Развитие креативного мышления посредством художественного творчества
Развитие креативного мышления посредством художественного творчества Ушакова Наталья Леонидовна Педагог дополнительного образования ЧОУ «Ноябрьская Православная Гимназия»
Креативное мышление, как компонент функциональной грамотности Функциональная грамотность – это определенный уровень ЗУН, обеспечивающих быструю адаптацию человека в меняющемся мире и его нормальное функционирование в обществе в конкретном периоде. Человека функционально грамотным, если он: - успешно взаимодействует с изменяющимся окружающим миром; - решает различные стандартные и не стандартные жизненные задачи; - строит социальные отношения; - обладает рефлексивными умениями оценивать свою грамотность; - не останавливается на достигнутом уровне образованности.
Что такое креативное мышление? Креативное мышление — это способность неординарно воспринимать окружающий мир и генерировать новые оригинальные идеи, т.е. это процесс отклонения от традиционных или принятых схем, который приводит к построению новых путей достижения целей и нестандартному решению задач. Чтобы перестать рассуждать шаблонно и начать воспринимать окружающую действительность свежо, нужно регулярно покидать зону комфорта своих мыслей. «Креативность — это просто создание связей между вещами. Творческие люди (…) могут связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют.» Стив Джобс
Эталон или шаблон? В период дошкольного детства у детей формируются эстетические представления, эталоны, которым ребенок способен дать собственную оценку, но она может не соответствовать представлениям о красоте и эстетике с позиции взрослого человека. Благодаря своей деятельностной природе, ребенок познает мир через чувственно-практический опыт. Познавательная активность, самостоятельность, инициативность, способность к импровизации, сотворчеству – художественно-творческие компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста. «Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.» Пабло Пикассо
Прошлый опыт + Переосмысление = Творческий подход Решить большинство задач нам помогает предыдущий опыт, достоверные данные и культура. Для обработки новой информации человеческий мозг вынужден изменять концептуальную картину окружающего мира. Не обладая знаниями, нельзя часто увидеть всю сложность явлений, которые мало знакомы. Многое кажется простым, ясным, понятным там, где знающий человек поставит немало вопросов. Ставя вопрос, очень важно четко формулировать его. Ясно формулируя вопрос, человек лучше осмысливает, что именно надо выяснить. И до решения задачи держит вопрос «в уме». «Каждый день я создаю собственную реальность. Так что же я выберу для создания сегодня?» Эрик Хоффер
С чего начинать поиск нестандартного решения? Анализ проблемы с разных точек зрения Что уже придумано до нас? Ограничения и препятствия Концептуальное смешение (ассоциации) Вопросы: Почему? Что, если? Почему нет? «Все наоборот» Развитие ситуации Чтение, тишина, игра «Покой — родитель всех великих мыслей» Йозев Геббельс
Виды заданий для поиска нестандартных решений Стилизация (упрощения) сложной формы «Ошибки» в изображении Опыт работы в роли эксперта («мечтатель», «реалист», «критик») Недостаточные или избыточные данные Нетрадиционные способы выполнения Замена традиционных материалов изготовления на нетрадиционные Смотрим «глазами» другого «Вырезанный фрагмент» «Словарик»
Какой метод применен?
«Словотворчество» как метод творчества Придумайте историю про этих животных. Как их зовут? Какой у них характер? Где они живут? Чем они занимаются? Что с ними происходит? Кто рядом с ними?
Включаем воображение За 5 минут нужно нарисовать как можно больше образов и сюжетов.
Усложняем задачу За 5 минут нужно нарисовать как можно больше образов и сюжетов.