Развитие познавательного интереса у учащихся начальных классов к урокам русского языка

1
0
Материал опубликован 17 August 2021 в группе





Развитие познавательного интереса у учащихся начальных классов к урокам русского языка

Аннотация.. В статье рассмотрены понятия познавательный интерес, нестандартные формы урока, раскрыты наиболее эффективные методы и приемы развития познавательного интереса у младших школьников к урокам русского языка. Представлены дидактические игры и задания, как средства развития познавательной деятельности.

Ключевые слова: познавательный интерес, самостоятельная деятельность, УУД, метод проекта , игра, ИКТ .

Актуальность.

Одной из важнейших проблем в современной школе остается проблема развития познавательного интереса у младших школьников к урокам русского языка. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний.

В основе Государственного образовательного стандарта начального общего образования 2020 года лежит системно – деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся [ 1 ]

Цель – раскрыть формы и методы работы по развитию познавательного интереса у младших школьников к урокам русского языка в учебно – воспитательном процессе.

Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни ребенка. В начальной школе закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. Ребенок, поступая в школу, с большим интересом воспринимает все , что его окружает. И поэтому, перед учителем стоит важная задача – не потерять интерес учащихся, а приумножить его . Научить можно только того, кто заинтересован в этом , кому интересно.

Проблема развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста тщательно изучена отечественными психологами и педагогами. В психолого-педагогической литературе познавательный интерес наиболее широко исследован в работах Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, А.К. Дусавицкого, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Н.Г. Морозовой, В.Ф. Одоевским, В.В. Репкина, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной, К.Д. Ушинского и др.

Познавательный интерес предполагает познавательную активность

школьника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо

опираться на познавательный интерес детей, для формирования и развития

которого следует:

развивать творческие способности детей, создавать для этого условия;

укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;

развивать у детей чувство собственного достоинства.

Познавательный интерес систематически укрепляется, развивается и

становится основой положительного отношения к учению. Он носит поисковый характер. У учащегося возникают вопросы, ответы на которые он сам активно ищет. В.А Сухомлинский писал о том, что интерес выше сухих знаний, вера мотивирует больше порицания, а предмет изучения всегда должен быть связан с реальной действительностью.

Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на психические процессы: мышление, воображение ,память , внимание , которые приобретают особую активность и направленность.

Становление интереса учащихся происходит на уроке. Поэтому необходимо активизировать и повышать интерес к учению на каждом этапе урока, используя для этого различные методы, формы и виды работы.

Давайте подумаем, как сделать уроки русского языка интересными и занимательными. Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно.

Новизна, необычность, несоответствие ранее изученному – все эти особенности способны не только вызвать мгновенный интерес, но и пробудить эмоции, порождающие желание изучить материал более глубоко, то есть содействовать устойчивости интереса.

Существует множество форм и методов развития познавательных интересов у младших школьников. Рассмотрим некоторые из них.

Нестандартные и творческие задания на уроках русского языка неизменно влекут за собой потребность в осуществлении поиска, в получении новых источников информации.

Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой .

Необычность заданий вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом.

Принципы нестандартных уроков заключаются в следующем:

1. Отказ от шаблона в организации урока .

2. Максимальное вовлечение учащихся класса в деятельность на уроке.

3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.

5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию.

6. Ощущение эмоционального удовлетворения.

7. Дифференцированный подход.

При проведении отрытых уроков, использование нетрадиционных форм, является всегда выигрышной, так как в ней представлены не только игровые моменты, но и оригинальная подача материала.

Используя различные технологии, например : «мозговой шторм», интервью, ролевые игры, проекты , «микрофон», «сенкан», «ассоциативный куст», учитель постоянно вызывает любопытство со стороны учащихся. А любопытство – это и есть причина познавательного интереса.

На уроках можно использовать такие приемы:

создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильного для всех учащихся;

изучение нового материала с опорой на старые знания;

положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества;

рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других;

занимательность, необычное начало урока, через использование игровых, музыкальных, юмористических минуток.

Также вызывает интерес у детей эвристические приемы, загадки- шутки, кроссворды, ребусы.

Использования нестандартных форм организации урока, например, приглашение в сказку , вводит учащихся в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевают препятствия и побеждают. Урок - сказка позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности.

Работа в парах и группах развивает чувства товарищества, коллективизма. Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу «чья команда первая? кто быстрее? больше? лучше? ») и других заданий с элементами занимательности.

К нетрадиционным урокам относятся:

1. Урок-путешествие.

2. Урок-викторина.

3. Урок-КВН.

4. Урок-творчество.

5. Урок-сказка.

Доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Для того, чтобы облегчить процесс восприятия и запоминания информации, часто используют в практике ИКТ.

Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информации, активизирует познавательную деятельность обучающихся. Позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне , обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала. Расширяет возможность самостоятельной деятельности на уроказ и во внеурочное время. Обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Способствует повышению качества образования. Использование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным.

Одним из средств развития познавательного интереса является игра.

В.А. Сухомлинский считал, что « Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Использование игр во время урока русского языка развивает

активность, логику, мышление, наблюдательность, внимательность, творческое

воображение.

Игры можно использовать на разных этапах урока: во время объяснения нового материала, закрепления, повторения и обобщения,

контроля и проверки домашнего задания. Игра позволяет включить в

активную познавательную деятельность большее число учащихся. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи

активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в

развитии познавательных интересов учащихся. Игра помогает учителю донести трудный материал в доступной форме.

Важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия,

чтобы у них формировалась вера в свои силы и возможности.

Включение детей в игровую деятельность усиливает интерес к урокам. Игры могут быть интеллектуальные, учебные, дидактические.

Виды заданий. Дидактические игры.

1. «Третье лишнее»

Задание: в каждом ряду 2 слова по определённому основанию связаны между собой, а третье - отличается. Найдите его, ответ обоснуйте.

1. Корова, ворона , карандаш.

2. Автомобиль, автобус , трактор.

3. Подъезд, семья ,листья.

4. Столб, зима, снег.

2. « Ребусы »

Используя различные части речи, можно научить детей отгадывать и самостоятельно составлять ребусы.

100Л (стол), 7 Я (семья ), 40 А( сорока) , ви3на (витрина), за1ка ( заколка),

Р (народ)

3.«Анаграммы»

Поменяйте буквы в слове местами и получите слово.

Например: окур – урок, рзоео – озеро, лоед – дело, коон – окно.

4. «Закодированное слово »

Обозначим следующие буквы цифрами:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

А Б В К М Н О Л Д Т

Раскалдуй слова: 2164-банк, 975-дом .

5. «Цифровой диктант»

При закреплении склонений имен существительных, спряжений глаголов можно предложить данную игру.

Записывают цифрами (склонение или спряжение)

Например, поле, брат, класс, ученица.- 2,2,2,1.

Учить, делать , стрелять, говорить- 2,1,1,2.

6. «Буквенный диктант»

Учащиеся отвечают вслух на вопрос учителя, а молча записывают в тетрадь первую букву ответа.

Например. 1.Спутник Земли - Луна. 2.Вечно зеленое растение - ель.3.Зимние осадки - снег.(Лес)

7. «Волшебный конверт»

Получают конверт, в котором находятся карточки с вопросами и заданиями.

8. «Развивающий канон»

Необходимо определить вид логической связи и на этом основании вместо знака вопроса написать ответ.

Например. Летает –п. ,скачет - к., плавает - ? (рыба).




9. «Сыщик»

Предлагается учащимся текст с допущенными орфографическими и пунктуационными ошибками. Кто быстрее и правильно найдёт все ошибки, тот объявляется победителем.

10. «Языковые пропорции»

Черное - белое = огонь …(вода)

Война – смерть = жизнь….(мир)

11.Заполни таблицу «Ъ и Ь знак».

Кто быстро и правильно заполнит таблицу – победитель.

12 «Найди задуманное слово»

Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что?», «как?», «почему?», «зачем?».

13.«Аукцион »

Продается слово в- л- с- п- д, узнайте его.

14. «Все наоборот»

Игрушка для стекла -…( стеклянная игрушка)

Герой сказки - … (сказочный герой)

Варенье из вишни -…(вишневое варенье)

Работа в классе -…(классная работа )

15. «Найди пару»

Умение правильно соотносить название предмета и действия.

Солнце светит

ветер дует

молния сверкает

16. «Наборщик» – на каждую букву (предложенного слова) записать по одному слову.

Книга: к - кошка; н - нос; и - иголка; г - гусь; а - арбуз;

Школа: ш - шалаш; к - класс ;о - огонь ;л - лес; а - арка.

17. «Змейка»

Например. Цветок - цифра , весна , енот , терем ,огурец ,корова.

18. «Строчная или прописная»

Это задание учит различать слова в нарицательном и собственном значении. Записаны слова ( вера , жук, любовь, снежок, дружок и др. ) распределить по группам и объяснить.

19. «Фантазеры»

Предлагаются слова, которые нужно включить в текст : Лето, корабль, море, отдых, дом.

20. «Побольше эмоций»

Предлагается фраза и нужно ее произнести с наибольшим количеством интонаций.

По подобию этих заданий можно предложить учащимся самостоятельно составить похожую игру, которая вызовет интерес у одноклассников.

Игры несут в себе огромный эмоциональный заряд, а главное – интерес и любовь к русскому языку.

Г.М. Лебедев полагает, что развитие познавательной деятельности учащихся ведет к воспитанию творческой, активной личности , которая умеет учиться и совершенствоваться самостоятельно.[6]

Самостоятельная деятельность учащихся на уроке осуществляется с опорой на знания и умения, приобретенные в процессе обучения. Мы знаем, что самостоятельной работе на уроках русского языка уделяется большое значение. Самостоятельность учащихся проявляется в написании сочинений и изложений. С целью минимальных затрат времени на проверку знаний обучающихся, используются тетради на печатной основе, раздаточный материал, различные виды диктантов, при выполнении которых формируются познавательные универсальные учебные действия школьников.

Формирование познавательных универсальных учебных действий должно реализоваться в рамках реализации задач ГОС НОО. Умение учиться приведет к самостоятельному усвоению материала.

Функции УУД:

- создание условий для саморазвития и самореализации личности;

- регуляция учебной деятельности;

- обеспечение успешности обучения.

Познавательные действия включают в себя исследовательскую и проектную деятельность.

Актуальным методом познавательного интереса является проект.

Проектная деятельность предоставляет возможность самостоятельно

приобретать знания под контролем учителя. Характерная черта проектной деятельности – поиск информации, которую необходимо обработать, осмыслить и представить участникам проектной группы. В ней обеспечивается развитие познавательных интересов, умений детей самостоятельно добывать знания и ориентироваться в информационном пространстве. Сущность метода проекта как способа достижения дидактической цели , должна быть отражена в виде конечного продукта. Следует строить совместную познавательную деятельность таким образом, чтобы ученик , при желании, мог продолжить ее самостоятельно.

Можно предложить такие темы проектов: « В мире слов», «Волшебная сказка», «Тайна моего имени», «Знаки препинания», «Части речи» и др.

Ценность метода проекта заключается в том, что он требует от учащихся проявления творческого отношения к выполнению задания.

Вывод: развитие познавательного интереса у младших школьников к урокам русского языка – один из важнейших вопросов в системе развития образования. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Важным условием положительгого результата работы в данном направлении является высокий профессиональный уровень подготовки учителя.

К Д. Ушинский говорил: «Не зажигает то, что само не горит».Поэтому заинтересовать, повести за собою учеников должен учитель,продумывая и планируя каждый этап урока.

Быть внимательным к каждому ребенку, уметь видеть, подмечать у

ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы,

создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный

интерес к науке, к знаниям – в этом задача учителя, формирующего познавательный интерес.

Список литературы:

1. Артюгина Т. Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб-метод. пособие 2009.

2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – М: Речь, 2004. – 219 с.

3. Государственный образовательный стандарт начального общего

образования Донецкой Народной Республики , утвержденный приказом Министерства образования и науки ДНР от 07.08.2020 № 119- НП - URL // [Электронный ресурс]

https://drive.google.com/file/d/1Op6upeqZfR4WLvt84kDvHK8IdyQ5wgPI/view

4. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения – М.: Просвещение, 2012. – 258с.

5. Дусавицкий А.К., Репкин В.В. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в зависимости от способа обучения // Вопросы психологии. 1975. - № 3. - С. 92-102.

6. Коноваленко C.B. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – M.: Гном-Пресс, 1998. – 53 с.

7. Лебедев, О. Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся

[Текст] / Г. М. Лебедев. – М. : Просвещение, 1973. – С. 17-32.

8. «Начальная школа» №7-2009г. В.В. Шаповалов, « О познавательном интересе и приёмах его активизации», с.26-29.








12


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.