особенности программы по трудовому обучению в 1-м классе. Труд школьников в семье. Их любимые занятия. Выставка рисунков, поделок учащихся

5.

ИТОГОВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ.

май

Чему мы научились за этот год. Достижения класса и отдельных ребят.

Выставка рисунков, поделок и т. д.

Награждения. Концерт

2-Й КЛАСС

№ п\п

Тематика

    Сроки

реализации

                     Содержания

1.

РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.

сентябрь

Итоги медосмотра. Анализ состояния здоровья второклассников.

Влияние учебной деятельности в школе на организм ребенка.  Признаки утомления.  Правильная посадка. Предупреждение развития близорукости у школьников. Режим питания в школе и дома

2.

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРИВЫЧЕК И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ

октябрь

Методы и средства воспитания у младших школьников навыков и привычек культурного поведения в семье и школе. Пример родителей - основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей. Культура речи ребенка. Недопустимость в семье грубых слов и выражений. Памятка детям «Как себя вести, чтобы тебе и другим было приятнее и лучше жить».

3.

ДОРОГА  В  «ЧИТАЙ-ГОРОД»  ИЛИ  РОЛЬ  ЧТЕНИЯ  В  РАЗВИТИИ  МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ.

 

декабрь

Место книги в жизни ребенка. Руководство чтением в семье и школе. Развитие интереса к чтению.

Воспитание хорошего читательского вкуса. Особенности восприятия детьми прочитанных книг. Беседы родителей с детьми о прочитанных книгах.

Помощь в накоплении словарного запаса ребенка. Обзор и краткая характеристика детских книг для второклассников. Принципы отбора книг для чтения.

 

4.

СЕКРЕТНЫЙ МИР НАШИХ ДЕТЕЙ

март

Свободное время школьника. Анализ анкет.

Ребенок на улице. «Интересные» места для игр. Почему дети строят «штаб» или «шалаш» и другое. (Вопросы психологии.) Как правильно организовать летний отдых детей.

 

5.

ИТОГОВОЕ ПРАЗДНИЧНОЕ СОБРАНИЕ.

май

Подведение итогов года по учебной и внеклассной работе. Награждение учащихся и родителей. Концерт. Игры. Чаепитие

3-Й КЛАСС

№ п\п

Тематика

    Сроки

реализации

                     Содержания

1.

ОСОБЕННОСТИ    ФОРМИРОВАНИЯ    ЛИЧНОСТИ    РЕБЕНКА    В    РАЗЛИЧНЫЕ
ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ.

сентябрь

Знание   возрастных  особенностей  и  индивидуальных  различий  детей -необходимое  условие   их воспитания в семье и школе (психолог). Воспитание привычек у детей. Подражательность, эмоциональность и впечатлительность учащихся младших классов. Учебные цели и задачи на новый учебный год.

 

2.

ВОСПИТАНИЕ КОЛЛЕКТИВИЗМА У ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

октябрь

Психология отношений детей внутри класса.   Формирование чувства коллективизма,  воспитание дружбы и товарищества, чуткости и отзывчивости. Анализ анкет учащихся «Скажи мне кто твой друг...», сочинений «Друг - это тот, кто...» Взаимопомощь и взаимоуважение между младшими в семье и школе.

3.

КОГДА В ОТВЕТЕ РОДИТЕЛИ, ИЛИ РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

декабрь

Воспитательный климат в семье. Влияние на детей материально-бытовых условий, взаимоотношений между родителями. Трудности и ошибки в семейном воспитании, их причины и пути устранения. (Психологические игры.) Памятка родителям «Заповеди для родителей».

4.

КОГДА СЛОВО ВОСПИТЫВАЕТ. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ.

март

Убеждение и требование как средства организации жизни ребенка. Поощрение и наказание. Педагогические ситуации (игра).

 

5.

ЧЕЛОВЕК ФОРМИРУЕТСЯ С ДЕТСТВА.

 

апрель

Особенности формирования характера у младших школьников.

Особенности   волевой   деятельности   и   ее   мотивации   у   детей   младшего   школьного   возраста.

Эмоционально-волевое воспитание. Программа по самовоспитанию на лето. Помощь родителей в реализации этой программы.

6.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ.

май

Связь эстетического воспитания с умственным, трудовым и физическим воспитанием в школе.

Роль родителей в приобщении детей к различным видам искусства. Занятость детей во внеурочное время. Наше творчество. Выступление ребят, занимающихся в школе искусств, кружках и студиях.

                                                                  4-Й КЛАСС

№ п\п

Тематика

    Сроки

реализации

                     Содержания

1.

ПОСЛЕДНИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

сентябрь

Воспитательные и образовательные задачи на новый учебный год.

Современные взгляды на интеллектуальные возможности младшего школьника и его умственное развитие. Роль семьи в умственном воспитании учащихся. Методика контроля родителями выполнения детьми домашних заданий.

2.

КАКИМ РАСТЕТ ВАШ РЕБЕНОК? (ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ)

 

октябрь

Психология обучения и воспитания. Индивидуальные особенности школьников. Нервные дети и их воспитание.

Телевидение: за и против. Что смотрят наши дети, и как это отражается на их психике и общем самочувствии.

3.

ОТЕЦ И МАТЬ - ПЕРВЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ

 

декабрь

Союз любви и разума. Влияние личности родителей на воспитание детей.

Роль матери в семье. Роль отца в семейном воспитании. Особенности влияния отца на сыновей и дочерей. Самовоспитание родителей - важнейшее условие совершенствования их личности.

4.

ПРАЗДИЧНОЕ СОБРАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ  И РОДИТЕЛЕЙ «МАМА, ПАПА, Я -ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ.

март

Представление хобби родителей. Презентация фирменных семейных блюд. Совместные игры. Викторины. Чаепитие.

 

5.

ИТОГОВОЕ ПРАЗДНИЧНОЕ СОБРАНИЕ «ПРОЩАЙ, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА».

апрель

Подведение итогов. Чему мы научились в начальной школе. Представление классного руководителя 5-го класса. Демонстрация   фильма  «Первые   шаги  в   школе»   (участие   детей  в   классных   и  общешкольных мероприятиях). На долгую память (записи пожеланий первой учительнице в альбом «Летопись класса» родителями и детьми).

 

Результаты реализации программы:

1.Общественная познавательная активность за 3 года (рейтинговая сумма баллов)Приложение №9

2.Наши достижения  Приложение №10

 

                       Прогнозируемые результаты:

- организованный, сплоченный, дружный коллектив класса;

- все учащиеся умеют самостоятельно добывать знания; умеют мыслить, отвечать за свои поступки;

- актив класса – яркие, творческие личности;

- высокий уровень воспитанности учащихся;

- учащиеся любят школу, класс, учителей;

- коммуникативные;

- бережно относятся ко всему, что их окружает;

- уважают взрослых, не обижают младших;

- ведут здоровый образ жизни;

- активные родители, уважающие учителей и живущие рядом и вместе с детьми

Модель выпускника начальной школы

К концу 4 класса у детей сформированы:

- основы культуры общения в коллективе;

трудолюбие;

- понимание ценности личного здоровья;

осознание Природы как живого мира и бережное отношение к ней;

- уважение к Книге, Знаниям, Школе;

- уважительное отношение к ценностям семьи;

 - умение самоопределяться в сфере дополнительного образования;

 - умение  работать по самопознанию и саморазвитию (самонаблюдение, самоанализ, самооценка)

Ресурсное обеспечение программы

Ресурсы

Кадровые:

- классный руководитель  и учителя, работающие в классе

-школьный психолог, социальный педагог

-медицинский работник

Материально-технические:

-спортзал и спортивная площадка

-школьная библиотека , столовая, школьный музей

-медицинский кабинет и  компьютерный кабинет.

Научно-методические:

етодическая литература, необходимая для подготовки уроков с использованием здоровьесберегающих технологий

-методические разработки уроков, классных часов, родительских собраний, уроков- презентаций, Интернет ресурсы

       Список использованной для разработки программы литературы

1.      Дерендяева Г.М. «Родительские собрания в начальной школе»

2.      Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989г.

3.      Кушнир Н.Я., Максимук Н.М. "Введение в школьную жизнь".

4.      Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. "Введение в школьную жизнь"'

5.       Щуркова Н.Е. Собранье  пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. 1994г.

6.      Интернет ресурсы.  «Niqma.ru»

      7.  Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для

            учителя. – М. : Просвещение, 1988г.

      8. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2007

      9. Майорова Н   Обучение жизненно важным навыкам  в школе: Пособие  для классных

          руководителей/ Под ред. Н. П. Майоровой.  Издательство  «Образование – Культура», 2002г.

      10. Начальная школа . № 7 , 2007г.  ( статья  Нравственное воспитание: содержание  и формы-  

          А.   И. Мартьянова, учитель начальных классов)

      11. Спутник классного руководителя. Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1984.

12. Воспитание школьника»-журнал № 1-6 ,2004 год

      13. Журналы "Классный руководитель".2000-2005 гг.

14.  Н.И.Дереклеева, М.Ю. Савченко «Справочник классного руководителя»,М.: ВАКО, 2007г.

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.