Статья «Развитие детской инициативы и самостоятельности на логопедических занятиях. Проектная деятельность»

4
0
Материал опубликован 11 December 2021 в группе

Заверткина Наталья Викторовна, учитель-логопед

                                                                 Муниципальное автономное дошкольное

                                                                 образовательное учреждение детский сад №4

                                                                 г. Екатеринбург, Железнодорожный район


Развитие детской инициативы и самостоятельности на логопедических занятиях. Проектная деятельность


Самостоятельность, инициативность, проектная деятельность, логопедические условия реализации проектной деятельности.


В статье представлен практический опыт работы учителя-логопеда по развитию детской инициативы и самостоятельности, развитию устной речи в процессе организации проектной деятельности с дошкольниками, имеющими речевые нарушения.


Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

Самостоятельность дошкольника, рассматривается как стремление и способность ребенка настойчиво решать задачи своей деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания и готовности к школьному обучению (Агеев В. В., 2008). Самостоятельность проявляется в создании сюжетов и организации совместных игр, в умении выполнять значимые поручения взрослых (родителей и педагогов), способности адекватно оценивать собственную деятельность и поведение, деятельность и поведение других детей.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Условием реализации общеобразовательной программы дошкольного образования является поддержка индивидуальности и инициативы детей через:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной).

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от педагога), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Диагностика речевого развития дошкольников в дошкольной организации показывает, что у детей наблюдается нарушение речевых и неречевых функций: правильного произношения звуков, фонематического слуха, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи, пространственных представлений.

Таким образом, была выявлена проблема: как создать условия развития дошкольников, способствующие поддержке детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности и коррекции речевых и неречевых функций в условиях логопедического пункта в дошкольной образовательной организации. Решение проблемы заключается в подборе и использовании адекватных форм, методов, приемов (технологий).

Для построения коррекционно-образовательного процесса через организацию различных видов детской деятельности были разработаны и реализованы педагогические проекты: «Мой Звукарик», «Учимся рассказывать» (с использованием мнемотехники), «Как рождается книга».

Проект «Мой Звукарик». Цель: создание детьми дидактических игр по коррекции звукопроизношения и фонематического слуха, фонематического восприятия, грамматического строя речи; развитие речи дошкольников через использование созданных руками детей дидактических игр; включение дошкольников в различные виды детской деятельности. Продукт проекта: совместно созданная детьми и взрослым (педагогом и детьми) альбом-игра «Мой звукарик». Проект способствовал решению задач развития речи ребёнка в различных видах деятельности; комплексному и системному использованию игровых методов и приемов; автоматизации звуков в словах, фразах; развитию фонематического слуха; формированию навыков согласования слов во фразе, в предложении.

Работа велась индивидуально с каждым ребёнком, как часть логопедического занятия. Был поставлен проблемный вопрос: что нужно, чтобы ты научился выговаривать звук? В ходе совместной деятельности было выявлено, что можно создать страничку альбома. Каждому предлагалось выбрать карточки-раскраски только с определённым звуком, наклеить их на альбомный лист, раскрасить и составить предложение с данными словами. Далее усложнялось задание в игре (согласование существительных с местоимениями, с числительными; образование притяжательных прилагательных). Когда каждый из детей сделал свою страничку, был создан альбом; на фронтальном логопедическом занятии дети провели презентацию своей работы.

Проект «Как рождается книга». Цель: развитие речи дошкольников через приобщение к культуре, включение в различные виды детской деятельности, активизация и обогащение активного и пассивного словаря детей. Проект позволил развить детскую инициативу и самостоятельность через включение дошкольников в различные виды деятельности (познавательная – дети узнали историю появления первых книг, технологию создания книг в древности, в современном мире; продуктивная – совместно со взрослыми дошкольники создавали книги); способствовал развитию речи детей, развитию творчества; развитию потребности детей в создании собственного изделия (книги); увеличению числа семей, занимающихся с детьми; организации выставки книг в рамках дошкольного учреждения; формированию умения отбирать материалы и инструменты, планировать изготовление предмета.

Проект «Учимся рассказывать». Цель: создание условий для проявления самостоятельности в процессе речевой деятельности; развитие связной речи дошкольников через обучение пересказу с использованием схем (мнемотехники). Условия реализации проекта: предполагает внедрение методики развития связной речи Л. Е. Белоусовой «Научиться пересказывать? Это просто!» через специально организованные образовательные ситуации на логопедическом занятии.

Проект позволил качественно и количественно обогатить словарный запас дошкольников; способствовал приобретению практических навыков употребления обогащенной лексики в активной речи; формированию грамматического строя, использованию различных по сложности словосочетаний; развитию планирующей функции речи; совершенствованию и развитию познавательных процессов; воспитанию самостоятельности.

Логопедические условия развития речи дошкольников в процессе реализации проектной деятельности.

Учитель-логопед должен во время проведения проектной деятельности:

1. Обогащать представления детей о том или ином явлении, событии.

2. Активно участвовать в проектной деятельности.

3. Привлекать к участию в проекте значимого взрослого.

4. Обращать внимание на правильность произношения слов в процессе деятельности.

5. Закреплять умения организовывать и выполнять действия с использованием диалога, распространённых предложений.

6. Закреплять умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли.

7. Закреплять умение согласовывать слова в предложении, исключать аграмматизмы в речи.

8. Закреплять умение пользоваться средствами языка в соответствии с ситуацией и задачами высказывания.

Реализация проектов в коррекционной логопедической работе позволила использовать адекватные возрасту детей формы активности в соответствии с образовательной программой воспитания детей дошкольного возраста с нарушенным развитием речи; сочетать индивидуальные и коллективные формы организации деятельности при ведущей организаторской роли педагога.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации