12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шарышева Жанна Вячеславовна49



Шарышева Жанна Вячеславовна,

логопед МБДОУ д/с№301,г.Самара

Использование логосказок как средство развития коммуникативных навыков дошкольников с ОНР



«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок»

Сухомлинский В.А.

За последнее время наблюдается большой рост числа детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания, образования и развития детей основной целью деятельности педагога становится полноценное развитие личности ребёнка. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребёнка, имеющего речевые нарушения, в среду нормально развивающихся сверстников. Современный педагог в поисках эффективных и инновационных методов коррекции для ребёнка с различными речевыми нарушениями значительно ориентируется на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на ребёнка. В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными (Э.Фромм, Э.Бёрн, Э. Гарднер) и российскими ( Е.Петрова, Т. Зинкевич-Евстигнеева) учёными. Через сказку ребёнок может понять законы мира, в котором он родился и живёт. Живой и выразительный язык народной сказки насыщен меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Именно в народных произведениях идеально сочетается и подобраны труднопроизносимые звуки, которые, благодаря образной трактовке, дети без затруднения могут верно воспроизвести. Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции.

Я работаю с детьми с ОНР, у которых наблюдается системное нарушение речевых и коммуникативных навыков. Использование логосказок считаю целесообразным и эффективным методом коррекции речевых нарушений.

Цель использования логосказок – это развитие коммуникативных навыков дошкольников с ОНР.

В логопедии с помощью сказочных сюжетов можно решать любые коррекционные задачи:

Задачи:

- совершенствовать звуковую сторону речи ребенка;

- лексико-грамматический строй речи;

- развивать связную речь;

- мелкую и общую моторику;

- все психические процессы (воображение, восприятие, внимание, мышление, память);

- создавать благоприятную психологическую атмосферу, способствующую сотрудничеству логопеда, воспитателя с детьми.

В зависимости от поставленных задач выделяют несколько видов логосказок:

Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).

Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).

Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука автоматизация, дифференциация звуков).

Лексико - грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).

Сказки, способствующие формированию связной речи.

Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).

Для постановки сказок подходят различные виды театров:

пальчиковый,

настольный,

•  рукавичный,

театр на магнитах,

куклы на палочках,

• театр «Притворщик»


Рассмотрим артикуляционные сказки. Одни и те же упражнения артикуляционной гимнастики, которые приходится выполнять ребёнку каждый день в течение продолжительного промежутка времени быстро надоедают. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка.

Я использую в своей работе артикуляционные сказки, в которых присутствуют специальные упражнения на тренировку дыхания.

В сказке «Три поросенка» дети дуют на «соломинки», на карандаши – ветки из которых построен домик, на камни, делая определенные выводы.

В сказке «Колобок» дети помогают колобку с помощью воздушной струи добраться от одного сказочного героя к другому, «пробежаться» с Колобком по дорожке.

В работе над развитием речевого дыхания, плавной речи, дикцией - на выдохе можно произносить различные фразы к сказкам.

Пальчиковые логопедические сказки.

Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять значение содержания сказок, развивать речь и образное мышление.

Играя с детьми в пальчиковые игры, необходимо обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.

Игра «Теремок», с помощью пальцев рук дети изображают животных и пересказывают сказку. По такому же принципу можно изобразить сказку «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба»

Фонетические сказки.

Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя задания. Преодолевая препятствия вместе с героями сказки, ребенок учиться произносить трудный звук.

Например, по просьбе педагога, они могут дать определенные имена героям или выполнить другие подобные задания.

В имени зайца должен присутствовать звук С, а имени лисы – З.

У зайки были игрушки, в названии которых есть звук С, а у лисы – звук З.

Дети упражняются в выделении во фразах слов с определенным звуком.

Найти слова со звуком Ч в предложении: Сидит зайчик на пенечке и плачет.

Например, в сказке «Злой волк» закрепляется правильное произношение звука Л. Одним из заданий к этой сказке может быть: произнеси слова из сказки со звуком Л, выделяя его. А в сказке «Три медведя» закрепляется звук «Ш»

Использование лексико – грамматических сказок помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки правильного использования существительных, прилагательных, глаголов, наречий, будут способствовать формированию грамматически правильной речи и обогащению словарного запаса.

Дети могут придумывать красивые прилагательные для характеристики героев. Например, сказка «Заюшкина избушка», дети называют зайчика маленьким, хорошеньким, сереньким, пушистым, добрым, веселым, грустным, удивленным, трусливым.

Игра: «Где прячется Маша?» (По сказке: «Маша и медведь»)

Развивать правильное употребление (понимание) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.

- Маша прячется от медведя, назови, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью и т. д.)

По сказке «Репка» можно отрабатывать употребление предлогов ЗА и ПЕРЕД.

Образование антонимов быстрее отрабатывается в упражнении «Все наоборот» (У девочки была матушка добрая, а мачеха -(злая) и т. д.).

Сказки, способствующие развитию связной речи.

Помимо авторских и русских народных сказок я используются сказки, собственного сочинения, воспитателями созданные вместе с детьми. Особое внимание в работе уделяется обучению составлению сюжетных рассказов, придумыванию сказок, сказочных историй.

Приемы сказкотерапии при формировании связной речи:

- Изменение конца сказки. Детям предлагается известная сказка, в которой надо изменить окончание по своему усмотрению.

- Продолжение известной сказки, когда детям предлагается придумать «А что случилось дальше?»

- Сравнение одних и тех же героев из разных сказок. Например, волк в сказках «Волк и семеро козлят» и «Иван царевич и Серый Волк» - в первом случае волк – злобное животное, в другом – верный и надежный помощник, друг.

Включение в сказку героя из другой сказки. Например, что произошло бы, если бы на помощь зайцу пришел ёж.

- Рассказывание сказки от лица одного из персонажей.

- Придумывание новых названий известных сказок, не искажающих идеи произведения. Например, «Теремок» - новое название «Дружный домик», «Домик для зверей», «Как медведь разрушил теремок».

Рассказывание сказок сопровождается действиями на фланелеграфе, магнитной доске, в настольном театре.

Сказки по обучению грамоте

Играя со сказочными персонажами Звуковка и Буковка, дети знакомятся с гласными и согласными звуками и буквами. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации помогают сделать процесс обучения грамоте интересным и познавательным.

В нашей логопедической группе мной создан родительский уголок, где регулярно обновляется речевой материал для закрепления в домашних условиях с детьми коммуникативных навыков и использования логосказки как инновационный метод развития речи ребёнка. Оформляется речевая газета, папки - передвижки, буклеты для родителей на тему: «Воспитание сказкой», «В гостях у сказки», «Золотые сказки».



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.