12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Крючко Людмила Григорьевна29
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
3

Доклад «Гражданско-патриотическое воспитание в процессе преподавания математических и естественнонаучных дисциплин»

Гражданско-патриотическое воспитание в процессе преподавания математических и естественнонаучных дисциплин

 

Крючко Л.Г., преподаватель СПб ГБПОУ

«Академия управления городской средой,

градостроительства и печати»

Во все времена во всех государствах патриотическое воспитание являлось и является неотъемлемой частью воспитательного и образовательного процесса.

Не исключение и наше государство - Российская Федерация, где в последнее время тема патриотизма особенно актуальна.

Каждый педагог, независимо от того ставит он перед собой цель «патриотическое воспитание» или нет, является структурной единицей данного процесса.

Под патриотизмом понимают возвышенное чувство любви к Родине, своему Отечеству.

Но, наблюдая, как это чувство реализуется у многих людей, всегда, когда встаёт вопрос патриотизма в образовательной среде, возникает некое ощущение двойственности. t1656097806aa.png

*Как правило, выделяют два основных вида патриотизма: деструктивный патриотизм или патриотизм-шовинизм и «гражданский» патриотизм. *Рис.1

*Деструктивный патриотизм. Признаки:

Превосходство над другими странами (народами) и неприязнь к ним.

Критика своей страны (нации, народа) – это предательство. Мы всегда правы.

Мы (те, кто живёт в одной стране, принадлежит к одной нации, народу) похожи друг на друга.

*Гражданский патриотизм. Признаки:

Быть патриотом – что-то делать на благо людей твоей страны.

Критика своей страны (нации, народа) – важно!

Мы (те, кто живёт в одной стране, принадлежит к одной нации, народу) – не похожи друг на друга. Мы разные – и это здорово!

 

Обыденные интерпретации понятия «патриотизм»:

Деструктивный патриотизм

(«охранительный»)

Гражданский патриотизм

Патриоты России – это люди, которые борются с засильем иммигрантов.

Патриоты России – это люди, которые трудятся на благо страны.

Патриоты России – это люди, которые борются с иностранным влиянием.

Патриоты России – это люди, которые уважают историю, традиции страны.

Патриоты России – это люди, которые стремятся к тому, чтобы другие государства боялись России

Патриоты России – это люди, которые поддерживают дружбу народов

 

Патриотическое воспитание в учебных заведениях следует основывать на позиции именно гражданского патриотизма.

При этом мероприятия декларирующие значимость российского со-гражданства обязательно должны включать обсуждение их содержания, сопровождаться дискуссиями и обменом мнениями.

Российская гражданская идентичность должна строиться на идентичности с «малой родиной» и «малой группой» (группа – уч. заведение – город – регион – страна).

Патриотическое воспитание молодёжи в процессе преподавания следует осуществлять через формирование гражданской позиции и развитие социальной активности:

Ощущение личной причастности к достижениям прошлого;

Знание позитивного опыта современников;

Ощущение своих ресурсов и возможностей и настрой на их реализацию;

Ощущение своей ответственности за территорию проживания.

В процессе гражданско-патриотического воспитания при преподавании математических и естественнонаучных дисциплин целесообразно использовать следующие информационно-коммуникационные технологии: тематические занятия, экскурсии, беседы и дискуссии, проектная деятельность, проведение праздников: День Российской науки (8 февраля), День Земли (21 марта), День космонавтики (12 апреля), День радио (7 мая), день рождения М. В Ломоносова и др.

Главная цель коммуникативных мероприятий – узнать людей, узнать сверстников. Мы не можем любить Родину в отрыве от людей. Мы не можем любить людей, если не знаем их.

Пример 1. Тема «Радиоволны. Беспроводная связь»: изучение темы на уроке, просмотр худ. Фильма Александр Попов, посещение музея связи им. А.С.Попова, экскурсия к памятнику Александра Степановича Попова в День радио в России (7 мая), беседа и дискуссия о значимости вклада многих учёных (Генриха Герца, Николы Тесла, Гульельмо Маркони и др.) в изобретение и развитие беспроводной связи. Конференция «Беспроводная связь вчера, сегодня, а что же завтра?...».

Пример 2. Тема «Реактивное движение»: изучение темы на уроке, дистанционное общение: рефераты, доклады, просмотр научных, документальных и художественных фильмов с целью ознакомления с биографиями учёных, историей первых комических полётов, космос сегодня – достижения и проблемы и др. Обсуждение, дискуссии. Проведение конференции, семинара.

Изучая на уроках биографии и открытия учёных, мы испытываем к ним чувства благодарности и гордости за их стремления к выдающимся достижениям и открытиям, поставленным на службу человечеству.

Физика также как и другие естественные науки чужда национальным и идеологическим различиям, она может сближать и сближает разные народы.

Развивая науку, исследуя Землю, Вселенную, делая открытия, разрабатывая новые технологии, добросовестно выполняя свою работу, любой человек выступает не только в роли патриота своего государства, но и патриота мира в целом, т.к. польза от этого всему человечеству.

«Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому».  Виссарион Григорьевич Белинский.

Источники информации

*Материалы вебинара ««Посеем патриотизм, пожнём…?». Проблемы формирования конструктивного патриотизма и гражданской идентичности у современной молодежи», Ведущий Олег Евгеньевич Хухлаев кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ (Московский городской психолого-педагогический университет), https://my.1september.ru/webinar/41.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.