ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по развитию функциональной грамотности обучающихся начальной школы

5
0
Материал опубликован 7 May

КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ КОНТЕКСТНЫХ (СИТУАЦИОННЫХ) ЗАДАЧ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ -2023


КОНКУРСНАЯ РАБОТА


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по развитию функциональной грамотности обучающихся начальной школы

Номинация: индивидуальный проект

Образовательная организация (полное наименование): Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза И.Т.Краснова с. Большая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области



Разработчик проекта: Сорокина Наталия Михайловна, учитель начальных классов









Большая Глушица – 2023

Аннотация

Разработанный проект направлен на формирование функциональной грамотности у учащихся 3 классов через систему заданий. Задания разработаны с учётом возрастных особенностей и способствуют формированию математической, читательской, естественнонаучной, финансовой, креативной грамотности. Проект имеет практическую направленность. Приобретённые навыки и умения пригодятся обучающимся в повседневной жизни.

Обоснование необходимости проекта

В современных условиях к образовательному процессу предъявляются особые требования. Современные дети должны уметь адаптироваться и приспосабливаться к различным условиям в быстро меняющемся мире. Приоритетной целью становиться формирование функциональной грамотности в системе общего образования.

Организационной основой работы по формированию и оцениванию функциональной грамотности являются распорядительные документы федерального, регионального и муниципального уровня:

Указ Президента  РФ от 07.05.2018 г. № 204

 Государственная программа «Развитие образования»

 ФГОС НОО  и ФГОС ООО  от 2021 г.

 Национальный проект «Образование» (региональный паспорт «Современная школа»).

Известно, что компонентами функциональной грамотности являются читательская, математическая, естественно – научная грамотность, а также финансовая, креативное мышление, глобальные компетенции.

Однако несмотря на то, что данной работе большое внимание уделяется на всех уровнях субъектов системы образования РФ, мы имеем одну крайне важную проблему: существующие банки заданий по формированию функциональной
не содержат заданий для обучающихся начальной школы, а содержание учебников, их методический аппарат не позволяет достичь высоких результатов по формированию функциональной грамотности. Для этого необходимо время и средства для издания в печатном виде сборников.

Для меня, как для учителя начальных классов, участвующего непосредственно в формировании функциональной грамотности у младших школьников возникает вопрос: какие задания можно использовать для формирования функциональной грамотности.

Цель: разработать систему заданий, направленных на формирование функциональной грамотности младших школьников.

Задачи:

- изучение нормативно- правовой базы;

- сконструировать и составить задания направленные на формирование функциональной грамотности обучающихся начальных классов;

- включить сконструированные задания в образовательный процесс.

С учётом возрастных особенностей мною были разработаны задания, направленные на формирование функциональной грамотности для учащихся 3 классов.


Планируемые результаты

Метапредметные и предметные (уровень узнавания и понимания):

Читательская

Математическая

Естественно - научная

Финансовая

Креативная

Находит и извлекает информацию из различных текстов


Находит и извлекает математическую информацию в

различном контексте

Находит и извлекает информацию о естественно - научных явлениях в различном контексте

Находит и

извлекает

финансовую

информацию в различном контексте


Соотносит свои действия с планируемыми результатами, осуществляет контроль своей деятельности.


Личностные

Оценивает содержание прочитанного, с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

Обеспечение ориентации в социальных ролях и соответствующей им деятельности

Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественно- научных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.

Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений

Осознавать собственное поведение в командном взаимодействии


Задания 1-2 направлены на формирование читательской грамотности. При работе с текстом учащиеся анализируют полученную информацию, сравнивают, соотносят графическую информацию с текстовой ( задание1). Задание 2 направлено на извлечение знаний из текста. Поиска необходимой информации.

Задание 3 направлено на формирование математической грамотности, а именно соотнесение названий математических терминов с их знаковыми обозначениями.

Задание 4 носит практикоориентированный характер и направлено на развитие математической грамотности. Учащиеся извлекают информацию, представленную в графической форме. Затем записывают решение предложенной задачи.

При помощи задания 5 развивается математическая и финансовая грамотность. Учащиеся извлекают и интерпретируют информацию из графической в текстовую, анализируют полученные данные, а затем находят наиболее выгодное решение для покупки.

Задания 6-7 носят проблемный характер. Учащимся предлагается проанализировать рацион питания студентки, найти продукты, содержащие наибольшее количество витамина С, а также составить сбалансированный рацион питания на один день.

Задание 8 формирует креативное мышление. Работа в парах творческого характера, в котором предлагается придумать то, чего не существует.

Данные задания являются лишь малой частью мероприятий, направленных на развития функциональной грамотности в начальной школе. В дальнейшем комплекс заданий можно доработать и составить авторские сборники заданий, направленных на развитие функциональной грамотности по направлениям.

Почитай текст В.В. Бианки

У кого дом лучше всех?

Ребята решили отыскать самый лучший дом. Оказалось -  не  так  просто решить, какой дом лучше всех других.

Самое большое гнездо у орла.

Оно сделано из толстых  сучьев  и  помещается  на  громадной  толстой сосне.

Самое маленькое гнездо у желтоголового королька. У него  весь  дом  с кулачок, да и сам-то он ростом меньше стрекозы...

Самый  искусный  дом  у слоника- листоверта - маленького жучка с хоботком. Слоник перегрыз жилки  у березовых листьев и, когда листья начали вянуть, скрутил их в  трубочку  и склеил слюнкой. В этот домик-трубочку слониха- самочка снесла свои яички.

 Самые простые гнезда  у  куличка-галстучника  и  козодоя-полуночника. Галстучник положил свои четыре яйца прямо  в  песок  на  берегу  речки,  а козодой - в  ямочку,  в  сухие  листья  под  деревом.  Они  оба  немного потрудились над постройкой дома…

Самое уютное гнездышко у долгохвостой синицы. Эту птицу зовут еще ополовничек, потому  что  она  похожа  на  разливательную  ложку  - половник. Ее гнездо свито изнутри из пуха, перьев и шерстинок, а  снаружи - из мха и лишайников. Оно все  круглое,  как  тыквочка,  и  вход  в  него круглый, маленький, в самой середке гнезда.

Самые удобные домики у личинок ручейников. Ручейники - крылатые насекомые. Когда  они  садятся,  они  складывают крылья крышей у себя на спине и прикрывают ими все свое тело. А личинки ручейников бескрылые, голые, им нечем прикрыться. Живут они на дне ручьев и речек. Найдет личинка сучочек или камышинку величиной со спичку,  склеит  на них трубочку из песчинок и залезает в нее задом, задом. Очень удобно получается: хочешь - совсем спрячься в  трубочку  и  спи там спокойно, никто тебя не увидит; хочешь - высунь передние ножки и ползи по дну вместе с домом: домик-то легкий. А один ручейник нашел валявшуюся на дне тоненькую папироску, залез  в нее, да так и путешествует в ней.

Самый  удивительный  дом  у  водяного  паука-серебрянки.  Этот   паук растянул паутину под водой между водорослями, а под паутинку  на  мохнатом брюшке натаскал пузырьки воздуха. Так и живет паук в домике из воздуха.

 Задание 1. Пользуясь текстом, определи, кто живёт в этих домиках. (умение ориентироваться в источнике информации, извлекать нужную информацию)

t1715061519aa.jpg


t1715061519ab.jpg


t1715061519ac.jpg


t1715061519ad.png


Задание 2. Какую птицу называют «ополовничек»? Почему её так называют?

Задание 3. Соедини знаковую математическую запись с её названием.

5+6

двузначное число

9-4=5

неравенство

2

выражение

8-2 < 3+5

нечётное однозначное число

7

равенство

32

Чётное однозначное число

Задание 4. Пользуясь рисунком, найди массу арбуза. Запиши решение и ответ.

t1715061519ae.jpg

t1715061519af.png

Задание 5. Бабушка к обеду решила испечь пирог с капустой. За продуктами для пирога она отправила внука в ближайший магазин со списком:

Мука высший сорт 2 кг

Молоко1л.

Яйца 1дес

Дрожжи сухие 1 уп.

Масло растительное 1л

Капусту 1 кочан

На всю покупку бабушка дала 500 рублей, а сдачу разрешила оставить внуку себе на карманные расходы. Помоги внуку совершить наиболее выгодную покупку и рассчитай размер сдачи, которую он оставит себе.

t1715061519ag.png


Задание 6.

Шоколад

Прочитайте краткое содержание статьи в газете Daily Mail от 30 марта 1998.

В газетной статье подробно рассказывалось о 22-летней студентке по имени Джессика, которая придерживалась «шоколадной диеты». Она утверждала, что не испытывала проблем со здоровьем, стабильно весила 50 кг, употребляла 90 плиток шоколада в неделю, не ела никакой другой пищи, за исключением одного «полноценного блюда» раз в пять дней. Специалист по питанию прокомментировал: «Я удивлен, что кто-то может жить, придерживаясь подобной диеты. Жиры дают ей энергию, но она не получает сбалансированного питания. В шоколаде имеются некоторые минералы и питательные вещества, но она недополучает витамины. Она может столкнуться с серьезными проблемами со здоровьем в дальнейшей жизни».


Специалист по питанию говорит, что Джессика недополучает витамины. Одним из витаминов, которых нет в шоколаде, является витамин С. Возможно, она могла бы компенсировать его недостаток, если бы включила продукты, богатые содержанием витамина С, в свое «полноценное блюдо», которое она ест раз в каждые пять дней.

Вот перечень продуктов.

1. Рыба

2. Фрукты

3. Рис

4. Овощи

Какие два типа продуктов из данного списка вы бы порекомендовали Джессике, чтобы восполнить нехватку витамина С?

A. 1 и 2

B. 1 и 3

C. 1 и 4

D. 2 и 3

E. 2 и 4

F. 3 и 4

Задание 7. Помоги Джесике составить правильное меню на день, чтобы её питание было сбалансированным.

Пирожное, лимонад, сок, щи с квашеной капустой, рис отварной, шоколад, котлета рыбная, чай чёрный, салат овощной, какао, запеченная курица, чипсы, салат фруктовый, йогурт, каша манная, овощное рагу.

Завтрак


Обед


Полдник


Ужин


Задание 8. Придумайте с другом и изобразите несуществующую геометрическую фигуру. Придумайте и запишите её название.


Список литературы

https://phv-sch1.ru/wp-content/uploads/2021/09/Формирование-функциональной-грамотности-на-уроках-в-начальной-школе.pdf

https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/d61/d61668aa49fc5d71bd0eaeb91464894d.pdf

https://teacher.yandex.ru/posts/razvivaem-funktsionalnuyu-gramotnost-na-urokakh-v-nachalnoy-shkole

http://zapovedsever.ru/images/9/1s9-full.jpg

http://fotoparus.com/blog/wp-content/uploads/2016/11/nest150504-1_Aegithalos_caudatus_2015_0504_1553.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/145691/3199755.87/0_c7ceb_51318ab_orig.jpg

https://iredu.ru/wp-content/uploads/2021/09/doklad.pdf

https://beliro.ru/assets/resourcefile/1551/sbornik-metodicheskix-materialov-ch.2.pdf













Приложение

Критерии оценивания

Задание 1.

1 балл

Все фотографии подписаны верно.

t1715061519aa.jpg

Слоник-листовёрт

t1715061519ab.jpg

Водяной паук-серебрянка

t1715061519ac.jpg

Орёл

t1715061519ad.png

Личинки ручейничка


0 баллов

Дан другой ответ ИЛИ ответ отсутствует



Задание 2.

2 балла

Правильно написано название птицы. Дано пояснение, почему её так называют.

«Долгохвостую синицу, потому  что  она  похожа  на  разливательную  ложку  - половник.»


1 балл

Написано только название птицы, или дано только пояснение, почему птица так называется

0 баллов

Дан другой ответ, или ответ отсутствует

Задание 3.

1 балл

Правильно соотнесены математические записи и их названия.

5t1715061519ah.gift1715061519ah.gif +6

двузначное число

9t1715061519ah.gift1715061519ah.gif -4=5

неравенство

2t1715061519ah.gif

выражение

8t1715061519ah.gif -2 < 3+5

нечётное однозначное число

7

равенство

32

Чётное однозначное число


0 баллов

При соотнесении математических записей и их названий допущена одна и более ошибок.


Задание 4.


Решение выполнено верно. Соблюдена последовательность действий.

10+5+5=20(кг)

20-3=17(кг)

Допускается другая последовательность действий, обоснованно приводящая к верному ответу.

Ответ: масса арбуза 17 килограмм.


2 балла

Выполнены необходимые вычисления и/или рассуждения, приводящие к ответу, получен верный ответ.

1балл

Выполнены все необходимые вычисления и/или рассуждения, приводящие к ответу, но допущена одна вычислительная ошибка, из-за которой получен неверный ответ

0 баллов

Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше


5 задание


Выгодная покупка

Мука высший сорт 2 кг

( 2 пакета по 1 кг) 35р.*2=70р.

Молоко1л. 65 р.

Яйца 1дес. 83р.

Дрожжи сухие 1 уп. 46р.

Масло растительное 1л 110р.

Капусту 1 кочан 60р.

70+65+83+46+110+60= 434р. - стоимость наиболее выгодной покупки.

500-434=66р.- сдача


Допускается другая последовательность действий, обоснованно приводящая к верному ответу.


3балла

Все товары из списка куплены. Подобран вариант наиболее выгодной покупки. Расчёты выполнены верно. Записан размер сдачи.

2 балла

Все товары из списка куплены. Подобран вариант покупки с товарами повышенной стоимости. Сумма покупки не превышает 500 р. Расчёты выполнены верно. Записан размер сдачи.

1 балл

Все товары из списка куплены. Подобран вариант покупки с товарами повышенной стоимости. Сумма покупки не превышает 500 р. Расчёты выполнены верно. Размер сдачи не записан.

0 баллов

Куплены не все товары по списку, ИЛИ расчёты выполнены с ошибкой, ИЛИ стоимость покупки превышает 500р ИЛИ задание не выполнено.

Задание 6.

1 балл

Выбран ответ

Е. 2 и 4

0 баллов

Дан другой ответ или ответ не дан совсем.

Задание 7.

2 балла

Мt1715061519ai.gif еню составлено правильно. Допускается замена напитков обед ужин

Завтрак

каша манная, какао

Обед

щи с квашеной капустой, рис отварной, котлета рыбная, чай чёрный, салат овощной


Полдник

салат фруктовый ИЛИ йогурт

Ужин

овощное рагу, сок


1 балл

Допущена 1-2 ошибки при составлении меню.

0 баллов

В меню включены «вредные» продукты питания (лимонад, чипсы, пирожное) ИЛИ допущено 3 и более ошибок ИЛИ задание не выполнено.

Задание 8.

2 балла

Изображена несуществующая геометрическая фигура. Дано название данной фигуре.

1 балл

Дано только изображение несуществующей геометрической фигуры.

0 баллов



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.