Проект «Использование игровых технологий для развития мыслительных способностей и познавательных действий у детей младшего школьного возраста с ОВЗ»

1
0
Материал опубликован 7 November 2020

 

Использование игровых технологий для развития мыслительных способностей и познавательных действий у детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

 

Автор опыта: Грибкова Антонина Ивановна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №29


 

Магадан 2020г.


 


 


 

Выписка из протокола педагогического совета


 

Решение:

- обобщить опыт работы воспитателя Грибковой А.И. по теме «Использование игровых технологий для развития мыслительных способностей и познавательных действий у детей младшего школьного возраста с ОВЗ в процессе формирования элементарных математических представлений .

                                                                   Аннотация

Данные материалы педагогического опыта содержат апробированные на практике игровые приемы и увлекательные упражнения по развитию мыслительных способностей и формированию познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий.

Избранные методы и приемы (интеллектуальные игры А.З.Зака, игры-головоломки, разнообразные конструкторы, пазлы, дидактические игры, игры на плоскостное моделирование, мозаики, ребусы) соответствуют ФГОС ДО, способствуют формированию общей культуры личности детей, развитию интеллектуальных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности.

Проведение интересных практических занятий, интеллектуальных игр помогает детям осваивать содержание основной программы , способствует приобретению опыта самостоятельного решения познавательных задач, позволяет педагогу моделировать образовательную среду в соответствие с индивидуальными особенностями и уровнем развития детей.

Предназначено педагогам начальных образовательных организаций.

 

Рецензия

на педагогический опыт

Грибковой А.И.

Представленный опыт использование игровых технологий для развития мыслительных способностей и познавательных действий у детей в процессе формирования элементарных математических представлений в рамках образовательной области «Познавательное развитие» по направлению «формирование элементарных математических представлений» является актуальным материалом, который будет полезен работникам школ гувернерам и родителям при организации образовательной работы с воспитанниками.

Антонина Ивановна в своей работе подробно раскрывает понятия «мышление», «познавательное развитие», «познавательные интересы», «познавательные действия», «мыслительные способности». Для их развития автор опыта предлагает использовать интеллектуальные игры: игру А.З.Зака «Как гусеница и муравей в гости ходили», другие игры математического содержания этого же автора, ребусы, головоломки, логические задания, самостоятельно разработанные интеллектуальные игры.

Новизна опыта состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями образовательного законодательства.

Специально созданная предметно-пространственная среда, систематическое проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми по составленному Грибковой А.И. перспективному плану, интеграция математического содержания в игру и двигательную деятельность способствуют формированию у воспитанников мотивации к познанию, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радости от собственных достижений.

Представленные материалы диагностики познавательного развития воспитанников свидетельствуют о том, что организованная работа по развитию мыслительных способностей и формированию познавательных действий у детей с использованием интеллектуальных игр способствует повышению уровня развития математических способностей детей .

Опыт работы по теме «Использование игровых технологий для развития мыслительных способностей и познавательных действий у детей младшего школьного возраста с ОВЗ в процессе формирования элементарных математических представлений» может быть рекомендован к использованию в работе с детьми .

 

Информация об опыте

 

 

Психологические особенности детей младшего школьного возраста с ОВЗ всегда привлекали внимание и интерес педагогов и психологов. Так, Л.Н Толстой считал, что в течение первых 7 лет жизни человек приобретает в своем развитии больше, чем за всю последующую жизнь.

Одной из главных особенностей младшего школьного возраста является развитие произвольности ведущих психических процессов. Этот факт отмечался практически всеми учеными, занимавшимися этим возрастным периодом (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Ж.Пиаже, Р.С.Немов, П.Я. Гальперин, А.П.Усова, Н.Н. Поддъяков, Д.Б. Эльконин).

Исследования Ж.Пиаже показали, что до 7 лет ребенок дошкольного возраста находится на предоперационной стадии мышления, т.е. у него начинают формироваться внутренние мыслительные операции, но они еще несовершенны. Только к 7,5 годам дети начинают правильно решать предложенные задачи, но их логическое мышление связано только с конкретными проблемами, в то время как формальная логика у них только начинает развиваться.

Исследования развития взаимосвязи между восприятием и мышлением у детей в возрасте 3-7 лет привели Л.А. Венгера к мысли о существовании модельной формы мышления, промежуточной между образным и логическим мышлением. Значимая роль образного и схематического мышления обусловила разработку Л.А. Венгером и другими учеными программ развивающего обучения для младших дошкольников с ОВЗ с использованием образного материала. Специально организованная непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию с использованием образного материала, мнемотаблиц, занимательных задач с яркой наглядностью позволяют формировать начальные математические представления детей о количестве, величине, признаках и свойствах предметов. Необходимо также обеспечить предметно-пространственную среду специальными дидактическими игрушками и пособиями, с которыми дети могут действовать как организованно, под руководством взрослого, так впоследствии и самостоятельно.

Данный материал содержит описание педагогического опыта работы по использованию игровых технологий для развития мыслительных способностей и познавательных действий у детей дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений - игры А.З.Зака «Как гусеница и муравей в гости ходили», игр математического содержания, ребусов, познавательных задач с использованием образного материала, рекомендации педагогам по организации образовательной деятельности с детьми и созданию развивающей предметно-пространственной среды.

                               Условия возникновения и становления опыта

Каждый ребенок ОВЗ — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей — помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка, научить его исследовать объект и его свойства.

Очень большое внимание познавательному развитию дошкольников уделяется в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о  себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. 

К стадиям познавательного развития относят: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности. 

ФГО использует термины: Познавательное развитие; Познавательные интересы; Познавательные действия.

Что обозначают эти термины, есть ли разница между ними?

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. Ядром познавательного развития является развитие мыслительных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются как условие успешного овладения и выполнения деятельности.

Познавательные интересы – это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Наличие познавательных интересов у воспитанников становится очевидным по количеству и качеству вопросов, которые задают дети, недаром их называют «маленькими почемучками». В три года ребенок засыпает вас вопросами, а к старшему дошкольному возрасту он сам старается находить ответы на свои вопросы в ходе познавательных исследовательско-экспериментальных действий.

Познавательные действия – это активность ребенка, при помощи которой он стремится получить новые знания, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора. Конечно, каждый воспитатель наблюдал такие действия у своих воспитанников в ходе непосредственно образовательной деятельности, подвижных, дидактических игр, конструирования. Яркой иллюстрацией познавательного интереса и познавательных действия является ситуация, когда в группу приходит ребенок с планшетом и вокруг него собирается стайка мальчишек, с интересом наблюдающая за тем, как он проходит уровни игры. Дети активно задают вопросы, а затем обязательно кто-то попросит дать и ему попробовать пройти игровой уровень. Так познавательный интерес переходит в познавательное действие.

Работа по развитию мыслительных способностей и формированию целенаправленных познавательных действий у детей должна пронизывать все сферы жизни и совместной деятельности воспитанников и педагогов в общем, а также использовать эффективные формы и методы формирования математических представлений - частности. В связи с этим познавательное, математическое развитие дошкольника не может сводиться к обучению счету, измерению и вычислению, к получению готовых знаний. Особую ценность сегодня приобретает развитие познавательных способностей, самостоятельного творческого мышления, которые позволяют не только наилучшим образом усваивать новые знания, но и при необходимости использовать их в других ситуациях и творчески преобразовывать.

Мой собственный опыт и наблюдения показали, что в последние годы возникла такая тенденция: система образовательной работы с дошкольниками старшего дошкольного возраста стала во многом использовать школьные формы и методы обучения, нередко они сводятся к обучению детей счету, чтению, письму. К этому стремятся и родители детей, стремясь наилучшим образом подготовить ребенка к школьному обучению. Но федеральный стандарт дошкольного образования возвращает нас к истинно детским культурным практикам: игре, исследовательской деятельности, театрализации, восприятию художественной литературы, познанию на деятельностной основе…. Передо мной встала проблема: как обеспечить развитие мыслительных способностей детей, как создать целостную систему работы, активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не перегружая детей и побуждая их к самостоятельной познавательной деятельности? Изучение различных технологий и методик привело меня к интеллектуальным играм, с помощью которых я и построила работу по развитию мыслительных способностей и формированию познавательных действий у детей младшего школьного возраста.

                                                    Актуальность опыта

Проблема умственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, занимающихся формированием творческого математического мышления и развития самостоятельности у детей.

Школьники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, сохраняя личную независимость суждений и действий.

Использование игровых технологий для развития мыслительных способностей и познавательных действий у детей дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений вызвано целым рядом причин: интенсификацией школьного обучения, обилием источников информации и необходимостью уметь с ними работать, распространением компьютерных технологий, уходом от школьно-урочной модел образования и ведением личностно-ориентированного, деятельностного подхода в рамках субъект-субъектной концепции образования.

Одна из задач, которые ставит перед педагогами образования ФГОС , такая: «формирование общей культуры личности детей… развитие интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности» (пункт 1.6.6). Для решения поставленной задачи педагогам-практикам необходимо найти такие формы, средства и методы, которые позволят эффективно, с учетом ведущих видов деятельности школьников, организовать процесс познавательного развития и обеспечить психолого-педагогические условия для достижения ребенком целевых ориентиров дошкольного образования на этапе завершения детства в рамках образовательной области «Познавательное развитие», а именно:

- овладение ребенком основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в игре, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании.

- развитие воображения как одного из познавательных психических процессов.

- проявление любознательности. Это значит, что ребенок задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей.

- склонность к экспериментированию.

- наличие знаний о себе, природном и социальном мире, в котором дошкольник растет.

К концу дошкольного возраста ребенок должен овладеть также элементарными основами естествознания и математики.

Ведущей деятельностью у младших школьников является игровая деятельность. Поэтому применяемая мной система занятий по методическому пособию А.З.Зака, а также самостоятельно разработанные конспекты непосредственно образовательной деятельности с использованием интеллектуальных игр являются скорее системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». Взаимодействие с воспитанниками осуществляется с позиций учебно-игрового партнерства, о котором подробнее будет рассказано в разделе «Технология опыта».

Предметом моего педагогического исследования стало развитие математических способностей детей 7лет.

Задачи:

формирование у воспитанников мотивации к познанию, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радости от собственных достижений;

развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии);

увеличение объема внимания и памяти;

совершенствование образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

Ожидаемый результат: предполагается, что организованная работа по развитию мыслительных способностей и формированию познавательных действий у младших школьников будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей:

у детей выработан интерес к самому процессу познания математики;

воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок;

самостоятельно находят способы решения познавательных задач;

стремятся к достижению поставленной цели;

умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

Такова актуальность и условия формирования моего педагогического опыта: « Использование игровых технологий для развития мыслительных способностей и познавательных действий у детей младшего школьного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений»

                                      Ведущая педагогическая идея опыта

Каждый человек от природы наделен мышлением. А возможность им управлять и все связанные с этим процессы - сравнение, анализ, синтез - именуются мыслительными способностями.

Мышление – психолого-познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира. Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Отличие мышления от остальных психических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. Особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное.

Мышление включает в себя не только элемент познания. Когда мы узнаем новую информацию, то включаем ее в перечень уже имеющихся в нашем кладезе знаний. Так происходят операции анализа информации и синтеза – объединения с уже имеющимся знанием.

Все мы различны, а значит, у всех людей мыслительные способности изначально развиты по-разному. Но их особенность такова, что такие способности можно совершенствовать.

Основной дидактический принцип, заложенный мною в работу с детьми - это принцип развивающего обучения и научное положение Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие.

Игры доктора психологических наук Анатолия Залмановича Зака способствуют формированию у воспитанников познавательного интереса, желания и привычки думать, развитию стремления узнать что-то новое. Решение с детьми занимательных задач служит надёжной основой их умственного развития.

Во-первых, успешное выполнение заданий требует от ребенка не реальных, а воображаемых изменений ситуации, поскольку в игре не нужно ничего реально перемещать, а необходимо лишь представлять, куда возможны перемещения ее персонажей.

Во-вторых, содержание занятий составлено так, что на одних из них ребенок будет в позиции отгадывающего, в других – проверяющего отгадки, в иных – в позиции загадывающего.

В - третьих, игра построена так, что сложность последующих занятий в отношении предыдущих постоянно возрастает (например, за счет увеличения количество клеток игрового поля), но это возрастание реализуется постепенно.

В – четвертых, при построении игровых заданий специально учитывается то, чтобы последующее занятие никогда не повторяло предыдущее – это обеспечивает поддержание интереса ребенка к заданиям.

В – пятых, игровые задания строятся из того расчета, чтобы имелась возможность использования разных способов их успешного выполнения – это позволяет ребенку проявлять инициативу в поиске путей достижения цели, способствует развитию у ребенка интеллектуальной гибкости, возможности с разных сторон посмотреть на одну и ту же ситуацию.

Вывод: Благодаря амплификации интеллектуального развития дети ведут активный самостоятельный поиск новых средств и способов решения познавательных задач, открывают мир математики. В свою очередь, математика является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей.

                                                 Теоретическая база опыта

 

Самым благоприятным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективного развития и дает возможность ребенку достичь больших высот в своем развитии. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образцов и легкость манипулирование ими.

Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. Речевые высказывания ребенка способствуют осознанию им хода и результата этого действия. Проблема связности и непротиворечивости детских суждений на данном этапе выступает на первый план. Поэтому данный вид мышления называют словесно-логическим. Развитие логического мышления имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

Чтобы ребенок стал использовать слово, как самостоятельные средства мышления, он должен усвоить выработанные человечеством понятия, т.е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах. Но между словами-понятиями взрослого и словами представлениями ребенка есть существенные различия. Имеющиеся у детей представления стихийно не могут превратиться в понятия. Их можно лишь использовать для формирования понятий. С этой целью ребенка сначала учат при помощи собственных действий выделять в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание понятия. Дальнейший ход его формирования заключается в замене ребенком реальных действий развернутым рассуждением, которое в словесной форме воспроизводит все основные моменты этого действия.

В основе опыта, лежат идеи отечественных и зарубежных педагогов - психологов по проблемам развития мышления: Л.С. Выготского, П.П. Блонского, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, В.В Давыдова, А.И. Мещерякова, И.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.В. Брушлинского, Ж. Пиаже, М. Монтессори. Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - это единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые ставит жизнь, человек размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Изучение теоретических основ умственного развития детей старшего дошкольного возраста позволило выделить положения, являющиеся основными для работы:

Положение Л.С. Выготского о том, что обучение может дать развивающий эффект лишь при условии, что ребёнок усваивает новые знания не пассивно, а активно в процессе практической деятельности; о том, что при обучении, направленном на развитие мыслительной деятельности, ребёнок становится способным самостоятельно добывать и систематизировать знания, т.е. саморазвиваться.

Положение П. Гальперина о том, что обучение должно строиться в соответствии с закономерностями поэтапного формирования умственных действий. Когда происходит постепенный переход действия из практического (внешнего) плана в умственный (внутренний) план.

Положение Ж.Пиаже, П.Гальперина, Л.Венгера о том, что под развитием мышления в дошкольном возрасте рассматривается развитие способности к анализу, сравнению, обобщению, классификации, сериации, абстрагированию.

Также я успешно использую перевернутую систему разнокомпетентного партнерства, когда с позиции компетентности выступает ребенок, а с позиции недостаточной компетентности – взрослый

 

 Новизна опыта

Опыт состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями образовательного законодательства.

Новизна данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Для младших школьников ОВЗ игра имеет огромное значение: игра - это учеба, игра - это труд, игра - это серьезная форма воспитания, а также способ познания окружающего их мира.

 

Технология описания опыта

 

Главной целью моей работы явилось создание психолого-педагогических условий для использования игровых технологий и познавательных действий у детей младшего школьного возраста с ОВЗ возраста в процессе формирования элементарных математических представлений : игры А.З.Зака «Как гусеница и муравей в гости ходили», авторской игры «Северячок в гостях у друзей», игр математического содержания, ребусов, познавательных задач с использованием образного материала, игровых упражнений с палочками Кюизенера.

В процессе совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста я осуществляю работу по формированию математических представлений в непосредственно образовательной деятельности, в повседневной жизни, а также создаю развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной познавательной деятельности воспитанников: это «Уголок познавательного развития», включающий игры-головоломки, разнообразные конструкторы, пазлы, дидактические игры, игры на плоскостное моделирование, мозаики, ребусы.

В непосредственно образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста я ввожу содержание методического пособия А.З.Зака «Как гусеница и муравей в гости ходили». Игра проводится в свободное время. Эту интеллектуальную игру можно использовать в работе с детьми от 4 лет в форме индивидуальной работы, а со старшими дошкольниками – в групповой форме.

Задания игры «Как гусеница и муравей в гости ходили» создают условия для активизации развития умственной деятельности ребенка, а игровая форма реализации позволяет удерживать интерес детей к выполнению заданий.

Полноценное включение ребенка в игру предполагает проведение регулярных занятий, каждое из которых включает выполнение 8-10 заданий, помещенных на отдельном листе – порядковый номер листа соответствует номеру занятия. Первые 2-3 задания дети выполняют в совместном обсуждении с воспитателем, а остальные задания – самостоятельно. После этого мы с детьми проверяем и обсуждаем результаты.

Пособие А.З.Зака предусматривает проведение 50 игровых занятий по 20-30 минут в зависимости от возраста детей. Я провожу два занятия в неделю с детьми старшей или подготовительной группы с октября по май. В старшей группе задания предлагаю более упрощенные, больше в форме игры.

В зависимости от возраста детей и в соответствие с содержанием непосредственно образовательной деятельности я вношу разнообразные дополнения и изменения в игру: увеличиваю или уменьшаю количество игровых заданий, вношу изменения в условие познавательной задачи. Интересно проходит моделирование условий задачи с участием детей, когда они сами исполняют роль гусеницы или муравья.

.

Различные постановки задач, визуальное сравнение рисунков, нахождение их общих и отличительных признаков дают ребёнку возможность научиться анализировать. В целом использование многообразных геометрических изображений в игре развивает у ребёнка пространственное воображение, зрительную память, образное мышление.

Цель в играх «Познавать играя» - научить детей выделять в любой информации отношения двух видов. К первому из них можно отнести наглядные отношения сходства и различия. Ко второму виду можно отнести закономерные отношения, скрытые от непосредственного восприятия, но раскрываемые путём умозаключения.

Сюжетной основой игры «Обмены» являются известные в жизни случаи, когда, например, люди меняются квартирами. Изменение местоположения «жителей домиков» и составляет содержание игры, в которой они перемещаются по определённым правилам. Игра способствует развитию планирования возможных действий для достижения требуемого результата. Эта способность тренируется в ходе продумывания разных вариантов преобразования исходного расположения нескольких элементов в конечное.

В игре «Дебют мыслителя» представлена система обоснованных методических приёмов, которые позволяют достаточно полно и точно характеризовать и контролировать развитие интеллекта детей 6-10 лет. Цель – с одной стороны, представить материал, помогающий выявить особенности мышления у детей, а с другой – предложить пути наиболее эффективного использования этого материала для повышения интеллектуальной готовности детей к обучению.

Игровая ситуация не предполагает порицания на неправильное выполнение задания, в позиции учебно-игрового партнерства дети оказываются помощниками педагога при внесении в обучение игровой мотивации.

Также я успешно использую перевернутую систему разнокомпетентного партнерства, когда с позиции компетентности выступает ребенок, а с позиции недостаточной компетентности – взрослый. Суть и назначение такого переворачивания в следующем.

Основной потребностью детей в общении со взрослым, проявляющейся у них в возрасте около 5 лет, является потребность в уважении со стороны взрослого. Это уважение взрослого по отношению к ребенку должно претворяться в такое реальное взаимодействие, при котором оно принимает совершенно явные и очевидные внешние действенные формы, а не просто внутренне испытывается и переживается взрослым. Поэтому огромное положительное значение для детей младшего дошкольного возраста имеют ситуации, в которых они могут научить взрослого тому, что они знают и умеют, а взрослый – нет; влиять на принятие решений о содержании совместной деятельности; фиксировать и исправлять ошибки взрослого. Например, в некоторых заданиях воспитатель обращает внимание детей на то, что на листе нет загадок-заданий, а нарисованы одни отгадки, поскольку указано, откуда и куда пошла гусеница:

.

t1605178215ao.gif

t1605178215ap.gif

 

 

 

 

+

 

 

t1605178215aq.gif

 

 

-

t1605178215ao.gift1605178215aq.gift1605178215ar.gift1605178215ar.gift1605178215ao.gift1605178215ar.gift1605178215as.gift1605178215at.gif.

И так описывается 11 ходов гусеницы. При этом детям напоминается, что ходит гусеница только прямо. Детям предлагается с позиции компетентного партнера проверить: правильно ли указаны ходы гусеницы.

- умение замечать и исправлять свои и чужие ошибки;

- умение задавать вопросы по содержанию темы;

-умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, производить при этом разнообразные мыслительные операции: анализировать, сравнивать, группировать;

- умение решать, проверять и загадывать познавательные задачи в игровой ситуации.

Формы реализации математического содержания опыта в образовательном процессе группы старшего дошкольного возраста:

обучение в повседневных ситуациях (игра, прогулка);

театрализация с математическим содержанием;

игровая непосредственно образовательная деятельность (свободное участие детей );

фронтальное НОД с четкими правилами, обязательное для всех;

свободные беседы об истории математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно — прикладного искусства, дизайна;

самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде.

Методы и приемы

практические (игровые);

экспериментирование;

моделирование;

игра – драматизация

Дидактические средства:

наглядный материал (книги, компьютер):

мнемотаблицы к играм «Как гусеница и муравей в гости ходили»

«Северячок в гостях у друзей»,

палочки Кюизенера,

 

дидактические игры.

Мнемотаблица — это таблица, разделенная на определенное количество квадратов, каждый из которых содержит изображение (схематичное - букв, цифр, предметов). Мнемотаблица тренирует фотопамять, развивает логическое мышление, воображение, смекалку, тренируется умение составлять связный рассказ по образам. Основной прием для запоминания мнемотаблиц у дошкольников - это составление сюжета. Таким образом, сюжетная форма проведения интеллектуальной игры «Как гусеница и муравей в гости ходили» с использованием мнемотаблиц полностью отвечает особенностям психологического развития детей дошкольного возраста.

                              Рекомендации по использованию опыта

                     Как разбудить интерес у детей к игре А.З. Зака?

 

Рекомендую:

1. Создание игровой ситуации. Знакомство с героями игры - Гусеницей и Муравьём. Используется 4-клеточное поле.

2. Найти одиночные ходы гусеницы и муравья. («Куда может пойти...?» или 2-й вариант – «Откуда может прийти»...?).

3. Используем 6-клеточное поле, (задания те же, а также дополнительно: «Найти правильный ход», «Проверить: может ли так ходить...?») - правильный ход обозначается галочкой.

4. Берём 8-клеточное поле. Задания: найти неверный ход. Ввести понятие «начальная и конечная клетка» - одиночного хода.

5. Используем 9-клеточное поле. Задания с двумя ходами (т.е. делаем два шага). Ввести понятие «промежуточная клетка».

6. В игру вводится 12-клеточное поле. Идет отработка различных типов заданий.  

7. Используем 16-клеточное поле.

8. Дети самостоятельно загадывают загадки педагогу и друг другу, придумывая путешествие героев.

9. Авторский этап. Педагог создает игры по подобию игры А.З.Зака: можно придумать другое поле, составить путешествие либо для одного героя, либо для нескольких. Мною проводится авторская игра «Северячок в гостях у друзей».

На каждом этапе освоения игры А.З.Зака рекомендую использовать такие типы заданий как:

Дети решают загадки;

Проверяют верность ходов;

Ребёнок самостоятельно сочиняет загадки.

10. Важно интегрировать математическое содержание игры «Как гусеница и муравей в гости ходили» и других интеллектуальных игр в повседневную деятельность: использовать пространственные игры с участием детей, проводить дидактические и развивающие игры математического содержания в режиме дня.

11. Предметно-развивающая среда группы должна быть наполнена материалами, стимулирующими познавательную деятельность детей: пазлами, конструкторами, головоломками, настольно-печатными играми на развитие логического мышления.

 

                                  Рекомендации по использованию опыта

Методика направлена на оценку овладения элементами логического мышления детей с ОВЗ.
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации