12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шестакова Лариса Владимировна17
0

Статья «Развитие у учащихся познавательного интереса к русскому языку»

 

Развитие у учащихся познавательного интереса к русскому языку.

 

Шестакова Лариса Владимировна

учитель русского языка и литературы

Муниципального бюджетного образовательного

учреждения "Каменская СОШ №44"

Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Поэтому обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать интересы и способности. Оно должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. И сегодня, в рамках внедрения ФГОС, это особенно актуально.

В своей педагогической практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и уровня подготовленности, в том числе с учащимися, обучающимися по специальной (коррекционной) программе VIII вида.

Меня как учителя – филолога, прежде всего волнует проблема заинтересованности в изучении русского языка. Без интереса к предмету ученики не смогут достичь успеха. Поэтому я работаю над проблемой «Развитие у учащихся познавательного интереса к русскому языку».

Интерес является одной из форм общественной направленности личности. Французский философ Гольвеций отмечал: «На земле интерес есть великий волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета».

Поэтому цель моей педагогической работы – создание оптимальных условий для формирования у школьников познавательного интереса, долга и ответственности за свою учебу, способности самостоятельного творческого поиска.

Реализация данной цели позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями.

На основании анализа психолого-педагогической литературы и практического опыта по выявленным проблемам в основу педагогической деятельности по их решению мною положен компетентностный подход.

Мне кажется, что для того, чтобы мои учащиеся успешно адаптировались в современном мире, недостаточно только прочных знаний по предмету, которые позволяли бы им успешно сдавать экзамены, в том числе  ЕГЭ, и продолжать образование.

Наверное, не будет открытием, если я скажу, что нужно научить их учиться, так как только в этом случае они смогут быстро адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Поэтому каждый раз, идя на урок, я жду от своих ребят «открытий», преодоления себя, радости от совместной работы по решению учебных задач.

С этой целью на своих занятиях реализую идеи педагогики сотрудничества, технологию проблемного обучения. Чтобы направить учебно-познавательную деятельность ребят в нужное русло, включаю их в совместное целеполагание, планирование и прогнозирование  результатов, помогая им самостоятельно открывать знания, развивая у них мышление, уверенность в собственных силах, умение  проявлять творческие способности.

Также моя работа основывается на применении здоровьесберегающей технологии, важная составная часть которой – это рациональная организация урока. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного утомления провожу физминутки (5 – 6 кл.), чередую разные виды деятельности. Успешно применяю и другие современные технологии (уровневая дифференциация обучения, ИКТ, групповые технологии, личностно – ориентированное обучение, технология игровых методов).

При изучении нового материала подбираю такие задания, чтобы рассмотреть как можно более широко все методы их применения. На последующих же уроках предоставляю ребятам свободу в выборе оптимальных, на их взгляд, способов и средств достижения результатов. Такой подход к организации учебной работы позволяет мне сформировать у ребят учебно-познавательную компетентность, учит их более осмысленно подходить к выбору средств достижения результатов.

Отбор содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, производится таким образом, чтобы он способствовал появлению и укреплению познавательных интересов.

При отборе учебного материала особое значение  придается внутрипредметным и межпредметным связям : русский язык и литература, русский язык и краеведение, русский язык и история.

Возникновению познавательного интереса способствует оптимальное соотношение известного и неизвестного: новое должно дополнять, развивать уже известное или противоречить ему. Поэтому учащиеся получают возможность соучастия в познании нового. Уверена, что это способствует развитию критического мышления подростков, учит их адекватно реагировать на появление всего нового, а в дальнейшей профессиональной деятельности поможет из всего многообразия вновь появляющихся технологий и проектов выбирать действительно перспективные.

В процессе работы в обозначенном аспекте замечено, что содержание учебного материала должно быть вполне доступным для учащихся, исходить из имеющихся у них знаний и опираться на их жизненный опыт, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и  требовать от ребят работы по его осмыслению и усвоению. Тогда он будет удовлетворять потребностям учащихся в постоянном развитии памяти, мышления, воображения.

Опираясь на деятельностный подход к организации учебной деятельности учащихся, использую активные формы работы: парную, групповую, которые позволяют сопоставлять, сравнивать, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту.

Стараюсь так смоделировать урок и организовать учебную деятельность ребят, чтобы появилась возможность работать со всем классом и одновременно с каждым учащимся.Достичь этого мне помогает использование разноуровнего обучения. Опираясь на природные способности ребят, результаты психолого-педагогической диагностики, определяю для каждого моего ученика свою уровень , посильный, но в то же время достаточно высокий, соразмерный его возможностям. Подобранные дидактические материалы, системы заданий и методические пособия позволяют каждому ученику овладевать учебным материалом на своем уровне развития. Так как в каждом классе есть ребята с различным уровнем обученности, производится дифференциация познавательных задач, используются варианты заданий, самостоятельных работ различной степени сложности, предлагается  свободный их выбор.

Особое внимание уделяю слабоуспевающим учащимся, стараясь создать ситуацию успеха, оказать им эмоциональную поддержку, привить чувство уверенности в своих силах.

Богатые возможности для дифференцированного обучения предоставляют и современные информационно-коммуникационные технологии, которые с интересом осваиваю и применяю в своей педагогической деятельности.

Следует заметить, что за последнее время повысилась компьютерная грамотность учащихся. Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе, расширило их кругозор в этой области. В медиатеке школьной библиотеки большое количество дисков по русскому языку, что позволило проводить уроки с использованием ИКТ практически по всем темам. Привлекаются на уроках и Интернет-ресурсы.

Развитию навыков самообразования, теоретического мышления, установлению межпредметных связей способствуют уроки-лекции, во время которых мы с ребятами учимся правильно вести конспект. Весь теоретический материал в виде опор, схем, таблиц, тезисов они записывают в специальных тетрадях - справочниках. Этот материал они используют для подготовки к зачетам, к тестированию, к ЕГЭ по русскому языку.

Методы обучения влияют на мотивы учения. Применяя наиболее активные, которые рассчитаны на организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников, я побуждаю их к активной учебной деятельности. Большое внимание уделяю игровым, занимательным видам работы. Дети заметили, что правило легче запоминается, если его зарифмовать, и стали сочинять стишки – правила для некоторых уроков. Вызывают интерес задания – эстафеты, диктант – молчанка, лексические игры в 5 – 6 классах, КВН, интеллектуальные игры. Направляю усилия на активизацию творческих возможностей учащихся через рисунки, кроссворды, рефераты, применяю приемы составления синквейнов. Стараюсь максимально вовлечь учеников в работу с различными словарями, приучить их к самостоятельному поиску и отбору необходимой информации.

В своей работе использую следующие типы уроков:

- комбинированный;

- урок формирования и закрепления умений и навыков,

- творческий;

- урок – лекция;

- урок – семинар;

- урок – путешествие;

- контрольно – проверочный.

Уроки разных типов позволяют избежать схематизма, однообразия, создают творческую атмосферу.

Применяю различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную (сочинение – миниатюра, реферат, доклад, работа у доски, составление монологических высказываний), групповую (проблемные задания, упражнения), фронтальную (устный опрос).

Ребята, занимающиеся по специальной (коррекционной) программе, пишут письма своим друзьям, работают с деформированным текстом, стараются по составленному вместе со мной плану писать сочинения, пытаются составлять кроссворды.

Сформированность знаний, умений, навыков проверяю различными способами. Это самостоятельные, творческие, разные виды контрольных работ, тестовые задания, зачеты, индивидуальный, групповой, фронтальный опросы. Большое внимание уделяю тем видам проверки, которые быстро дают информацию о промежуточных результатах усвоения материала (самоконтроль, взаимоконтроль, индивидуальный раздаточный материал). Большой интерес у ребят вызывает работа с перфокартами.

В течение нескольких лет я осуществляю диагностику и мониторинг предметной обученности учащихся. Эти результаты фиксирую в своем портфолио.

На протяжении 13 лет я работала в Открытой (сменной) общеобразовательной школе (вечерней школе), поэтому говорить о результативности ЕГЭ не могу. Большая часть учащихся приходила в нашу школу со слабой подготовкой, второгодники, педагогически «запущенные» дети из неблагополучных семей, которые отстают в учении и, главное, не хотят учиться. Конфликты со сверстниками и в семье, особенности психического развития и здоровья, трудности в обучении – проблемы наших детей, поэтому в деятельности педагога есть своя особая специфика; педагог не может позволить себе, как это иногда бывает в общеобразовательных школах, избавиться от отстающих, трудно поддающихся обучению и воспитанию, учащихся, а при этом содержание образования в нашей школе определяется образовательной программой типовой школы. Поэтому, преодолевая минимальный порог и получая аттестат, наши дети получали путевку в жизнь, а это уже немало значит.

Для развития познавательного интереса большую роль играет внеклассная работа по предмету. Она создает условия для формирования творческих умений, необходимых знаний. Мои ребята посещают кружки «Речь. Речевая деятельность», «Трудные случаи русской пунктуации». На внеурочных занятиях провожу дидактические игры, викторины. Дети с удовольствием читают грамматические сказки и рассказы.

Мои учащиеся принимают активное участие в школьных неделях русского языка и литературы, в ежегодном международном конкурсе – игре «Русский медвежонок», в котором занимают призовые места. В 2013-2014 году я мои ребята принимали участие в «Сибирских чтениях», где были отмечены дипломами участников. Совместно с ребятами работали над проектами "Слова-паразиты в нашей речи", "Речевой этикет".

Информацию о том, насколько интересен мой предмет учащимся, получаю от школьного психолога, которая проводит анкетирование и тестирование, исследуя познавательные интересы учащихся.

Для меня очень важно заинтересовать ребят своим предметом, дать толчок к развитию творческих способностей школьников, создать условия для их личностного развития, нравственного взросления, мировоззренческого становления. Другими словами, воспитать Человека средствами моего предмета – русского языка.

 

Список литературы:

Альшанина Е.И. Психологическое сопровождение воспитательного процесса/ Е.И. Альшанина//Классный руководитель. – 2004.-№2.- С.107- 115.

Селевко Г. Воспитательные технологии/ Г. Селевко. - М.: Просвещение, 2004.-123с.

Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении/ Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова.- М.: Академия, 2000.-288с.

Продленка. Образовательный портал. http://www.prodlenka.org/tag/opyt-i-problemy/tag/50/stranitca-50.html

Учительский портал. http://www.uchportal.ru/publ/26-1-0-2625

Учи.http://uchi.ucoz.ru/publ/po_predmetu/uchiteljam_russkogo_jazyka/rabota_s_tekstom_na_urokakh_russkogo_jazyka_kak_sredstvo_formirovanija_kommunikativnoj_kompetencii_uchashhikhsja/26-1-0-11550

Педсовет. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5933/Itemid,118/

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.