Приёмы формирования читательской грамотности у обучающихся начальной школы

6
0
Материал опубликован 13 May в группе

Приёмы формирования читательской грамотности у обучающихся начальной школы


«Люди перестают мыслить,

когда перестают читать».

Д.Дидро

Введение

В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская грамотность.

Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных элементов готовности к жизни в современном обществе. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся этой составляющей функциональной грамотности. Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной школы, решающей задачи реализации требований государственного образовательного стандарта.

Целенаправленно работать с книгами ребенок начинает в начальной школе. Именно на этом этапе важно привлечь ребенка к чтению, развивать его читательский интерес. Но интерес со стороны учащихся изменяется. Он не исчезает совсем, но трансформируется вслед за изменением способов получения информации. Это явление имеет свое объяснение, и на первом месте, несомненно, развитие новых технологий и овладение ими. Ребенок, в отличие от взрослого, владеет этими новыми способами добывания знаний в недостаточной степени, в то время как книга, к сожалению, отходит на второй план. Как следствие, образуется некий «провал» и снижение интереса из-за ограниченной возможности найти что-либо интересующее в данный момент. Только учитывая степень начитанности учащегося, его читательские пристрастия, действительные литературные наклонности, можно педагогически умело формировать культуру чтения школьников. Читательская грамотность во многом определяет личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников мы рассматриваем не только как педагогическую, психологическую, методическую, но и как социальную проблему. Требования к читательской грамотности в современном обществе постоянно возрастают.

Под читательской грамотностью понимают необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению [2]. Работа по формированию читательской грамотности осуществляется через уроки литературного чтения, русского языка.

Работа по формированию читательской грамотности реализовывается и через внеклассную деятельность, здесь важны отношения педагогов, библиотекарей, учеников и родителей.

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению. Ведь единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей – основное условие успешного формирования ребенка–читателя в семье, поэтому максимально использую воспитательный потенциал семьи, устанавливаю контакты с родителями, оказываю им необходимую помощь.

Положительные результаты приносят нестандартные формы работы с детской книгой, способствуют повышению интереса к самостоятельному чтению книг читательские конференции, устные журналы, занятия в клубе семейного чтения, выпуск литературной газеты, конкурсы и викторины.

Доказано, что читатели, в отличие от нечитателей, способны мыслить в категории проблем, имеют большой объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Читающие дети – залог успешности нации в будущем.

Так, Е.Л. Гращекова полагает, что меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, круг чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. [7].

Для формирования читательской грамотности предлагаются следующие приемы.


Приёмы по формированию читательской грамотности.

1.Приём «Шерлок».

Цель: увеличение угла обзора зрения и скорости чтения.

Описание: на листе бумаги напечатаны самые разные, не очень длинные слова. Они разрезаны на карточки и в произвольном порядке разложены перед ребёнком. Называется одно слово и предлагается его найти. Слова могут быть, например, такие: рама, кисель, стул, золото, мышь, ручка, рот, колено, лето, озеро, рак.
Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего.


2.Приём «Летом я поеду на море!»

Цель: развитие умения читать выразительно и передавать голосом чувства и эмоции.

Описание:

ученикам предлагается прочитать предложение «Летом я поеду на море!» с разной интонацией:

спокойно;

с раздражением;

радостно;

со страхом;

громко;

тихо;

грустно.



3.Приём «Прочитай поговорку правильно».

Цель: формирование осознанности чтения.

Описание: прочитать правильно, сосредоточиться на смысле поговорки

В гостях хорошо, а дома – хуже.

Ус хорошо, а два – лучше.

В темноте, да не в обиде.

Дыма без коня не бывает.


4.Приём «Реконструкция слова в составе предложения».

Цель: формирование умения осмыслить и оценить содержание предложений.

Описание: прочитай оба предложения. Определи недостающее второму предложению слово.

Маша живёт недалеко от КОЛЫШ. Недалеко от школы... Маша.

Весна была АННЯЯР. Была ранняя...

Мороз сковал УЛИЖ. Лужи... мороз.

Птицы клевали НАРЁЗ. Клевали... зёрна.


5.Приём «Реконструкция двух слов в составе предложения».

Цель: формирование умения правильно прочитывать слова.

Описание: прочитай оба предложения. Определи недостающее второму предложению слово.

На опушке АСЕЛЦВЕРАСЛА ива. Ива расцвела на......

Фёдор ТАКАЕТ Аню на НАСКАХ. Аню на... катает...


6.Приём «Лови ошибку».

Цель: формирование умения правильно прочитывать слова.

Описание: в тексте в некоторых словах встречаются неправильные слова. Прочитай правильно.

Уходит ЕНЬОС. Часто идут ДИДОЖ. На ЦЕУЛИ дует сильный НЫЙЛОДХО ветер. ТИДЕ играют дома. Был КИЙЖАР день. Ярко светит НЫШСОЛКО. Папа, мама и я ХАПОЕЛИ к реке. РОШОХО летом возле воды. Несла девочка РОВЕД воды. Ведро ЛОБЫ худое. Вода ЛАТЕК на землю. А девочка была ДАРА. Ей нести стало ЧЕЛЕГ. Пришла она МОЙДО, а воды в ведре нет.


7.Приём «Письмо с дырками».

Цель: формирование читательского умения интегрировать и интерпретировать информацию текста.

Описание: вставь недостающие слова

(Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится»)

Зима недаром злится,

Прошла ее ________ —

Весна _______ стучится

И ___________ со двора.

И все засуетилось,

Все ________ Зиму вон —

И ______________ в небе

Уж подняли ___________.

_________ еще хлопочет

И на ___________ ворчит.

Та ей в глаза ________

И пуще лишь шумит...


8.Приём «Синквейн»

Цель: развитие творческих способностей

Описание: Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – фраза, несущая определенный смысл;

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составление синквейна – это полезная весёлая игра, которая обогащает словарный запас, развивает речь и мышление, а также хороший способ контроля и самоконтроля.

В.А.Осеева "Почему"

Бум

Озорной, ласковый

Щекотал, обвинили, выгнали

В дверь скребётся, тоскует

Пёс.

9.Приём «Работа с вопросником».

Цель: формирование умения самостоятельно работать с текстом.

Описание: детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Вопросник по произведению С. Я. Маршака  «Рассказ о неизвестном герое»

 1.  Кто является главным героем произведения?

2.  Кто ищет парня?

3.  Опишите этого парня, используя текст.

4.  На каком виде транспорта ехал наш герой?

5. Что он увидел, стоя на подножке?

6.  Как поступил парень?

7.  На каком этаже был пожар?

8.  Кого он увидел в огне?

9.  Найдите в тексте отрывок, в котором описывается, как парень выносил девочку из огня.

10.  Как вели себя люди на улице?

11.  Опиши пожарных и их действия.

12.  Кто просил помощи у пожарных?

13.  Как поступил парень, отдав ребенка маме?

14.  Можно ли назвать этого парня героем? Почему?

15.  Каким должен быть герой по твоему мнению?

 Заполни таблицу, запиши в тетрадь.

 

Неизвестный герой

Внешний вид (до пожара и после)

 

Черты характера (можно использовать слова для справок)

 

Поведение в разных ситуациях

 

Слова для справок:  решительный,  добрый,  смелый, ловкий, умелый, необщительный, осторожный, бесстрашный, отважный,  расчетливый, хитрый, скромный, отзывчивый.


10.Приём «Тонкий и толстый вопрос».

Цель: закрепление навыка формулирования вопросов.

Описание: ребята сами задают вопросы

Кто … Что …

Как звали …

Правильно ли поступила…

Дайте объяснение, почему..

Оля съела... …

Предположите, что будет, если…


11.Приём: «Пол-арбуза».

Цель: увеличение темпа чтения.

Описание: прикрыть закладкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Необходимо прочитать текст, видя только верхушки букв или только нижнюю часть слов.

2 вариант игры. Изготовить карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрезать вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки. Далее данное упражнение усложняется, добавляется целые тексты.


12.Приём «Чтение в кружок».

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Описание: озвучиваю задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.


13.Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».

Цель: развитие аналитического мышления.

Описание: применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.


14.Приём «Уголки».

Цель: формирование умения вдумчиво читать, обнаруживать в тексте доводы.

Описание: можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.


15.Приём «Написание творческих работ».

Цель: развитие творческих способностей.

Описание: детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение.


16.Приём «Чтение с остановками».

Цель: формирование вдумчивого чтения.

Описание: учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: "А что же будет дальше?".

Чтение начинается на стадии осмысления и проходит в несколько этапов: чтение — вопросы по тексту — предположения. Эта цепочка повторяется столько раз, сколько отрывков в тексте.

Вопросы должны быть разными по уровню сложности и затрагивать все аспекты восприятия.

Вопрос "Что из ваших предположений сбылось?" задается первым, а вопрос "Что будет дальше?" — последним.


17.Приём «Верите ли вы, что…».

Цель: систематизация имеющейся информации

Описание: учитель заранее подготавливает 10–15 вопросов, связанных с темой и содержанием домашней работы. Каждый вопрос должен начинаться с фразы: «Верите ли вы, что...». Некоторые вопросы должны содержать правильную информацию, некоторые — ошибочную.

Биография Н. Н.Носова
1…
. Николай Николаевич Носов родился 23 марта 1908 года в городе Киеве?
2… Отец его был актером?
3… Николай Носов работал художником-мультипликатором?

4 …. Н. Носов в юности увлекался театром, музыкой, много занимался самообразованием
4…Н. Носов написал такие произведения «Фантазеры», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Приключения Незнайки и его друзей»?.
5… Шляпа может быть живой?
6… Все началось с того, что Н. Носов начал придумывать и рассказывать веселые истории своему племяннику?
7… у него были еще два брата и сестра?
8… Кроме музыки и театра Носова влекло к фотографии, шахматам, электротехнике?
9… ему приходилось с 14 лет подрабатывать торговлей газетами, косарем, землекопом?
10… Николай Носов ушел из жизни 26 июля 1979 года?


18.Приём «Чтение с пометками»

Цель: формирование умения читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Описание: учитель предлагает обучающимся по ходу чтения текста на полях ставить значки:

«V» — знакомая информация;

«+» — новая информация;

«–» — я думал (думала) иначе;

«?» — это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

















Заключение


Развитый читатель должен уметь извлекать информацию из текста, на ее основании строить простые суждения, а также строить собственные рассуждения на основании прочитанного, интерпретировать и оценивать информацию, данную в тексте. Человек с такими качествами востребован в современном обществе и будет способствовать его развитию. Именно поэтому формирование читательской грамотности школьников – одна из приоритетных задач современного российского образования. Формирование читательской грамотности школьников на уроках помогает решить важную образовательную современности – развитие ребенка, формирование активной личности и компетентного профессионала. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных умений и навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека. Все эти качества очень важны в условиях постоянного обновления информации.

При использовании на уроках указанных приёмов, у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

Эффективность данной работы, прежде всего, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Если учитель ставит перед собой цель – формирование читательской грамотности, то, безусловно, при системном подходе учитель добивается высоких результатов. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» ( И.Г. Песталоцци).


























Список использованных источников и литературы


1. Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова [и др.]. – Москва : Российский учебник; Вентана-Граф, 2018.

2. Воюшина М.П. Методика обучения литературе в нач. школе: учебник для студентов высшей учебных заведений / под ред. М.П. Воюшиной. – Москва: Издательский центр «Акадения», 2010.

3. Галактионова, Т.Г. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова, М.И. Гринева и др. – Москва: Просвещение, 2011.

4. Губанова, М.И. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования / М.И. Губанова, Е.П. Лебедева. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2017. – №12.

5. Дьякова Е.А. Развитие грамотности чтения как компонента функциональной грамотности в школе / Е.А. Дьякова. – Текст: непосредственный // Русская речевая культура и текст: материалы XI Международной конференции / под общей редакцией Н.С. Болотновой. – Томск, 2020.

6. Ермоленко В.А. Функциональная грамотность в современном контексте / В.А. Ермоленко. – Москва: Ин-т теории образования и педагогики Рос. акад. образования, 2002.

7. Колесова О.В. Приемы формирования читательской грамотности младших школьников / О.В. Колесова. – Нижний Новгород: НГПУ, 2018.

8. Кузнецова Е.П. Методы и приемы работы с текстом при обучении разным видам чтения / Е.П. Кузнецова, А.М. Кошелева. – Чита: Молодой ученый, 2016.

9. Кузнецова М.И. Международное сравнительное исследование грамотности чтения младших школьников PIRLS: концепция, основные результаты и тенденции / М.И. Кузнецова. // Педагогические измерения. – 2017. – №2.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации