Доклад на тему «Формирование креативного мышления на уроках обществознания»

1
0
Материал опубликован 14 August 2022

Формирование креативного мышления на уроках обществознания
PPT / 9.71 Мб

/data/files/t1660445301.ppt (Формирование креативного мышления на уроках обществознания)Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

Оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.

Глобальная компетентность рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность — человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

Под креативным мышлением понимают способность к продуктивному творческому подходу.

Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA. В 2021 году в исследование PISA впервые в качестве одного из ведущих компонентов вводится оценка креативного мышления. Чем мотивируется такое решение?

Сегодня как никогда раньше, как общественное развитие, так и развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и новых технологий.

Креативное мышление проявляется не просто в случайном выплеске
новых идей, оно может приносить и реальную весомую отдачу. Привычка
мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в
преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно
отвечать на возникающие вызовы.

Под «креативом» сегодня понимают много разных вещей: это и способность (мыслить творчески), и процесс (создание), и результат (продукт мыслительной деятельности).

Широко распространено представление о том, что креативность
проявляется как уникальный творческий прорыв, великое открытие или
шедевр, которые неразрывно связаны как с глубоким знанием предмета,
исполнительским мастерством, так и с одарённостью, выдающимися
способностями или талантом (большая креативность).

Вместе с тем, креативность может проявляться и в ежедневных делах,
таких, как, например, оформление подарка или фотоальбома, способность
приготовить вкусную еду из остатков продуктов или способность найти
отличное решение сложной логистической проблемы, встроиться в
сложный график и т.п. Вот типичный пример, с которым наверняка
встречались многие родители. В девять вечера ваш малыш вспоминает, что
завтра ему надо прийти в школу или детский сад в костюме редиски.
Спросите себя: сможете ли вы соорудить из подручных материалов нечто
подходящее — оригинальное, привлекательное, по возможности
простенькое, но выразительное, или вы способны только сердиться — на
ребенка, на нелепые требования школы, на закрытые магазины, на
дороговизну и т.д.? Способность к продуктивному творческому подходу в
таком случае будем называть «малой креативностью».

В исследовании PISA две широкие содержательные области: креативное самовыражение и получение нового знания / креативное решение проблем.

Эти содержательные области, в свою очередь, подразделяются на четыре подобласти: письменное или устное словесное самовыражение; изобразительное и символическое самовыражение; решение естественнонаучных и математических проблем; решение социальных и межличностных проблем.

Письменное самовыражение требует от учащихся
продемонстрировать воображение и уважение к правилам и условностям,
которые делают создаваемые тексты понятными различным аудиториям.

В заданиях используются различные модели:

1) создание свободных высказываний и текстов (с указанными
ограничениями по объему);

2) выдвижение идей для создания текстов на основе рассмотрения
различных стимулов, таких как рисованные мультфильмы без заголовков,
фантастические иллюстрации или ряд абстрактных картинок;

3) оценка креативности приводимых высказываний, например,
заголовков, историй, лозунгов и т.п.;

4) совершенствование собственных или чужих текстов.
Визуальное самовыражение предполагает, что учащиеся исследуют,
экспериментируют и выражают различные идеи с помощью разнообразных
изобразительно-выразительных средств. В заданиях используются
различные модели:

1) выдвижение идей для своих проектов, основываясь на заданном
сценарии и исходных установках (например, на тех деталях, которые
должны быть включены в проект, или тех инструментах или способах,
которые необходимо использовать);

2) оценка креативности собственных или чужих идей с позиций их
ясности, привлекательности или новизны;

3) совершенствование изображений в соответствии с данными
инструкциями или дополнительной информацией.
Решение социальных проблем основано на способности учащихся
сочувствовать, сопереживать потребностям отдельных социальных групп,
а также выявлять и оценивать эти потребности; распознавать образцы
и выдвигать идеи, имеющие смысл для данной группы, предлагать
инновационные и одновременно функциональные решения. В заданиях
используются различные модели:

1) погружение в проблему, имеющую социальный фокус;

2) выдвижение различных идей для решения социальных проблем,
отвечающих заданному сценарию;

3) оценка оригинальности, эффективности и осуществимости
собственных или чужих решений;

4) вовлечение в непрерывный процесс построения знания
и совершенствования решения.

Креативное мышление в области точных наук может проявлять себя
разными способами: в виде новой идеи, привносящей вклад в научное
знание; в виде замысла эксперимента для проверки гипотезы; в виде
развития научной идеи; в виде изобретения, имеющего прикладную
ценность; в виде планирования новых областей применения
научной / инженерной деятельности. Несмотря на значительное
пересечение с естественнонаучными умениями и навыками, креативное
мышление в области точных наук больше сфокусировано

1) на процессе выдвижения новых идей, а не на применении уже известных знаний;

2) на оригинальности предлагаемых подходов и решений (при
условии, что ответы имеют смысл и ценность);

3) на открытых проблемах, допускающих альтернативные решения и
потому требующих серии приближений и уточнений;

4) на способах и процессе получения решения, а не на ответе.
В заданиях используются различные модели. В ряде заданий учащимся
представляют данные наблюдений и просят поставить исследовательские
вопросы или выдвинуть гипотезы. В других — просят, используя различное
оборудование, изобрести что-либо в лабораторных условиях и
усовершенствовать свое изобретение.

Развитие учащегося, как личность, как субъект деятельности является значимой проблемой образования на данный момент. Это связано с тем, что в наше время возросла потребность в тех людях, которые смогут быстро адаптироваться в учебном, а затем и в трудовом коллективе, проявляя самостоятельность и инициативу в работе.

Развитие креативного мышления, во-первых, способствует осознанному получению знаний и стремлению к их самостоятельному «добыванию», умению применять их в своей практической деятельности

Во-вторых, креативное мышление необходимо как для разрешения противоречий и проблемных ситуаций в учебном процессе, так и для успешного решения жизненных, не учебных задач.

В-третьих, благодаря креативному мышлению и умению нестандартно, по-новому мыслить, современный специалист является конкурентно-способной личностью, поэтому креативное мышление нужно развивать у каждого школьника-будущего специалиста.

Одной из форм его развития являются творческие задачи. К задачам творческого характера относят проблемные задачи, проблемные вопросы, ситуации и задания дивергентного типа, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в творческой деятельности, в научном поиске, при создании произведений искусства, в руководящей работе, работе с детьми – здесь разрабатываемые проблемы имеют не один, а множество способов решения и множество правильных ответов.

Анализ учебных программ по истории и обществознанию общеобразовательной школы показал, что развитие креативных способностей не является основной целью предложенных программ и, следовательно, в них не отведено достаточного времени на обеспечение должного уровня развития творческого мышления, творческого воображения и применения методов творчества в процессе выполнения предложенных заданий. Содержащиеся в учебных курсах задания в основном направлены на развитие интуиции учащихся, нахождение нескольких вариантов ответов. Творческая деятельность школьников ориентирована на использование преимущественно методов перебора вариантов, аналогию, некоторых приемов фантазирования. Но программы в целом не предусматривают развитие креативных способностей учащихся через целенаправленное выполнение творческих заданий. Также в учебные курсы не включены задания, содержащие противоречия, и не предполагается обучение выполнения такого типа творческих заданий.


Безденежных А.А., учитель истории и обществознания



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.