Развитие математической грамотности обучающихся начальной школы через систему PROClass
Развитие математической грамотности
учащихся начальных классов
через систему PROClass
Функциональная грамотность, как нам уже известно, занимает значительное место в системе российского образования, так как задача образования состоит не в передаче объема знаний, не в определении уровня освоения школьных программ, а в способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Математическая грамотность, как одна из составляющих функциональной грамотности, способствует пониманию и использованию математических знаний в разнообразных сферах деятельности.
Основу школьного математического курса составляет решение текстовых задач. Умение решать текстовые задачи – один из основных показателей глубины усвоения учащимися учебного материала, уровня математического развития и математической грамотности. Именно текстовая задача помогает ученикам определять правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей жизни, даёт возможность применять изучаемые теоретические положения, способствует развитию младших школьников. В тоже время, решение именно текстовой задачи является самым трудным элементом в математике. А когда современному ученику что-то трудно, не совсем понятно, он допускает ошибки, интерес к решению исчезает.
В данном случае моему классу помогает работа в системе контроля и мониторинга качества знаний PROClass, которая включает в себя программное обеспЕчение, устанавливаемое на компьютер, и комплект оборудования, состоящий из приёмника сигналов и беспроводных пультов для показа ответа. Вот уже более 10 лет ученики любят выполнять различные задания, в том числе и задачи через данную тестовую систему. Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass позволяет анализировать уровень восприятия и понимания изучаемого материала обучающимися, уровень развития их математической грамотности при индивидуальной и групповой работе.
В текстовой задаче, как ключевом компоненте математической грамотности, важное значение имеет содержание. Если математическая грамотность подразумевает потребность и умение детей применять математику в повседневных (житейских) ситуациях, значит, и текст задачи должен состоять из известных и необходимых для жизни людей понятий, отношений, действий, то есть иметь практическое содержание. Задачи с практическим содержанием усиливают познавательный интерес ребят к математике, раскрывают перед учащимися практическую силу научных знаний, дают возможность применения приобретаемых на уроках математики знаний в жизни при решении бытовых и практических вопросов. Задачи с содержанием, основанным на жизненных ситуациях, назовём их кратко «жизненные» задачи, позволяют всем ученикам работать более эффективно. К сожалению таких задач с жизненно-практическим содержанием в учебниках математики недостаточно, поэтому нам, учителям, приходится самим составлять такие задачи, опираясь на практический опыт учащихся. Это задачи про путь, транспорт и путешествия, про свой дом и одноклассников, про любимых животных и игрушки и т.д.
Вот как выглядят некоторые «жизненные» задачи в системе PROClass: про семейные, личные, выгодные покупки и их оплату деньгами и электронными картами; на взвешивание продуктов; про выгодные тарифы; про подарки родственникам и воспитание в семье; про время маршрута. (демонстрация на слайдах)
«Жизненные» задачи составляем и на основе воспитательной работы, например, акции и мероприятия, посвящённые Дню добра, сподвигли на создание и решение «добрых» задач; День защитников Отечества, Дни воинской славы вдохновляют на решение «военных» задач.
Использование системы PROClass подразумевает создание учителем собственных тестов-задач. Конечно, это требует дополнительного времени в подготовке к занятиям: создание презентации с нужными задачами, введение презентации в систему контроля с настройкой времени для обдумывания решения задач.
Обратимся к одной из задач. (демонстрация на слайде) Работая в PROClassе, ученики используют черновики. В них ребята выполняют соответствующие расчёты (в данной задаче подсчитывают стоимость покупки, высчитывают сдачу, определяют дополнительную покупку, затем, дойдя до ответа, ищут полученный результат на слайде теста и нажимают на пульте кнопку с буквой, соответствующей получившемуся ответу. В системе можно предложить 5 ответов: от А до Е. В этой задаче мы видим уместились 3 варианта ответов, в предыдущей было 5 вариантов, то есть учитель, составляя задачу, продумывает и включает в выбор ответов своеобразные «ловушки», используя возможные ошибки учащихся. Ребята сразу узнают, правильно они решили задачу или нет. Зелёный сигнал на пульте сообщает о верном выполнении задания. Время для обдумывания решения задачи, для расчётов учитель программирует в презентацию с большим запасом. Если все ребята выполнили задание (это на мониторе тоже высвечивается), сразу выходит диаграмма, которая показывает, сколько человек показали верные и неверные ответы. Ученики, отметившие верный ответ, делятся своими рассуждениями и решениями.
В общем, хорошую отметку в PROClassе получить очень непросто, она выставляется в соответствии с таким отношением: 100% выполнение – «5», 80% - «4», 60% - «3». Несмотря на процент выполнения и, порой, неудовлетворительный результат, учащимся всегда нравится работать с пультами PROClass.
К тому же система сразу оценивает решения ребят и в отчёте появляется результат их работы, который учащиеся считают объективным: ведь программа системы оценивала их решения без какой-либо предвзятости (которую современные школьники с родителями любят приписывать учителю). А здесь их оценил, получается, компьютер. И если результат недостаточно хороший, как ни странно, ребята на систему не обижаются, с нетерпением ждут новых заданий в PROClassе.
Для этого учитель ищет или составляет новые «жизненные» задачи, а учащиеся, проводя логические рассуждения, учатся принимать обоснованные решения, развивая свой интеллект и математическую грамотность.