Статья на тему «Развитие детской одарённости через внеурочную деятельность»
«Развитие детской одаренности через внеурочную деятельность»
Стадник Елена Леонидовна,
заместитель директора по УР
I. Погружение в проблему.
Сегодня мы с вами должны погрузиться в проблему развития детской одаренности через внеурочную деятельность. Мы знаем, что одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные дети – это дети, обладающие врожденными высокими интеллектуальными, физическими, коммуникативными, творческими способностями. Бесталантных детей нет. Важно только научить их раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.
Основные парадигмы развития одаренности:
- все дети одарены от природы;
- на развитие одаренности влияет педагогический фактор;
- развитие способностей на уроке;
- развитие способностей во внеурочной деятельности.
Сегодня мы постараемся с вами составить модель работы с одаренными детьми через внеурочную деятельность. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам образовательное учреждение обязано организовать внеурочную деятельность с обучающимися, в том числе с одаренными и талантливыми детьми. Внеурочная деятельность с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, так как внеурочные формы и методы обладают широкими возможностями выявления и развития детской одаренности.
Для того, чтобы составить модель работы с одаренными детьми, необходимо назвать «современные педагогические технологии в работе с одаренными детьми», «формы работы», определить достоинства внеурочной деятельности, принципы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе. Так же нам нужно затронуть и проблемы, которые встают перед педагогами, при организации работы с такими детьми.
II. Рассмотрим несколько ключевых моментов.
Виды одаренности:
Академическая одаренность – ярко выраженная способность учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов.
Интеллектуальная одаренность – умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения и интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то пять, то два): блестяще по одному предмету и «так себе» по другому.
Творческая одаренность – это, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь (способности только к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности).
Принципы работы с одаренными детьми:
Методы работы:
1.Создание технологии успеха:
- формирование положительной «Я»-концепции (я нравлюсь себе и другим);
- авансирование;
- «Эврика» (создание проблемной ситуации на уроке);
- эмоциональное поглаживание (раздаю комплименты, подбадривающие слова).
2.Исследовательский
3.Частично-поисковый
4.Проблемно-диалогический
5.Проектный
6.Мозговой штурм
7.Групповая дискуссия
8.Театрализованные праздники
9.Включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия
10.Экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей
11.Поддерживать и развивать самостоятельность в обучении
12.Обеспечить гибкость и вариативность учебного процесса
13.Предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети)
14.Обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов деятельности.
4) Достоинства внеурочной деятельности:
- привлекательность для детей и учителей в менее традиционных видах деятельности, чем урок;
- ребенок является активным участником процесса;
- совместная деятельность педагогов и учащихся, творческий процесс.
5) Чем привлекательна внеурочная деятельность для развития детской одаренности:
Форма обучения одаренных детей | Особенности |
Менторство | Менторы – это Учителя с большой буквы. Менторы могут: 1)иногда вовлекаться в работу с группой или отдельными одаренными детьми для того, чтобы расширить их знание о мире профессий, специальностях и видах деятельности; 2)работать с малой группой или одним одаренным ребенком над проектом на протяжении достаточно длительного времени; 3)достигать уровня классического понимания термина «наставник», то есть личный учитель, тот кем ученик увлекается, кому стремится наследовать, и тот, кто влияет на всю его жизнь |
Библиотерапия | Особенно эффективна, потому что: 1)одаренные дети рано начинают читать и интересуются книгами; 2)книги предоставляют им возможность общаться с талантливыми людьми всех времен и народов. Успешная библиотерапия требует: 1)прочтение специально подобранной книги, что в той или другой степени отображает аналогичную проблему; 2)следующего обсуждения прочитанного |
6) Требования к личности учителя, работающей с одаренными детьми:
- нравственность;
- мотивационная готовность к работе;
- знание психологии одаренных детей;
- эрудированность;
- знание всех областей человеческой жизни;
- любознательность;
- поисковая активность;
- увлеченность своим делом;
- желание работать нестандартно.
Модель работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности
Модель работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности | ||||
Информационное направление | Развивающее направление | Координационное направление | Диагностическое направление | Кадровое направление |
- привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к проблемам одаренных детей | - организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов | - организация работы коллектива | - формирование банка методического обеспечения для выявления одаренных детей | - повышение квалификации педагогов |
- организация работы библиотеки | - создание условий для участия в конкурсах, интеллектуально-творческих мероприятиях, олимпиадах. Использование системы информационно-коммуникативных технологий | - обеспечение нормативно-правовой базы | - проведение диагностики одаренных детей | - мотивация педагогов |
| - создание условий для применения новых педагогических технологий, проектной деятельности | - организация объединений дополнительного образования | - создание системы психологического сопровождения одаренных детей | |
| | - ресурсное обеспечение | | |
| | Контроль и анализ деятельности | | |
| | - формирование банка данных об одаренных детях | | |
Система работы с одаренными детьми, особенно во внеурочной деятельности обеспечивает профессиональный рост учителя, педагога, способствует развитию творческой активности, повышает мотивацию работать в инновационном режиме, заметно влияет на качество образования и воспитания учащихся, что позволяет педагогу работать в режиме развития.