«Развитие коммуникативных навыков детей с ОВЗ с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации»

0
0
Материал опубликован 10 October

Лучше всего к теме альтернативной и дополнительной коммуникации подходит цитата из фильма  «Доживем до понедельника»: «Счастье - это когда тебя понимают». Наша задача сотворить это счастье: помочь ребенку понять нас и быть понятым нами. Сегодня  дополнительная коммуникация рассматривается как инструмент, запускающий и стимулирующий весь процесс  развития ребенка, его социализацию и интеграцию в общество, а также процессы его сопровождения, абилитации и реабилитации.

         С самого раннего возраста наши воспитанники оказываются под гиперопекой своего окружения, не только бытовой, социальной, а и коммуникативной. Это вызвано в значительной степени их нарушениями. Окружение имеет тенденцию «говорить за них», «решать за них», и иногда просто забывают к ним обращаться. Поэтому дети принимают пассивную роль в коммуникации и  отвечают только  на те вопросы, которые им задают. Дети с двигательными нарушениями оказываются в  зависимости от среды.

         Таким образом, им трудно инициировать коммуникацию, выражать свои чувства и вести обычный социальный разговор.

Коммуникация – это не только слова, это целый арсенал дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей.

         Кому же необходима альтернативная коммуникация?

Группа 1 - лица, для которых поддерживающая коммуникация выступает в качестве экспрессивного средства. Они достаточно хорошо понимают речь, но не в состоянии выразить свои потребности вербально. Особое значение здесь приобретает не столько развитие понимания речи, сколько предоставление возможностей для самовыражения с помощью средств поддерживающей коммуникации.

Группа 2 - лица, испытывающие трудности в овладении языком. Скорее всего, они научатся говорить, но в настоящий момент их языковое развитие замедлено (например, дети с умственными ограничениями, моторной алалией). В этом случае поддерживающая коммуникация применяется временно и способствует формированию импрессивной и экспрессивной речи. В группу также входят лица, речь которых понятна только при наличии специальных дополнительных средств (например, при детском аутизме). Они фрагментарно пользуются устной речью. Их вербальные сообщения интерпретируются только знакомым ближайшим окружением и касаются известных, предпочитаемых тем. В иных ситуациях, для общения на малоизвестные темы с чужими, малознакомыми людьми необходима дополнительная коммуникация - как поддержка устной речи.

Группа 3 - объединяет лиц, для которых устная речь как средство коммуникации слишком сложна (например, при тяжелых множественных нарушениях) и которые постоянно или в течение длительного времени нуждаются в подходящей для них альтернативе. Сюда также входят люди с нарушением слуха, аутизмом. Пользователей этой группы следует обучать как пониманию речи, так и способности общаться. Основная цель заключается в создании предпосылок для понимания другой системы коммуникации и обучения ее использованию без опоры на устную речь. В данном случае поддерживающая коммуникация выступает как замещающий язык, полная альтернатива отсутствующей устной речи.

         Очевидно, что у нас есть дети, подходящие под каждую из этих трех групп. И все они имеют разный уровень коммуникативного развития.

         Наша первоочередная задача определить на каком уровне находится ребенок, построить  программу его коммуникативного развития, включающую тот или иной вид альтернативной коммуникации, которому его надо обучить.

Какие навыки в первую очередь необходимы ребенку, чтобы научиться говорить? Они представлены в виде кирпичиков в «коммуникативном доме».

         Чтобы определить уровень коммуникативного развития ребенка, мы оцениваем:

- двигательные навыки, способность использовать руки и пальцы;

-когнитивное развитие +внимание+память;

-понимание речи;

-качество социального взаимодействия;

-особенности восприятия: зрение, слух.

Для оценки детей, чьи коммуникативные способности находятся на ранних стадиях развития, широко используется матрица коммуникации.

Это интерактивная матрица, которая заполняется на сайте и представляет собой таблицу, где отражаются  три основных аспекта коммуникации: виды поведения, используемые человеком для общения (например, показывание пальцем), сообщения, которые человек выражает (например, «я это хочу»), а также уровень общения (например, абстрактные символы).

В результате мы увидим, какой уровень коммуникативного поведения демонстрирует ребенок.

  1. Донамеренное  поведение (не контролирует поведение, но оно отражает его общее состояние)
  2. Намеренное поведение (контролирует поведение, но не использует его для намеренного общения)

Намеренное общение

  1. Неконвенциональная (нестандартная) коммуникация (поведение используется для общения, но не в социально приемлемых формах: дергать за одежду)
  2. Конвенциональная (т.е. общепринятая) досимволическая коммуникация (кивок головы, указательный жест)

Символическое общение

  1. Конкретные символы (похлопать по стулу)
  2. Абстрактные символы (речь, жесты)
  3. Язык (составление предложений в соответствии с правилами грамматики)

Большой плюс этой методики в том, что сразу видно, куда дальше двигаться и проще построить индивидуальную программу развития.

Основные правила общения с детьми, в том числе с ТМНР:

Прежде чем сказать что-то, убедитесь, что ребенок готов вас

услышать.

Когда вы обращаетесь к ребенку, необходимо обратить на себя его

внимание, например, дотронуться до предплечья или руки. Это очень важный момент, который часто не учитывается при общении с детьми с ТМНР.

Готовность услышать обычно выражается не вербально (сосредоточение взгляда, замирание, изменение общего тонуса и т.д.).

Убедитесь, что ребенок видит ваши глаза и лицо в целом.

Детям трудно самим поймать в поле зрения лицо говорящего, поэтому, начиная общаться, опуститесь на один уровень с ребенком так, чтобы

ваше лицо оказалось в поле его зрения. Если ребенку требуется приложить

слишком много усилий для того, чтобы найти собеседника, то очень быстро

он устанет, интерес к общению угаснет.

Постарайтесь говорить мало и не быстро.

Общаясь с ребенком, имеющим проблемы коммуникации, необходимо говорить четко, ясно, коротко и простыми словами. Вместо: «А теперь

уже половина двенадцатого, на улице хорошая погода, пожалуй, сейчас мы

будем гулять», скажите просто: «Идем гулять». Обилие слов превращает

речь в «шум», на который дети быстро перестают обращать внимание. Облегчает понимание хорошо артикулированная, лаконичная фраза, которую

можно сопровождать одним-двумя жестами. Так фразу: «Идем гулять» может сопровождать жест «Гулять», а фразу: «Пора обедать» – жест «Еда».

После своих реплик оставляйте паузы для ответа.

Общение – это обмен репликами. Не забывайте оставлять ребенку

возможность вам ответить, при этом ответ может быть дан с задержкой

(иногда значительной). Важно не отвлекаться от собеседника в момент паузы, а заинтересованно ждать ответной реплики. Ребенок обязательно начнет вам отвечать, возможно, не сразу, а через множество повторений одного и того же. Вероятно, вначале это будут не слова, а вокализация, жест,

взгляд или изменение тонуса.

Если вы заметили, что ребенок отвечает вам тем или иным способом,

обязательно сообщите об этом другим взрослым, которые общаются с этим

ребенком, чтобы успех ребенка поддерживался всеми окружающими.

Важно не забывать обращаться к ребенку по имени!

Одно и то же имя можно произнести по-разному: Маша, Мария, Маруся,

Маня, Машенька. Если у ребенка есть трудности восприятия речи, все они

могут показаться ему разными именами. Выберите один-два удобных для

вас варианта. Все взрослые, общающиеся с ребенком, должны обращаться

к нему именно так.

То есть мы должны создать условие «хорошего разговора» (этот термин пришел к нам из Штатов) Безопасность, общая тема для разговора, то как мы подаем информацию.

После диагностики, наблюдений становится ясно, какое  средство альтернативной коммуникации подходит именно этому ребенку.

Мы начинаем его внедрять с опорой на следующие принципы:

1. Принцип «От более реального к более абстрактному».

Специалисты   в   подборе   средств   дополнительной   коммуникации ориентируются на реальный уровень развития ребенка, а не на его биологический возраст. Работу по использованию графических способов коммуникации начинаем с фотографий.    Этому  предшествует  использование  реальных предметов,  игрушек. Схема   использования   графических   стимулов   выглядит   следующим   образом:

Реальный предмет – игрушка - фотографии  →  картинки   с  изображением   реальных  предметов  →   картинки   – символы → пиктограммы → схемы.

Только ребенок подскажет с какого звена этой цепочки мы начнем и на каком остановимся.

2. Принцип «Избыточности информации»

 По – другому это называется тотальной коммуникацией.

Предполагает одновременное использование нескольких коммуникативных средств (например: жест, слово, изображение), ориентацию на индивидуальность, возможность выбора способа коммуникации самим  ребенком.

3. Принцип поддержки и мотивации

Работа эта требует упорного и долгого труда. Новым методам взаимодействия с ребенком должны обучаться и его родственники, и персонал. И все они должны мотивировать и заинтересовывать его. Далеко не все элементы альтернативной коммуникации даются легко.

4. Принцип функционального использования.

Наиболее трудно дополнительную коммуникацию начать применять вне занятий. Между тем применение ее вне пределов занятий – главная цель обучения методам альтернативной коммуникации.

Краткий обзор систем альтернативной и дополнительной коммуникации.

  1. Мануальные знаки: жестовые языки, используемые в среде глухих РЖЯ, жестовые системы (Макатон).
  2. Графические символы: система символов Блисс, пиктограммы, картиночные символы PECS/
  3. Картинки: рисунки, фотографии.
  4. Тактильные символы: реальные предметы, миниатюры предметов или их части.

    5. Технические средства коммуникации

Коммуникация при помощи предметов.

   Эта форма подходит людям, находящимся на начальных этапах развития коммуникации, а также имеющим дополнительные нарушения зрения. В процессе взаимодействия используются реальные предметы из повседневной жизни: «пить – чашка», «слушать музыку – погремушка», «идти на прогулку – еловые шишки». Поскольку реальные предметы не всегда доступны и уместны, допускается использование их моделей (например, игрушечная посуда, машинки, куклы и прочие предметы). Данная форма коммуникации дает человеку возможность с помощью реальных предметов получить представление о последовательности событий (видов деятельности) в течение дня и таким образом понимать что происходит, что его ожидает в ближайшее время, к чему необходимо готовиться.

Жесты.

         Жесты при нарушенной коммуникации делают слово «видимым», помогают ребёнку лучше запоминать слова, при неразборчивой речи помогают донести смысл послания.

Все жесты делятся на несколько групп

1.Символические социальные жесты и движения, которые ребёнок усваивает в процессе ситуативно-делового общения (да, нет, иди сюда, здравствуй, до свиданья и др.)

2.Дополнительные социальные жесты – указательный.

3.Группа жестов, являющихся имитацией простых предметных действий по мере формирования предметной деятельности (кушать, варить, ехать, играть, спать, умываться и др.)

4. Жесты описательного характера – передают характерные черты и свойства,

присущие определённому объекту (зайчик, кошка, лошадь, собака, книга, самолёт, большой, маленький и др.)

Жесты имеют как преимущества, так и недостатки.

Преимущества:

•  Руками для использования системы жестов мы можем воспользоваться всегда, в отличие от других специальных приспособлений.

 •  Язык жестов легче понять и «произнести», чем речь.

•  Язык жестов часто наглядeн.

•  Ребёнку можно помочь своими руками.

•  Обращение идёт непосредственно к тому, с кем говорят, и имеет место зрительный контакт.

Недостатки:

 •  Некоторые жесты понятны только «посвящённым».

•  Такое общение ограничено для детей с нарушениями двигательных функций.

•  Жесты динамичны, то есть исчезают сразу после того, как их «произнесли».

•  Ребёнок должен помнить жесты и извлекать их из памяти.

МАКАТОН

Макатон –  языковая программа, в которой  используются  одновременно жесты, графические символы и речь.

Макатон не использует жесты глухонемых, это система упрощенных жестов, которые легко показать и, что самое главное, легко понять. Как и любой язык, Макатон имеет свой словарь (в нем 8 уровней)

Графические символы.

         Использование для общения  различных изображений: рисунков, фотографий, карточек. Первый этап: знакомство с реальным предметом, далее с его реальным изображением (фото), а затем предъявление его картинного символа. Хочу обратить ваше внимание, что карточки не называются PECS, карточки – это просто карточки,  PECS – это система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением.

Обучение коммуникации с помощью PECS проходит в 6 этапов.

         Система включает в себя отдельные стадии по обучению различным навыкам, в том числе тому, как выразить просьбу с помощью картинки, как отличать одно изображение от другого, как идти к другому человеку или в другое помещение ради коммуникации, а позднее, как комментировать и использовать другие функции коммуникации. На всех этих стадиях система моделирует устную речь и поощряет ее развитие.

С помощью карточек можно составить визуальное расписание дня, занятий или любого действия, «говорящие» книги, коммуникативные доски.

Вспомогательные коммуникативные устройства.

         Выбор средств альтернативной коммуникации достаточно велик. Однако для детей с ТМНР наиболее актуальны следующие технические средства альтернативной коммуникации, которые мы разделили на 2 большие группы:


1. Аппаратно-программные средства альтернативной коммуникации: GoTalk; альбом; линейка; кнопка; звуковая ручка; интерактивная клавиатура «КЛАВИНТА»; usb-клавиатура (проводная и беспроводная).

2. Программные средства альтернативной коммуникации: «DisTalk Pro», «LetMe Talk», «Говори молча»

Приложение “Говори  Молча"  позволяет научить ребенка составлять фразы из трех слов, выбирая иконки для строки озвучивания, что поможет устранить проблему с речью.

         Обеспечение детей, у которых в силу нарушений ограничена способность к общению, средствами альтернативной коммуникации может существенно повысить уровень их социализации, улучшить качество жизни, развить самоуважение и дать возможность почувствовать себя полноценной личностью.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации