Методические приемы «Развитие критического мышления на уроках биологии»
«Инновационные технологии в современной
образовательной организации»
Из опыта работы учителя биологии и химии МОУ «Правохеттинская СОШ»
Лучинской Веры Максимовны
Формирование критического мышления на уроках биологии.
Теоретические основы мастер – класс.
«Мышление- путь к познанию»
Учитель не должен научить на всю жизнь, учитель должен научить учится всю жизнь - это принцип моей работы.
Биология одна из дисциплин, которая красной нитью проходит по всем школьным предметам и по жизни каждого человека.
На своих уроках создаю атмосферу творчества через рассуждения и атмосферу познания.
Учение через познание. А к познанию ведут три пути: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький. (Конфуций)
Каждый ученик и учитель выбирает свой путь приемлемый ему.
Цель биологического образования: понимать единство процессов на основе взаимосвязи живой и неживой природы; важность биологических закономерностей, протекающие на разных уровнях живой материи6 от молекулы до биосферы.
Дидактическая цель: раскрытие особенностей развития критического мышления учащихся в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников, через активные текстовые формы и приемы; создание позитивного, эмоционального настроя учащихся, обеспечение мотивации к новым познаниям и творчеству при изучении биологии.
Задачи:
Образовательная: освоить некоторые формы работы для развития диалога побуждающего (анализ и синтез) и диалога подводящего
(постановка проблемы и пути ее решения).
Развивающая: развитие логического и критического мышления для формирования целостного представления о имеющихся знаниях и возможности расширить свои творческие способности (сопоставление, обобщение, сравнение).
Воспитательная: воспитывать чувство само-и взаимоуважения в условиях работы в парах, группах, малых группах.
Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили в школе.
Забыть?! А как можно забыть то , до чего ты додумался лично!
Вопрос как? Научить учеников думать, мыслить , рассуждать, сравнивать, доказывать- это требование нового времени.
Как? Всегда возникает этот вопрос и необходимо находить ответы, решения, иначе промедление выведет на путь самый легкий- подражания.
Как? Дает ответ технология критического мышления. Изучив методическую основу технологии применяю на своих уроках отдельные этапы или комплексно.
Она дала возможность найти тот ключик, который может привести к успеху, к озарению, к пониманию, к открытию.
Направляющая цель технологии критического мышления: понимать особенности своего мышления , контролировать ход своих мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами. Они помогают преодолеть три трудности связанные с КМ: эмоции, беспомощность, путаницу.
А. Толстой писал: «.. знания, только тогда знания, когда они определяются мыслью». А мыслить значит думать, а думаешь значит учишься и мыслишь.
Р .Пол считал, что КМ – это организованное, самонаправленное мышление, которое , умело преследует цепь мышления в некоторой сфере знаний или интересов человека.
Д. Клустер: говорил « КМ начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые можно решить».
Актуальность данной технологии обусловлена переменами в технологии образовательного процесса. Информационное поле ученика возрастает, а умение бистро ориентироваться в этом пространстве и находить нужное и применять полученную информацию в учебном процессе, поможет новая форма мыслительной деятельности –критическое мышление.
Принцип технологии КМ ( три основных звена):
Класс |
Ученик |
Учитель |
Среда для получения знаний: доброжелательная, эмоциональная, комфортная |
Чувство уверенности в убеждении я смогу, я понимаю, я думаю. |
Помогу, направлю, мотивирую |
Методика ТКМ включает этапы
№пп |
Этапы |
Действия |
1 |
Вызов. Методы которые побуждают: высказывания; реплики; проблемные ситуации; какое – то противоречие; которое позволит вычленить что я знаю; провести ассоциацию, сгруппировать. |
Ученик: Стадия познания, которая дает ученику применить , обобщить знания по данной теме. Учитель: вызывает устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивирует ученика к учебной деятельности, побуждает к активной работе на уроке и дома. |
2 |
Осмысление. Первичное закрепление знаний. Обсуждение в паре, группах. |
Ученик: имеет возможность получить новую информацию , осмыслить ее и сравнить с уже имеющимися знаниями. (умение применить имеющие знания в новой ситуации) Учитель: поддерживает, мотивирует, направляет. |
3 |
Развитие (рефлексия) Вторичное закрепление темы через приемы: исключить лишнее; дописать предложение; выстроить последовательность; заполнить таблицу; заполнить недостающее в кластерах. Заполнить графу в таблице УЗНАЛ. |
Ученик: обобщает свои знания через полученную информацию, переходит от частного к общему, целостному; формируется у каждого ученика собственное отношение к теме, изучаемому материалу и предмету. Учитель: стремление понять, как отдельными учениками познается и воспринимается тема, осознание необходимости помочь ученику, используя подсказку, консультацию, в целях перестройки мыслительной деятельности . |
Учить мыслить школьников – это значит, учитывая их природные и психологические особенности , обеспечить усвоение содержание учебного материала.
Учебная ситуация побуждает логически мыслить , а задача направляет мышление в определенное русло, где эти мысли будут находить своих медиаторов. (биология 8 кл)
Методы в ТКМ:
*через диалог побуждающего к диалогу подводящего.
Формы в ТКМ:
*групповая, парная, работа в малых группах, фронтальная, что позволяет развивать УУД , создавая возможности самостоятельного приобретения знаний, умений и компетентностей;
*УУД- это обобщение действий на познание и мотивацию;
*регулятивные: определять, формировать учебную проблему, планировать, высказывать свою версию, определять успешность выполнения своего задания;
*коммуникативные УУД: высказать свою мысль (письменно, устно), слушать других (при обсуждении), участвовать в беседе (почему так а не по другому, проблемный диалог побуждающий и подводящий);
*личностные: воспринимать информацию (учителя, ученика), оценивать собственные учебные действия, сравнивать разные точки зрения.
Дидактические приемы при проведении уроков с применением ТКМ направлены на: а) реализацию логического мышления с включением критического; на формирование умений выдвигать гипотезу (проблему); задания, связанные с самонаблюдением.
Приемы:
*мозговой штурм;
*корзина идей (можно применять как на этапе вызова, так и на этапе осмысления);
*рассказ по ключевым словам (работа с текстом и выделение ключевых слов из текста, позволяющие подвести к теме, цели, задач).
* правильные - неправильные суждения (на этапе осмысления и развития);
* выстроить логическую связь из понятий, свойств, процессов;
* семь вопросов ЦЕЦЕРОНА (КТО? ЧТО? ГДЕ? ЧЕМ? КОГДА? КАК? ЗАЧЕМ? );
* «кто (что) здесь лишний» ( не только определить , но и объяснить);
* составить кластер (или заполнить);
* заполнение таблицы(с учетом, строения, функций, место локации); З-Х- У.
Результат обучения учащихся через технологию критического мышления:
а) ученик думает о последствиях т.е. о своем результате; если это так-то учитель учит не зря. Зерно посеяно, появляются ростки, которые нужно развивать на каждом образовательном этапе, находить ключик к успеху и творчеству.
б) ученик научился мыслить критически, совершать при помощи критических операций сравнение, анализ, синтез, обобщение и конкретизацию (в зависимости от познавательных способностей).
Учить мыслить обучающегося – это значит, учитывая их природные и психологические особенности , обеспечить усвоение содержание учебного материала.
II. Практическая часть.
1.Методические разработки заданий применяемые на этапе «ВЫЗОВ»
Биология 5 класс.
Тема: Методы в биологии.
Ученикам предлагаются задание, в которых они должны определить ключевые слова, которые подведут их к теме.
Задание 1.(для первой группы) Миша долго наблюдал за ласточкой , которая очень низко летала над водой.
Ученики: наблюдал за ласточкой. (наблюдение)
Задание 2.(для другой группы) Ученики первого класса посадили возле школы маленькую елочку. Все были в недоумении, когда же она вырастит? Любопытный Саша, каждый день бегал к елочке с линейкой и измерял ее.
Ученики: бегал к елочке с линейкой и измерял. (измерение)
Задание 3.(задание для третьей группы). В дневниках наблюдения за природой проанализируйте дни в начале месяца и в конце. Какие изменения произошли в природе.
Ученики: сравнивают температуру, какой был день, как изменились растения.(описание, наблюдение, сравнение)
Определяют методы: наблюдение, измерение, сравнение, описание.
Тема: Свойства живых организмов.
Цель: стимулировать творческую мыслительную активность через приемы, побуждающие к мотивации, расширение знаний по теме; расширение понятийной базы.
Задание 1. (в тетрадь выписывают свойства через анализ процессов).
1.Из проросших семян выросла пшеница. (рост)
2. Цапля поймала лягушку.(питание)
3. Под дубом лежало много желудей.(размножение)
4. Дед посеял репку. Выросла она большая пребольшая. (рост, развитие).
5.Волк со всей скоростью погнался за ягненком. ( движение, питание).
Задание 2.
1.Выделение углекислого газа и поглощение кислорода.(дыхание).
2. Кролик ест капусту.(питание)
3. Листья растения тянутся к свету.( рост, движение).
4. «Парашютики» одуванчика подхватил ветер и унес далеко.(распространение, движение).
5. Ласточка оберегала своих птенцов от назойливой кошки. (движение, защита, потомство).
Задание 3.
Сначала был я солнышком желтым, прилетали бабочки угощенья брали. Но вскоре вместо желтого цветка, появился хрупкий, легкий, легкий белый шарик. Чуть подул ветерок и шарика не стало.
Ученики: питание, рост, развитие, движение, размножение.
Задание на этапе ОСМЫСЛЕНИЕ: ( для первичного закрепления)
Правильные неправильные суждения: (для одной группы)
1.Одуванчик питается через корень (+)
2. Кролик может синтезировать органические вещества. (-)
3. Растения создают для себя органические вещества. (+)
4. Животные передвигаются в пространстве с места на место. (+)
5. Одуванчик может перемещаться с места на место. (-).
6. Животные и растения имеют клеточное строение. (+).
Задание 2. (для другой группы).
Опишите свойства живых организмов: а) ромашки и медведя; б) белка и береза; в) лиса и липа; г) пшеница и синица. Определите по каким свойствам эти организмы отличаются.
Тема: Экологические факторы.
Цель: формировать представление о факторах природы, расширить понятийную базу за счет включение в нее новых элементов, для расширения имеющихся знаний через мыслительные приемы.
Задание 1. (выпишите ключевые слова, которые относятся к природе)
1.Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!
2.Мороз и солнце день чудесный!
3.Гуси долго кружили над водой, как будто выбирали место для посадки.
Ученики выписывают: воздух, вода, солнце; солнце, мороз; гуси, вода.
Группируют: живое- неживое. Вводится новое понятие бионические и абиотические.
Задание 2.
3. Есть просто храм,
есть храм науки.
А есть еще природы храм
С лесами, тянущими руки
На встречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток, не оскверняй его святынь! ( А. Смирнов).
Ученики выписывают: природа, леса, руки, время года, для нас, сердце.
Группируют: живое- неживое. Вводится новое понятие бионические и абиотические.
Нас, руки, сердце – человеческий фактор- антропогенный.
Задание 3. (можно применить при изучении темы: Среды жизни)
1.Они живут в тиши подземной, (дом – экос)
Тихонько двигаясь шурша,
Едят листву, опад осенний …
2.После теплого, обильного дождя они выходят из своих «квартир».
Ученики: подземная (почвенная) среда. В учебнике выписывают условия, позволяющие жить организмам.
Вывод: составляют схему: Природа: живая неживая.
Биотические –Абиотические- Антропогенные
Взаимосвязь ----- Экология --------Факторы -----Экологические.
Тема: Царства живой природы.
Цель: формирование устойчивых знаний о Царствах живой природы, создание позитивного, эмоционального настроя учащихся, мотивирование на новые познания и творчество через цепь критического мышления.
Задание для групп.
Кого только не встретишь в лесу! Дуб – богатырь раскинул свои ветви, словно руки протягивает для объятия; там белка прыгает с ветки на ветку, а на поляне цветет роскошная ромашка и колокольчик. Чуть дальше на пенечке разместились опята. Слышится ритмическое «тук-тук, тук- тук» дятла. В прошлогодней листве хозяйничают не видимые, но очень важные, существа.
Задание: прочитайте текст, выпишите ключевые слова. В какие группы их можно определить? (не исключено что ученики могут выписывать свойства живых организмов- закрепление знаний). (Работа с ключевыми словами текста).
Результат: дуб, белка, ромашка, колокольчик, опята, дятел, важные существа. Самостоятельно или с помощью учебника определяют царства живых организмов, озвучивают, приводят свои примеры. Характеризуют их свойства. (взаимосвязь полученных знаний. Частное - общее).
Тема: Среды жизни организмов.
Цель: формирование устойчивых знаний о средах жизни живых организмов, создание позитивного, эмоционального настроя учащихся, мотивирование на новые познания и творчество через цепь критического мышления.
Задание 1.
Небо без птиц не небо!
Море без рыб не море!
Земля без людей не Земля!
Ученики: небо- воздушная, море – водная, Земля – наземная. (выясняют условия позволяющие жить организмам в этих средах).
Задание 2.
1.Они живут в тиши подземной, (дом – экос)
Тихонько двигаясь шурша,
Едят листву, опад осенний …
2.После теплого, обильного дождя они выходят из своих «квартир».
Среды: подземная, дождевой червь (находят информация что позволяет червям жить в почве). Работают с учебником определяют еще одну среду: организменная (организм – организм).
Задание 3.*
Берегите землю!... Берегите
Жаворонка в голубом зените,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем;
Ясный месяц над речным покоем;
Ласточку, мелькающую в жите;
Берегите Землю! Берегите. (М. Дудин)
Ученики: голубой зенит: воздушная; ястреба парящего над полем: воздушная, наземная; река: водная; ласточка, мелькающая в жите: воздушная, наземная.
(Этот вызов можно использовать при изучении тем: Царства живой природы. Экологические факторы. Природные сообщества.
Этот элемент на стадии ОСВОЕНИЯ.
Тема: Ткани.
Цель: формирование умений выдвигать и доказывать гипотезу (проблему) и выстраивать последовательность ее решения и доказательств, что строение определяет функции и на оборот. (целеполагание и мотивация).
В начале урока предлагается решить кроссворд с выбором буквы для получения ключевого слова, которое определит тему урока.
Задание 1.
1.Вязкая, жидкая, ее движение способствует транспорту веществ. (цитоплазма) (3-т).
2. Природная лаборатория. (клетка) (1-к)
3.Его много у картошки. (крахмал) (3-а).
4. Свойство клетки, ведущее к росту (деление) (5-н).
5. Свойство, которому нет цены (жизнь) (2-и).
Выписывают: Т-К-А-Н-И.(Ткани). Формируют тему и цели.
Для классификации тканей и определение их функций на основе строения предлагается ситуация:
Задание 2.
Ты бываешь гладкой и пушистой,
Можешь быть и мертвой, и живой.
Даже нитки, трубки и сосуды
При себе всегда несешь.
А уж то! что можешь накопить ты, защитить, держать и заживить.
Может каждый в этом убедиться,
Если взор направить в микромир!
Ученики: анализируют, выписывают, находят информацию в учебнике для сопоставления.
Гладкая, пушистая – покровная; мертвая, живая – клетки которые входят в ткани: покровная, (пробка), проводящая, основная, образовательная.
Нитки (волокна- механическая ткань), трубки (ситовидные трубки удлиненные безъядерные живые клетки); сосуды мертвые полые клетки, без перегородок) : проводящая ткань;
Накопить: синтез и запас различных веществ (основная ткань);
Защитить, держать: механическая, покровная;
Заживить: при делении образуют новые клетки из которых формируются новые ткани. (образовательная).
Взор направить в микроскоп: ткани совокупность клеток. Невооруженным взглядом увидеть их строение невозможно. Обращаемся к микроскопу, рисунки учебника, слайды.
Задание на закрепление темы. ( на стадии развития)
В место точек вставьте пропущенные слова.
Все органы растения имеют … строение.
Группу клеток, сходных по строению и выполняющих одинаковые функции, называют …
Защитную функции выполняют …. Ткани.
Живыми или мертвыми клетками, которые имеют вид трубок или сосудов, образованы … ткани.
Небольшие размеры, тонкую оболочку и относительно крупное ядро имеют клетки … ткани.
Прочность придают растениям … ткань.
Пространство между покровной, механической и проводящей тканями занимает …
( 1 – клеточное; 2- ткань; 3-покровная; 4- проводящая; 5- образовательная; 6- механическая; 7- основная).
Задание 2. Соотнесите ткани и их место нахождения.
Ткани: А. Образовательная. Б. Механическая. В. Покровная. Г. Проводящая. Д. Основная.
Место нахождение. 1. Мякоть лита. 2. Кожица листа, пробка. 3. Древесина, луб. 4. Каменистые клетки ореха, волокон. 5. Камбий дерева.
Задание 3. Установите виды тканей в отдельных частях растения.
Береста. 2. Мякоть томата. 3. Кедровый орешек. 4. Кончик корня. 5. Жилки листа. 6. Кора дуба. 7. Грецкий орех. 8. Мякоть дыни. 9. Поверхность листа фиалки. 10. Годичные кольца дерева.
Подсказка: проводящая; механическая; запасающая; образовательная; покровная
Тема: Питание растений. Воздушное питание.
Цель: проводить анализ на основе конкретного объекта, вычленять частное, которое перейдет в целостное для определения темы и характеристики процесса воздушного питания растения через лист.
Для целеполагания и мотивации и выстраивание логической последовательности мыслительной деятельности предлагается немой рисунок, из которого ученики должны извлечь как можно больше информации, применяя уже имеющиеся знания.
задание А. (для одной группы).
задание Б. (для другой группы). (полу немой рисунок)
Ученики: лист, зеленый, клетки, разное их строение, кожица, покровная ткань, устьица (калитка), хлорофилл, пластиды, хлоропласты, солнце, фотосинтез. (через мыслительную деятельность выстраивается последовательность, приводящая к характеристике питания растений через лист : как органа воздушного питания ).
Вторая группа дополняет, что для образования органических веществ листьям помогает корень.
5 класс. Тема: Бактерии.
Цель: закрепить знания о царствах живой природы, средах жизни; сформировать знания об особых организмах, которые выполняют особую функцию в живой природе; создать условия для формирование мыслительной деятельности работая с текстом.
В одном царстве- государстве жили – были ….
На весеннем лугу среди множества луговых трав росла ромашка. Она выделялась среди других растений необычной формой цветка, напоминающее солнышко. К ней в гости прилетали бабочки, что-то тихо- тихо шептали ей на ушко. Ромашка в ответ только улыбалась и становилась еще привлекательней. Радовало ее солнышко, теплый дождик, легкий ветерок. Но вот пришла осень. Листочки начали опадать, желтеть. Ромашка наша тоже изменилась, куда девалась прежняя ее красота?! Загрустила ромашка. Но ветерок что –то тихо нашептывал: не грусти это так надо, это твоя защита. Ромашка не понимала, какая еще защита? Продолжала грустить. Ее листочки тихо отрывались и ложились на землю, туда где лежали листья других обитателей луга. Так она зимовала. Наступила весна, и наша ромашка снова появилась на прежнем месте, она росла и развивалась, одевалась в свой белый наряд. Оглядывалась вокруг себя ромашка, хотела увидеть старые листочки, которые укрывали ее под снегом. Но они очень изменились и их трудно было узнать. Что же с ними случилось? Кто побывал здесь, кто похозяйничал здесь? А в ответ она слышала только легкий шепот «Это мы, мы…»
Прочитайте текст, проанализируйте информацию и ответьте на вопросы: какие организмы были в гостях у ромашки? какие свойства живых организмов можно выделить; с какими факторами природы связаны свойства; кто нашептывал ромашке? кто хозяйничал на лугу? Что это за особые организмы?
Найдите описание этих организмов в учебнике, и дайте им классификацию.
Биология 10-11 класс.
Тема: Деление клетки. Митоз.
Цель: формирование критического мышления на основе создания учебной ситуации, которая побуждает логически мыслить, а задача направляет мышление в определенное русло, где мысли находят своих медиаторов.
Задание 1. На экран проецируется слайд, где показано танцующие пары. (один танец называется Вальс – фантазия). Ученики должны включить свою фантазию через критическое мышление для сопоставления фактов, объектов, процессов, чтобы частное перевести в общее, понимание важности процесса для живых организмов.
Ученикам раздается текст со словами американского биолога, лауреата Нобелевской премии Г. Дж. Миллера, который писал:
«Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевленных, но очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные ПА старинного танца. Этот древнейшей на Земле – Танец Жизни. В танцах клетки тела пополняют свои ряды, и мы растем и существуем»
Танец балерин – танец хромосом, которые ведут себя по-разному в зависимости от фазы (этапы танца).
На этапе Развития (рефлексии) предлагается продукт: Танец балерин, к которым учащиеся прикрепляют к прическе бантики, характеризующие уровень усвоения знаний и эмоционального настроя на уроке. (оранжевый - трудно давался материал, много новой терминологии, постараюсь разобраться, чувствовал поддержку; желтый – понимаю тему, но есть некоторые запинки; синий- сложные ПА –понимаю, усвоил сложное поведение хромосом при митозе на разных фазах).
БАЛ БАЛЕРИН, БАЛ ЖИЗНИ.
Тема. Пластический и энергетический обмен в клетке. Фотосинтез.
Цель: сформировать знания об обменных процессах в растительной клетке, на различных фазах; выявить факторы, объекты, вещества, которые характеризуют процессы; подвести к восприятию новой информации и расширение имеющихся знаний; формирование умений анализировать (анализ), сравнивать, и создавать обобщенную информацию о процессе фотосинтеза.
В начале урока предлагается заполнить таблицу «Что я знаю о фотосинтезе»
Мозговой штурм. Ключевые слова , для составления своего рассказа, дающий возможность проверить уровень знаний и необходимость пополнить знания для боле полного представления о процессах в клетке с участием отдельных компонентов.
Знаю |
Хочу знать |
Узнал |
Для включения мыслительной деятельности, предлагается слова русского ученого К.А. Тимирязева «Когда-то, где-то на Земле упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленную былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез…. В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразовался в наши мускулы, в наши нервы …тот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в вашем мозге».
На стадии ОСМЫСЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ заполняют таблицу:
№пп |
Фаза (стадия) |
Где происходит |
Кто (что) участвует |
Что происходит |
Результат |
При изучение тем: «Движущие силы эволюции»
«Классификация организмов в природных сообществах» «Взаимоотношения между организмами в природных сообществах» «Характеристика сообществ. Регуляция численности»
Для актуализации знаний и их развитие предлагаю вызов:
Миллионы лет а не четыре …
Тема: « Равновесие в экосистеме»
Предлагается рисунок: клетки-ткани- органы- организм- сообщество.
Выяснить: как поддерживается равновесие на различных уровнях, которое приводит к равновесию в биосфере. Провести взаимосвязь между гомеостазом и равновесием.
Набор рисунков, в которых ученики должны выявить закономерности равновесия в организме, природе.
Равновесие свойственно природе, и тем самым, на каждом уровне достигается и поддерживается ее универсальный закон.
Биология 8 класс.
Тема: Борьба организма. Иммунитет.
Цель: сформировать четкое понятие иммунитет, на основе введения новых терминов, характеризующие процессы защиты;
раскрыть особенности защитных свойств организма: внешней и внутренней; продолжить формирование ассоциативных факторов мышления, позволяющие выстроить логику мыслительной деятельности в определении форм иммунитета, а также органов, которые выполняют эту функцию.
После организационного момента вниманию учащихся предлагается слайд, где написаны слова:
Выступая с ежегодным посланием президент В.В. Путин, анализируя меры защиты и борьбы с внешним и внутренним терроризмом, процитировал слова великого ученного – химика Д.И. Менделеева: «Разрозненных нас сразу уничтожат. Наша сила в единстве».
Задание: Как высказывание можно связать с нашим уроком? Какие слова можно выделить и перевести на биологический язык?
Определите тему урока, цели, которые позволят освоить тему.
Слова: защита, борьба, внешний, внутренний враг, разрозненных, уничтожить, государство.
Перевод на биологический язык: организм, защита, борьба, внешняя, внутренняя.
Тема: Защита организма. Иммунитет.
Определив тему, ставят перед собой цель: выяснить какая существует защита организма, какая происходит борьба, с чем и с кем; как происходит борьба; выявить какие есть формы иммунитета в зависимости от клеток продуцирующие организмом.
Работают с рисунками, с текстом учебника. На стадии развития (рефлексии) составляют кластер Иммунитет. Виды иммунитета.
Второй кластер: как и чем укрепить иммунитет. Получается продукт творческой деятельности.
Формы защиты: внешняя защита: а) физическая (кожа) б) экологическая (выделение кожи).
Внутренняя защита: кровь; лимфатическая система; костный мозг; тимус.
Антитела –антигены; свой – чужой; армия защитников – антитела против врагов антигенов. Тимус: Т- лимфоциты распознают антигены и их химическую структуру; передают информацию В-лимфоцитам, которые образуются в лимфатических узлах. Они, получив информацию начинают активно образовывать антитела. Если антиген попадает в клетку тогда включается в работу интерферон.
а) антиген- антитело;
б) антиген – антитело.
Укрепление иммунитета:
(составляют кластер).
Задание на закрепление темы на стадии РАЗВИТИЕ
Семь вопросов ЦЕЦЕРОНА:
1 |
Кто? |
Организм, иммунитет |
2 |
Что? |
защищает |
3 |
Где |
Тимус, кровь, лимфатическая система. |
4 |
Чем? |
Антитела, фагоциты |
5 |
Когда? |
Когда есть враг, антигены |
6 |
Как? |
Клеточный и гуморальный |
7 |
Зачем? |
Создание устойчивой защитной системы. |
Укрепление иммунитета:
1 |
Кто? |
Человек |
2 |
Что? |
ЗОЖ, здоровое питание, витамины, отдых, прививки |
3 |
Где? |
Свежий воздух, спортивный зал, прививочный кабинет |
4 |
Чем? |
ЗОЖ, настроением |
5 |
Когда? |
В течении всей жизни. |
6 |
Как? |
С настроением, хорошими эмоциями. |
7 |
Зачем? |
Для того что бы жить |
Выводы:
Активизация мыслительной деятельности влияет на формирование самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности.
Мыслить в процессе обучения с учетом природных особенностей, опираясь на методические и психологические особенности развития школьников , обеспечивает усвоение содержание учебного предмета.
Под руководством учителя создается проблемная ситуация и выстраивается цепь действий для овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Ученик, как открытая система находится в постоянном и непрерывном энергоинформационном процессе обмена с окружающей средой. Он от первоначального анализа постепенно переходит к синтезу, творческому этапу и совершает открытия и может сделать определенные выводы. Происходит развитие сознания учащегося – его личности, самоанализ и самооценка деятельности.
III. Литература:
1.Л.А. Гурик, Педагогические технологии в теории и практике. Ростов – на – Дону. Феникс. 2009.
2.И.О. Загашев, С.И. Заир – Бек. Критическое мышление. Технология развития. Пособие для учителя. – СП Альянс «Дельта» -2003.
3. Л.А. Цветкова Активизация познавательной деятельности на уроках биологии (текст)/ Л.И. Цветкова// Молодой ученый. – 2011.- №5. Т.2