Статья «Развитие интереса у дошкольников к занятиям по английскому языку»
«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
Развитие интереса у дошкольников и младших школьников
к занятиям по английскому языку.
(Методическая разработка)
Автор-составитель: Евсеева Анна Прокопьевна
педагог дополнительного образования
Тольятти, 2016 г.
Настоящие рекомендации предназначены для преподавателей английского языка и включает описание игр, которые могут быть использованы на занятиях с целью развития интереса и активизации речевой деятельности детей. Рекомендации содержат методические приемы и формы из опыта работы с дошкольниками и младшими школьниками с учетом их психологических особенностей.
Успех в обучении иностранному языку может быть обеспечен такой методической системой, в основе которой лежит интерес детей к предмету. Чем же живет ребенок? В чем реализуется его личность? Конечно, в игре. Важно учитывать при этом их психологические особенности развития: восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.
Так, у дошкольников высоко развито восприятие и острота слуха, Они быстро схватывают тонкости произношения, Но природная «хватка» в данном случае должна подкрепляться фонетическими упражнениями, чтобы перейти в навык. Поскольку это занятие связано с монотонным «утомительным» для них повторением, можно применять при обучении детей так называемые «фонетические, лексические, грамматические сказки». Приведу пример «фонетической сказки» на русском языке, для отработки отдельных звуков.
«Пошла как – то Pussy-Cat на рыбалку. А озеро, где она ловила рыбу, было не простое, а волшебное. В нем вместо рыбок плавали звуки. Закинула она удочку и ждет. Вдруг клюнуло. Дернула Pussy-Cat за удочку и вытащила что – то непонятное.
[е] - удивилась она.
-Как же удивилась Pussy-Cat?
( Дети несколько раз повторяют этот звук)
Рассмотрела Pussy-Cat это что-то непонятное
и поразилась, произнеся - [ᶛ:]
- Как же поразилась Pussy-Cat ? (Дети повторяют звук [ᶛ:]
- [a:] - погрозила Pussy-Cat, когда узнала, что это звуки.
- Как погрозила Pussy-Cat?
(Дети повторяют звук - [a:]
Фонетическую зарядку звуков можно проводить с использованием лексических единиц, которые отрабатываются в речи. Здесь детям предлагается сказка «Английский язык» и «Эхо», с которыми происходили разные истории.
Привожу пример.
«Решил «Английский язык» поехать на дачу.
Посадил он «Эхо на плечо и позвал собачку: - Will
А «Эхо» повторяет: will, will…( дети повторяют эти слова вместе с «Эхо»)
- Мы поедем на поезде: Here is the Train- говорит «Английский язык»
Train, train…- повторяет «Эхо» ( и ребята)
Поезд едет, а колесики стучат: train, train, train…Дети повторяют.)
Ну, вот, наконец-то приехали.
- Пойдем по этой дороге. Here is the Way……-говорит «Английский язык»
-way, way, way….повторяет «Эхо» ( и ребята)
По дороге они увидели цыпленка. «Английский язык» говорит: Here is the Chick….
-chick, chick, chick…… Вторит «Эхо».
-What’s your name?- спрашивает «Английский язык».
-“My name is Chicki-Chick,-отвечает цыпленок.
-chick, chick, chick…-повторяет «Эхо».
Поздоровались они с цыпленком, поговорили и пошли дальше.
В познавательной деятельности восприятие неразрывно связано со вниманием. Внимание дошкольника отличается непроизвольностью, неустойчивостью, оно легко переключается и отвлекается. В этом возрасте дети обращают внимание лишь на то, что вызывает их непосредственный интерес.
Внимание дошкольника становится более устойчивым в том случае, если размышляя об увиденном, он одновременно выполняет действие. Например:
ребенок должен взять в руки предмет, нарисовать его или что-то построить и т. п. Все виды деятельности, типичные для дошкольника, должны быть по возможности включены в общую канву занятия иностранного языка. И чем больше видов восприятия будет задействовано в обучении, тем выше окажется эффективность последнего. Эту особенность можно использовать в языковых играх.
Приводим ниже несколько игр.
«Я рисую и говорю».
Детям предлагается задание нарисовать, например, мяч. Ребенок рисует, а собачка Will спрашивает:
- What’s this? What’s this?
Рисуя, ребенок отвечает:
-It’s a ball, it’s a ball.
Причем собачка «подходит» к каждому ребенку и разговаривает с ним.
Или, например, детям раздаются рисунки животных, и в разговоре с Will the Dog дают им характеристики. Например:
This is a lion. It’s strong.
This а cow. It’s kind.
This is a fox. It’s cunning.
This is a cock. It’s brave.
This is a goose. It’s grey.
Причем, в такой игре закрепляются даже самые трудные лексические единицы
Итак, дошкольник, на наш взгляд, успешнее справляется даже с достаточно сложными заданиями, требующими применения разнообразных приемов, чем с простыми, но с однообразными заданиями. Не означает ли это, что следует отказаться от четких грамматических категорий? Вовсе нет. Но в работе с грамматическим материалом детям приходится много запоминать.
Рассмотрим, как развивается память у дошкольников и как можно обеспечить интерес детей при изучении достаточно «скучных» грамматических структур.
Память в этом возрасте довольно хорошо развита, но дети запоминают непроизвольно, в основном, яркие, впечатляющие их события, или предметы. Вот почему, задача учителя состоит в том, чтобы «сухие» грамматические правила сделать интересными и эмоционально окрашенными.
Практически любое «сухое» упражнение можно сделать увлекательным, предложив детям роль. Тем самым это упражнение превращается в игру, что расковывает психологически, снимает напряжение. Скажем, вместо того чтобы поставить задачу «сделать предложение отрицательным» ( «вопросительным»), предлагаем детям
роль «Фомы неверующего»
или роль «Любопытного Буратино».
Фома все отрицает, а Буратино, напротив, удивляется всему, что слышит. Можно тренировать определенный тип вопросов, словарь по теме, предложив детям/
роль «Незнайки»
Мало кто из дошкольников остается равнодушным перед возможностью попробовать себя в актерском амплуа, а все дети становятся активными участниками или свидетелями, сначала сознательно, а затем подсознательно « привязывают» различные речевые обороты к определенным ситуациям общения, более уверенно оперируют ими при выполнении коммуникативно-направленных упражнений, быстро овладевают сюжетной лексикой.
Игру «Жадина» можно использовать для отработки притяжательных местоимений и притяжательного падежа собственных имен.
Чтобы избежать многократных и однообразных повторений детям предлагается такая ситуация.
«Жадина» приходит на занятие с коробкой, в которой много разных предметов. Учитель советует посмотреть ребятам, с разрешения «жадины» , что у него есть в коробке. Дети достают предметы и называют: it’s a ball, it’s a pen, it’s a bag….. и.т.д.
«Жадина» тут же говорит:
-It’s my ball.
-it’s my pen
-It’s my bag.
Учитель спрашивает: «Как он говорит?» (Участники игры повторяют то, что говорил «Жадина»). Учитель продолжает:
«Жадина» любит присваивать чужие вещи. Так вот, чтобы он не отобрал,то, что у вас на столе, вы должны сказать что это ваши предметы».
Дети повторяют за учителем речевые образцы типа:
-It’s my ball.
-it’s my pen
-It’s my bag.
Затем «Жадина отбирает у детей предметы. По условиям же игры они должны правильно отреагировать на действия или высказывания «Жадины». Например: It’s not your bag, it’s my bag.
Итак, в этой игре, наряду с многократным повторением, каждый раз присутствует новизна речевой ситуации, что исключает монотонность тренировки и обеспечивает активность и интерес каждого ребенка.
Таким образом, благодаря игре дети изучают язык в процессе общения и взаимодействии друг с другом, с учителем, с куклами, а учитель реализует речевые задачи, в которых есть мотив и цель речевого действия.
Наблюдения показали, что запоминание бывает более эффективным, если после работы на запоминание дошкольники расслабляются и занимаются чем- то совершенно иным, Лучше всего, если они делают физзарядку с английского зыка.
Приведем пример нескольких физзарядок (стихи, песни, игры с движениями)
One, two, three, four, five,
Once I caught a fish alive,
Six, seven, eight, nine, ten,
Then I let it go again.
Why did you let it go?
Because it bit my finger so.
Which finger did it bite?
The little finger on the right.
Воображение шестилетнего ребенка достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер, а любимыми занятиями дошкольников являются раскрашивание, рисование, вырезание фигур из бумаги, конструирование, пение и танцы, и это обязательно должно учитываться в системе занятий. Дети рисуют на доске или в тетрадях и тут же комментируют нарисованное или описывают его в форме загадки, вырезают фигурки, при этом поют не только песенки, но и пропевают речевые образцы: это полезно для развития правильной интонации. При этом хорошо, если дети жестами, движениями передают содержание песен.
Песня на занятиях иностранного языка, дает толчок детскому творчеству. Видя, какой несложный текст составляет основу многих детских песен, и педагог, и ребенок может сам придумать песню, положив на знакомую (или придуманную им самим) мелодию, доступные ему слова и мысли.
Привожу несколько примеров. Легко и быстро запоминается структура с глаголом to have на мотив знакомой и любимой детьми песенки "В траве сидел кузнечик"
I have, I have a tiger,
I have, I have a tiger,
a tiger and a frog.
Have you a tiger?
Have you a tiger?
Yes, I have a tiger.
Have you a tiger?
Have you a tiger?
No, I have no.
Песенка используется, когда малыши знакомятся с названиями животных. Педагог показывает одну игрушку за другой, и ребята включают в песенку вместо tiger другие слова, обозначающие животных.
На мотив песни "Жил - был у бабушки серенький козлик" дети исполняют такую несложную речевку с глаголом сап.
My cat can run, can run, can run. My cat can run, can run, can run. One, two, three, one, two, three. One, two, three, one, two, three.
My cat can run. My cat can run.
На мотив детской песенки «Я на солнышке лежу» школьники повторяют структуры:
I can run and I can jump.
I can run and I can jump.
I can run, I can jump.
I can run and I can jump.
С песней на мотив «Мы едем, едем, едем в далекие края» ребята отправляются в зоопарк:
I go, go, go,
I go to Zoo.
I see an orange tiger and a brown Kangaroo
Tap, tap, tap,
Tap, tap, tap,
I see a white cat
I see a brown lion, a green crocodile,
A monkey, a bear and
I see a grey hare.
А с песней на мотив «Антошка» они приглашают друзей в зоопарк:
«Let’s go, let’s go,
Let’s go to the Zoo».
На мотив русской народной песни «Калинка» дети поют и задают такие вопросы как « What season is it пow?», «What time is it now?» и затем, без особых затруднений применяют эти вопросы в реальной ситуации общения.
Мышление детей дошкольного возраста идет от наглядно-действенного к наглядно-образному. Можно прибегнуть к использованию кубиков и карточек с пиктографическими значками при ознакомлении дошкольников со структурой речевых образцов.
Применение зрительных опор подходит не только для обучения грамоте. Они способствуют выработке навыков монологической речи, помогая детям следовать логике высказываний и снимая трудности в употреблении лексических единиц. Вот как может выглядеть схема монологического высказывания: «Составляем звуковое письмо Санта Клаусу».
I am a girl/ boy/
My name is…
My surname is…
I am six.
I am from Russia.
I live in Togliatti.
I have a …
I like to write (draw, count, read)
I can write (draw, count, read)
В заключение хочу привести слова Л, С. Выготского: «Если мы делаем что-либо с радостью, …мы и впредь будем стремиться делать то же самое. Если мы делаем что-либо с отвращением, это означает, что мы всячески будем стремиться к прекращению этих занятий». Поэтому при обучении дошкольников английскому языку я стремлюсь, в первую очередь, вызвать и развить их интерес к предмету и делать все с радостью.
Интернет-ресурсы:
http://www.google.ru/search?q=рисунки
Литература
1. И.А. Рыжкова «Мой первый учебник по английскому языку» - М., «Аквариум», 1998г.
14