12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Халяпина Мария Николаевна16
0

Развитие патриотического сознания и гражданского достоинства обучающихся


Развитие патриотического сознания и

гражданского достоинства обучающихся

Введение.

Патриотизм - это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать всё возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций. Задача воспитателя – как можно раньше пробудить в воспитанницах любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии.

Мировоззрение воспитателя, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы обучающиеся полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Воспитатель должен находить патриотическую тропиночку к каждому сердцу.    В первую очередь сам он должен быть  искренним и убежденным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Родине, а увлекательно исповедовать и доказывать её своими делами, полными энергии и преданности.  Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ.

Гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества. Будущее страны во многом зависит от гражданской позиции подрастающего поколения. Это обстоятельство повышает значимость управления процессами гражданско-патриотического становления обучающихся. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней можно достигнуть успехов в этом направлении. 

Основная часть.

Патриотизм – это не значит только одна любовь к Родине. Это гораздо     больше. Это - сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней.

А.Н.Толстой

Патриотизм вы­ступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, нераз­рывность с Отечеством. Однако патриотизм не возникает из ниоткуда. Для того, чтобы в сознании подрастающего поколения зародились патриотические чувства, окрепли нравственные идеалы, нормы поведения и мировоззрение, а в общественном сознании сформировалась система основополагающих ценностей, необходима последовательная, систематическая и кропотливая работа по созданию, совершенствованию и реализации системы образования и воспитания личности.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса является формирование патриотического сознания и гражданского достоинства, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучающихся.  Любовь к Родине - чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. Поэтому нужно пробуждать в подрастающем поколении дремлющий патриотизм. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно. Это сложная и длительная работа. Главная цель деятельности - воспитание гражданина-патриота.

Военно-патриотическое и гражданское воспитание - неотъемлемая часть образования, определяющая уклад жизни. 
Обучаясь в школе обучающиеся приобретают и развивают нравственные, морально - психологические и физические качества, такие как дисциплинированность, инициативность, чувство товарищества, дружбы, упорство, взаимовыручка, воля к победе, доброта, вежливость, самостоятельность, самообладание.

 Академик Д. С. Лихачев писал: «Патриотизм - это благороднейшее чувство. Это даже не чувство - это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа...». Иными словами, между культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь: формируя патриота, мы формируем культурного человека. Чем выше культурный уровень, тем богаче чувство патриотизма.

Полноценное гражданско-патриотическое воспитание возможно только при наличии интересного и необходимого дела. Таким делом, на мой взгляд, и является внеурочная деятельность. Каковы же формы работы в этом направлении?

1. Проектно-исследовательская деятельность. В работе по патриотическому воспитанию нужно использовать тот огромный потенциал, который несёт в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений людей. Нужно постоянно обращаться к этим материалам, включать их в свою работу, растить гражданина на событиях истории своего города, посёлка и т.д. Патриотическое воспитание включает в себя передачу детям знаний, формирование на их основе ценностного отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма  рассматривается целенаправленное ознакомление с родным краем. Именно проектная деятельность «Моя малая Родина», организованная с обучающимися и явилась началом работы в этом направлении.

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно- патриотического воспитания.  Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.  

Мощным средством пробуждения чувства патриотизма является разработка генеалогического древа своей фамилии.

  1. Просветительская деятельность:

- уроки мужества («Память сильнее времени», «Чтобы помнили…» «Подвигу народа жить в веках» и т.д);

- организация выставок («Военная династия моей семьи», «Мои родители- защитники Отечества», «Мой дедушка- герой», «Герои Великой Отечественной войны», «Моя малая Родина» и др.)

4. Концертная деятельность:

- участие в ежегодном Фестивале военно-патриотической песни;

- участие в концертах, посвященных Дню Победы;

-  организация традиционных праздников в классе («День защитника Отечества»);

5. Поисковая деятельность:

- поиск материалов о подвигах родных и близких, героев – земляков во время Великой Отечественной войны;

- исследовательская деятельность по созданию патриотического журнала «Сыны Отечества», «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой…»

6. Работа с родителями:

- помощь в предоставлении необходимого материала, касающегося не только военного прошлого своей семьи, но и  своей службы в рядах нашей армии.

Работа в данном направлении эффективна, поскольку  у родительской общественности формируется положительное отношение к организации военно-патриотического и гражданского воспитания, уважительное отношение к педагогическому коллективу, интерес 
к совместной деятельности, создается атмосфера доверия и взаимопонимания.

Результат работы по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию можно спроектировать в виде модели 
выпускницы школы, которой присущи следующие качества:

1. Высокая духовность - творческое восприятие окружающей действительности.

2. Гражданская позиция - понимание ценностей мировой культуры, наличие личной системы ценностей, включая нормы и правила общения, принципы толерантности, душевности и доброты в отношениях с людьми,

3. Патриотическое сознание - любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность.

4. Активное стремление к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни общества - поиск нестандартных решений, потребность приобретать новые знания и глубоко разбираться в разнообразных процессах, явлениях, умение оценивать обстановку, осознание и видение своих достоинств и недостатков.​​​​​​​

Заключение.

 Через изучение героического прошлого нашей Родины, мы подводим обучающихся к пониманию того, что патриотом является тот, кто болеет душой за бедственное положение страны, кто стремится участвовать в решении её современных проблем вместе с народом.  Для чего необходимо прививать современной молодежи любовь к Родине? С какого возраста необходимо это делать и нужно ли это? Над этими вопросами стоит всерьез задуматься, ведь именно от того, как сегодня обучена и воспитана молодежь, сможет ли подрастающее поколение социализироваться, то есть найти своё место в жизни, зависит будущее нашей страны. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Говоря о гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо помнить: то, что педагоги и наставники вкладывают в обучающихся сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Многовековая история наших народов свидетельствует о том, что 
без патриотизма немыслимо создать сильную державу
, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону.









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.