12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Инсебаева Нурслу Маденовна475
Россия, Оренбургская обл., Оренбург
5

Развитие креативного мышления и глобальных компетенций на уроках физики

Развитие креативного мышления и глобальных компетенций на уроках физики

Креативность – это значит копать глубже,

смотреть лучше, исправлять ошибки,

беседовать, нырять в глубину,

проходить сквозь стены, зажигать солнце,

строить замок на песке, приветствовать будущее.

(Поль Торренс) цитата

Креативность, то есть это внутренняя характеристика человека, которая складывается из его опыта. Зачастую большинство считает, что креативность это творчество. Если человек подходит творчески к какому-то вопросу, значит он креативный. На самом деле это сложный вопрос, по которому очень много исследований, в том числе и психологических, производится. Действительно ли, креативность проявляется только в творчестве. К примеру, наши креативные дети, которые пишут олимпиаду, решают нестандартные задачи, причем такими методами, которые иногда сложно представить как можно сделать . Поэтому на самом деле, творчество и креативность это разные понятия.

t1675619013aa.png

Как развивать креативность, по какой модели?

Мы должны четко понимать, что мы хотим получить.

У нас креативный предмет, мы можем мыслить в разных направлениях, мы решаем качественные задачи, которые можно решать нестандартно. Начинается все с цели т.е. повышение уровня развития основных характеристик креативности, те нестандартное мышление, осознание развитие своего опыта, конструктивизм. Чтобы ребенок понял как конструктивно решать те или иные задачи.

t1675619013ab.png

t1675619013ac.png



При составлении заданий  я использую:  интересные факты из истории науки, повседневной жизни, окружающей природы, литературы и народного творчества, акцентирую на ошибочные выводы и поиски в науке.

Примеры составления нестандартных задач и проблемных вопросов:

1. В 8 классе после прохождения темы «Кипение» имеется вопрос: От чего зависит температура кипения жидкости? Данный вопрос репродуктивного характера, интереса не вызывающий. Если его перефразировать: «Я смогу заставить воду кипеть при комнатной температуре!» - это уже вызовет интерес у учащихся, а если дополнить экспериментом, то для учащихся это будет творческая задача.

2. Как из соленой воды сделать пресную? Как из этого вопроса сделать творческую задачу? Первое – мы должны вызвать интерес: добавим интересный литературный образ - например, Робинзон Крузо. «В центре необитаемого острова Робинзон нашел озеро, но вода в нем оказалась соленой. Как из соленой воды получить пресную? Раз, возникнув вопрос, не давал ему покоя». Противоречие существует, корректность вопроса присутствует, но вот условие недостаточно. Дополняем: «приборов нет, но есть пещера, в которой так холодно, что вода ночью замерзает. Что делать Робинзону?».

С позиций формирования креативного мышления целесообразно только не ограничивать творчество детей одной версией, а предлагать им выдвигать разные идеи

Например, предложить детям составить развёрнутый план или краткое описание в духе Жюля Верна о возможных приключениях героев на той или иной территории, об обнаруженных героями природных ресурсах и их использовании, о проблемах выживания и т.п.

3. Проблемную задачу или вопрос можно сделать из любого интересного факта: загадки, пословицы, поговорки

К дальним селам, городам кто идет по проводам? Светлое величество! Это... (электричество)

4. Строки из бессмертной поэмы:

Татьяна пред окном стояла, на стекла хладные дыша

Задумавшись, моя душа, прелестным пальчиком писала

На отуманенном стекле заветный вензель.  О да Е.

Здесь достаточно только сформулировать вопрос. Почему стекло отуманено?



Важным этапом работы над заданиями по креативному мышлению является развитие читательской грамотности. Начальным этапом работы над текстом является поиск ответов, способствующих пониманию как смысла самого текста, так и смысла работы над предлагаемой ситуаций. Затем полезно передать инициативу самим учащимся. Например, предложить им работая в парах или малых группах, составить и записать по два-три вопроса, ответы на которые помогут понять, на что будут нацелены задания в этой ситуации.

t1675619013ad.png

Соответствует ли эта ситуация действительности? Может ли волк догнать на парусе корабль… t1675619013ae.png

Рассмотрите иллюстрацию к басне И. А. Крылова. Верно ли, что в результате действия сил, приложенных к возу, он останется и «ныне там»? Или всё-таки героям басни удастся его сдвинуть? Ответ поясните.

Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.



По сути глобальные компетенции это те же самые личностные результаты, которые мы получаем на выходе в 9 кл и в 11 кл.

Какие задания даются?

У нас в физике практически нет таких заданий, мы редко уходим на такой контекст. Но при этом у нас есть история физики, становление ее как науки, говорим о проблемах, когда проходим ядерную энергетику (о биологическом действии радиации). Просто все эти глобальные компетенции расплываются по всему курсу физики. Задания выглядит следующим образом.

t1675619013af.png

t1675619013ag.png

t1675619013ah.png

t1675619013ai.png

t1675619013aj.png

t1675619013ak.png

Содержательный контекст комплексного задания представляет глобальные проблемы, имеет многоаспектный характер, отражая такие компоненты содержания, как «взаимосвязь глобальных проблем и проявление глобальных проблем в локальных ситуациях»

Комплексное задание направлено на формирование умений анализировать мнения, подходы, перспективы (1/6), оценивать информацию (2/6), оценивать действия и их последствия (3/6), объяснять сложные ситуации и проблемы (4/6, 5/6), выявлять мнения, подходы, перспективы (6/6). В соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы основного общего образования комплексное задание может быть использовано как мотивирующее и формирующее для организации познавательной деятельности учащихся

Выполнение комплексного задания создает условия применения освоенных школьниками умений работы с социально значимой информацией; опыта осмысления жизненных ситуаций. Работая с комплексным заданием, девятиклассники углубляют свои представления о подходах к решению глобальных проблем атомной энергетики и производством электроэнергии в мире.

Итак, подводя итог можно отметить, что креативные люди ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Мыслящий человек не концентрирует свое внимание на шаблонных методах, он генерирует множество идей, он создает множество альтернативных решений, и способов найти ответ. Развить в себе креативное мышление это простой способ улучшить свою жизнь. Так делайте свою жизнь и жизнь ваших учеников краше!

Литература

Банк заданий: Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

Богоявленский Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников Вопросы психологии. – 1999г.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2013г.

Зайцев, В. Формирование ключевых компетенций учащихся / В. Зайцев // Сельская школа. – 2009. – №5.

Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011г.

Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе М.: Знание, 2009г.

Н.В. Клюева Педагогическая психология - М.: ВЛАДОС, 2006г.

Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников//Лучшие страницы педагогической прессы-2004г.

Перышкин А.В. Сборник задач по физике 7-9 класс. Дрофа.2017.

Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников - М.: Педагогика,2000г.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015г..

Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл. Дрофа.2018.

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.- Изд.: Academia. Серия: Среднее профессиональное образование. 2013 г.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.