Доклад «Развитие патриотического сознания и гражданского достоинства обучающихся»
Развитие патриотического сознания и
гражданского достоинства обучающихся
Введение.
Патриотизм - это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать всё возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций. Задача воспитателя – как можно раньше пробудить в воспитанницах любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии.
Мировоззрение воспитателя, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы обучающиеся полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Воспитатель должен находить патриотическую тропиночку к каждому сердцу. В первую очередь сам он должен быть искренним и убежденным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Родине, а увлекательно исповедовать и доказывать её своими делами, полными энергии и преданности. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ.
Гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества. Будущее страны во многом зависит от гражданской позиции подрастающего поколения. Это обстоятельство повышает значимость управления процессами гражданско-патриотического становления обучающихся. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней можно достигнуть успехов в этом направлении.
Основная часть.
Патриотизм – это не значит только одна любовь к Родине. Это гораздо больше. Это - сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней.
А.Н.Толстой
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. Однако патриотизм не возникает из ниоткуда. Для того, чтобы в сознании подрастающего поколения зародились патриотические чувства, окрепли нравственные идеалы, нормы поведения и мировоззрение, а в общественном сознании сформировалась система основополагающих ценностей, необходима последовательная, систематическая и кропотливая работа по созданию, совершенствованию и реализации системы образования и воспитания личности.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса является формирование патриотического сознания и гражданского достоинства, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучающихся. Любовь к Родине - чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. Поэтому нужно пробуждать в подрастающем поколении дремлющий патриотизм. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно. Это сложная и длительная работа. Главная цель деятельности - воспитание гражданина-патриота.
Военно-патриотическое и гражданское воспитание - неотъемлемая часть образования, определяющая уклад жизни.
Обучаясь в школе обучающиеся приобретают и развивают нравственные, морально - психологические и физические качества, такие как дисциплинированность, инициативность, чувство товарищества, дружбы, упорство, взаимовыручка, воля к победе, доброта, вежливость, самостоятельность, самообладание.
Академик Д. С. Лихачев писал: «Патриотизм - это благороднейшее чувство. Это даже не чувство - это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа...». Иными словами, между культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь: формируя патриота, мы формируем культурного человека. Чем выше культурный уровень, тем богаче чувство патриотизма.
Полноценное гражданско-патриотическое воспитание возможно только при наличии интересного и необходимого дела. Таким делом, на мой взгляд, и является внеурочная деятельность. Каковы же формы работы в этом направлении?
1. Проектно-исследовательская деятельность. В работе по патриотическому воспитанию нужно использовать тот огромный потенциал, который несёт в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений людей. Нужно постоянно обращаться к этим материалам, включать их в свою работу, растить гражданина на событиях истории своего города, посёлка и т.д. Патриотическое воспитание включает в себя передачу детям знаний, формирование на их основе ценностного отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма рассматривается целенаправленное ознакомление с родным краем. Именно проектная деятельность «Моя малая Родина», организованная с обучающимися и явилась началом работы в этом направлении.
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно- патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.
Мощным средством пробуждения чувства патриотизма является разработка генеалогического древа своей фамилии.
- Просветительская деятельность:
- уроки мужества («Память сильнее времени», «Чтобы помнили…» «Подвигу народа жить в веках» и т.д);
- организация выставок («Военная династия моей семьи», «Мои родители- защитники Отечества», «Мой дедушка- герой», «Герои Великой Отечественной войны», «Моя малая Родина» и др.)
4. Концертная деятельность:
- участие в ежегодном Фестивале военно-патриотической песни;
- участие в концертах, посвященных Дню Победы;
- организация традиционных праздников в классе («День защитника Отечества»);
5. Поисковая деятельность:
- поиск материалов о подвигах родных и близких, героев – земляков во время Великой Отечественной войны;
- исследовательская деятельность по созданию патриотического журнала «Сыны Отечества», «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой…»
6. Работа с родителями:
- помощь в предоставлении необходимого материала, касающегося не только военного прошлого своей семьи, но и своей службы в рядах нашей армии.
Работа в данном направлении эффективна, поскольку у родительской общественности формируется положительное отношение к организации военно-патриотического и гражданского воспитания, уважительное отношение к педагогическому коллективу, интерес
к совместной деятельности, создается атмосфера доверия и взаимопонимания.
Результат работы по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию можно спроектировать в виде модели
выпускницы школы, которой присущи следующие качества:
1. Высокая духовность - творческое восприятие окружающей действительности.
2. Гражданская позиция - понимание ценностей мировой культуры, наличие личной системы ценностей, включая нормы и правила общения, принципы толерантности, душевности и доброты в отношениях с людьми,
3. Патриотическое сознание - любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность.
4. Активное стремление к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни общества - поиск нестандартных решений, потребность приобретать новые знания и глубоко разбираться в разнообразных процессах, явлениях, умение оценивать обстановку, осознание и видение своих достоинств и недостатков.
Заключение.
Через изучение героического прошлого нашей Родины, мы подводим обучающихся к пониманию того, что патриотом является тот, кто болеет душой за бедственное положение страны, кто стремится участвовать в решении её современных проблем вместе с народом. Для чего необходимо прививать современной молодежи любовь к Родине? С какого возраста необходимо это делать и нужно ли это? Над этими вопросами стоит всерьез задуматься, ведь именно от того, как сегодня обучена и воспитана молодежь, сможет ли подрастающее поколение социализироваться, то есть найти своё место в жизни, зависит будущее нашей страны. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Говоря о гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо помнить: то, что педагоги и наставники вкладывают в обучающихся сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Многовековая история наших народов свидетельствует о том, что
без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону.