Формирование графических умений у младших школьников на уроках изобразительного искусства
ВЬЮНОВА ОЛЬГА ВЯЧЕСЛАВОВНА
Учитель, обучающийся магистратуры, Уральский государственный педагогический университет; Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа им. А. Н. Арапова», Свердловская область, пгт Верх – Нейвинский
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы развития графических умений у младших школьников, дается характеристика понятия «графические умения», описываются методы развития графических умений у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Ключевые слова. Графические умения, младшие школьники, художественное образование, упражнения, формирование, изобразительная деятельность.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» перед учителями стоит необходимость в пересмотре подхода к преподаванию изобразительного искусства в школе, так как художественное образование и эстетическое воспитание граждан осуществляется посредством реализации образовательных программ в области искусств. Для этого необходима подготовка квалифицированных творческих и педагогических работников в области искусств, способных успешно решать современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности [ 10 ].
В настоящее время выявлена проблема по формированию графических умений у детей начиная с дошкольного возраста. Суть этой проблемы заключается в недостаточном внимании со стороны воспитателей за овладением графическими средствами и способами изобразительной деятельности детьми. В связи с этим первоклассники испытывают трудности не только в изобразительной деятельности, но и при письме.
Графические умения усваиваются путем только целенаправленного обучения, что важно при формировании преемственных связей между обучением в детском саду и в начальной школе.
На сегодняшний день ситуация определяет явление развитого мозга и не развитой руки, которая препятствует развитию творческих способностей младших школьников. Неумение детей рисовать приводит к потере интереса к этой деятельности. Для нормального формирования способностей к рисованию большое значение имеет моторное развитие ребенка, и особенно развитие движений его рук, координации руки и глаза, формирование графических умений рисования.
Как свидетельствует практика, изобразительная деятельность младших школьников является важным средством их самовыражения, но ввиду недостаточного развития у них графических умений и навыков, которые необходимы для создания рисунка, обучающиеся не могут передать художественный образ. Анализ процесса создания ребенком изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны - умений выразить эти представление в графической форме на плоскости листа бумаги, а также подчинить движение руки задаче изображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей в целях образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.
К основным художественно - изобразительным способностям учеников относятся зрительная память, художественно-образное мышление, пространственное представление, воображение, составляющие внутреннюю духовно-психологическую деятельность юных художников. Материализовать в наглядной, эстетичной форме результаты такой деятельности позволяют графические умения, в связи с чем не подлежит сомнению необходимость формирования графических умений учащихся начальной школы [1, с. 4 ].
Для формирования графических умений у младших школьников необходимо выполнять конкретные действия. Постоянные упражнения, занятия рисованием, живописью имеют целью как закрепление, совершенствование технических приемов, графических и живописных умений и навыков, так и постепенное овладение знаниями различных правил научных положений в области изобразительного искусства (часть которых, кстати, относится к техническим приемам) [ 3, с. 49 ].
Любое умение невозможно сформировать без выполнения упражнений и повторений, тем не менее, упражнение результативно только в третьем этапе развития навыка, а два первых этапа — это не механические упражнения, а сознательная действительность [ 6, с. 27 ].
Необходимость обучения графическим умениям в общеобразовательной школе, совершенствование графического образования играет важную роль в развитии познавательных способностей обучающихся и их мышления.
По мнению доктора педагогических наук А.В. Запорожца формирование графических умений, овладение знаниями и умениями начинается в начальной школе на уроках изобразительного искусства посредством изображения, так как в основе всех видов изображения лежит рисунок. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в нем раскрываются особенности воображения, эмоционально-волевой сферы, мышления. С помощью рисунка ребенок может более глубоко осмыслить интересные для него сюжеты. Рисование - это - творческий труд [ 2 ].
Формирование графических умений и навыков у младших школьников - это специальная педагогическая задача. Однако не все учителя рассматривают эту проблему. Часто считается, что специальная, целенаправленная отработка этих умений и навыков не нужна, поскольку ученики сами в процессе обучения изобразительному искусству приобретают необходимые умения, что в корне неверно.
Обучающийся усваивает способ работы с учебным материалом, задаваемый ему учителем и перерабатывает его под себя. Но этот переработанный способ нередко включает нерациональные приемы, которые затрудняют формирование графических умений.
Для реализации задач и содержания образовательного процесса по формированию графических умений учителю необходимо обратить внимание на формирование у детей высокой точности координированных движений руки, накопление необходимого графического опыта изображения предметов, форм, знаков и линий различной конфигурации, развитие точности зрительного восприятия, тонкости мышления, ощущений и т.п. Выбор конкретного содержания обусловливается психофизиологической характеристикой двигательных компонентов письма, особенностями регуляций движений руки ребенка школьного возраста, характером его ведущей деятельности.
Особенности графических умений и навыков в рисовании школьников рассматривали такие учёные, как Т. С. Комарова, И. A. Грошенков, И. М. Соловьев, которые выделили особенности предметного рисования, включающие в себя: строение, форму предметов, пространственную организацию рисунка.
Б.М. Неменский в своих работах указывал на то, что несформированность графических умений у младших школьников вызывает у них трудности в обучении. Эти трудности проявляются обычно сразу, с самого начала обучения, что является причиной возникновения ситуации неуспеха и ведет за собой целый ряд взаимосвязанных познавательных и личностных проблем [ 5, с. 13 ].
По мнению Н. М. Сокольниковой, показателем наличия сформированности графических умений является то, что ребенок, начинает выполнять действия, не обдумывая заранее, как он будет его осуществлять, не выделяя отдельных, частных операций [ 9, с. 68 ].
Графические умения, как часть изобразительной деятельности явились предметом исследований Т. С. Комаровой. В своих трудах доктор педагогических наук Т. С. Комарова определяет графические умения как исполнительный компонент художественной деятельности.
В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-двигательной координации) отмечается именно в возрасте 7 – 11 лет [3, с. 54 ].
Комарова Т. С. рассмотрела сложную систему содержания графических умений, составляющих технику рисования (формообразующие движения, обобщенные способы изображения, сенсорные способности к рисованию), в которую включены:
1) группа исполнительских графических умений (умение пользоваться законами воздушной и линейной перспективы в процессе рисования);
2) группа инструментальных графических умений (умение работать с различными рисовальными материалами: карандаш, краска, гуашь, пастель, сангина и использовать их основные свойства и т.д.);
3) группа художественно-выразительных графических умений (умение использовать основные выразительные средства рисунка: линия, штрих; умение графическими средствами достигать образного решения в передаче объектов, выявляя яркие характеристики изображаемого (создание художественного образа и т.д.) [3, с. 26 ].
Каждая деятельность ребёнка предполагает выполнение тех или иных действий.
Успех в формировании графических умений находится в прямой зависимости от овладения способами их реализации.
Каждое новое действие дети вначале выполняют неточно, медленно, т. е. несовершенно. Иногда им даже неизвестно, как надо начинать то, или иное действие.
Мы считаем, что изобразительная деятельность в младшем школьном возрасте предстает как средство самовыражения, но из-за недостатков знаний и умений, необходимых для создания рисунка, обучающиеся не всегда могут точно передать какой - либо образ. Только овладев графическими умениями, школьники смогут наиболее точно выражать свои мысли на бумаге. Для изображения нужны ясные и отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме.
Для формирования у ребенка графических умений необходимо не только подобрать специфические методы и приёмы, но и обучать его с помощью системы специальных упражнений и игр, направленных на развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т. е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности.
Изучив Концепцию В.С. Кузина «Школа реалистического рисунка – освоение графической грамоты», мы пришли к выводу, что для формирования графических умений на уроках изобразительного искусства соответствует именного примерная программа В.С. Кузина, на основе которой обучают в общеобразовательной школе.
Для формирования графических умений младшим школьникам предлагается использовать для творческих заданий разнообразные художественные материалы: карандаш, фломастеры, цветные мелки и др.
Рисунок, который непосредственно связан с графикой, лежит в основе всех видов искусства, поэтому важно уже с первых лет обучения развивать графические умения работы с простым графитным карандашом и другими графическими материалами [ 4 ].
В системе формирования графических умений младших школьников важное место занимают тренировочные упражнения, которые учитель проводит с целью развития координации движений, моторики малых мышц руки, композиционных навыков, умение воспринимать и отражать характерные формы предметов. В работе с младшими школьниками используют упражнения игрового характера. Упражнение не должно быть самоцелью, а средством к овладению техникой рисования и способствовать качественному формированию графических знаний, умений, навыков в работе с различными графическими художественными материалами, применяемыми в различных графических техниках, как стандартных так и не стандартных.
В методике изобразительного искусства общая классификация методов пока не составлена. Существуют лишь отдельные описания авторами групп методов: Н.Н. Ростовцев описывает исторически сложившиеся методы: метод копирования, натуральный, геометральный, свободного развития, использования учебных моделей, личного показа учителем, обобщения форм
и др. 8 . Отдельные авторы разрабатывали методы обучения изобразительному искусству по разделам курса: методы обучения живописи - Г.В. Беда, Г.Б. Смирнов, А.П. Яшухин; методы обучения рисунку - B.C. Кузин, Н.Н. Ростовцев, А.П. Сапожников; методы обучения композиции - Е.В. Шорохов и др. Отдельные группы методов описаны авторами по уровням и областям их применения. В истории методики можно встретить и другие методы: игра как метод; драматизация, иллюстрирование, конструирование, моделирование как метод; эксперимент как метод обучения, метод рисования по памяти, с натуры, по воображению и др.
В процессе изучения графического искусства дети изучают возможности линии, пятна, точки, штриха, учатся применять эти средства выразительности в творческих работах. С целью обеспечения эффективности, прочности усвоения знаний учитель внедряет в свою работу классические методы в сочетании с инновационными технологиями. С целью разнообразия организации учебной деятельности применяются различные ситуации сказочного содержания, разыгрывание ролей, творческие упражнения. Которые являются неотъемлемым элементом работы на уроке изобразительного искусства.
Таким образом, использование знаний об особенностях графики как вида изобразительного искусства, освоение стандартных и нестандартных графических техник. Рациональное использование классических и инновационных методов обучения и рациональный выбор форм организации учебно-познавательной деятельности. Внедрение тренировочных упражнений обеспечивает надлежащий уровень усвоения знаний, умений и навыков в процессе изучение графического искусства младшими школьниками.
ЛИТЕРАТУРА
Алехин, А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа : книга для учителя /А. Д. Алехин. – М.: Просвещение, 1984. – 135 с. - Текст : непосредственный.
Запорожец, А. В. Избранные психологические труды / А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с - Текст : непосредственный.
Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования / Т. С. Комарова. – М.: Педагогика, 1990. – 57 с. - Текст : непосредственный.
Кузин, В.С. Концеция «Школа реалистического рисунка – освоение графической грамоты» / В. С. Кузин URL : https://present5.com/koncepciya-kuzina-v-s-shkola-realisticheskogo-risunka/ (дата обращения 10.10.2021) - Текст: электронный.
Курсовая работа на тему «Развитие графической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства» - URL : https://infourok.ru/kursovaya-rabota-na-temu-razvitie-graficheskoy-deyatelnosti-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-na-urokah-izobrazitelnogo-iskus-1202141.html (дата обращения 11.10.2021) - Текст: электронный.
Мажинова С. И. Некоторые методы и приемы, используемые для развития графических навыков у первоклассников // Наука через призму времени.-2019.- № 6 (27) - URL : http://www.naupri.ru/journal/1918 ( дата обращения 23.09.2021) - Текст: электронный.
Мишина Н.В. Методы развития графических умений подростков в процессе художественно – проектной деятельности // Современные проблемы науки и образования.- 2014.- № 4 - URL : https://science-education.ru/ru/article/view?id=14397 (дата обращения 15.09.2021) - Текст: электронный.
Ростовцев, Н. Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием / Н. Н.Ростовцев. - М.: Просвещение, 1987. – 175 с.- Текст : непосредственный.
Сокольникова, Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства в начальной школе / Н. М. Сокольникова. – М:. Издательский центр «Академия», 1999. – 217 с. - Текст : непосредственный.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. От 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации – ст. 83. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ - Текст : электронный (дата обращения 23.09.2021).