Статья «Дополнительное образование как сфера самореализации и саморазвития личности ребенка»

4
4
Материал опубликован 18 January 2018 в группе

Дополнительное образование как сфера самореализации и саморазвития личности ребенка

Чигирёва Ольга Васильевна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец пионеров и школьников города Курска»

педагог дополнительного образования

Аннотация.
В статье подчеркивается значимость творческой самореализации учащихся в учреждениях дополнительного образования детей. Рассматривается понятие и характеристики творческой самореализации детей и подростков. Раскрывается важность организации творческой образовательной среды на занятиях в рамках
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Дети-дорога-жизнь», которая подразумевает создание творческой атмосферы в коллективе с применением активных методов работы и интенсивного взаимодействия участников образовательного процесса.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, творческая образовательная среда, творческая самореализация, ценностные ориентиры.

Additional education as a field of self-realization and

development of the child's personality

Chigirjova Olga Vasilevna,

Municipal budgetary institution of secondary education

"Palace of pioneers and schoolchildren of the city of Kursk

teacher further education

Annotation.

The article emphasizes the importance of creative self-realization of pupils in establishments of sideline education for children. Explains the concept and characteristics of creative self-realization of children and adolescents. Reveals the importance of creative educational classes Wednesday as part of an additional comprehensive general programme "children-road-life", which implies the creation of a creative atmosphere in the team with use of active methods of work and intensive interaction of participants in the educational process.

Keywords: additional education of children, creative education and creative self-realization Wednesday, valuable landmarks.

«У саранчи 5 способностей,
но ни одного таланта.
Она бежит, но не быстро;
Ползает, но только по земле;
Плавает, но не долго;
Копает, но не глубоко.
В каждом из - вас, мои ученики, заложены способности.

И моя задача – хотя бы одну из них довести до совершенства! »
(Из обращения учителя Омара Хайяма к своим ученикам)

 

Дополнительное образование углубляет и расширяет основное, делает мир знаний более рельефным и ярким. Именно дополнительное образование дает детям возможность применить свой опыт на практике, который они получают в изучении школьных наук основного курса. Особенность дополнительного образования составляет то, что программы разрабатываются педагогом в соответствии с потребностями и запросами родителей и детей. Исследования показывают, что наиболее благоприятным периодом для формирования способностей к творчеству являются ранние школьные годы, т. к. именно в этот период закладываются психологические основы для творческой деятельности. Большими возможностями для совершенствования общего образования обладает система дополнительного образования, а также допрофессиональной подготовкой школьников. Детское объединение по изучению Правил дорожного движения «Дети-дорога-жизнь» способствует развитию у младших школьников способности к самопознанию, самоопределению, самореализации творческих возможностей. В своей педагогической деятельности мы используем проведение практических заданий при изучении сложных тем, например, «Опасные участки или ловушки на дорогах», где учащиеся изготавливали акссесуары со светоотражающими элементами (значки, браслеты, броши, фликеры), которые можно разместить на рюкзаке, одежде, руке, головном уборе. Дети использовали не только известные техники и материалы, но и креативные – это светоотражающие материалы, краски со светоотражающим эффектом, полиэтилен. При изучении темы «Основные термины и понятия» школьникам было предложено оформить словарики с новыми для них определениями в форме занимательных картинок с текстом, ребусов и загадок. В рамках городской воспитательной программы «Школа светофорных наук» ребята нашего объединения участвуют в различных мероприятиях. Одно из них – игра-соревнование «Светофорчик», где ребята должны пройти различные интеллектуальные этапы, а также представить на суд жюри творческое выступление, призывающее соблюдать Правила дорожного движения. По словам Л.С. Выготского: ««творческая самореализация личности» заключается в том, что это – «сущностная сторона жизнедеятельности человека, состоящая в способности к универсальному и социально-позитивному преобразованию действительности и самого себя, в аспекте реализации общественного идеала целостной, свободной, всесторонне и гармонично развитой личности» [1, c. 34]. Известные ученые - исследователи: Дж. Гетцельс, Г.Грубер, С. Дэвис, К.Тейлор, рассматривая черты характера, определяющие творческую личность, выделяют независимость, самостоятельность, нонконформизм, самоуглубленность, сдержанность, на­блюдательность, восприимчивость, открытость новым впечатлениям и опы­ту, склонность к экспериментированию и риску, чувство юмора, эрудирован­ность, энергичность. По нашему мнению, чтобы способствовать творческой самореализации ребят, необходимо создать особые условия, которые подра­зумевают наличие творческой атмосферы в коллективе, преобладание активных мето­дов работы и интенсивного взаимодействия участников образова­тельного процесса, сотворчества и сотрудничества педагогов и детей, уважения и взаимного интереса друг к другу, создание интеллекту­альных и материальных ценностей в социально значимой деятельнос­ти. Реализуя социально-педагогическую программу по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей, мы помогаем учащимся получать не только определенные знания и умения, но и приобщаем к культуре поведения всех участников дорожного движения, формируем определенные ценностные ориентиры. Анализ современной методической литературы показал, что при обучении детей правилам поведения на улицах и дорогах наиболее широко используются объяснительно-иллюстративные методы: беседы, дидактически игры, рассказы, интерактивные игры, а также практические методы, позволяющие раскрыть и реализовать индивидуальные творческие интересы учащихся. С помощью интерактивных игр мы на занятиях организуем как индивидуальную, так и групповую работу, повторяем пройденный материал и закрепляем ранее изученный, проверяем знания, умения и навыки. Чтобы развивать детей 7-10 лет, необходимо рационально выбирать цели, содержание, методы, формы обучения. Для развития творческих способностей учащихся мы применяем дифференцированные формы работы: рисование, лепка, аппликация, конструирование, литературные работы, причём большая часть из них должны быть иллюстрированными, театрализованными, музыкальными, игровыми. Наша программа «Дети-дорога-жизнь» решает задачи становления у младших школьников основ безопасной жизнедеятельности. Выполняя задания,  дети  ведут наблюдения, исследуют, моделируют, учатся «слушать и слышать музыку улиц».  Творческое воображение оставляет яркие  моменты   в сознании детей, помогает закрепить полученные знания на практике,  воплощая их в своих творческих работах. Дети,  занимаясь художественным творчеством, рисуя, создавая композиции,  аппликации, поделки из глины, пластилина изучают правила не только теоретически, но и практически, достигая несомненных успехов в обучении, раскрывают свои творческие способности. Расширить представления детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах города, в общественном и личном транспорте  через активные формы познания: проектирование, конструирование, моделирование, художественно-творческую деятельность - одна из задач, которую выполняет педагог. Сотворчество позволяет научить наших детей навыкам организации безопасного образа жизни, желанию реализовать свои таланты и способности через конкурсы, олимпиады, агитбригады, акции, которые в течение всего учебного года организуются в нашем объединении. Стремление проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны, есть результат наших занятий, которые впоследствии ведут к достойной цели в жизни, умению строить планы, активизировать внимание, наблюдательность, изобретательность, инициативу.

Библиографический список

Сластенин В.А., Мажар Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М., 1991.

Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Психологические аспекты развития социальной компетентности школьников: Монография. Ульяновск, 2002.

Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей // Вопросы психологии. 1975. № 5 С. 166-175.

Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для учащихся начальной школы, 1997. Дорохов А.А.

Золотарева А.В. ”Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процесс реализации ФГОС общего образования»//Внешкольник,2011,-№ 3

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Cпасибо за статью! Кратно,лаконично и ,самое главное , в цель!

20 January 2018

Спасибо за интересную статью. Всё содержательно и точно!!!

26 January 2018

большое спасибо!

30 January 2018