Статья «Развитие коммуникативных навыков обучающихся на занятиях лепки детского объединения "Умельцы" как средства успешной социализации личности»
Развитие коммуникативных навыков обучающихся на занятиях лепки детского объединения «Умельцы», как средства успешной социализации личности.
Сисюкина Т. В.
Педагог дополнительного образования
Высшей категории
МБУ ДО Орловский ДДТ
В условиях творческого объединения художественной направленности развитие коммуникативных навыков и умений осуществляется с одной стороны посредством участия детей в выставках, конкурсах, фестивалях, воспитательных мероприятиях и целенаправленной работой педагога с другой.
Занятия в д.о. «Умельцы» и «Послушная глина» способствуют развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, и является важным звеном в его социальной адаптации. Преодолевая свой страх перед оценкой его творчества ребенок совершенствует коммуникативные навыки, что способствует успешному установлению контактов с окружающими людьми, и облегчает процесс адаптации.
Ситуация обучения в творческом объединении требует от ребенка активного решения новых, отличающихся от школьных, коммуникативных задач - это организация личностного и творческого общения детей друг с другом, объединенных одним интересом и с руководителем. От этого во многом зависит успешность всего коллектива, каждого его участника и самого педагога. Главной задачей является: удовлетворение коммуникативных потребностей обучающихся и развитие коммуникативных навыков и умений на занятиях.
Коммуникативные навыки можно разделить на две группы, находящиеся во взаимодействии и взаимопроникновении:
базовые - отражающие содержательную суть общения. Это-приветствие, прощание, обращение, просьба, оказание поддержки, отказ, прощение и т.п.;
процессуальные - обеспечивающие общение как процесс: умение анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств, состояний партнеров, слушать других, говорить перед другими, сотрудничать, управлять, подчиняться.
Возрастной контингент обучающихся в творческих объединениях от 5 до 11 лет. Для дошкольного и младшего школьного возраста приоритетным видом деятельности является игра. Для среднего возраста – тренинги и упражнения.
Игра - одна из самых демократичных и доступных видов деятельности для детей, интересный для них способ осмысления и выражения впечатлений, знаний эмоций, эффективное средство социализации ребенка в процессе творчества. Самое сложное и важное в игре - это общение.
Подборка игр строится по принципу от простого к сложному, что дает возможность развивать еще и фантазию, воображение, внимание, смелость, чувство импровизации и др. Воспитательные возможности игровой деятельности велики, так как она способствует развитию следующих коммуникативных способностей:
1. Знакомство с окружающим миром.
2. Становление психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение).
3. Развитие речи (словарный запас, грамматический строй речи, совершенствуется звуковая культура речи, навыки связной речи, интонационная и выразительная речь).
4. Развитие эмоционально-волевой сферы (способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, выражать своё собственное отношение к добру и злу).
5. Формирование первичных социальных навыков поведения (доброта, дружба, честность, смелость).
6. Источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщение его к духовным ценностям (сочувствие, сопереживание).
7. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
1. Методы обучения, результатом применения которых всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, текстовое произведение, картина, поделка, план своих занятий и т. п. называются эвристическими.
2. Метод эмпатии (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта, «вселения» учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри. В момент вживания ребенок задаёт вопросы объекту-себе, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен в устной, письменной, рисуночной форме.
Результатом работы является график отслеживания индивидуальных особенностей обучающихся за полугодие и учебный год.