Коуч-сессия «Развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях обновленной школы»
Коуч-сессия
«Развитие профессиональной компетентности педагогов
в условиях обновленной школы»
Подготовил: Вологин Н.В.- учитель географии
МОУ «СОШ №63 с УИП»
г.Саратов - 2023
Тема: «Развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях обновленной школы».
Цель коучинга: рассмотреть проблему взаимосвязи развития профессиональной компетентности учителя, обеспечивающей реализацию педагогического процесса, инициирующего и формирующего функциональную грамотность учащегося, как одну из главных на современном этапе развития образования.
Задачи: 1. Раскрыть сущность понятий «функциональная грамотность учащихся», «профессиональная компетентность учителя».
Выявить тенденции и предпосылки развития профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся.
Выявить и обосновать организационно-педагогические условия успешной реализации содержания и технологии профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся в учебном процессе.
Ожидаемый результат - понимание деятельностного смысла понятий «профессиональная компетентность педагога», «функциональная грамотность ученика».
Ход проведения:
I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ этап (5-7 минут)
Деление участников семинара на группы.
2. Листы рефлексии (Эдвард де Боно) поэтапная или блочная.
По ходу проведения коучинга, участники заполняют таблицу:
Этапы | (+) понравилось | (-) не понравилось | (!) интересно |
Организационный этап | | | |
Теоретический блок | | | |
Практический блок | | | |
Заключительный этап | | | |
Выводы (моё отношение) | | | |
Добрый день, уважаемые коллеги!
Представьте, что каждый день мы получаем в банке 86 400 . Причем потратить деньги можно только в этот день, а перенести покупки на завтра уже нельзя. Что же делать в таком случае?
Конечно же, скорее тратить эти деньги!
У каждого из нас в жизни есть такой банк, и он называется ВРЕМЯ. Каждое утро он выдает каждому 86 400 секунд. И каждый вечер он подводит итог, несмотря на то, что ты уже сделал или не успел сделать.
- Если хочешь узнать, чего стоит год, спроси об этом у студента, который провалил поступление в институт.
- Если хочешь узнать, чего стоит месяц, спроси у женщины, которая ждет ребенка.
- Если хочешь узнать, чего стоит неделя, спроси об этом у редактора еженедельной газеты.
- Если хочешь узнать, чего стоит час, спроси у влюбленных, которые ждут встречи.
- Если хочешь узнать, чего стоит минута, спроси у человека, который опоздал на поезд.
- Если хочешь узнать, чего стоит секунда, спроси у человека, который чудом избежал аварии.
- Если хочешь узнать, чего стоит миллисекунда, спроси у спортсмена-конькобежца, получившего серебряную медаль на Олимпийских играх, вместо золотой.
- Каждый день мы получаем 86.400 секунд. И вечером этого дня, они пропадают.
Зря или нет – зависит только от каждого из нас.
-Распределите на часах время вашей занятости в течение суток.
-Какому занятию вы отвели максимальное количество времени?
-Какому… минимальное?
-Какое время у вас заняла область на самообразование и общение с коллегами?
В настоящее время мы имеем возможность чаще встречаться на семинарах, форумах, коучингах, делиться мнениями, что-то узнавать, делать выводы, пробовать применять на практике, обучать по-новому. Такая возможность продиктована нашими потребностями. Требования к современному образованию, её уровню и результатам резко изменились в последние годы. Они стали высокими и конкретными.
В современном, быстро меняющемся мире одним из базовых факторов становится функциональная грамотность, способствующая активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. В школе на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы и независимого стиля мышления.
Это обусловлено необходимостью разрешения противоречий:
- между потребностью развития функциональной грамотности учащихся как условия их успешной социализации и адаптации в обществе и отсутствием у учителей готовности для решения этой проблемы;
- между назревшей необходимостью повышения профессиональной компетентности учителя в развитии функциональной грамотности учащихся и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической теории и практике.
Заполните таблицу по организационному этапу проведения (1-2 минуты)
II ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ этап (25 минут)
Для любой страны одной из основных задач является воспитание из молодых людей активных граждан, способных найти работу в мире, где требования на рынке труда постоянно меняются, научить их справляться с обстоятельствами и правильно на них реагировать.
В очередном послании глава нашего государства подчеркнул: (слайд)
«Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни»
Проект Государственного стандарта ориентирован на реализацию модели компетентностного образования, упор делается, во-первых, на создание принципиально новой модели образования, которая ориентирована на результат. Во-вторых, нужно создать условия для реализации концепции «Обучение в течение всей жизни».
Видео: Система школьного образования в РК перейдет на модель функциональной грамотности (министр образования и науки РК)
Нормативная база обновления содержания образования отражена на следующем слайде.
Цель среднего образования заключается в обеспечении развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций. Он должен уметь искать и находить информацию и обучаться на протяжении всей своей жизни.
Тема: «Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях обновленной школы».
Слайд 1-13: Важнейшей отличительной особенностью подготовки современного учителя является её ориентация на компетентностный подход. Компетентностный подход представляет собой единую систему определения целей, отбора содержания, оценивания результатов организационного и технологического обеспечения учебного процесса. Компетентностный подход перемещает акцент с усвоения знаний, информационности на умение решать задачи, справляться с проблемами на основе получения собственного опыта.
Компетентностный подход в образовании понимается как достижение компетентности через приобретение компетенций.
Компетенция - способность решать задачи определенного типа на уровне предъявляемых к их решению требований. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».
Назовите ключевые слова данной темы? (компетентность учителя, формирование функциональной грамотности учащихся, обновленная школа)
III. Работа по группам
Сейчас я предлагаю обсудить эти понятия в группах.
1 группа - Педагогические компетенции.
Обсудив тему, ответьте на вопрос: Какими компетенциями должен обладать учитель?
Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция - это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д.
Профессиональная компетентность – качество действий учителя, обеспечивающих:
• эффективное решение профессиональных педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей;
владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, приемами снятия стрессов и т. п., методическими приемами, педагогическими средствами; их постоянное совершенствование;
использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися; осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
Коммуникативная компетентность – качество действий учителя, обеспечивающих:
эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком;
установление контакта с обучающимися разного возраста, родителями, коллегами по работе;
умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотной устной и письменной речью, умением публично представлять результаты своей работы, отбирать адекватные формы и методы презентации.
Информационная компетентность - качество действий учителя, обеспечивающих:
эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям; формулировку учебной проблемы различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач;
использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе;
регулярную самостоятельную познавательную деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности;
использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе;
ведение школьной документации на электронных носителях.
Правовая компетентность - качество действий учителя, обеспечивающих:
эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти, а также локальных актов и иной школьной документации для решения соответствующих профессиональных задач.
2 группа – Каковы критерии ключевых компетенции педагога в условиях обновления образования
Обсуждая вопрос, раскрыть понятия «критерии ключевых компетенций педагога», необходимых для формирования и развития функциональной грамотности школьника
- Формирующая - формирование и обретение знаний.
- Исследовательская - критическое мышление.
- Тестовая – обеспечение качества и самоконтроль.
- Поисковая – поиск необходимой информации.
- Проектная – создание новых знаний.
- Систематизирующая – структурирование знаний.
КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
знание основ общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; знание педагогики, психологии, возрастной физиологии, школьной гигиены;
знание методики преподавания предмета, программ и учебников по преподаваемому предмету; знание методики воспитательной работы, требований к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средств обучения и их дидактические возможности;
знание основ научной организации труда;
знание современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
знание основ экологии, экономики, социологии;
владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование;
использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
КРИТЕРИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
умение работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
умение вести школьную документацию на электронных носителях;
ведение регулярной самостоятельной познавательной деятельности;
готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности;
использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе.
КРИТЕРИИ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;
умение убеждать, аргументировать свою позицию;
владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации;
умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему.
готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект);
владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект);
опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект);
отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);
эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности. владение эффективными техниками общения, способность быстро и правильно ориентироваться в социальном контексте;
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
потребности и ценностные ориентации, перцептивные (стойкие) убеждения;
готовность воспринимать новое во внешней среде.
3 ГРУППА: МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
В ходе реализации единой методической темы «ключевые компетенции педагога как основа становления нового качества образования» раскрыть содержание этапов и механизмов развития профессиональной компетентности педагога.
1 этап (соответствует 1 году работы над темой) – организационный, теоретический. На первом этапе осуществляется большая организационная работа:
изучение и анализ научно-педагогической, методической литературы;
выбор тематики работы методических объединений учителей, академического совета, педагогических советов;
выявление основных проблем данной темы, определение состава проблемных и творческих групп;
определение содержания деятельности структурных подразделений методической службы школы и отдельных учителей;
определение тематики психолого-педагогических семинаров;
пропаганда материалов и разъяснение преимуществ новых подходов и методов;
разработка индивидуальных тем самообразования.
2 этап (соответствует второму году работы над темой) – обучающе-практический. На втором этапе осуществляется оказание помощи по внедрению новых идей:
практическое обучение использованию рекомендаций;
апробация новых методов и приемов (членами проблемных групп);
организация специальных занятий: консультаций для учителей, методических совещаний, психолого-педагогических семинаров;
новые формы повышения квалификации (круглые столы, моделирование дел, “мозговой штурм”, коллективные обсуждения докладов, выступлений и другие).
3 этап (соответствует третьему году работы над темой) – практический, сбор и обработка полученной информации:
сбор обработанной информации (руководителями МО, проблемной группы, членами администрации);
принятие конкретных решений и разработка рекомендаций на основе полученной информации;
внедрение в практику достижений науки;
реализация плана контрольных мероприятий (открытые уроки, внеклассные мероприятия, отчеты);
проведение опросов, анкетирования, диагностирования педагогов.
изучение мнений участников образовательного процесса.
4 этап – обобщающий, оценка результатов опыта:
проведение единых методических дней по проблеме;
творческие отчеты микрогрупп, творческих групп;
обобщение опыта, рецензирование его руководителями школы, коллегами;
индивидуальная работа (тематические консультации, школы ППО и другие).
5 этап – отчетно-обобщающий:
анализ работы педагогического коллектива над методической темой (заседания педсовета, академического совета, методических объединений, проблемных групп, научно-практическая конференция);
организация тематических выставок;
сбор и накопление материалов из опыта работы по теме, конспекты-разработки открытых мероприятий, библиографические списки по проблемам и другие;
определение перспективных направлений работы.
ПОДТЕМЫ :
1 этап – “Компетентностный подход в образовании: поиск решений”.
2 этап – “Развитие диагностико-дидактической базы – одно из направлений формирования ключевых компетенций педагога”.
3 этап – Внедрение компетентностно-деятельностного подхода в свете модернизации среднего образования”.
4 этап – “Развитие диагностико-психологической и оценочной базы как одно из направлений работы по становлению нового качества образования”.
5 этап – “Компетентностный подход в образовании: опыт и проблемы”.
4 группа: Используя таблицу, представьте инструменты реализации задач по развитию функциональной грамотности учащихся через профессиональную компетенцию учителя.
Таблица: «Инструменты реализации задач по развитию уровневых показателей функциональной грамотности учащихся через профессиональную компетенцию учителя.
| Уровневые показатели функциональной грамотности учащихся | Показатель профессиональной компетенции учителя | |
1 | целепологание: | осознание учеником потребности и способ-ности к самореализации; возникновение учебно-познавательного интереса; владение приемами самостоятельной работы; осмысление терминов, понятий, общеучебных умений и навыков; | учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности |
2 | планирование: | способность ориентироваться в условиях задачи; выделение алгоритма поиска необходимой информации; | используются продуктивные формы групповой работы |
3 | принятие решения | выбор оптимального варианта для решения поставленной задачи; | предоставляется возможно-сть для приобретения опыта достижения цели |
4 | выполнение | умение работать с текстом, рисунком, схемой и графиком. | предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели |
5 | оценка результатов | самооценка достигнутых общеучебных умений и навыков; самоанализ | правила аттестации отличают-ся чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса |
Эти умения могут быть приобретены учащимися при условиях, если обучение носит деятельностный характер; учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели; правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса; используются продуктивные формы групповой работы.
Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
Презентация работ. Картинная галерея.
Группа назначает спикера, который раскрывает суть выполненной работы. Все участники, проходя по выставке, знакомятся с каждой работы, при необходимости задают вопросы.
Вывод. Побывав на выставке работ и ознакомившись с информацией, подведём итог работы.
нацеленность на становление ключевых компетенций является перспективным направлением в науке и практике образования вообще и саиообразования – в частности;
идея о развитии компетенций наиболее интенсивно развивается в системе профессионального образования;
компетентностный подход предполагает конструирование содержания сверху вниз, а способов его освоения снизу вверх, т.е. сначала четко определяется модель нового педагога, а затем под эту модель подбирается содержание по развитию ключевых компетенций;
основные ресурсы должны быть направлены на подготовку кадров.
Оцените работу теоретической части в листе рефлексии (1-2 минуты)
III. ПРАКТИЧЕСКИЙ этап (20 минут)
Просмотр презентации (слайд 14 - 35)
Просмотр Видео: Притча Индивидуальный подход
Что вы думаете о этом видео?
Как видео связанос темой нашего коуча?
Заключительный этап (3-5 минут)
Время пролетело незаметно и наш коучинг подошёл к своему завершению. Как незаметно для нас тикали часы «Тик-так»
Часы являются необходимым предметом для каждого из нас. Давайте все вместе послушаем, как ходят часы и что происходит, когда мы с ними обращаемся небрежно. Я вам предлагаю сыграть в игру,
Правила игры: на один хлопок - правая сторона зала говорит хором: «Тик», на два хлопка левая сторона зала отвечает: «Так».
(Ведущий сначала правильно чередует хлопки, а потом дает два хлопка два раза подряд, два раза по одному).
Заполнить графы «заключительный этап» в листе рефлексии.