Выступление «Развитие обучающихся через сочетание видов деятельности на занятиях в детской мультстудии»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Тотемский Центр дополнительного образования»
«Развитие обучающихся
через сочетание видов деятельности
на занятиях в детской мультстудии»
Автор: Попова Нина Сергеевна,
педагог дополнительного образования
Тотьма, 2019
Для эффективного и качественного образовательного процесса по программам дополнительного образования необходимо использовать при обучении сочетание разнообразных видов деятельности детей. Это не только поможет поддерживать интерес детей к достаточно кропотливому процессу, но и поможет разностороннему развитию младших школьников.
Как можно сочетать разные виды деятельности и как данные виды деятельности влияют на развитие младших школьников на занятиях технического творчества, я хочу показать на примере детской мультстудии, руководителем которой являюсь.
Процесс обучения созданию мультфильма сложен и прост одновременно. Простым он кажется засчёт отработанной технологии создания (т.е. этапы создания мультипликации чётко последовательны и повторяются от м\ф к м\ф). Сложность состоит в том, чтобы удержать интерес и мотивацию обучающихся в этом долговременном и довольно трудоёмком процессе. Как это сделать?
Это возможно, если включить в процесс обучения создания мультипликации сочетание различных видов деятельности младших школьников. Всем известно, что в младшем школьном возрасте ведущими видами деятельности являются: учебная, игровая, спортивная, трудовая и творческая. Обратим более пристальное внимание на творческую деятельность младших школьников (так как именно этот вид деятельности непосредственно касается программы дополнительного образования).
Итак, если представить, что на создание одного мультфильма в нашей студии длительностью около 3-х минут уходит примерно от 2 до 6 месяцев (в зависимости от технологии), то не трудно догадаться о том объёме детской терпеливости, которое необходимо удержать на протяжении всего процесса. В этом может помочь сочетание различных видов деятельности на занятии. Рассмотрим их более подробно.
Никто не отменял теоретическую составляющую в процессе изучения нового материала, т.е. получение детьми теоретической информации (беседа, просмотр учебных фильмов, рассматривание иллюстративного материала, просмотр видеофрагментов, мультипликационных фильмов с последующим обсуждением и др.).
Практическая деятельность также включает в себя разные виды деятельности с точки зрения технологии создания мультипликационного фильма:
-обсуждение идеи
-разработка сюжета будущего мультфильма
-раскадровка
-изготовление персонажей и декораций
-анимационное действие (съёмка, монтаж)
-просмотр готового продукта с последующим обсуждением
Кроме теоретической и практической работы, на занятиях в детской мультипликационной студии используются и другие «дополнительные» виды деятельности, которые включают в себя различные направления творческой деятельности.
Изобразительная деятельность и ручной труд
(рисование, лепка, аппликация и другие).
Данные виды деятельности применяются практически на всех этапах создания мультфильма (это и создание раскадровки м\ф, и эскизные наброски, и создание персонажей и фонов м\ф, а так же при выполнении различных упражнений по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству).
* Используется для развития мелкой моторики рук, художественного вкуса, способностей детей в художественном и декоративном творчестве.
Конструирование (из деталей конструктора, например, ЛЕГО; бумаги, подручных материалов).
*Данный вид деятельности служит для развития сенсорики, воображения, конструкторских способностей, мышления и логики.
Чтение литературных произведений (используется для и знакомства с разными жанрами литературного чтения).
*Развивает речевую активность обучающихся, обогащает словарный запас обучающихся, развивает интонационные умения
Театрализованные игры (диалоги, мини-сценки, настольный театр).
* Используется для развития артистизма, выразительности речи, что важно на этапе озвучивания мультфильма
Речевые разминки (скороговорки, имитация звуков, чтение стихотворений, подражание речи героев сказок и мультфильмов).
*Используется для развития речи детей.
Логические задачи (загадки, ребусы, кроссворды).
*Развивают мышление, смекалку.
Творческое рассказывание (сочинить и рассказать сказку, придумать новый сюжет для уже известной сказки, придумать и рассказать историю о … и т.п.).
* Способствует развитию памяти, внимания, воображения и фантазии.
Проектная деятельность (создание индивидуального мультфильма).
*Развивает самостоятельность, ответственность, трудолюбие и упорство в достижении цели.
Игровые задания (различные игры: словесные, настольные, малоподвижные и др.).
* Направлены на развитие внимания, воображения, эмоционального выражения и др.
Оздоровительные моменты (физкультурные минутки, арт- терапия, музыкотерапия, и др.).
*Способствуют поддержанию здоровья обучающихся в процессе обучения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при обучении детей по программе технической направленности в объединении детской мультипликации используется сочетание разнообразных видов деятельности, что даёт большие возможности для многостороннего развития ребёнка в ходе деятельности, а так же помогает сохранить интерес детей в ходе обучения созданию мультипликации.