Статья «Развитие креативного мышления на уроках информатики по теме "Моделирование"»

0
0
Материал опубликован 8 August в группе

 

Актуальность

Современный мир меняется стремительно. Технологии развиваются слишком быстро, и мы не всегда успеваем ко всему приспособиться. Следствием этого является постоянно растущая конкуренция. Поэтому, чтобы стать успешным человеком, добиться высоких результатов, просто необходим креативный подход и открытость ко всему новому.

Реальность, с которой человек соприкасается в своей жизни, не имеет однозначных трактовок, поэтому важно дать детям возможность развивать способность мыслить не стандартно и предоставить большую свободу в решении проблем. Все дети креативны, но со временем вырабатывается стереотипность мышления.

 

«Жить, значит, иметь проблемы,
а решать их,
значит, расти интеллектуально»

 

Джой Пол Гилфорд

Американский психолог. Один из основателей психологии творчества. Автор концепции дивергентного мышления и трехмерной модели интеллекта.

Цитата - "под креативностью следует понимать способность отказываться от стереотипных способов мышления "

Цитата - "креативность – это процесс дивергентного мышления". [1]

 

Согласно Абрахаму Гарольду Маслоу, креативность - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды [1].

 

Возможные показатели, по которым судят о творческом мышлении:

 оригинальность мысли;

возможность получения ответов, далеко отклоняющихся от привычных;

«восприимчивость» к проблеме, ее непривычное решение;

беглость мысли как количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени в соответствии с некоторым требованием;

способность найти новые, непривычные функции ответа или его части;

быстрота и плавность возникновения необычных ассоциативных связей.[4] 

 

Применение креативности при изучении темы «Моделирование»

С точки зрения информатики, решение любой производственной или научной задачи описывается следующей технологической цепочкой: «реальный объект - модель - алгоритм - программа - результаты - реальный объект».

В этой цепочке очень важную роль играет звено «модель», как необходимый, обязательный этап решения этой задачи.

Под моделью при этом понимается некоторый мысленный образ реального объекта (системы), отражающий существенные свойства объекта и заменяющий его в процессе решения задачи.

 

МЕТОД «МОЗГОВОЙ ШТУРМ».

 

ЦЕЛЬ: Эта методика позволяет коллективно обнаруживать новые идеи.

Её цель – получение максимального количества самых разных идей [2].

КАК РАБОТАЕТ:

Для начала нужно определить проблему. Далее участники предлагают всевозможные решения этой проблемы.

 

ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИИ:

~Можно использовать на этапе постановки задач занятия.

~После оглашения темы перед обучающимися можно поставить задачу, придумать как можно больше вопросов по теме, поиграть в игру «Интервью». Ученики придумывают вопросы по теме: Внешний вид объекта? Размеры объекта? Личные свойства? Что умеет объект? и т. д.

 

Пример 1. «Облако слов»

t1754642623aa.png

 

Пример 2. «Облако слов» с цитатами.

t1754642623ab.png

Пример 3. Классифицируем модели по свойствам объекта

t1754642623ac.png

 

Пример 4. Поиск альтернатив. Ситуации моделирования. Съемка фильма:

~В кинопавильоне летом

~Снегопад

~В пещере Снежного гнома

~Новогодний рассвет

~Зима на Марсе

~Горнолыжный курорт

~Снежная лавина

 

Пример 5. Аналогия. «Солнышко». Модели Земли:

t1754642623ad.png

Пример 6. Анализ ситуаций с объектом.

t1754642623ae.png

Пример 7. Дробление на части. Моделирование процесса. Планирование.

Вокруг кубического замка нужно расставить 14 стражников так, чтобы вдоль каждой стены стояло одинаковое количество стражников.

 

Пример 8. Дробление на части. Моделирование процесса

Разделите данный участок земли между четырьмя дачниками так, чтобы участки были одинаковой формы и площади. Найти 2 способа решения.

t1754642623af.png

Пример 9. Метод проектов

Проектный метод обучения, как никакой другой, позволяет школьнику быть креативным, развивает умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, нестандартно подходить к решению задач.

Примеры тем:

~Решение графов или логистика транспортных схем.

~Создание QR квеста.

~Построение 3D модели объекта.

~Одна задача, но не одно решение.

 

При обучении педагог должен обращать внимание на важные моменты:

~Самому быть креативным.

~Заражать обучающихся своей любовью к творчеству.

~Быть гибким, уметь следовать ситуации, пойти на компромисс.

~Всячески поддерживать самостоятельность и нестандартные модели ученика [4].

~~Главное не перепутать и не поставить креативность превыше всего, так как креативность, это возможное решение поставленных задач.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большая психологическая энциклопедия. https://psychology.academic.ru/5083/

2. Информационной портал Мультиурок. «Технологии, методы и приемы развития креативного мышления на занятиях дополнительного образования» https://multiurok.ru/files/tekhnologii-metody-i-priemy-razvitiia-kreativnogo.html

3. Карта слов и выражений русского языка
https://kartaslov.ru/словарь-афоризмов-русских-писателей/со-словом/снег

4. Креативное мышление. Развитие креативного мышления.
https://b-trainika.com/blog/kreativnoe-myshlenie-kreativnogo-myshleniya/

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.