12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Сведения об авторе

Миргородская Наталья Александровна

Учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Ангарский лицей №2 им. М.К. Янгеля»

Иркутская область, г.Ангарск

 

Тезисы к публикации

Как вызвать у ребёнка желание заниматься исследовательской деятельностью в области лингвистики? Как помочь прийти к осознанию того, что для любой исследовательской работы необходимы терпение, усидчивость, настойчивость, что исследовательская работа – это порой монотонный, кропотливый труд, это путь ошибок, взлётов и падений? Как помочь преодолеть страх перед столь серьезной и ответственной работой? – на эти вопросы мы ищем ответы в данной работе.

 

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

 

Актуальность

Психологические исследования показывают, что раннее начало творческой деятельности положительно влияет не только на формирование интеллектуальных и творческих способностей, но развивает позитивные качества личности ребенка. Развитие исследовательской деятельности учащихся позволяет создать творчески насыщенную среду, активизирующую и детей, и педагогов, которая становится основой для настоящего личностно – ориентированного обучения, когда ребенок хочет и будет заниматься исследованием. 

Что может быть красивее родного языка, родной речи? «Дивишься драгоценности нашего языка, - говорил Н. В. Гоголь, - что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценней самой вещи». По результатам проведённого нами опроса, 100% учащихся испытывают гордость за родной язык, отмечая его богатство, красоту, эмоциональность и образность, но лишь 4% хотели мы заниматься исследовательской работой в области лингвистики. Среди причин отказа звучат сложность предмета, страх перед собственным бессилием… Толчок к исследовательской деятельности должен идти изнутри ученика, иначе он сведется к формальным действиям и не даст необходимых результатов. Как мотивировать познавательную активность?

 

Исследовательская деятельность – это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы; это процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации и систематизации новых знаний, поиску новых теоретических и экспериментальных закономерностей.

 

В настоящее время исследовательскую деятельность учащихся мы рассматриваем как новую педагогическую технологию.

Определяя понятие «деятельность», мы его рассматриваем как «созидание, обнаружение, проявление и определение субъекта» (Рубинштейн С.Л.)

Исследование определяется как творческий процесс понимания мира, себя и бытия себя в мире.

Мы действуем в личностно-ориентированной педагогической парадигме, в рамках которой осуществляется субъект-субъектный подход к ученикам. Процесс обучения рассматривается как сотрудничество более опытного человека с менее опытным, благодаря которому происходит приобщение к языковой культуре.

 

Толчок к исследовательской деятельности должен идти изнутри учащегося, иначе он сведется к формальным действиям и не даст необходимых результатов. Как мотивировать познавательную активность?

Для начала обратимся к понятию мотивация. Мотивация - совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека… его направленность и активность.

Мотивационная сфера достаточно разнообразна:

1. Личностный смысл учения

- при постановке проблемы, определении темы исследования особое внимание необходимо уделять ее актуальности для данного возраста вообще и конкретного человека в частности;

- важно предусмотреть для каждого юного исследователя "ситуацию успеха" (предлагать такие задачи и учебные действия, с которым ребёнок обязательно справится). Успешность учебной деятельности подогревает интерес! Мотивированные на достижение успеха ребята ставят перед собой позитивные цели, активно ищут средства, испытывая при этом положительные эмоции, мобилизируя ресурсы.

2.Познавательные мотивы

-учащийся заранее должен знать, какие знания, как (какими методами научного познания) и где он будет добывать. Загадкой остается лишь результат исследования (ответ на выдвинутую гипотезу).

3.Социальные мотивы

-откройте ребёнку перспективу исследовательской работы (в каких конференциях, конкурсах он может принять участие, с какими новыми людьми познакомиться, что ему самому даст эта работа?)

 

Ряд учёных (Л.С. Выгоцкий, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызина, А.П.Кушнир и др.) сформулировали принципы, следуя которым обучение можно сделать развивающим. Наиболее важными из них, способствующими развитию мотивации исследовательской деятельности, являются следующие принципы:

Учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности.

При разработке содержания занятий нужно проектировать учебный процесс так, чтобы учащийся решал задачи и проблемы, опираясь на зону своего актуального развития, а выполнение работы привело бы его в зону ближайшего развития. То есть для решения поставленных задач необходимы размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка, обращение к литературе, наблюдения, исследования, консультации.

Для эффективного развития учеников важно предусмотреть для каждого из них «ситуацию успеха», т. е. предлагать такие задачи и учебные действия, с которым ребёнок обязательно справится.

Для стимулирования познавательной активности необходимо предлагать учебный материал высокого уровня трудности, но так, чтобы процесс учения был ученику понятен.

Исследовательская деятельность учащихся должна быть:

- основана на базовом образовании средней школы, направлена на получение первичных научных знаний и умений и формирование научного мировоззрения, развитие логического мышления.

- направлена на образование, воспитание и развитие учащихся, стимулирование у ребенка познавательной активности, индивидуальных творческих задатков.

 

Научный подход к процессу исследовательской деятельности учащихся требует реализации ряда принципов:

Принцип естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес – не искусственный, а настоящий)

Принцип осознанности (понимание как проблемы, цели и задачи творческой деятельности, так и хода и ее результата)

Принцип самодеятельности (можно овладеть ходом исследования только через собственный опыт)

Принцип наглядности и культуросообразности (традиции миропонимания, которые существуют в данной культуре, и традиции взаимодействия, характерные только для данной социальной общности)

 

Роль учителя в исследовательской деятельности учащихся

 

Руководство исследовательской деятельностью учащихся - одно из направлений в работе современного учителя.

Задача учителя – найти совместное решение с учеником, т.е. в формуле сотрудничества должен быть заложен принцип «равноправия». Учитель в данной работе выполняет роль фасилитатора исследовательской деятельности школьника.

В соответствии с требованиями технологии организации исследовательской деятельности учитель следит, чтобы:

- процесс обучения развивался непроизвольно, носил неформальный характер,

- режим творческой работы учащихся чередовал между собой фазы расслабления (периоды привыкания к задаче, адаптации к новым условиям работы, обдумывание задачи, осознание полученных результатов, формулирования новых задач и т.п.):

Конечными критериями оценки творческой деятельности должны быть знания, умения и собственные идеи, позволяющие ученику продолжить свою деятельность на более высоком уровне.

 

Этапы организации исследовательской деятельности

Соотношение деятельности учителя как фасилитатора и деятельности юного исследователя

Деятельность учителя как фасилитатора

Деятельность юного исследователя

I этап: Выявление учеников, желающих заниматься исследовательской деятельностью.

 

Подготовительный этап: развитие мотивации (осознание того, что для любой исследовательской работы необходимы терпение, усидчивость, настойчивость, что исследовательская работа – это порой монотонный, кропотливый труд, это путь ошибок, взлётов и падений).

II этап: Развитие навыка анализа действительности для построения информационной модели и её изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка. Сюда входит изучение различного программного обеспечения, методов исследования, решение задач, характерных для определенной тематики.


     

I этап: Знакомство с основами исследовательской деятельности:
- понятийным аппаратом (направление и актуальность, тема и проблема, предмет и объект, гипотеза, цель, задачи; новизна и значимость, теоретическая основа и база исследования);
- методами исследования (теоретические методы: анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование, аналогия, абстрагирование и т. д. эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, беседа);
- требованиями, предъявляемыми к оформлению работы.

III этап: Индивидуальная работа с каждым учащимся по выбранной теме (осуществление индивидуального подхода).
 

II этап: Выбор и определение темы исследования.
На занятиях научного общества этого этапа учитель предлагает учащимся список тем, в которых можно провести исследования. Темы подбираются в зависимости от состава участников научного общества, при этом учитывается субъективная и объективная значимость работы; интерес и доступность изучаемого вопроса; возрастные особенности учащихся, уровень математической подготовки и профиль класса, в котором они обучаются.

III этап: Обзор литературы по выбранной теме.
На этом этапе учащиеся составляют список литературы по исследуемому вопросу; изучают теорию и историю проблемы по литературным источникам; осмысляют собранный материал.

IV этап: Исследование.
Здесь учащиеся выделяют задачи исследования и выдвигают гипотезы для её решения; проверяют гипотезы, проводя теоретические или экспериментальные исследования; обрабатывают полученные результаты. Работая над темой, они советуются с руководителем работы, рассказывают ему о своих трудностях и успехах. Учитель при этом корректирует и контролирует ход выполнения работы.

Vэтап: Текстовое оформление работы.

VI этап: Выступление учащихся с результатами исследования или защита работы на заседании научного общества, конференциях различного уровня

 

Обратимся к практике:

Деятельность учителя как фасилитатора

I этап: Выявление учеников, желающих заниматься исследовательской деятельностью.

1. выявление в процессе обучения рябят, проявляющих постоянный, глубокий интерес к предмету,

2.изучение индивидуальные особенности каждого (по диагностической карте, предоставленной психологической службой), выявляю их интересы в области лингвистики,

3.разрабатка ряда проектов исследования (в проектах чётко обозначены проблема, выдвинутая гипотеза, цель, задачи, методы работы, объём новых знаний и возможности их реализации),

4.знакомство учащихся с разработанными проектами. Учащийся волен сам выбрать интересующую его область исследования либо отказаться от ведения исследовательской работы. Как правило, учёт личных предпочтений, понятная программа исследовательских действий, видение перспективы личного роста и возможности реализовать свои знания играют свою роль: учащийся заинтересован, то есть мотивирован к исследовательской деятельности.

 

II этап: Развитие навыка анализа действительности для построения информационной модели и её изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.

Нельзя бросать юного исследователя один на один с выбранной темой, ему необходимы начальные, базовые знания ведения исследовательской деятельности: знакомство с видами исследовательских работ (реферативно-информационная работа (РИР), реферативно-проблемная работа (РПР), экспериментальная работа (ЭР), исследовательская работа (ИР);

- понятийным аппаратом (направление и актуальность, тема и проблема, предмет и объект, гипотеза, цель, задачи; новизна и значимость, теоретическая основа и база исследования);
-методами исследования (теоретические методы: анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование, аналогия, абстрагирование и т. д. эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, беседа);
-требованиями, предъявляемыми к оформлению работы.

 

 

III этап: Индивидуальная работа с каждым учащимся по выбранной теме (осуществление индивидуального подхода).

Индивидуальная работа заключается в совместном преодолении возникших трудностей: поиске литературы по выбранной теме, текстовом оформление работы, снятии психологического напряжения и др.

 

Таким образом, чётко спланированная система действий, направленная на оказание помощи юному исследователю, способствует повышению мотивации исследовательской деятельности.

 

Литература

Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2001.

Дубровина И.В. «Интересы как одно из условий развития способностей школьника» Москва: Академия, 1998г.

Леонтович А.В. «Рекомендации по написанию исследовательских работ» // «Завуч», 2001г. № 1

Мазяркина Т.В., Первак С.В. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – С. 121-123

Организация исследовательской деятельности //https://arz.unn.ru/2016-05-20-10-37-29/1229-2016-05-20-10-10-58

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.