Работая в подростковом клубе дополнительного образования с детьми младшего школьного возраста, считаю одной из важных задач педагога: развитие личности ребенка средствами экологического образования.
Значение экологии в жизни людей многообразно. Восприятие красоты и гармонии форм, красок и звуков, наблюдение происходящих в природе явлений, вызывает чувство радости и дает огромное наслаждение. И общение с ней, познание ее тайн, облагораживает человека, делает его более чутким…Природа – это вся Вселенная с существующими в ней живым и не живым миром и могучий источник познания. Наше человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу.
Развитие младшего школьника в значительной степени зависят от природного окружения. Опыт показывает, что в младшем школьном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Однако процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребенка как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с объектами природы, имеющимися в помещении, на участки дома.
Экологическое образование младших школьников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ценностных отношений, системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих экологически целесообразную деятельность человека в социальной среде.
Психологи считают, что интерес младших школьников выражен различными стадиями: любопытство, любознательность, познавательный интерес, творческий интерес. Особое место в формировании у школьников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. А интерес к природе проявляется: в стремлении познать природу (живую и неживую); в чтении (слушании) книг о природе; в деятельности по защите природы; в изображении природы в рисунках, лепке, аппликации; в увлечениях, связанных с природой (изготовление поделок, коллекционирование). Задача педагога состоит в том, чтобы направить появившийся интерес в правильное русло, убедить детей, что истребляя природные богатства, они наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный, эстетический).
В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение педагога и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют и развитию увлечения, и успеху деятельности. В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у детей интереса к природе и ее охране, могут выступать проявления интеллектуальной активности, например, как вопросы педагогу, участие в обсуждении природоохранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями, а так же волевые проявления – стремление участвовать в деятельности по оказанию помощи природе.
Психолого – педагогические исследования убедительно показывают, что характер социального поведения ребенка зависит, прежде всего, от приобретаемого им эмоционального опыта. Накопление продолжительных переживаний формирует у него доверие к миру, стремление к гуманистически направленному взаимодействию с окружающими. Негативный эмоциональный опыт, напротив, обуславливает формирование неадекватного поведения. Однако часто в погоне за интеллектуальным развитием ребенка взрослые уделяют недостаточно внимания обогащению его эмоционального мира, провоцируя тем самым развитие негативных проявлений в его характере.
Для социально – нравственного развития младшего школьника очень важно дать правильное направление развитию эмоций и чувств, обеспечить накопление положительного эмоционального опыта взаимодействия с миром. Огромные возможности для накопления ценных эмоциональных переживаний представляет общение с природой.
Главным критерием работы по данному направлению является наличие экологопознавательной среды в клубе, под которой понимается не только создание условий для экологопознавательной деятельности, но и наличие взаимодействия детей, педагогов, а так же для родителей, в ходе решения экологических проблем.