Статья «Личностно ориентированное обучение младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» (1–4 класс)
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Автор работы: Куцаева Елена Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №3 г.Суража
СУРАЖ 2018
В знании – сила. В содружестве ума и души – великая мудрость жизни. Учитель в наше время работает в очень сложных условиях, но стремится обучать каждого своего ученика.
Качество обучения определяют методы и содержание обучения, возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Методы обучения имеют особое значение, т.к. они влияют на объем, глубину и сознательность усвоения учащимися знаний, на развитие их самостоятельности и творческой активности, а также на повышение воспитывающей роли обучения. Главным и решающим в оценке методов обучения является успешность в овладения обучающими научными знаниями, умением учиться и развитие познавательных и творческих способностей.
Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в мире на сегодняшний день является личностно ориентированное образование. Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика-субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося. Все это четко отражено в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Основными целями личностно ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманская называет следующие: развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребенка; максимально выявить, инициировать, использовать индивидуальный опыт ученика; помочь ребенку познать себя, самоопределиться, а не формировать у него заранее заданные свойства. Способность к развитию у ребенка младшего школьного возраста заложена природой, это неотъемлемое свойство личности.
При организации личностно ориентированного урока профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относится к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Педагог должен продумать не только, какой материал он будет сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся. Надо продумать, что следует сделать, дабы обсудить детские « версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Как обобщить эти «версии», выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствует теме урока, задачам и целям обучения.
В этих условиях ученики будут стремиться быть «услышанными», станут высказываться по затронутой теме, предлагать, не боясь ошибиться, свои варианты ее содержательного обсуждения.
Познавательная деятельность учащихся зависит от характера изучаемого материала. Она тесно связана с формированием жизненного опыта школьника играет огромную роль в обучении. Следовательно, жизненный опыт учащегося будет тем богаче, чем более высокий уровень познавательной деятельности ему доступен.
Для достижения высокого творческого уровня познавательной деятельности учащимся необходимо не только осмысленное овладение знаниями, но и освоение методов познавательной деятельности. Для этого нужно использовать такие методические приемы, как создание ситуации успеха, позволяющей проявить индивидуальные способности обучающихся; разрешение выполнять работу одному, в паре или микрогруппе; привлечение учащихся к поиску возможных путей решения учебной задачи с последующим выбором школьником одного из них для реализации.
Использование заданий по выбору учащихся: либо это ЗОХ (задания опережающего характера), например, поиск новых сведений к теме следующего урока, подготовка иллюстраций к изучаемому произведению, создание паспорта литературного героя, подготовка выразительного чтения с музыкальным сопровождением и другие виды творческих заданий, которые позволяют организовать поиск и овладение новыми знаниями на более высоком и продуктивном уровне, тем самым повышая качество образования.
Адаптации учебного содержания к индивидуальному стилю познавательной деятельности ученика способствует подборка различных средств наглядности: выставки книг, репродукции картин, художественные фотографии, детские работы выпускников прошлых лет, гармоничное сочетание литературного, зрительного и музыкального ряда. Поддержать в руках книгу, полистать журнал с яркими иллюстрациями, рассмотреть репродукции картин, выполненных на качественной бумаге - всё это пробуждает интерес к познанию нового, позволяет духовно соприкоснуться с различными видами искусства.
Для организации работы необходимо создать атмосферу доброжелательности, стимулировать похвалой. Учитель должен помнить, что положительные эмоции оказывают благоприятное воздействие на мышление ученика. При изложении мы стараемся разбудить интерес эмоционально-образным, логическим объяснением темы, правильной постановкой задач, привлечением всех учеников в качестве помощника при подготовке к уроку, потому что понятие «учитель» и «ученик» неразделимы и они должны быть вместе. Возрастание познавательных интересов и активности учеников можно рассматривать как определенный позитивный результат работы педагога, использующего личностно ориентированный подход в обучении каждого ребёнка с единственно важной целью – найти применение знаниям, умениям и навыкам в жизни, потому что только она даёт самые объективные оценки, делает самые правильные выводы и выдаёт реальный результат.
Основу организации личностно-ориентированного подхода в обучении составляют концептуальные положения психологов о доминирующей роли деятельности в общении и формировании личности. В силу этого учебный процесс должен быть направлен не только на усвоение знаний, но и на способы усвоения и процессы мышления, на развитие познавательных сил и творческих способностей. В соответствии с этим в центре обучения должен находиться ученик, его цели, мотивы, интересы, склонности, уровень его обученности и способностей.Сегодня в отечественной педагогики и педагогической психологии можно вести речь о следующих педагогических технологиях ориентированных на личность ученика:
- система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В, Давыдова;
- дидактическая система обучения Л.В. Занкова;
- система обучения «по Ш.А. Амонашвили»;
- школа диалога культур В.С. Библера;
- теория планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина – Н.Ф. Талызиной;
- подходы к организации обучения учителей-новаторов (И.П. Волков, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, В.Г. Хазанкин; С.Н. Лысенкова и др.).
Условно все названные системы можно разделить на две группы, основанием для выделения которых служит уровень их методологической проработанности: культурологический и инструментальный.
Культурологические системы образования в своей основе имеют некоторые мировоззренческие или достаточно общие конкретно-научные представления о сущности человека и особенностях вхождения его в культуру.
Инструментальные системы в своей основе, как правило, имеют тот или иной конкретный метод, найденный в практике и составляющий основу определённой педагогической технологии. Типологически это можно представить следующим образом: (см. табл. 1)
Таблица 1
Типология образовательных школ и подходов
Личностно-ориентированные |
|
Культурологические |
Ш.А, Амонашвили В.С. Библер Д.Б. Эльконин – В.В. Давыдов |
Инструментальные |
Л.В. Занков В.Ф, Шаталов С.Н. Лысенкова П.Я. Гальперин – Н.Ф. Талызина И.П. Волков Е.Н. Ильин, В.Г, Хазанкин |
Эти технологии доказали свою эффективность. Они получили распространение потому, что, во-первых, в условиях ещё существующей у нас классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня. Это технологии, которые позволяют при интеграции в реальный учебный процесс достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по каждому учебному предмету другими, альтернативными традиционным, методами, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик.
Во-вторых, эти технологии обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, высокомерие, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой и дидактикой, несовместимы с этими технологиями.
Они требуют смены приоритетов с усвоения готовых знаний в ходе классных занятий на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика с учётом его особенностей и возможностей.
Все вышесказанное о личностно ориентированном обучении относится и к художественно-эстетическому образованию как одному из универсальных аспектов формирования культуры личности, обеспечивающему ее рост в соответствии с социальным и психофизическим становлением человека под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности.
Проблемам художественно-эстетического образования в нашей стране уделяли большое внимание практически все лучшие педагоги: от П. П. Блонского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого и др. в начале века до О. А. Апраксиной, А. Д. Жаркова, Л. С. Жарковой, Д. Б. Кабалевского, Л. П. Кабковой, И. И. Киященко, О. Г. Максимовой, Б. Т. Лихачева, Л. П. Печко, И. П. Подласого, В. А. Сластенина, Л. В. Школяр и др. в последние десятилетия. Все они подчеркивали, что эстетическое обучение и воспитание обладает высоким развивающим потенциалом как в области гуманитарного, так и естественно-научного образования. Поэтому перспективными являются интегрированные курсы с богатым культурологическим, эстетическим и художественным содержанием, их разработка и внедрение основаны на системном понимании организации учебно-воспитательного процесса, в разработку которого внесли свой вклад ученые С. И. Архангельский, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, А.Н. Леонтьев, В. М. Монахов, Н. В. Нагорнов, Ю. П. Сокольников, П. И. Третьяков, Г. И. Хозяинов и др.
Личностно-ориентированное художественно-эстетическое образование предполагает содействие раскрытию диапазона эстетического сознания каждой личности (чувств, оценок, вкусов, суждений, идеалов, ценностей, взглядов) как личности неповторимой и уникальной, ее потребностей, эмоционально-чувственных, оценочных эстетических отношений и их реализации в поведении, предпочтениях и деятельности (восприятии, оценивании, сотворчестве и самостоятельном творчестве, рефлексии и анализе). Результаты художественно-эстетического образования на личностно-ориентированном основании, закрепляясь в личностных качествах, обогащают все формы общения, познания, практической деятельности человека. Очевидным является тот факт, что для осуществления на практике идей личностно-ориентированного художественно-эстетического воспитания в российских школах необходимы специально подготовленные, высококвалифицированные преподавательские кадры. В современных условиях возрастает социальная роль учителя (и в особенности учителя начальной школы) как носителя национальной художественной культуры и значение эстетического образования будущих педагогов. Причем приоритетным следует признать ориентирование на развитие личности каждого «через искусство», а не равнодушное заучивание шаблонов, развитие мотивации к творчеству.
Суть столь широко востребованной современной образовательной системой личностно-ориентированной парадигмы «заключается в отказе от концепции «энциклопедизма», когда основным показателем образованности человека считался лишь объем его знаний, от идей технократизма» в сосредоточении внимания на личности каждого обучающегося, которая в условиях личностно-ориентированного обучения и воспитания выполняет приоритетную, системообразующую роль.
Построенное на принципах личностно-ориентированного подхода художественно-эстетическое образование учителя начальных классов способствует развитию и саморазвитию, поскольку базируется на выявлении его индивидуальных особенностей как субъекта познания и деятельности.
Приоритетным признается право каждого на выбор собственного пути развития. Личностно-ориентированный подход характеризуется его направленностью на удовлетворение экзистенциальных потребностей человека, то есть потребностей и смысла его бытия и личностного существования: свобода и свободный выбор себя, своего мировоззрения, поступков, самостоятельность и личная ответственность, саморазвитие и самореализация, самоопределение и творчество. В современных условиях необходимо помочь каждому человеку в выстраивании собственной личности: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих проблем, освоить способы их решения, открыть мир собственного «Я» и научиться управлять им. Это в особой степени относится к учителю начальной школы.
Повышение качества обучения зависит от личности учителя, от его желания сделать свою работу в школе максимально эффективной. И пусть от нашего с вами труда мир станет лучше, а наши ученики займут достойное место в жизни.
Как писал Л.Н. Толстой:
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший
учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец,
мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но
не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет
в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель».
Смысл моей жизни как учителя выражен следующими строками:
Слушать, слышать и услышать, -
И зажечь звезду познанья,
Чтобы разум через сердце
Прикоснулся к мирозданью.
Разбудить желанье мыслить
Находить пути, решенья,
Чтоб все «как?» и «почему?»
Поддавались без сомненья.
Чтоб урок был частью жизни,
А не сущим наказаньем.
Чтоб в глазах ребячьих светлых
Прочитать в любви признанье.
Кто – то физик иль художник,
Иль артист в душе навек, -
Он найдёт свою дорогу,
Лишь бы жил в нём человек!
Литература
Бунеев Р.Н. Ещё раз о личностно ориентированном образовании // Начальная школа плюс до и после. Издание Министерства образования Российской Федерации, Российской Академии образования, Московского психолого-социального института, ООО Баласс.- № 12 - 2006. - с.3-5.
Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа. Издание Министерства образования Российской Федерации. - № 8. - 1990. - с.52-62.
Хованская В. М. Опора на наглядность или проверено временем // Начальная школа, Изд. Дом “Первое сентября” - №13. - 1997.
http://kopilkaurokov.ru
http://infourok.ru
http://nsportal.ru10