Статья на тему «Развитие математической грамотности на уроках английского языка в начальной школе»
Развитие математической грамотности на уроках английского языка в начальной школе
В современном мире знание иностранных языков становится все более важным, и владение английским языком уже не рассматривается как просто хороший навык, а как необходимость. Особенно важно начинать изучение английского с ранних школьных лет, и эффективное формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе играет ключевую роль в этом процессе.
Согласно учёным-лингвистам Азимову Э.Г. и Щукину А.Н., функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения человека с внешней средой и максимально быстро адаптироваться, и функционировать в ней, а также уровень знаний и умений, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений.
Выделяют следующие виды функциональной грамотности, это:
Математическая грамотность
Читательская грамотность
Естественнонаучная грамотность
Финансовая грамотность
Глобальные компетенции
Креативное мышление
В данной статье рассматривается формирование математической грамотности на уроках английского языка в 4 классе. Задания, предлагаемые учебником на формирование математической грамотности, отличаются разнообразием и представлены чаще всего в игровой форме.
Формирование математической грамотности на уроках английского в 4 классе рассмотрим на примере учебно-методического комплекта УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) от авторов Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс.
Данный УМК завершает серию учебников для начальной школы, имеет чёткую структуру и состоит из разделов, которые включают в себя по шесть уроков. Последний урок курса предусматривает включение англоязычной речевой деятельности в другие виды деятельности с целью осуществления межпредметных связей. В этом уроке школьники получают сведения из разнообразных областей знаний, в том числе и из математики, а задания этого урока помогают формировать математическую грамотность обучающихся.
Само формирование математической грамотности начинается во втором классе, когда учащиеся знакомятся с числительными от 1 до 12, в третьем классе учатся производить простые арифметические действия на иностранном языке. В 4 классе на уроках английского языка происходит знакомство с числительными до 100 и порядковыми числительными. При изучении темы «Make a meal of it» формируется финансовая грамотность, когда учащиеся учатся называть цены и разыгрывают сценки, изображающие процесс покупок продуктов в магазине.
Игровые методики
На уроках в начальной школе эффективно использовать игровые методики для привлечения внимания детей и стимулирования их активности. Игры, ролевые ситуации, коммуникативные упражнения помогают учащимся осваивать новый материал и применять его на практике.
Обучение через практические задания
Практические задания, направленные на решение реальных коммуникативных задач, способствуют развитию умений использования языка на практике. Это может быть создание диалогов, игровых ситуаций, выполнение заданий на взаимодействие в парах или группах.
Использование внеурочной деятельности
Применение языка во внеурочной деятельности также играет важную роль. Внеклассные мероприятия, клубы по изучению английского, чтение книг и просмотр фильмов на английском языке способствуют погружению учеников в языковую среду и развитию их языковых навыков.
Роль учителя
Учитель играет ключевую роль в формировании функциональной грамотности. Его задача — создать интерес к изучению языка, поддерживать мотивацию учеников, создавать условия для практики языка в реальных ситуациях общения и корректировать ошибки, помогая развивать у учеников уверенность в использовании английского языка.
Заключение
Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка в начальной школе является важным этапом в языковом развитии детей. Это процесс, который помогает им не только освоить языковые структуры, но и научиться применять их на практике, развивая уверенность и навыки коммуникации на английском языке, что является важным аспектом их лингвистической подготовки для будущего.
Идеи по развитию математической грамотности на уроках английского языка в начальной школе:
Использование математических терминов на английском:
Включение математических терминов и понятий в английский язык. Например, при изучении чисел и операций с ними (сложение, вычитание, умножение, деление), использование английских слов и фраз вместе с соответствующими математическими символами.
Разработка уроков, направленных на закрепление математических терминов через игры, задания и взаимодействие с учениками на английском языке.
Интеграция математики и английского языка в тематических проектах:
Создание тематических проектов, которые объединяют элементы математики и английского языка. Например, ученики могут исследовать геометрические формы и их названия на английском языке, создавая проектные работы, включающие описание форм, их свойств и примеры из реального мира.
Организация уроков, на которых ученики используют английский язык для решения математических задач и заданий, таких как сравнение чисел, описания графиков и диаграмм, и анализ данных.
Мультидисциплинарные задания и игры:
Проведение мультидисциплинарных игр и заданий, которые объединяют математику и английский язык. Например, игра "Math Bingo" (математическое лото), в которой ученики используют математические термины и английские числовые слова для заполнения карточек или доски.
Создание совместных проектов с учителями математики, в рамках которых ученики могут применять математические концепции и термины на английском языке для выполнения заданий и презентаций.
Вот несколько заданий на развитие математической грамотности на уроках английского в начальной школе:
Числовые игры и задачи:
Задания на сложение, вычитание, умножение и деление на английском языке. Например: "What is 5 plus 3?", "How many apples are there if you take away 2?", "If you have 3 groups of 4, how many in total?" и т.д.
Игры с использованием чисел и математических операций, такие как "Number Bingo" (лото с числами), "Math Race" (гонка по математике), "Math Puzzles" (математические головоломки) и т.д.
Геометрические задания:
Описание геометрических форм и их характеристик на английском языке. Например: "This is a square. It has four sides of equal length. Each angle is 90 degrees." (Это квадрат. У него четыре стороны одинаковой длины. У каждого угла 90 градусов).
Задания на распознавание и классификацию геометрических фигур, например: "Circle the triangles." (Обведи треугольники).
Анализ данных и графики:
Просмотр и обсуждение графиков и диаграмм на английском языке. Например: "How many students prefer apples? How many prefer oranges?" (Сколько учеников предпочитают яблоки? Сколько предпочитают апельсины?)
Создание простых диаграмм или таблиц с использованием данных о количестве или характеристиках объектов. Например, ученики могут составить таблицу с числом фруктов в корзине и представить это на английском языке.
Применение математики в реальной жизни:
Задания, которые требуют использования математических навыков для решения повседневных проблем. Например: "If you have $10 and each candy costs $0.50, how many candies can you buy?"
Различные задачи на тему мер и веса, времени и денег, чтобы показать ученикам, как математика применяется в их жизни.
Эти задания помогут ученикам не только развивать свои навыки в области английского языка, но и улучшать их математическую грамотность, делая уроки более интересными и практичными.