Статья «Воспитательная значимость сказки для поддержки позитивной социализации дошкольников»
Воспитательная значимость сказки для поддержки позитивной социализации дошкольников.
Иванова Ираида Эрнестовна,
воспитатель МДОУ «Детский сад № 79»
г. Саранск, Республика Мордовия
Проблема социализации личности в истории отечественной педагогики всегда была актуальной. И одна из ключевых задач дошкольного образования – это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. И все эти задачи успешно решаются с помощью сказок. Соприкосновение ребенка со сказками, ненавязчиво, мудро и просто, знакомящими его с понятиями добра и зла, неизбежно затрагивает его эмоциональную сферу. Сказка открывает и объясняет ребенку жизнь социума и природ, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает жизнь эмоциями. С помощью сказки у детей легче формируется позитивное отношение к доброте, справедливости, смелости, к нормам взаимоотношений с людьми взаимодействие с окружающими природным миром.
Сказка способствует общему развитию ребенка, положительно влияет на формирование речи, повышает творческую активность, стимулирует воображение, формирует нравственно-волевые черты личности.
Сказка приобщает детей к народному фольклору, и выступает средством нравственного воспитания, предлагая определенные модели поведения, наиболее приемлемые для того или иного этапа культурного развития человеческого общества. Особое место в сказках занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому сказки являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей.
Сказку используют как незаменимый метод знакомства с миром социальных отношений, посредством сказочных образов и действ, но реально моделирующих и доступно помогающих понять детям основные нравственные принципы отношений.
Каждого человека в самом начале его детства встречала сказка. Она созвучна и понятна детскому мироощущению, потому что знакомит ребенка с необычными образами персонажей, удивительными приключениями, сказочным миром. Своими простыми поступками, мыслями, чувствами герои сказок производят в детском сознании первое отражение картин мира, реальных человеческих поступков и взаимоотношений. Поэтому благодаря сказке дети начинают осознавать важность поступков человека. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Этим и обусловливается использование сказок в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста как одного из средств реализации требований ФГОС для поддержки позитивной социализации дошкольников.
Именно сказка несет в себе функцию первичной социализации детей, помогает им в усвоении морально-этических норм социального взаимодействия, позитивного отношения к миру, понимания эмоционального состояния окружающих людей, воспитывает потребность в сопереживании.
Сказка предоставляет первый опыт позитивного общения с окружающим миром и людьми. Она ненавязчиво, но очень многому учит детей. Через добрую сказку у ребенка происходит формирование бережного отношения к людям, к представителям животного и растительного мира, тем самым осуществляется его позитивная социализация.
В сказке происходит знакомство детей с различными ситуациями, наглядно демонстрирующими различные модели поведения и взаимоотношений среди людей и животных.
Знакомство со сказкой помогает ребенку понять окружающую действительность. Именно сказка демонстрирует детям в доступных их пониманию сюжетах существующие две основные нравственные категории – доброта и зло. Ведь герои в сказке всегда либо хорошие, либо плохие. И детям благодаря сказке легко принять нравственные идеалы, социальные нормы поведения. Принятие детьми сказочных идеалов позволяет им легко согласиться с неизменной сказочной закономерностью: соблюдение моральных требований ассоциируется с добром, хорошими поступками, а нарушение моральных норм и правил характеризуется как зло, как плохие поступки. Именно сказка воспитывает морально-этические ценности.
Именно с помощью сказок возможно формирование таких ванных категорий, как «добро», «зло», «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя». Нравственные оценки поступков героев сказок постепенно обретают позицию нравственных норм социальных взаимоотношений самих детей, начинают регулировать и подчинять социальным нормам поведения саму эмоциональную сферу поступков дошкольников.
В сказках осуждается жадность, лень, трусость, плохое отношение к окружающим, другие человеческие слабости, которые очень четко обозначены в чертах героев. Поэтому детям легко распознать человеческие недостатки. Сказки дают пример преодоления жизненных трудностей. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Сказки воспитывают уважение к истокам своего народа, закладывая основы духовно-этических и патриотических чувств, что также является важными составляющими позитивной социализации детей, соответствует задачам ФГОС.
Список использованной литературы:
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. : Просвещение, 1968.
Доронина Т. Н. Что з прелесть эти сказки!// Обруч. –2010. – № 3.
Савченко В. И. Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации старших дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
Субботский Е. В. Ребенок открывает мир: Кн. Для воспитателей дет. сада. – М. : Просвещение,1991.