Статья «Проектная деятельность как инструмент формирования гражданско-патриотического сознания»

2
0
Материал опубликован 13 November 2022 в группе

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ

ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

Комарова Т.И.


Аннотация. Статья посвящена особенностям применения проектной деятельности для формирования патриотического сознания у детей с интеллектуальной недостаточностью.


Abstract. The article is devoted to the peculiarities of the application of project activities for the formation of patriotic consciousness in children with intellectual disabilities.


Ключевые слова: проектная деятельность, дети с ОВЗ, патриотическое сознание, дети с интеллектуальной недостаточностью.


Key words: project activity, children with disabilities, patriotic consciousness, children with intellectual disability.


Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.

Д.И.Писарев

Жизнь современных детей невозможно представить без различного рода гаджетов, которые оказывают на школьников отрицательное влияние. Результатом чего является повышение уровня преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, нетерпимость и агрессия подростков к окружающим людям и др. Во все времена первыми наставниками для ребенка в усвоении и принятии духовно-нравственных ценностей были ближайшие родственники. В кругу семьи маленький человек учился разделять плохое и хорошее, почитать и уважать старших, любить свою Родину и гордиться ею. В настоящее время в силу большого количества социальных проблем общение родителей со своими детьми в большинстве своем сводится к удовлетворению первичных потребностей. В связи с чем, проблема формирования гражданско–патриотического сознания у подрастающего поколения перекладывается на образовательные учреждения и становится одной из основных задач воспитательной работы школы.

Как же добиться понимания учащимися справедливости нравственных норм общества, необходимости бережного отношения к окружающей природе и соблюдения правовых норм. Академик Д.С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Гражданско-патриотическое воспитание в школе-интернате происходит в учебной и внеучебной деятельности. Основными направлениями являются:

Формирование уважения к боевому прошлому Родины, её истории, традициям;

Формирование уважения к труду, людям труда, трудовым традициям;

Воспитание гуманного отношения к окружающим людям;

Воспитание гражданского сознания;

Формирование стремления к здоровому образу жизни.

Для контингента обучающихся нашей школы характерны следующие особенности:

концентрация внимания длится менее минуты, затем деятельность превращается в хаотическую (могут ходить по классу, переключать внимание с предмета на предмет, отвлекаться, разговаривать);

мышление развито преимущественно конкретное, поверхностное, направлено на случайные признаки, случайные ответы на вопросы, имитация включения в образовательную деятельность, не вникая в сущность задания, подражание одноклассникам по внешним признакам поведения (поза пишущего, но само письмо не производится);

недостатки тактильно-двигательного и мелкомоторного развития;

познавательная активность очень низкая, быстрое пресыщение деятельностью;

общий запас знаний и представлений о мире крайне беден (дети иногда даже не знают названия цветов);

сниженная потребность в общении как с взрослыми, так и со сверстниками, низкая эффективность общения во всех видах деятельности, повышенная тревожность по отношению к взрослым.

Современные принципы личностно-ориентированного образования, требуют новых форм и методов обучения, которые реализовали бы принцип связи обучения с жизнью, формировали активную позицию учащихся в учении, развивали общеучебные навыки и умения непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности. Одной из таких форм является метод проектов, позволяющий создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.

Метод проектов был предложен и разработан в 1920­е года американским философом и педагогом Джоном Дьюи. Автор предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учетом их личной заинтересованности в знаниях и получая в итоге реальный результат.

Метод проекта в коррекционной школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, он строится с учетом психофизических возможностей обучающихся с нарушениями интеллекта. Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся с ОВЗ, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Анализируя виды проектов можно сделать вывод, что при работе с данной категорией детей разумным будет использование: 

Игровых проектов, которые способствуют развитию активности в силу возможностей и способностей детей, творческих способностей детей, развивают эмоциональное восприятие, воображение, память, речь, коммуникативные навыки;

Практических проектов, которые помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее, способствуют умению наблюдать, создавать различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (весенние изменения деревьев) или используются, например, в оформлении класса (выращивание комнатных цветов).

Отсутствие целенаправленных приемов – анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действий делает исследовательские проекты не актуальными в работе с детьми, имеющими умственную отсталость. 
Творческие проекты могут использоваться как подпроекты, и в основном в группе с детьми с разными возможностями, так как некоторые роли сложны для учащихся классов «Особый ребенок» в силу их индивидуальных возможностей.

При выборе объектов проектной деятельности учителю необходимо учитывать основные требования, среди которых наиболее существенными являются следующие: 

подготовленность учащихся к данному виду деятельности; 

интерес школьников к проблеме; 

практическая направленность и значимость проекта; 

практическая осуществимость проекта; 

возможность применения полученных знаний, умений и навыков.

В процессе реализации проектной деятельности с детьми с умственной отсталостью отмечаются следующие её особенности:

Проектная идея принадлежит учителю, выбирается с учетом максимального решения коррекционных задач в процессе проектной деятельности с учетом уровня индивидуального развития и интересов каждого ребенка.

Более эффективны проекты, направленные на преобразование объектов окружающей среды, практически ориентированные. Такие проекты понятны детям, т.к. соответствуют конкретному типу мышления, позволяют им справиться с проектной задачей, чувствовать себя успешными.

Планирование проектной деятельности осуществляет педагог, он же следит за выполнением плана и обсуждает успешность выполнения с детьми.

Рекомендуются групповые проекты (малые группы детей с небольшой разницей в интеллектуальном развитии). Это позволяет снизить тревожность по отношению к взрослому, также в малой группе дети с удовольствием идут на контакт со взрослым.

При выборе практических способов деятельности следует отдавать предпочтение способам, развивающим сенсорное восприятие (использование различных материалов с переменной температурой, различных цветов, текстур, звуков, запахов и пр.). Упражнения на развитие мелкой моторики, тонкой дифференциации сенсорного восприятия часто не вызывают энтузиазма у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), им их делать трудно. В тоже время в процессе проектной деятельности, увлекшись групповой работой, они могут сделать большой объем такой работы.

Каждый способ деятельности отрабатывается достаточно времени, пока все участники проектной группы его не освоят.

Поощряется взаимопомощь, совместная деятельность, но в тоже время отмечается вклад каждого в общее дело.

Осваивать различные виды работ следует от простого к сложному. Взрослый в процессе работы помогает и обучает способам деятельности, при этом учитывается, что в этом случае сам процесс изготовления продукта более важен, чем продукт.

Презентацию продукта необходимо проводить для одноклассников, педагогов, что развивает социализацию детей с ОВЗ в детском коллективе, поднимает самооценку участников проекта.

Дополнительным стимулом в развитии мотивации является угощение как ритуал (правила оговариваются).

По продолжительности проведения проект может быть средней продолжительности (от недели до месяца), либо долгосрочным (от месяца до нескольких месяцев). Это обуславливается низким уровнем познавательных возможностей, трудностями организации деятельности, нарушением моторики. А также особенностями личности: отсутствием инициативы и самостоятельности.

Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. Проблема может идти от ребенка, а может направ­ляться учителем, то есть учитель создает такую ситуацию, которая покажет заинтересованность или незаинтересованность детей данной пробле­мой. В случае принятия ситуации проблема становится личной и уже исходит от самого ребенка.

Второй этап работы – это реализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера. При разработке проекта учитель не только ставит задачи, но и обсуждает с детьми их реализацию.

Главная цель защиты проектной работы – анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы. Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта. Это может быть книга, в которой собрана самая важная и полезная информация по теме проекта; альбом, где представлен алгоритм выполнения какой-то определенной операции; диск с за­писью или демонстрацией важного этапа проекта; сценарий разработанного мероприятия, ката­лог, фильм и т.д. Все, что будет представлено как продукт проекта, должно быть значимым не только для создателей и разработчиков проекта, но и для других лиц, чей интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой проекта. Таким образом, продукт проекта – это материализованный итог всей работы, который подтверж­дает значимость проекта в современной жизни.

В рамках реализации плана воспитательной работы по гражданско- патриотическому направлению с учащимися 10-12 классов мной были реализованы следующие проекты: «Царство зеленых великанов», «Городецкая роспись – чудо, воплощённое в красках», «Фронтовые письма – непридуманная история нашей Родины». Основная цель проекта «Царство зеленых великанов»: создание условий для формирования у школьников с ОВЗ экологической культуры, бережного отношения к природе родного края. Во время реализации проекта решались следующие задачи:

развитие у воспитанников познавательного интереса, желания наблюдать, исследовать, получать новые знания;

развитие способности к анализу результатов своей деятельности, выбор способа решения поставленной задачи;

развитие целенаправленности и произвольности деятельности, самоконтроля в процессе выполнения садоводческих работ, заполнения паспортов деревьев;

развитие умения работать в группе, договариваться, выполнять совместную деятельность через выполнение измерительных, сельскохозяйственных и садоводческих работ;

формирование у ребят бережного отношения к природе родного края.

На практическом этапе проекта ребята выполняли садоводческие работы (убирали сухие ветки, белили стволы плодовых деревьев, замазывали срезы и трещины садовым варом), участвовали в субботнике по уборке школьной территории от прошлогодней листвы и мусора.

На заключительном этапе воспитанники проводили измерительные работы и заполняли Паспорта деревьев. Для разработки Паспорта дерева был использован образец из интернет-источника, адаптированный с учетом психофизических особенностей детей с умственной отсталостью. Паспорт дерева содержит следующую информацию:

Наименование дерева.

Место «прописки» (город, деревня...).

Краткое описание места, где растёт дерево (расположение дерева относительно здания школы с указанием сторон света).

Примерный возраст (цифра из «Паспорта озеленения школы»).

Окружность ствола на высоте 1 м (в см.).

На какой высоте дерево начинает ветвиться (в см.).

Ширина кроны (в см.).

Состояние дерева в момент описания (отличное; хорошее; удовлетворительное; неудовлетворительное).

Листья, семена, плоды дерев (размещение фотографий и рисунков деревьев, листьев, семян, плодов).

В результате работы были созданы паспорта восьми деревьев, растущих в школьном естественном саду: березы, клена, дуба, сосны, яблони, ели, липы, рябины.

Продуктом реализации проекта «Царство зеленых великанов» стали собранный обучающимися альбом, в котором представлены все этапы реализации проекта, творческие работы, паспорта деревьев, фотоотчеты с мероприятий проекта, познавательный материал.

Основные цели проекта «Городецкая роспись – чудо, воплощённое в красках»:

Формировать у обучающихся основы нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях, а также бережное отношение к культурному наследию, уважение к людям труда.

Воспитывать способность осмысления ребятами роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.

Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Воспитывать интерес и патриотические чувства к истории родной страны.

Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка, фантазию.

Развивать положительные эмоции и волевые качества.

В ходе проекта воспитанники узнали о народных промыслах Нижегородской области, познакомились с историей возникновения, элементами техники росписи по дереву старинного города «Городец». Свои знания и творческие способности ребята применили при изготовлении и росписи разделочных досок в технике Городецкая роспись. Работы четверых ребят были отобраны на Муниципальный этап конкурса «Мир чудес», где трое заняли призовые места. Продуктом проекта стали навыки и умения, которые ребята получили в процессе реализации проекта, разделочные доски, выпиленные и расписанные в технике Городецкая роспись. Все изделия были вручены мамам воспитанников в качестве подарка к Международному дню Восьмое марта.

С каждым годом все меньше среди нас ветеранов и людей старшего поколения, судьбы которых, так или иначе, были связаны с Великой Отечественной войной. Немногие из ребят слышали от своих дедов и прадедов правдивые рассказы о войне. Поэтому так важно сохранить и донести информацию о Великой Отечественной войне до молодого поколения. Поэтому один из проектов был посвящен знакомству ребят с письмами с фронта времен ВОВ.

Основной целью проекта «Фронтовые письма – непридуманная история нашей Родины» является формирование у обучающихся с ОВЗ представления об истории нашей страны через знакомство с письмами с фронтов ВОВ. В рамках проекта решались следующие задачи:

Формировать гражданскую позицию учащихся на события Второй мировой войны.

Расширить знания школьников о ВОВ; заинтересовать неизвестными историческими фактами, воспитывать уважение к защитникам Родины; развивать патриотические чувства и нравственное поведение личности, побуждение интереса к истории своей страны, малой родины.

Приобщить обучающихся к историческому и духовному наследию нашей страны.

Познакомить учащихся с историей фронтового письма, научить складывать фронтовой треугольник.

Развивать творческие способности воспитанников

Вид проекта: долгосрочный.

Для решения поставленных задач ребята посетили Саровский музей военно- морской славы, где воспитанники узнали о героях нашей города, примерили военную форму, рассмотрели солдатский котелок, разорванные гранаты, гильзы, но наибольший интерес вызвали военные письма солдат. Ведь каждое письмо – это правда о жизни и чувствах людей, которым судьбой выпало защищать нашу страну, своих близких и родных от фашистских захватчиков. Солдаты, авторы писем, были искренни, они старались донести фронтовые новости, показать свою уверенность в скорой победе, убедить жителей тыла в совершении подвига не только на фронте, но и в тылу.

В рамках проекта учащиеся познакомились с содержанием писем с фронта, с биографией авторов и решили подготовить для ребят младших классов литературно-документальную композицию «Письма фронтовые, вы для нас живые». Свою работу воспитанники представили на общешкольном празднике, посвященном Дню Победы в ВОВ. Продуктов проекта стала запись литературно-документальной композиции «Письма фронтовые, вы для нас живые» в исполнении учащихся 10-12 классов.

Проектный метод обучения на современном этапе является составным звеном в организации учебно-воспитательной работы обучающихся с ОВЗ в процессе формирования гражданско-патриотического сознания. Проведенная работа показала, что проектная деятельность способствует формированию у обучающихся с ОВЗ:

умений управлять своими чувствами, жить в ладу с окружающим миром (природой и людьми);

коммуникативных навыков (умений строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);

умений оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение) и других людей;

интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении новых знаний;

навыков самообразования и самостоятельной работы;

настойчивости, уверенности в своих силах, положительного отношения к учебе и труду;

умений публично выступать и работать в команде.

Т.е. проектная деятельность в коррекционной школе способствует приобретению необходимых умений и навыков для дальнейшей жизни, выполнению разных социальных ролей для успешной адаптации в обществе обучающихся с ОВЗ. ​​​​​​​

Литература

Брунов Б.П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном

развитии. Учебное пособие. Красноярск, 2006.

Вагнер И.В. Проектный калейдоскоп в программе воспитания и социализации младших школьников: пространство проектных инициатив: методическое пособие по социальному проектированию/– М.: ООО «Русское слово- учебник», 2015.

Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в

развитии: практическое пособие / Маллер А. Р. М. : [б.и.], 2000.

Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов.- М.: Вентана-Граф, 2013.

Петрова Е. А. Социально - экологический проект как средство интеграции детей с разными образовательными возможностями - Журнал «Начальная школа» №7, 2007. 

Селевко Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

Интернет-источники:

https://infourok.ru/instruktivnaya-karta-dlya-sostavleniya-pasporta-dereva-2646538.html

https://www.maam.ru/detskijsad/tema-pernatye-druzja.html

http://vospitatel.com.ua/zaniatia/ptitsy/pernatye-druzya.html

https://www.maam.ru/detskijsad/neposredstveno-obrazovatelnaja-dejatelnost-v-ramkah-realizaci-proekta-tainy-zelenyh-velikanov-dary-zelenyh-velikanov.html

https://infourok.ru/vneklassnoe-zanyatie-po-okruzhayuschemu-miru-lesnie-velikani-619885.html


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.