Интеллектуальное развитие обучающихся в начальной школе через дидактические игры

Интеллектуальное развитие обучающихся в начальной школе через дидактические игры.
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский
Дидактические игры - одно из средств, применяемых педагогами для развития интеллектуальных способностей обучающихся на начальной ступени обучения, а обучающимся - возможность проверить и развить свои способности, возможно, не раскрытые ранее. Письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие; индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные, игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные) – выбор вариантов зависит от педагогического мастерства учителя, уровня подготовки класса к усвоению материала.
Я широко использую в своей работе (как в урочное время, так и во внеурочной деятельности):
- игры на планирование: лабиринты, магические квадраты,
- игры на комбинирование: танграм, игры со счетными палочками и т.п.
- аналитико-синтезированные игры: соедини линиями пары, вычеркни лишнее, продолжи ряд и т.п.
- литературные игры: заинтересованность к чтению у учеников.
Проведение дидактической игры имеет свои особенности, которые нужно обязательно учитывать в работе для достижения желаемого, спрогнозированного результата. В первую очередь это правильно выбранный темп игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, утомляет всех участников.
Например,
а) Словесная дидактическая игра, например, «Съедобное-несъедобное». б) Математический диктант. Под диктовку учащиеся в тетради, а одни из них на классной доске, открытой под углом 45* составляют цепочку ответов, потом сверяем свои результаты с результатом на доске.
Цели проводимых мной дидактических игр:
применение индивидуальных средств обучения и контроля усвоения изученного материала;
интеллектуальное развитие младших школьников;
создание комфортных условий для развития творческих способностей обучающихся, побуждающих к активной деятельности;
Больший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих сообразительности, ребусы, чайнворды.
Особенность дидактических игр в наличии дидактической задачи, подчёркивающей обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей.
Важным значением дидактической игры является то, что она развивает творческую самостоятельность, активность мышления, культуру поведения и речи у обучающихся.
В дидактических играх перед детьми ставятся различные задачи, для их решения требуется от участников сосредоточенность, мыслительные усилия, для преодоления трудности. Они, безусловно, способствуют развитию у обучающихся ощущений и восприятий, усвоению знаний.
Необходимо стремиться к тому, чтобы обучающийся, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.
Дидактическая игра, как фрагмент урока или внеурочной деятельности, имеет особое значение и место в образовательном процессе.
Поэтому следует считать целесообразным и желательным проведение интеллектуальных и развивающих игр и во внеурочное время, и во время занятий, а также активное включение учащихся в этот процесс.