12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Сисюкина Татьяна Владимировна17 |
Развитие коммуникативных навыков обучающихся на занятиях лепки детского объединения «Умельцы», как средства успешной социализации личности.
Сисюкина Т. В.
Педагог дополнительного образования
Высшей категории
МБУ ДО Орловский ДДТ
В условиях творческого объединения художественной направленности развитие коммуникативных навыков и умений осуществляется с одной стороны посредством участия детей в выставках, конкурсах, фестивалях, воспитательных мероприятиях и целенаправленной работой педагога с другой.
Занятия в д.о. «Умельцы» и «Послушная глина» способствуют развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, и является важным звеном в его социальной адаптации. Преодолевая свой страх перед оценкой его творчества ребенок совершенствует коммуникативные навыки, что способствует успешному установлению контактов с окружающими людьми, и облегчает процесс адаптации.
Ситуация обучения в творческом объединении требует от ребенка активного решения новых, отличающихся от школьных, коммуникативных задач - это организация личностного и творческого общения детей друг с другом, объединенных одним интересом и с руководителем. От этого во многом зависит успешность всего коллектива, каждого его участника и самого педагога. Главной задачей является: удовлетворение коммуникативных потребностей обучающихся и развитие коммуникативных навыков и умений на занятиях.
Коммуникативные навыки можно разделить на две группы, находящиеся во взаимодействии и взаимопроникновении:
базовые - отражающие содержательную суть общения. Это-приветствие, прощание, обращение, просьба, оказание поддержки, отказ, прощение и т.п.;
процессуальные - обеспечивающие общение как процесс: умение анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств, состояний партнеров, слушать других, говорить перед другими, сотрудничать, управлять, подчиняться.
Возрастной контингент обучающихся в творческих объединениях от 5 до 11 лет. Для дошкольного и младшего школьного возраста приоритетным видом деятельности является игра. Для среднего возраста – тренинги и упражнения.
Игра - одна из самых демократичных и доступных видов деятельности для детей, интересный для них способ осмысления и выражения впечатлений, знаний эмоций, эффективное средство социализации ребенка в процессе творчества. Самое сложное и важное в игре - это общение.
Подборка игр строится по принципу от простого к сложному, что дает возможность развивать еще и фантазию, воображение, внимание, смелость, чувство импровизации и др. Воспитательные возможности игровой деятельности велики, так как она способствует развитию следующих коммуникативных способностей:
1. Знакомство с окружающим миром.
2. Становление психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение).
3. Развитие речи (словарный запас, грамматический строй речи, совершенствуется звуковая культура речи, навыки связной речи, интонационная и выразительная речь).
4. Развитие эмоционально-волевой сферы (способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, выражать своё собственное отношение к добру и злу).
5. Формирование первичных социальных навыков поведения (доброта, дружба, честность, смелость).
6. Источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщение его к духовным ценностям (сочувствие, сопереживание).
7. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
1. Методы обучения, результатом применения которых всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, текстовое произведение, картина, поделка, план своих занятий и т. п. называются эвристическими.
2. Метод эмпатии (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта, «вселения» учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри. В момент вживания ребенок задаёт вопросы объекту-себе, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен в устной, письменной, рисуночной форме.
Результатом работы является график отслеживания индивидуальных особенностей обучающихся за полугодие и учебный год.