Развитие креативного мышления посредством художественного творчества
Пояснительная записка к презентации
Функциональная грамотность - это определенный уровень ЗУН, который позволяет человеку достаточно быстро адаптироваться в меняющихся условиях современной жизни. Компонентами функциональной грамотности являются: математическая грамотность естетсвеннонаучная, финансовая, компьютерная, социальные и коммуникативные компетенции. Почему же так важно мыслить нестандартно и находить новые решения задач?
В результате изучения познавательных способностей человека был обнаружен феномен когнитивной ригидности, заключающейся в том, что при обработке новой информации человеческий мозг не готов изменять концептуальную картину окружающего мира. При решении зачач человек обращается в первую очередь к имеющимся знаниям и опыту, к тем моделям и стратегиям, которые были выработаны раньше. Мозг, как будто, бережет силы и ограждает от "лишних" действий.
В мире животных такая особенность мышления имеет смысл, а в жизни человека складывается много ситуаций, когда надо сделать что-то совершенно новой и получить желаемый рузультат результат.
Креативное мышление - это способность неординарно воспринимать окружающий мир и генерировать новые оригинальные идеи, т.е. это процесс отклонения от традиционных и ринятых съем, который приводит к построению новых путей достижения целей и нестандартному решению задач.
Формула креативного мышления:
Предыдущий опыт и знания + Переосмысление = Креативное решение
С чего начинается поиск решения задачи:
- анализ проблемы с разных точек зрения;
- что уже придумано до нас?
- ограничения и препятствия;
- концептуальное смешение (ассоциации)
- ответы на вопросы: Почему? Что, если? Почему нет?
- обратная логическая цепочка ("все наоборот")
- словотворчество (словосочетания, которые создают новый образ)
Методы поиска нестандартного решения в художественном творчестве:
- стилизация (упрощение сложной формы);
- "ошибки" в изображении;
- работа в роли эксперта ("мечтатель", "реалист", "критик");
- недостаточные или избыточные данные;
- нетрадиционные способы выполнения;
- замена традиционных материалов изготовления на нетрадиционные;
- смотрим "глазами" другого;
- "вырезаем" фрагмент;
- "словарик" (сочетание слов, формирующее образ).