Статья на тему «Развитие памяти у детей младшего школьного возраста с ОВЗ»

0
0
Материал опубликован 20 November 2018

Воспитатель КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» Бойко Галина Ивановна

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта. Это одна из самых популярных психических особенностей человека. Память начинается с того, что наши органы чувств принимают информацию, поступающую из окружающего мира, а мозг производит её запись в виде биохимических изменений в составе клеток, в виде электрических импульсов, которые циркулируют по нервным цепям. Итак, на входе запоминание, сохранение, на выходе - воспроизведение. При этом часто по одному процессу – воспроизведению судят о качестве работы всего аппарата памяти. Разумеется, лучшей считается память у того, кто запоминает быстро и много. К сохранению, предъявляют требования – хранить надёжно, долго, без потерь.

Из теоретического источника мы выяснили, в чём сущность памяти. Развитие памяти достигается наибольшей силы к 10-13 годам. Однако у детей с ограниченными возможностями здоровья данное развитие отстаёт по времени, что обусловлено сложной структурой умственного дефекта. Важными особенностями памяти таких детей являются: замедленное и плохое запоминание, неустойчивое сохранение и низкая продуктивность воспроизведения словесного материала. Уровень развития кратковременной памяти и скорости заучивания учебного материала у детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида существенно ниже среднего. По наблюдениям на самоподготовке и воспитательных мероприятиях приходишь к выводу, что дети лучше воспроизводят содержание текста по вопросам, чем в самостоятельных монологических высказываниях.

В развитии памяти игровые приёмы играют большую роль. Отечественные педагоги внесли большой вклад в разработку проблемы игры, используемой в процессе обучения. Работы отечественных дефектологов также содержат указания на роль игры на занятиях. Особо подчёркивается коррекционное значение этого вида деятельности (А.Н.Граборов, М.М. Нудельман, М.Ф.Гнездилова и др.) Как показывает исследование введение игрового компонента в содержание занятия полезно и оказывает заметное влияние на развитие памяти воспитанников. Получая во время игры много эмоциональных впечатлений, дети начинают воспринимать учебный материал более осознанно.

Рассмотрим разучивание стихотворения наизусть на самоподготовке. Начнём с того, что в вводной части самоподготовки нацеливаю детей на выполнение домашнего задания:

Прозвенел уже звонок, начинается урок

Проверь, дружок , всё ль на месте, всё ль в порядке,

Книжка, ручка и тетрадка?

Все ли ровно сидят, на учителя глядят.К нам в гости пришла тетушка Сова. Она очень умная и любит, когда ей дети рассказывают стихи (заранее на доске прикрепляю красочный рисунок совы). В данном случае у детей появляется интерес. Используем также при заучивании приём соревнования: кто лучше, выразительнее прочитает стихотворение (проверку начинаем с сильных учащихся). За время многократного повторения слабые учащиеся лучше запоминают текст. Можно использовать игру «Вопрос – ответ». Воспитатель начинает строку, а воспитанник продолжает. Этот приём хорош при пробелах в воспроизведении стихотворения. В процессе занятия следует помнить, что дети нуждаются в постоянной помощи, в одобрении своих действий. После окончания заучивания текста, необходимо подвести итог, определить, кто лучше рассказал тетушке Сове стихотворение.

Введение в структуру самоподготовки физкультминуток, сочетающих различные упражнения, которые сопровождаются стихами, всегда хорошо запоминаются детьми и способствуют развитию памяти.

Для развития памяти можно использовать любые ситуации, игры. Например, пришли в парк. Выбрали для себя ориентир (старый дуб у скамьи) оставляю там игрушку. При этом объясняю детям по каким приметам легче найти игрушку и на обратном пути провожу соревнование: кто быстрее найдёт предмет, а после прогулки спрошу, что дети видели по пути . Также, игровые приёмы позволяют индивидуализировать работу на занятиях, давать задания посильные каждому воспитаннику, с учетом его умственных и психофизических особенностей. Любая словесная игра имеет целью помочь ребенку овладеть знаниями, умением самостоятельно припоминать нужный речевой материал и пользоваться им. Однако, нужно помнить , что дети легко возбуждаются, быстро отвлекаются, забывая о главном. Правила игры должны излагаться кратко, доступно, результат игры должен быть понятен детям. В процессе игры следует помнить, что дети с ограниченными возможностями здоровья из-за свойственной им неуверенности в себе нуждаются в помощи и одобрении своих действий. После окончания игры необходимо подвести итоги, определить победителей.

Таким образом, в развитии и коррекции памяти важную роль играет способ её восприятия. Положительное влияние носит использование вопросного плана, непроизвольность запоминания, эмоциональная насыщенность фрагментов. Велика роль отдыха в запоминании материала, постановки задач перед воспитанниками, их собственная активность и предварительные инструкции. Актуальным является разработка игровых форм развития памяти, упражнения с применением наглядного образца, словесного описания, сюжетно-ролевые игры, заучивание стихотворений, соревнование с товарищами.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.